Как сформировать самостоятельность у подростка – Развитие самостоятельности у подростков
- Комментариев к записи Как сформировать самостоятельность у подростка – Развитие самостоятельности у подростков нет
- Разное
- Развитие самостоятельности у подростков
- Приемы для развития самостоятельности у подростков
- Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка
- Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка
- ❶ Как развить ответственность у ребенка 🚩 ответственность как развить 🚩 Воспитание и обучение ребенка
- Уроки Благополучия. Как научить подростка самостоятельности
- Как воспитать самостоятельность у подростков. — Ложка мёда
Развитие самостоятельности у подростков
Одна из основных претензий, которые мы предъявляем к современным юношам и девушкам – откровенное неумение принимать решения самостоятельно. Отсюда неуверенность в поступках, частые ошибки, слабая жизненная активность, отсутствие четкой позиции по основополагающим вопросам. Между тем, умение принимать решения – это такой же навык, как и остальные. Следовательно, ему можно научить. Нужно только выяснить, каким образом.
5 причин, почему подросток не самостоятелен
Сначала давайте определим причины, почему подросток отказывается принимать самостоятельные решения?
- Страх сделать ошибку и превратиться в насмешку в глазах друзей, родственников.
- Боязнь последствий, ведь в подростке еще живут детские правила: поступил неправильно – будешь наказан.
- Страх неизведанного: неправильно принятое решение может круто изменить жизнь, уйдут друзья, поменяется привычный уклад.
- Нехватка опыта – возможно главная причина: подросток попросту не понимает сути проблемы выбора и не в состоянии ее решить сам.
- Лень – производное от слабой жизненной мотивации: подростку не за чем делать выбор, он привык, что все сделают за него.
Для того чтобы ребенок совершал в жизни меньше ошибок, научите его преодолевать вышеуказанные факторы.
Способы мотивации
Прежде всего, для подростка необходимо создать жизненную мотивацию, которая заставит его действовать активнее. Так он ощутит собственную ответственность за поступки. Выстраивать мотивацию стоит на основе живого интереса и ни в коем случае не на ругани или шантаже.
Лучше всего, если подросток самостоятельно осознает ценность того или иного занятия и сделает выбор в его пользу. Для этого стоит время от времени «подкидывать» ему интересную и привлекательную информацию, над которой можно поразмышлять и сделать самостоятельный вывод. Создавайте ситуации, которые подтолкнут его к необходимости делать выбор. Потом стоит обсудить результаты, проанализировать их вместе и сделать выводы.
Узнать больше об образовательных решениях, которые мы разрабатываем для корпоративных заказчиков
СвободаПостоянный контроль за принятием решений – самый быстрый способ превратить подростка в безынициативную личность. Гораздо важнее научить его принимать решения самостоятельно. Начните, например, с покупки одежды. Еще до похода в магазин обсудите, что сейчас в моде, постарайтесь вместе определить, какая одежда подходит ребенку. При этом лучше не использовать резких оценок. Обсудите сумму, на которую можно рассчитывать при покупке. А уже непосредственно перед примерочной стоит оставить подростка наедине с выбором. Понаблюдайте за его действиями и в следующий раз внесите коррективы в обучение с учетом того, что у него получилось, а что нет.
Сравнение
Замечать плюсы и минусы, учитывать разные точки зрения – чрезвычайно важное умение для подростка. Он затрудняется в выборе дальнейшей профессии? Постарайтесь вместе определить наиболее подходящие варианты: сходите вместе на мастер-классы, тренинги, встречи по профориентации. А затем вместе перечислите положительные и отрицательные стороны профессий, с которыми ознакомились. Вплоть до внесения их в таблицу на бумаге. Наглядный подход, основанный на анализе и сравнении, поможет определиться с выбором. И ни в коем случае не применяйте командный тон! Постарайтесь быть не ментором, а помощником.
Последствия
Если не обсуждать последствия поступков, то едва ли можно научить подростка выбирать. Именно умение видеть ситуацию на шаг вперед поможет ему ориентироваться. А понимание того, что каждое действие имеет свое последствие, научит его осознанно подходить к выбору. Можно спросить ребенка, какими видит последствия он сам. Уточнить, каких результатов своим действием он желает добиться. Затем поделиться своим видением последствий, а далее позволить ему определиться самостоятельно.
