Предпосылки распада ссср экономические – Экономические причины распада ссср

Содержание

Экономические причины распада ссср

С хема 1

Неравномерное

распределение финансовых и материальных средств из Фе-дерального бюджета между республиками.

Мало учиты-вался эконо-мический по-тенциал рес-публик в оп-ределении планов разви-тия государ-ства.

Одностороннее экономическое развитие рес-публик, наса-ждение моно-культурного хозяйства.

В результате гос-подства государ-ственной собствен-ности на средства производства, рес-публики не имели возможности само-стоятельно распо-ряжаться своими природными богат-ствами.

Республики были лишены возмож-ности самостоя-тельно участвовать в международных экономических от-ношениях, пол-ностью зависели от федеральных властей.

С

Политические причины распада ссср

хема 2

Ограниченный суверенитет республик

Коммунистическая идеология, социалистические идеалы не находили поддержки среди народов других республик

Некоторые рес-публики, насиль-ственно присоеди-нённые к СССР в 20-30-е гг., изъя-вили желание быть самостоятельными.

Политика федераль-ного правительства по переделу администра-тивных границ в СССР привела к межнацио-нальным вооружён-ным конфликтам.

С

Этнические причины распада ссср

хема 3

Русификация наро-дов СССР, недоста-точное развитие на-ционального языка и национального обра-зования.

Полная потеря национальных обычаев, тради-ций и праздни-ков.

Дискриминации-онная политика федеральных властей по отно-шению к малым народам.

Несправедливая политика СССР в 30-40-е гг. по отношению к чеченцам, крымским татарам, кабардинцам, немцам.

Сущность курса на «новое политическое мышление»

Схема 4

  • СССР стал воспринимать себя частью мирового сообщества;

  • Главными способами осуществления внешнеполитической деятельности стали встречи с лидерамидругих государств, компромиссы, разрушение образа врага в лице капиталистических стран;

  • Приоритет общечеловеческих ценностей;

  • Терпимое отношение к политическим процессам, происходящим в странах Восточной Европы.

С

Основные вопросы внешней политики в 1985 – 1990-е гг.

хема 5

Проблема

разоружения

Частные

контакты.

Советско-японская проблема островных территорий.

Германский

вопрос.

Взаимоотношения со странами соцсистемы

Проблема

региональных

конфликтов.

В/материалы:

1. Намедни 1985 – 1991 (сюжеты).

Литература:

Основная

  1. История России с древнейших времен до начала XXI в./ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. – М., 2005. (Допущено МО РФ)

  2. История России (IX – нач. XXI вв.): учебник по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям / С.Н. Полторак, А.Ю. Дворниченко и др. – М., 2006. (Допущено МО РФ)

  3. История России: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А.,Сивохина Т.А. – М, 2004, 2007. (Рекомендовано УМО)

  4. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. – СПб., 2007, 2008. (Допущено МО РФ)

studfiles.net

Основные причины и последствия распада СССР — журнал “Рутвет”

Оглавление:

  1. Как все начиналось?
  2. Экономические причины распада СССР
  3. Комплекс других причин распада СССР
  4. Последствия распада СССР

Советский Союз – государство, юридически оформившееся в 1922 году и просуществовавшее чуть менее 70 лет. В декабре 1991 года оно было официально ликвидировано денонсацией союзного договора. То, как происходил распад СССР, причины и последствия этого процесса актуальны и для нашего времени.

Как все начиналось?

Чтобы понять, почему распался СССР, нужно обратиться к истории его возникновения. Он появился в результате победы красных коммунистических сил в гражданской войне, которая, в свою очередь, потребовала возрождения полноценного государственного образования, построенного не на большевистском лозунге мировой революции, а на необходимости сохранения сделанных завоеваний. Нужно было возрождать и развивать промышленность, сельское хозяйство, образование, управленческие структуры, налаживать нормальную мирную жизнь для граждан.

Это требовало объединения ресурсов всех тех территорий, которые ранее входили в Российскую империю (за исключением части польских земель и Финляндии) и уже имели опыт совместного сосуществования. Тем самым также обеспечивалось решение сложных внешнеполитических задач для страны «победившего социализма», которая в тот момент находилась в дипломатической изоляции, испытывала военное давление со стороны бывших союзников и для обеспечения своего развития могла рассчитывать только на собственные силы.