Ошибки
Невозможно понять, каков выбор правильный, не обжегшись. Даже если вы сотню раз будете обсуждать с подростком чужие ошибки, они останутся лишь теорией. Лучше воспользоваться собственным опытом и создавать ситуации, ошибки в которых будут безопасными, но в то же время дадут почву для размышлений. Одновременно научите ребенка принимать ошибки, не впадая в отчаяние и не опуская рук. Если ошибка повлекла за собой негативное последствие, лучше вместе с подростком найти пути решения проблемы, выслушать его, поддержать, помочь советом, не читая при этом нотаций.
Финансы
Подростковый возраст – самое удачное время, чтобы поговорить об основах экономии, распределении бюджета, о приоритете в покупках. Управление личными финансами – это постоянный выбор и умение правильно расставлять приоритеты. Стоит подключить ребенка к планированию семейного бюджета и на практике демонстрировать ему возможности правильного выбора на серьезных примерах. Вам предстоит летнее путешествие? Совместное составление сметы на поездку научит подростка ответственно подходить к построению финансовых планов. Попутно объясните, чем грозят необоснованные траты во время поездки.
Привычка принимать решения
Развитие навыков умения принимать решения – процесс долгий и кропотливый, подходить к нему нужно с терпением и спокойствием. Не факт, что у вас сразу все начнет получаться. Достичь цели можно только в том случае, если не прерывать общение с подростком ни на один день. Тогда необходимость принимать решения войдет у него в привычку, и постепенно он разовьется в самостоятельную личность с активной жизненной позицией..
blog.smart-course.ru
Приемы для развития самостоятельности у подростков
Поиск ЛекцийЧтобы в будущем подросток старался все, что может, делать сам и получал от этого удовольствие, нужно использовать правильные приемы воспитания:
· Во-первых, помочь подростку в формировании умений ставить перед собой цель.
· Надо организовать такое дело (дела), которое позволит добиться ребенку хоть небольшого успеха, что прибавит веры в его силы, увеличит их.
· Родителям необходимо научить подростка самостоятельно делать выбор и брать ответственность на себя.
Любые действия и педагогов и родителей, которые воспринимаемые подростками как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции.
Например, донецкий учитель математики Виктор Федорович Шаталов, для того, чтобы ребята, даже самые отстающие в математике, могли добиться первого успеха, стал задавать на дом не одну, не две, не три задачи, как обычно, а … сто! Сто задач сразу! Оказалось, что это не самый тяжёлый, а самый лёгкий урок. Учитель, разумеется, не требовал решения всех ста задач.
«Нет, – говорил он, – выбери сам задачу по силе и реши её. Хотя бы одну. Одну задачу из сотни найти можно, но когда решишь ее самостоятельно, прибавляются силы и опыт». Так постепенно развивается способность решать и более трудные задачи.
Родители могут действовать на примере этого учителя, предлагая множество жизненно важных задач, из которых подросток будет выбирать те, что ему по силам, увеличивая свой багаж опытом, ресурсами, в которые сам будет верить. Такому подростку мир вокруг кажется светлым, многогранным. И когда-нибудь именно таким заботливым родителям, он скажет спасибо.
Почему ребенок становится зависимым от родителей? В основном потому, что он привыкает, что за него все решают и делают родители. Это снижает его чувство собственной компетентности и формирует зависимость от мнения и подсказок других. Ребенок становится старше, но при этом продолжает думать, что он неспособен что-либо сделать или решить без помощи взрослых.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Воспитание самостоятельности у подростков
· Приучайте ребенка к самостоятельности в выполнении домашних обязанностей (пусть он помогает вам по хозяйству, постепенно у него появится его личная обязанность, за которую отвечает только он).
· Предоставьте ребенку возможность самому себя обслуживать.
· Предъявляемые к сыну или дочери требования должны быть адекватны его возрасту.
· Как можно чаще привлекайте ребенка к обсуждению общих планов, выслушивайте и принимайте во внимание его мнение.
· «Не стойте над душой» у сына или дочки (ребенок, привыкший к тому, что каждое его действие контролируют взрослые, никогда не научится самостоятельно работать).