Советский Союз юридически был создан как федеративное государственное образование с декларируемым суверенитетом вошедших в него республик, дававшим им право на выход из этого общего государства. Однако фактически он представлял собой унитарную модель с жесткой вертикалью власти, опиравшейся на марксистскую идеологию.

Экономические причины распада СССР

При обсуждении вопроса о том, каковы основные причины распада СССР, чаще всего перечисляют те острые экономические проблемы, которые он испытывал.

  • Главной из них считается так называемая «ресурсная ловушка»: наличие значительных запасов сырья, прежде всего нефти и газа, востребованных на внешнем рынке привели к преобладанию экстенсивного типа экономического развития страны, ее технологическому отставанию и зависимости от цен на энергоресурсы на мировом рынке. Экономический кризис второй половины 1980-х привел к резкому снижению энергопотребления и спровоцировал турбулентность советской социально-экономической системы, более половины доходов которой формировалось за счет экспорта нефти и газа. Тем самым возник дефицит ресурсов и появились сложности с выполнением государством взятых на себя обязательств.

  • Поскольку Советский Союз являлся одной из двух сверхдержав в биполярной системе международных отношений, то он нес очень существенную нагрузку, связанную с поддержанием жизнеспособности так называемой мировой системы социализма и части развивающихся стран третьего мира. Это требовало очень больших ресурсов, которые к концу 1980-х годов оказались исчерпанными.
  • Основной отраслью советской экономики был так называемый ВПК – военно-промышленный комплекс, обеспечивавший обороноспособность не только СССР, но и стран Варшавского договора. В условиях холодной войны и гонки вооружений это привело к диспропорциональности хозяйственной системы, которая была ориентирована на первоочередное развитие военной промышленности в ущерб иным отраслям экономики. К концу своего существования СССР уже фактически не имел ресурсов для того, чтобы обеспечивать паритет с США в военно-технической области, особенно с учетом развертывавшейся в то время программы СОИ.
  • Построенная в СССР плановая экономика не смогла в полной мере решить вопрос со снабжением населения необходимыми в повседневной жизни товарами. Перманентный дефицит того, что требуется человеку каждый день, включая продукты питания, их низкое качество, очереди за самым необходимым порождали, с одной стороны, возникновение теневой экономики и черного рынка, с другой, утрату доверия к власти, неспособной эти проблемы решить. Отставание в уровне и качестве жизни от европейских стран, самоизоляция от внешнего мира вызывали законное недовольство большинства населения.

Вероятно, что все эти проблемы, рассматриваемые сейчас как социально-экономические причины распада СССР, могли быть решены. Однако перестройка, начатая М.С. Горбачевым в 1985 году, не содержала в себе адекватных способов развития национального производства и улучшения жизни населения страны.

Видео о причинах распада СССР

Комплекс других причин распада СССР

К концу своего существования Советский Союз накопил серьезные проблемы, не исчерпывавшиеся только экономическими трудностями, которые и стали движущей силой распада этой государственной модели.

  • Партократическое консервативное управление страной, сложившееся в брежневскую эпоху, обладавшее стереотипным мышлением, неспособное оценить вызовы современности и, как следствие, отвергавшее возможность модернизации советской системы. Перестройка была попыткой преодоления накопленных трудностей, но поскольку она не являлась точно выверенной стратегией национального развития, то в итоге лишь еще более дестабилизировала ситуацию.
  • В качестве причины распада СССР называется резкий рост бюрократической системы, приведший, в конечном итоге, к утрате ее эффективности. В конце брежневской эпохи количество центральных министерств достигло 70. К ним следует прибавить 24 государственных комитета и не менее громоздкий аппарат в каждой из республик. С приходом к власти Горбачева управленческий аппарат был сокращен вдвое. В результате возникла серьезная институциональная проблема: если при Брежневе управление было неповоротливо из-за излишней бюрократизации, то при Горбачеве возник функциональный кризис, когда часть важных направлений фактически осталась без управления.
  • Моноидеология марксизма, возведенного в догму, цензура в СМИ и отказ от восприятия иных мировоззренческих концептов привели в брежневскую эпоху к самоизоляции. «Новое мышление», предложенное Горбачевым, не означало отказа от марксизма как ведущей идеологической системы, но требовало большей открытости по отношению к миру. Фактически оно вылилось в резкую критику прошлого страны, отказ от гордости за ее достижения и некритическое восприятие Запада, который, как тогда казалось, готов к равноправному сотрудничеству с СССР.

  • Накопившиеся национальные проблемы, выразившиеся в центробежных стремлениях союзных республик (парад суверенитетов) и возникновении серии национальных конфликтов (Нагорный Карабах, грузино-абхазский конфликт). Неудача с подписанием нового союзного договора и ГКЧП привели к окончательному распаду Советского Союза.

Последствия распада СССР

Последствия распада СССР носят системный характер и затрагивают как внутренние, так и международные аспекты.

В результате Беловежских соглашений 1991 года на мировой карте появилось 15 новых суверенных государств, но правопреемницей СССР стала только Российская Федерация. Произошел распад единого экономического пространства, рублевой зоны, вооруженных сил, что негативно сказалось на всех новых государственных образованиях. Имела место также гуманитарная катастрофа, связанная с разрывом семейных и родственных связей, потоком беженцев из тех республик, где местные элиты начали войну за власть, перешедшую в гражданское противостояние.

Российская Федерация провозгласила курс на рыночную экономику и демократизацию политической системы. Реформы, запущенные под руководством президента Б. Ельцина, осуществлялись на основе рекомендаций западных партнеров РФ в форме так называемой «шоковой терапии». Они привели к разрушению национального производства, внешней экономической зависимости и фактической утрате экономического суверенитета. Резкое обнищание население породило острое социальное противостояние, которое вылилось в конфликт 1993 года.

Видео о причинах и последствиях распада СССР

Не были решены национальные проблемы, и на повестке дня находился вопрос о возможном распаде РФ. Претензии на предоставление государственного суверенитета заявили Татарстан и Чечня. Это вылилось в долговременный вооруженный конфликт – первую и вторую чеченские войны.

РФ утратила позиции сверхдержавы в международных делах и стала выстраивать свою внешнеполитическую линию в полном согласии с мнением США. Разрушение биполярной системы спровоцировало усиление международной напряженности и активизировало военные конфликты, которые впервые после 1945 года затронули Европу (Югославия).

Распад СССР и образование СНГ фактически подтвердил идею прусского «железного канцлера» Отто фон Бисмарка, который полагал, что Россия не может быть ликвидирована в результате военного захвата, поскольку обладает уникальной способностью к сплачиванию и самовосстановлению. Бисмарк считал, что она может быть только саморазрушена в результате дегенеративных процессов, происходящих внутри страны. Это утверждение в полной мере подтвердил Советский Союз.

А как Вы считаете, почему распался СССР, и каковы последствия этого события? Поделитесь своим мнением в комментариях.

www.rutvet.ru

Экономические причины распада ссср

С хема 1

Неравномерное

распределение финансовых и материальных средств из Фе-дерального бюджета между республиками.

Мало учиты-вался эконо-мический по-тенциал рес-публик в оп-ределении планов разви-тия государ-ства.

Одностороннее экономическое развитие рес-публик, наса-ждение моно-культурного хозяйства.

В результате гос-подства государ-ственной собствен-ности на средства производства, рес-публики не имели возможности само-стоятельно распо-ряжаться своими природными богат-ствами.

Республики были лишены возмож-ности самостоя-тельно участвовать в международных экономических от-ношениях, пол-ностью зависели от федеральных властей.

С

Политические причины распада ссср

хема 2

Ограниченный суверенитет республик

Коммунистическая идеология, социалистические идеалы не находили поддержки среди народов других республик

Некоторые рес-публики, насиль-ственно присоеди-нённые к СССР в 20-30-е гг., изъя-вили желание быть самостоятельными.

Политика федераль-ного правительства по переделу администра-тивных границ в СССР привела к межнацио-нальным вооружён-ным конфликтам.

С

Этнические причины распада ссср

хема 3

Русификация наро-дов СССР, недоста-точное развитие на-ционального языка и национального обра-зования.

Полная потеря национальных обычаев, тради-ций и праздни-ков.

Дискриминации-онная политика федеральных властей по отно-шению к малым народам.

Несправедливая политика СССР в 30-40-е гг. по отношению к чеченцам, крымским татарам, кабардинцам, немцам.