· Поощряйте вопросы с его стороны, но не «разжевывайте» ему задания.
· Определите индивидуальные особенности ребенка, понаблюдав за стилем его работы: насколько быстро он утомляется от однообразной деятельности, легко ли включается в новое задание или долго «раскачивается», какой вид деятельности ему дается легче.
· Если вы говорите, что что-то сделаете, то сделайте это непременно. Иначе ребенок привыкнет «пропускать мимо ушей» ваши предупреждения (если вы говорите, что в выходные дни он наказан, и вы не отпускаете его куда-то, выполните это обещание).
Таким образом, подростковый период – это продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека.
Ваш ребенок уже подросток и воспитывать его, как малыша, не представляется возможным.
В случаях, когда наблюдается сильное отставание в развитии самостоятельности, подростку потребуется помощь психолога.
Помните: основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание.
Литература
1.Абрамова, Г. С. Возрастная психология, М.: Академический проект, 2006. 701 с.
2.Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007. 271 с.
3.Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 192 с.
4. Маслоу, А.Мотивация и личность/ Пер. с англ. СПб: Питер, 2008. 352 с.
5. Смирнов, А. Г. Практикум по общей психологии учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 224 с.
6.Столяренко, А. М. Психология и педагогика ]: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 423 с.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Помогаем подростку стать самостоятельнее – Развитие ребенка
Рейтинг Рекомендации о том, как научить подростка быть самостоятельным и отвечать за свои поступки |
Когда ребенок вступает в подростковый возраст, родителям свойственно беспокоиться о том, как удовлетворить его потребность в самостоятельности и в то же время обеспечить ему всестороннюю безопасность. В этом вопросе трудно найти золотую середину, и страх о благополучии подростка часто берет верх. С другой стороны, все родители хотят, чтобы их ребенок в будущем стал независимым взрослым.
Подросток и самостоятельность
Подростку требуется больше самостоятельности, чем раньше. Вы увидите эту потребность даже в его простых повседневных делах. В этом непростом возрасте ребенок больше узнает о взрослой жизни и о том, что такое ответственность. Также в этом время он наиболее склонен к неоправданному риску. Сохранить баланс между самостоятельностью и безопасностью – сложная задача, ведь подростки акцентируют свое внимание только на самостоятельности.
Любите и поддерживайте подростка
Это самое важное, что вы можете для него сделать. В этом возрасте дети часто стыдятся физических проявлений родительской любви, особенно в присутствии других людей. Но существует много других способов проявить любовь и заботу:
- Интересуйтесь занятиями и друзьями ребенка.
- Проявляйте интерес к его хобби и увлечениям.
- Будьте хорошим слушателем.
- Чаще говорите ребенку, что вы любите его.
- Всегда считайтесь с мнением подростка.
- Не осуждайте и не оценивайте.
- Не высмеивайте его в присутствии других людей.
Следуя данным советам, вы сделаете ребенка более уверенным в себе и счастливым. В свою очередь, он станет намного ответственнее.
Уважайте эмоции и потребности подростка
Подросток – пока еще не взрослый, но это не значит, что с его мнением не нужно считаться. Важно понимать, что в подростковом возрасте эмоции и психика еще не сформированы и сильно хаотичны. Подросток часто смущается, злится и беспокоится. Это вполне нормально, и это естественная часть взросления. Ваша задача – показать ребенку свое уважение и полную поддержку:
- Всегда проявляйте уважение к ребенку, слушая, что он хочет вам сказать.
- Как можно чаще давайте ребенку возможность почувствовать себя ценным, прислушивайтесь к его мнению.
Это хороший способ наладить общение. Он будет чувствовать, что его любят и уважают. А ваше общение будет более доверительным.
Доверительно разговаривайте с подростком на личные темы
Подросток нуждается в личном пространстве. Любая мелочь может показаться ему нарушением его личных границ. В подростковом возрасте родителям важно установить подростку рамки дозволенного:
- Хорошим способом показать ребенку, чего от него ждут в семье, считается установление семейных правил. Важно, чтобы вы при этом были честны и устанавливали правила разумно. Например, нормально требовать от подростка, чтобы он возвращался домой в 9-10 часов вечера, но требовать быть дома к 7 часам – слишком строго.