Сущность курса на «новое политическое мышление»

Схема 4

  • СССР стал воспринимать себя частью мирового сообщества;

  • Главными способами осуществления внешнеполитической деятельности стали встречи с лидерамидругих государств, компромиссы, разрушение образа врага в лице капиталистических стран;

  • Приоритет общечеловеческих ценностей;

  • Терпимое отношение к политическим процессам, происходящим в странах Восточной Европы.

С

Основные вопросы внешней политики в 1985 – 1990-е гг.

хема 5

Проблема

разоружения

Частные

контакты.

Советско-японская проблема островных территорий.

Германский

вопрос.

Взаимоотношения со странами соцсистемы

Проблема

региональных

конфликтов.

В/материалы:

1. Намедни 1985 – 1991 (сюжеты).

Литература:

Основная

  1. История России с древнейших времен до начала XXI в./ Горинов М.М., Горский А.А., Данилов А.А. – М., 2005. (Допущено МО РФ)

  2. История России (IX – нач. XXI вв.): учебник по дисциплине «Отечественная история» для студентов вузов, обучающихся по неисторическим специальностям / С.Н. Полторак, А.Ю. Дворниченко и др. – М., 2006. (Допущено МО РФ)

  3. История России: учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А.,Сивохина Т.А. – М, 2004, 2007. (Рекомендовано УМО)

  4. Фортунатов В.В. Отечественная история для гуманитарных вузов. – СПб., 2007, 2008. (Допущено МО РФ)

studfiles.net

Предпосылки распада ссср

  • Зарождение национального сепаратизма и регионального экономического изоляционизма вследствие неэффективности советской экономической системы и неудачи экономических реформ в период перестройки

  • Борьба за власть между центральными и национально-региональными политическими элитами

  • Кризис коммунистической идеологии, ослабление КПСС и последующая ликвидация тоталитарной системы и партийно-политической монополии на власть, составляющих основу СССР

  • Отсутствие разумного баланса в полномочиях центра и национальных республик. Диктат центральной власти в отношении национально-государственных образований

Приложение 51.

Итоги экономических реформ 1992-1997 гг.

  • Демонтаж плановой экономики

  • Либерализация цен и отказ от их государственного регулирования

  • Завершение первого этапа приватизации

  • Формирование потребительского рынка

  • Перемещение деловой активности в негосударственный сектор , создание класса собственников

  • Обеспечение внутренней конвертируемости рубля

  • Пополнение золотого и валютного запасов

  • Либерализация внешнеэкономической деятельности

  • Постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство

Приложение 52.

Социальные потери в ходе реформирования

  • Обесценивание денежных сбережений населения, хронические задержки выплаты зарплат, падение жизненного уровня значительной части населения,

  • Резкий рост цен на товары первой необходимости

  • Увеличение уровня безработицы

  • Высокий уровень инфляции в 1992-1995 гг.

  • Сокращение объёмов промышленного и сельскохозяйственного производства

  • Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение

  • «Четвёртая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из страны

  • Демографический спад: рост смертности населения, резкое падение уровня рождаемости

  • Рост коррупции и злоупотребления служебным положением

  • Рост преступности в обществе, создание криминальных группировок

  • Увеличение налогов на мелкого предпринимателя и «среднего» россиянина

Приложение 53.

Основные причины трудностей и неудач реформ 1990-х гг. в России

  • Неблагоприятная социально-экономическая ситуация

  • Половинчатость и непоследовательность реформ

  • Ошибки теоретиков и исполнителей реформ

Приложение 54.

С приходом к власти В.В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ:

– Созданы семь федеральных округов и назначены Полномочные представители Президента РФ в округах, что способствовало централизации власти

– Изменена система формирования Совета Федерации: в 2000 -2002 г. глав субъектов и их представительных органов, входивших в Совет Федерации по должности, заменили представители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой – законодательным органом

– Произведены изменения в структуре органов исполнительной власти

– В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов РФ

Приложение 55.