- От друзей, сверстников и из Интернета подросток много узнает о сексе. Эта информация не всегда правильная, поэтому стоит открыто поговорить на эту тему с подростком. Говорите уверенно, не стесняясь. Поймите, что вы являетесь для него главным источником правильной, проверенной информации, поэтому будьте открыты для общения. Если вам некомфортно говорить на данную тему – попросите об этом супруга.
- Поговорите с ребенком о сексе, но акцентируйте его внимание на том, что вы не одобряете половую связь в раннем возрасте. Расскажите подростку о методах контрацепции, о негативных последствиях ранней беременности и о том, как обезопасить себя от сексуального насилия.
- Обязательно расскажите подростку о вреде наркотиков. Если ребенок решительно хочет попробовать алкоголь – предложите ему устроить дома вечеринку с друзьями и позвольте употребить алкоголь в небольшом количестве. Убедитесь, что все присутствующие на вечеринке пришли к вам с разрешения их родителей.
Поймите, что подросток – уже не ребенок
- Многие родители считают, что подросток – всё еще ребенок, но не все окружающие согласны с данным мнением. Расскажите подростку, что первым шагом на пути к самостоятельности является понимание того, что он уже не ребенок. И не стоит ожидать, что люди будут снисходительны к нему так же, как к маленькому ребенку.
- Скажите подростку, что он должен вести себя как взрослый, если хочет, чтобы люди относились к нему серьезно. Расскажите, как поступают взрослые в той или иной ситуации.
Подросток и ответственность за поступки
- Когда подросток берет на себя ответственность за свои действия и слова, он становится более самостоятельным. Объясните ему, что всегда необходимо отвечать за поступки. Люди охотно взаимодействуют с ответственными людьми, способными отстаивать точку зрения.
- Расскажите подростку, что допускать ошибки в процессе взросления и обучения – нормально. Научите его признавать свои ошибки и радоваться правильным решениям. Также научите быть максимально честным и признавать ошибочные решения.
Покажите подростку, как заслужить доверие окружающих
- Если вы хотите, чтобы ваш подросток стал самостоятельным – помогите ему заслужить доверие людей. Как только окружающие увидят, что подростку можно доверять – они дадут ему возможность самостоятельно принимать решения.
- Приучите ребенка к тому, чтобы он придерживался установленных правил, всегда сообщал родителям, где он находится, слушал старших.
Домашние обязанности – неотъемлемая часть самостоятельности
- Самостоятельность означает не только свободу, но и такие вещи, как обязанности и ответственность. Скажите подростку, что он уже достаточно взрослый, и ему нужно выполнять хотя бы простейшие обязанности по дому. Позвольте ему помогать вам по мере возможностей и выполнять некоторые дела.
- В выполнении домашних обязанностей подросток может обращаться к вам за помощью, но при этом он должен проявить инициативу. Он уже достаточно взрослый для того, чтобы готовить ужин для всей семьи, ухаживать за растениями, покупать продукты.
Научите подростка готовить
- Навык приготовления различных блюд пригодится не только девочкам. Если подросток научится готовить, он станет самостоятельнее и будет меньше зависеть от других.
- Вместе с ребенком находите интересные рецепты в Интернете и готовьте их дома. Можно устраивать дни иностранной кухни и пробовать оригинальные блюда, а заодно больше узнать о культуре и обычаях других стран.
Научите ребенка правильно расставлять жизненные приоритеты
- Обретая самостоятельность, ребенок должен научиться отличать главное от второстепенного, а также правильно расставлять приоритеты. Объясните ребенку, что есть дела, которым следует уделить главное внимание, и есть те, которые можно выполнять в свободное время.
- Подросток должен понимать, что некоторые дела могут казаться срочными, однако их можно отложить. И наоборот: он может откладывать важные дела из-за того, что они кажутся слишком сложными.
- Помогите подростку составить список дел на день. Предложите ему расставить дела в порядке их важности, начиная с наиболее срочных. Подскажите, где он неправильно расставляет приоритеты.
Научите ребенка заботиться о собственной безопасности
- Когда подросток становится более независимым, родители часто опасаются за его безопасность. Отдайте подростка в секцию самообороны. Когда он будет знать, как защитить себя в опасных ситуациях, ему будет не так страшно проявлять самостоятельность.
- Объясните ребенку, что всегда необходимо заботиться о собственной безопасности, вне зависимости от того, насколько он уверен в своих силах. Не стоит гулять в опасных местах или идти гулять с людьми, с которыми он не чувствует себя в безопасности.
- Научите подростка не заходить в лифт с незнакомцами и не ходить на вечеринки к незнакомым людям.
Подросток должен знать, к кому обращаться в ситуации опасности
- Ребенок должен наизусть выучить номера телефонов, по которым он может позвонить в опасных ситуациях или тогда, когда ему понадобится помощь.
- Подросток должен знать адрес ближайшего отделения полиции и больницы и то, как туда можно быстро добраться в случае необходимости.
Когда ваш ребенок переживает трудности подросткового возраста, вам тоже приходится непросто. Но подростковый возраст – хорошее время для того, чтобы поделиться с ним своими тревогами. Это даст ему понять, как сильно вы его любите и как сильно о нем заботитесь. Так он станет более ответственным и начнет заботиться о собственной безопасности.
Оцените публикациюРейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 4 оценок.
Ссылки по теме:
Вконтакт
Развитие ребенка
28.07.2017
childdevelop.ru
Как научить самостоятельности ребёнка и воспитать ответственность у подростка
Как научить ребёнка принимать решения самостоятельно, но обеспечить его безопасность и уберечь от необдуманных поступков? Психолог Данил Парникель рассказывает, как связаны между собой самостоятельность и ответственность и чем они различаются.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Самостоятельность — это «мама, я сам». То есть способность ребёнка выполнять действие без вмешательства и помощи родителя. Ответственность — это «мама, я сделаю». То есть готовность ребёнка соблюдать договоренности и действовать по принципу «сказал, что сделаю — сделал».
Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.
Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.
Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.
На принятие ответственности влияет много факторов: «сталкивался ли я с этой ситуацией раньше», «понимаю ли я, что происходит», «понимаю ли я пределы своих возможностей в этой ситуации», «чем я рискую, принимая решение».
Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их
То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.
- Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.
- Опыт родителя не конвертируется в опыт ребёнка. «Поверь мне, я через это проходил» — одна из классических фраз, которой родитель пытается защитить ребёнка, рассказывая о своих ошибках. Но родитель сам пришёл к этому, совершая ошибки, и у него были свои родители, но ничего не поменялось. Дети могут прислушиваться к мнению родителей, учитывать их опыт, но никогда не смогут, просто выслушав «правильные» мысли и идеи, сделать их своими.
- Необходимо определиться с приоритетами: собрать портфель самому или успеть в школу, сделать уроки самостоятельно или лечь спать вовремя. Если вы искренне удивлены катастрофической несамостоятельностью ребёнка, вспомните, как проходит его практика. Классический пример: запрос родителя на развитие самостоятельности ребёнка сопровождается иллюстрацией: «Он всегда собирается ну ооочень долго, в итоге я сам закидываю вещи в портфель и мы бежим в школу».
Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.
Правила для воспитания ответственности
1. Ответственность должна быть по силам ребёнка
Начинать надо с малого. Если вам кажется, что ребёнку пора научиться делать уроки без напоминаний, ведь это его зона ответственности, недостаточно сказать «Так! С сегодняшнего дня я тебе не напоминаю про уроки, следи за этим сам». Лучше начать с малого: предложите следить за временем, когда ему следует приступать к домашнему заданию, обсуждайте трудности, помогайте находить решения.
2. Поддержка, а не критика
Если ребёнку трудно справиться с какой-то ответственностью. С ответственностью нельзя «справляться», ответственность берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.
3. Личный пример
Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.
Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.
Фото: iStockphoto (jossdim)
mel.fm
❶ Как развить ответственность у ребенка 🚩 ответственность как развить 🚩 Воспитание и обучение ребенка
Самостоятельный человек умеет выполнять необходимые навыки: при необходимости постирать одежду, купить продукты и приготовить себе обед. Также он прибирает в квартире, выносит мусор и старается содержать вещи на своих местах.