Основные приоритеты внутренней и внешней политики рф на современном этапе

– Усиление роли государства

– Совершенствование механизма государственного управления

– Стабилизация ситуации в экономике и экономический рост

– Борьба с терроризмом

– Борьба с коррупцией

– Развитие социальных программ: повышение пенсий, стипендий и зарплат бюджетникам, поддержка здравоохранения и системы образования

– Интеграция со странами СНГ

– Сближение с ведущими европейскими странами

Библиографический список

studfiles.net

Предпосылки распада СССР и образования ряда независимых государств — Записки историка

Советский Союз официально существовал до ноября 1991 года, после чего содружество республик распалось. Основанием для этого послужило официальное соглашение глав трех крупнейших государств, некогда входивших в СССР – Белоруссии, Украины и России. Распад СССР стал толчком не только для социального, но и для национального расслоения населения. Официальным языком Советского Союза, на котором заключались все документы и велись переговоры – был русский. Как только Союз распался, представители отдельных народностей и национальностей изъявили желание общаться на собственном языке, поддерживать исключительно собственную культуру. У границ России начался процесс формирования так называемого «пояса сепаратизма», представленного такими небольшими государствами, как: Приднестровская Молдавская Республика, Крым, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Каждая из названных территорий является зоной вооруженного конфликта. В 90-х годах там происходили вооруженные столкновения и велись боевые действий, сегодня большая часть конфликтов заморожена, но не решена. Генезис развития ситуации в рассматриваемых регионах существенно отличается, но имеются другие более общие черты, делающие эти конфликты схожими между собой:

  1. Причина конфликта. Причина конфликта – дискриминационная политика местных властей по отношению к этническим меньшинствам. Введение запрета на использование родного для представителей этих меньшинств языка, религии, культуры.
  2. Единство политических требований. Политические лидеры национальных меньшинств требовали предоставления права на самоопределение, воспользовавшись которым они могли бы создать собственное государство, либо образовать автономию.
  3. Позиции сторон. Официальные власти стремились к сохранению единства территории, народ требовал права самостоятельно распоряжаться собственной судьбой.
  4. Экономические интересы. Камнем преткновения всегда выступала экономическая заинтересованность. Наличие больших транспортных магистралей, развитого промышленного и сельскохозяйственного сектора, делало конфликт интересов неразрешимым.
  5. Время. Рассматриваемые конфликты схожи не только по характеру их течения, но и по времени. Все они приходятся на период децентрализации СССР и являются источником его распада.

Распад СССР стал источником не утихающих споров на политическом и национальном уровне. Новые границы России и других государств были признаны далеко не всеми. Ставилась под сомнение и сама законность новых государственных образований, что и послужило причиной вооруженных столкновений и долговременных пограничных противостояний, существующих и в наши дни. Исчезновение с политической карты мира Советского Союза привело к восьми вооруженным столкновениям, произошедшим на его бывшей территории. Современную войну на Украине можно включить в этот список в качестве девятого вооруженного противостояния. Не урегулированные во времена СССР вопросы привели к появлению многотысячных жертв, беженцев, людей, оставшихся без жилья и работы. Разрушились внешнеэкономические и политические связи, инфраструктура, необходимая для существования государства.

В состав СССР входило 15 союзных республик. На сегодняшний день у России практические потеряны дипломатические связи с Грузией и Украиной, Армения не поддерживает связей с Азербайджаном, а Молдавия не признает факта существования Приднестровья и также препятствует нормальному политическому и экономическому существования данного непризнанного государства. Данное обстоятельство требует проведения тщательного анализа, касающегося вопроса участия России в попытках урегулирования различного рода противостояний среди республик бывшего СССР. Для проведения подобной аналитической работы необходимо выделить ряд особо опасных регионов, в которых дипломатическое и военное присутствие России является залогом мира и спокойствия для простых граждан. Такими регионами на сегодняшний день считаются, прежде всего, Азербайджан, Армения и Грузия, территориально расположенные на Южном Кавказе, издавна считавшемся зоной нестабильности. Армяно-азербайджанское противостояние из-за Нагорного Карабаха и грузино-осетинский, а затем и грузино-абхазский конфликт на сегодняшний день являются основными, вызывающими беспокойство у политологов и экономистов. Перечисленные конфликты относятся к частично урегулированным.

Несмотря на то, что боевые действия в регионе не ведутся, но националистические настроения у местных жителей не исчезли, ввиду чего велик шанс использования ситуации нечестными на руку политиками в собственную пользу.