Найдите способ, как мотивировать ребенка поддерживать порядок в личном пространстве. Предложите подростку его круг обязанностей по дому. Он может ежедневно утром выносить мусор, после школы покупать в магазине хлеб и молоко, а вечером участвовать в процессе приготовления ужина или самостоятельно закладывать стирку.
Постепенно расширяйте сферу его обязанностей. Возложите на подростка участие в процессе уборки дома. Его обязанностью может стать вся уборка, если родители сильно заняты, или какой-то конкретный процесс: пропылесосить, протереть пыль, вымыть пол. Он должен самостоятельно следить за своим опрятным внешним видом. При этом желательно, чтобы он сам гладил свою одежду и чистил обувь по утрам.
Самостоятельный человек знает, как оплатить коммунальные расходы, и сумеет вызвать мастера в экстренных случаях. В нестандартных ситуациях самостоятельный человек не растеряется, а будет активно искать способ решения.
Просите подростка иногда оплачивать коммунальные платежи. Заведите домашний справочник с телефонами экстренных служб и знакомых. Покажите ребенку все телефоны и объясните, кому он должен звонить в экстренных ситуациях, или кто из знакомых даст нужный совет, если до вас не получается дозвониться.
Самостоятельный человек обладает собственными взглядами на жизнь. Он не подвержен чужому влиянию и четко представляет свои ближайшие цели и план действий. Взрослый человек находит нужную информацию для реализации задуманного и привлекает к помощи окружающих, если того требует ситуация. Он мотивирован на достижение результата.
Поощряйте желание ребенка получать новые знания и навыки. Помогайте ему создавать краткосрочные планы и контролировать процесс их достижения. Приучайте подростка не сдаваться, если у него что-то не получается, а искать другие способы достичь цели.
Самостоятельную личность характеризует способность брать ответственность за свои решения на себя. Такой человек в состоянии адекватно оценить ситуацию и выбрать наиболее оптимальное решение для данных обстоятельств.
Он ориентируется первоначально на собственную точку зрения и только в сложных ситуациях прибегает к посторонней помощи и советам. Он понимает как устроена социальная жизнь человека и осознает нравственные законы общества, имеет моральные ценности и умеет общаться.
Учите ребенка грамотному общению и этике поведения. Показывайте своим примером, как важно держать свое слово и самому принимать решения. Предоставьте подростку определенную свободу выбора, где решение должен принимать он сам. К примеру, он может покупать себе канцелярские принадлежности к школе, а позже одежду. Уважайте мнение ребенка и поощряйте его стремление к самостоятельности.
www.kakprosto.ru
Уроки Благополучия. Как научить подростка самостоятельности
Самый трудный возраст в жизни – подростковый. Именно в это время личность человека взрослеет, и он ищет себя в этом мире. Это уже не ребенок, а практически полностью сформированная личность, к которой необходимо относиться соответственно.
В 11 лет у ребенка уже полностью сформирован характер. И в этом возрасте родителям необходимо кардинально менять схему поведения с ним. Если продолжать относиться к нему, как к ребенку, то с большой долей вероятности чадо вырастет инфантильным и безынициативным. Тогда родители обречены тащить ребенка на своих плечах еще очень долгое время.
Согласитесь, почти у каждого у нас есть знакомый (или знакомая), который живет с родителями, не слишком стремится зарабатывать деньги и реализовать себя. Ему комфортно в состоянии «вечного ребенка». И это на 100% ошибка родителей, которые вовремя не поняли, что их ребенок взрослеет.
Почему подростковый возраст настолько важен для развития личности
Один из психологов сказал: «Я верю, что человек может быть счастлив в 5 или 35 лет. Но рассмеюсь в глаза тому, кто скажет, что человек может быть счастлив в 15».
Дело в том, что в подростковом возрасте человек частично или полностью окунается во взрослую жизнь. И он занимается поиском своего места в ней, учится достигать успеха и поставленных целей.
Задача родителей – научить ребенка самостоятельности. И дело даже не в том, чтобы уметь разогреть или приготовить себе завтрак или сходить в магазин (хотя это тоже важная часть). Подросток должен научиться мыслить самостоятельно, независимо от мнения других.
Вспомните, как мы разговариваем с маленькими детьми. Мы можем запретить им трогать что-нибудь, ограничить их передвижение или действия. И это считается нормальным. Но для подростка любые ограничения и рамки автоматически будут расценены как угроза личности, даже если они идут от родителей. И будьте уверены, что подросток обязательно поступит наперекор всем ограничениям.
Именно поэтому девочки-отличницы влюбляются в байкеров, когда покидают родительский дом. Все их желания концентрируются на том, чтобы избавиться от рамок, установленных родителями. И рано или поздно им это удается. В противном случае общество получает гражданина, полностью зависимого от родителей. И такой «трутень» просто не способен на жизнь отдельно – он не умеет принимать самостоятельные решения.
Руководство для родителей подростка: 5 шагов
Итак, ваш ребенок 11 лет пришел к вам за советом. Эта ситуация очень важна, ведь от ваших действий зависит, как он будет относиться к вашим словам, советам и просьбам в дальнейшем.
«Папа (мама), мне нужен твой совет». Следующие 30 минут определят качество вашего общения с ребенком на долгие годы вперед. И если сделать все правильно, вы сможете научить его самостоятельности и независимости.
Шаг 1. Выслушайте.
Не пытайтесь что-либо говорить или сразу судить, не вникнув в ситуацию. Даже если она кажется вам глупой или бессмысленной, выслушайте до конца. Очень важно не перебивать ребенка, не выражать свое недовольство, не указывать ему на его глупость. Если ребенок не почувствует участия к своей проблеме, то он мгновенно закроется. И не факт, что в следующий раз он подойдет за советом. Даже наоборот – будьте уверены, что за советом он не придет.
Поэтому выслушайте полностью, и только после этого говорите, что вы думаете о ситуации.
Шаг 2. Рекомендуйте
Это ваша возможность передать житейскую мудрость своему ребенку. Расскажите, как бы вы поступили в ситуации. И обязательно используйте фразу «Я рекомендую…».
Именно «рекомендую», а не «ты должен», «сделай так» и другие варианты указующих советов. Вы должны показать ребенку направление, в котором ему нужно думать и действовать. Важно, чтобы ребенок понял ваши аргументы и принял их к сведениям.
Ни в коем случае не нужно переубеждать ребенка, используя родительский авторитет. Этим вы понизите его собственную значимость и значительно уменьшите шансы успешного разрешения проблемы.
Шаг 3. Разрешите действовать
После того, как вы высказали свое мнение, вы должны обязательно сделать акцент на том, что это ваше мнение. А ребенок имеет право сделать так, как он считает нужным. Помогите ему преодолеть неуверенность в себе.
Он может сделать по-вашему или нет. И важно здесь не вмешиваться в его действия. Он попросил совета – вы его дали. Все его дальнейшие действия – это его личная ответственность. Нужно, чтобы он это понимал. Ведь согласитесь, вы сами далеко не всегда слушаетесь советов других людей.
Вмешаться можно и нужно только в том случае, если действия ребенка могут нести угрозу его здоровью или жизни. В любом другом случае ответственность за решение должна в полной мере лежать на ребенке.
Шаг 4. Поддержите
Уже после того, как ребенок сделал определенные шаги к решению проблемы, нужно его поддержать.
Если проблема успешно разрешилась (вне зависимости от того, следовал ли ребенок вашим советам), необходимо похвалить его мудрость, высказать ему свою гордость. Не стесняйтесь сказать ему, что он молодец – это очень важно для самооценки ребенка.
Шаг 5. Анализируйте
Если по каким-то причинам он что-то сделал не так, важно не критиковать его действия. Ошибки может сделать каждый. В таком случае нужно поддержать его и попробовать разобраться в ситуации – что именно было сделано неправильно.
«Давай разберемся, почему так произошло». От этой фразы начинается анализ действий ребенка. При этом старайтесь, чтобы ребенок сам размышлял над ситуацией и делал выводы. Вам же нужно только направлять ход его мыслей.
Также необходимо мягко указывать на то, какие моменты не были учтены при принятии решений. А главное – нужно сделать выводы, чтобы не повторять подобных ошибок в будущем. Научите его преодолеть страх перед будущими ошибками.
Это один из самых важных этапов. Если его пропустить, то ребенок будет раз за разом наступать на одни и те же грабли, совершая те же ошибки.