Рассматривая указанные конфликты, следует остановить внимание на особом к ним отношении международного сообщества. В урегулировании их принимают участие не только непосредственно заинтересованные стороны, но и представители государств, являющихся политическими лидерами в регионе и мире, а именно РФ и США. Кроме того, в приведении противоречий в мирное русло заинтересованы такие международные организации как: ООН и ОБСЕ. Свои собственные интересы в регионе преследуют страны Евросоюза и ближайшие соседи – Румыния и Украина.

Стратегический интерес РФ представлен стремлением обеспечить стабильность и спокойствие на государственной границе. Россия предпочитает не вмешиваться в большинство существующих конфликтов, но и не устраняется от них, действуя на уровне дипломатии. Единственным фактом вмешательства России в дела региона является препятствие вооруженным действиям Грузии против мирного населения Абхазии и Южной Осетии. Результатом военного вмешательства РФ стало провозглашение данными государственными образованиями курса на независимость и достижения таковой на международном уровне.

Российским дипломатам удалось собрать доказательную базу, подтверждающую геноцид Грузии против осетинского и абхазского этносов. Собранные свидетельства преступлений послужили правовой основой для признания Россией государственности Абхазии и Южной Осетии.

Наличие конфликта на Южном Кавказе – явление историческое, потому и решать ситуацию нужно пользуясь историческим подходом, опираясь на его внутреннюю динамику и многообразие форм.

Предпосылками возникновения конфликта всегда были отдаленность от центра, отставание в уровне социального и экономического развития, имевшиеся политические препятствия для вхождения в состав России и многообразие, проживающих на Кавказе этносов и народностей. Слабость центральной власти, проявившаяся в период распада СССР, привела к активизации деятельности местной националистически настроенной элиты, что привело к возникновению противоречий, вылившихся в конфликт с официальными властями, являвшимися ставленниками центра.

histnote.ru

Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств

Предпосылки распада СССР.

1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление “спасаться в одиночку”.

2) Разрушение советской системы – резкое ослабление центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:

а) конец 1989-1990 гг. – выход из КПСС прибалтийских компартий.

б) 1990 г. – создание КП РСФСР (в составе КПСС).

в) 1990-1991 гг. – многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.

Ослабление власти советов – следующий этап ослабления центра.

Национальные конфликты – ” разбегание” республик, парад суверенитетов:

а) 1988 г. – оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. “Саюдис” в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).

б) 1988 г. – начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.

в) 1990 г. – республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва – 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.

Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе: Тбилиси – сентябрь 1989 г., Баку – январь 1990 г., Вильнюс и Рига – январь 1991 г., Москва – август 1991. Кроме того – межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.

Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново- Огарево.

Новоогаревский процесс:

1990-1991 гг. – обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства).

17 марта 1991 – Всесоюзный референдум: 76,4 % голосовавших высказываются за сохранение СССР.

23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).

Августовский путч 1991 г. и его провал.

Август 1991 г. – Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора.

18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ.

Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).

В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева – в связи с состоянием здоровья – исполнять президентские обязанности. Было объявлено о стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.

Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин. Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.

Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.

Заключительный этап распада СССР. (сентябрь – декабрь 1991 гг.).

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.

1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. – на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996- 1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.

За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной политики и т.д. Руководители стран проводили регулярные встречи. Однако интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные трудности. Начиная с середины 1999 г., руководство Грузии, Азербайджана и Узбекистана государственные проблемы предпочитают решать путем расширения сотрудничества с США и странами НАТО.

Основные проблемы СНГ:

а) Проблема экономического союза: в 1993 г. распалась единая рублевая зона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России около 9 млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.

б) Проблема новых границ.

в) Проблема соотечественников за рубежом.

г) Проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова, Грузия, Украина).

д) Гуманитарные проблемы (языковые и другие).

е) Российско-Украинские отношения: проблемы Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, долгов и т.д.

ж) Проблема расширения межгосударственных экономических связей.

Перспективы СНГ:

Тенденция к существенному углублению интеграции государств-членов СНГ, Полное уважение суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды. Расширение межгосударственного сотрудничества в экономических, политических, военных, научных, культурных и др. областях.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

rgrtu-640.ru

45. Распад ссср. Причины и последствия.

В марте 1990 г. на всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза ССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 г. был подготовлен новый Союзный договор, дававший шанс на обновление федеративного государства. Но сохранить единство не удалось.