Вне зависимости от результата, нужно похвалить ребенка за самостоятельность. Ведь он принял решение и справился с его последствиями. Это уже достойно похвалы.
Эта простая и понятная схема позволит вам без давления на ребенка помочь разрешить ему любую жизненную ситуацию. Во-первых, он научится принимать решения самостоятельно. Во-вторых, сохранит доверие к вам как к человеку, который может помочь всегда.
Пользуйтесь, и пусть ваши отношения с детьми будут основанными на доверии и взаимопонимании.
Также рекомендую прочитать:
Всех вам благ!
С любовью и уважением, Евгений Дейнеко.
© Евгений Дейнеко
deyneko.tv
Как воспитать самостоятельность у подростков. — Ложка мёда
Как помочь подростку стать более самостоятельным, прекратить его контролировать, одновременно не отпустив на произвол судьбы?Около 11-14 лет созревает потребность принимать свои решения. Бывает, что к этому возрасту родители еще не готовы позволить ребенку это делать. Особенно если до этого имела место гиперопека.
Гиперопека приводит к тому, что на ребенка ложится ответственность не по возрасту и не по статусу: сделать счастливым не только себя, но и родителя. В подростковом периоде этот груз приводит к огромному числу ярких конфликтов.
⠀
С подростками трудно. Их поведение противоречиво. Потому что одна их часть стремиться к детскому состоянию «вы мне все должны, решайте за меня, заботьтесь обо мне», а другая страстно желает почувствовать себя уверенным взрослым «я могу все сам, не лезьте со своим контролем». Это более зрелый вариант кризиса 3х лет. Но перед вами уже не начавшее недавно говорить чадо, а человек, который серьезно претендует на равноправие.
Вот ориентиры в воспитании самостоятельности у подростков:
1. Проведите мысленную ревизию того, сколько времени вы думаете/планируете/занимаетесь своими делами и сколько часов вы тратите на мысли и заботы о ребенке. Можно провести хронометраж дня для достоверных данных. Переведите цифры в проценты. (Помните, что чем младше ребенок, тем больше времени вы будете посвящать в своих делах и мыслях ему. Это естественно. Особенно если речь о детях до года).
⠀
2. Когда вы себя таким образом «продиагностируете», старайтесь отслеживать свои мысли про ребенка. Например, вы обедаете и ловите себя на мыслях про то, что думаете, а что же сделать ребенку на ужин или как сделать так, чтобы он ел школьные обеды. Усилием воли переключите внимание на себя, переформатировав вопрос: «А что я буду на ужин, нужно ли мне пересмотреть свое меню или меня все устраивает?»
Если вы размышляете: «Когда он сделает уроки сегодня, уже вечер, а он еще даже не садился, что он себе думает». Обратите ход мыслей в русло: «Нет ли у меня каких-то незаконченных дел? Чем бы мне хотелось занять свой вечер?»
⠀
3. Поощряйте детей принимать решения. Это может выглядеть так:
Я доверяю тебе принять самой решение, можешь ли ты пойти погулять с подружками и выполнить свои обязанности по дому. Я не имею ничего против прогулки, если ты сможешь спланировать свое время».
⠀
4. Если ребенок спрашивает разрешения, пойти, скажем, на вечеринку, не давайте ему готовый ответ (даже если уверены, что там ему не место), вместе обсудите последствия, варианты, плюсы и минусы.
⠀
5. Часто за желанием родителя дать ребенку самостоятельность и позволить ему принимать решения стоят ожидания, что ребенок будет принимать в е р н ы е решения. И когда этого не происходит, начинаются конфликты. Относитесь к бытовым ситуациям как к тренингу навыков. А при учебе ошибки неизбежны. Позвольте ему ошибаться. Так подросток научится видеть последствия своих решений и ваши отношения не будут напряженными. (Конечно, речь не идет об опасных для жизни и здоровья ситуациях).
⠀
И, конечно, важно для себя ответить на вопросы: я могу позволить своему ребенку нести ответственность за свои поступки, совершать ошибки, иметь дело с последствиями? Хочу ли я, чтобы он отделялся от меня и становился более самостоятельным?
lozhkameda.org