Среди возможных причин называют следующие:

· СССР создавался в 1922г. как федеративное государство. Однако с течением времени он все более превращался в государство, управляемое из центра и нивелирующее различия между республиками, субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и межнациональных отношений игнорировались на протяжении многих лет. В годы перестройки, когда межнациональные конфликты приобрели взрывной, крайне опасный характер, принятие решений откладывалось вплоть до 1990—1991 гг. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;

· СССР создавался на основе признания права наций на самоопределение, федерация строилась не по территориальному, а национально-территориальному принципу. В Конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. содержались нормы о суверенитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нараставшего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;

· сложившийся в СССР единый народнохозяйственный комплекс обеспечивал экономическую интеграцию республик. Однако по мере нарастания экономических трудностей хозяйственные связи начали разрываться, республики проявляли тенденции к самоизоляции, а центр оказался не готов к подобному развитию событий;

· советская политическая система базировалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, утрата ею руководящей роли, ее распад с неизбежностью вели к распаду страны;

· единство и целостность Союза в значительной степени обеспечивалась его идеологическим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духовный вакуум, который был заполнен националистическими идеями;

· политический, экономический, идеологический кризис, который переживал СССР в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и усилению республик, их политических элит. Национальные элиты были по экономическим, политическим, личным мотивам заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитетов» 1990 г. ясно показал настроения и намерения национальных партийно-государственных элит.

Последствия:

· распад СССР привел к возникновению независимых суверенных государств;

· коренным образом изменилась геополитическая ситуация в Европе и во всем мире;

· разрыв хозяйственных связей стал одной из главных причин глубокого экономического кризиса в России и других странах — наследниках СССР;

· возникли серьезные проблемы, связанные с судьбой русских, оставшихся за пределами России, национальных меньшинств в целом (проблема беженцев и мигрантов).

1. Политическая либерализация привела к росту числа неформальных группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность. Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные, демократические и т. п.). Весной 1988 г. сформировался Демократический блок, в который вошли еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки.

В Верховном Совете сформировалась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990 г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены которой стали выходить из партии.

Стали образовывать политические партии. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины 1990 г. начался быстрый переход к многопартийности.

2. Распад социалистического лагеря («бархатная революция» в Чехословакии (1989), события в Румынии (1989), объединение Германии и исчезновение ГДР (1990), реформы в Венгрии, Польше и Болгарии.)

3. Рост националистического движения, Его причинами были ухудшение экономического положения в национальных регионах, конфликт местных властей с «центром»). Начались столкновения на национальной почве, с 1987 г. национальные движения приобрели организованный характер (движение крымских татар, движение за воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, движение за независимость Прибалтики и пр.)

В то же время был разработан проект нового Союзного договора, значительно расширяющего права республик.

Идея союзного договора выдвигалась народными фронтами прибалтийских республик еще в 1988 г. Центр воспринял идею договора позднее, когда центробежные тенденции набирали силу и налицо был «парад суверенитетов». Вопрос о суверенитете России был поставлен в июне 1990 г. на Первом съезде народных депутатов Российской Федерации. Была принята Декларация о государственном суверенитете РФ. Это означало, что Советский Союз как государственное образование теряет свою основную опору.

Декларация формально разграничивала полномочия центра и республики, что не противоречило Конституции. На практике же она устанавливала двоевластие в стране.

Пример России усилил сепаратистские тенденции в союзных республиках.

Однако нерешительные и непоследовательные действия центрального руководства страны не привели к успеху. В апреле 1991 г. союзный Центр и девять республик (за исключением Прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы, в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России, превратившейся в войну законов.

В начале апреля 1990 г. был принят Закон Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР, которым устанавливалась уголовная ответственность за публичные призывы к насильственному свержению или изменению советского общественного и государственного строя.

Но почти одновременно с этим принят Закон О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР, регламентировавший порядок и процедуру выхода из состава СССР посредством референдума. Был открыт легальный путь выхода из Союза.

Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде украинского Народного фронта была провозглашена борьба за независимость Украины; парламент Грузии, в котором большинство получили националисты, принял программу перехода к суверенной Грузии. В Прибалтике сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик упоминался Союз Советских Суверенных Республик.

Но одновременно были подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно признавшими суверенитет друг друга независимо от Центра, между Россией и Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

4. В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с теневой экономикой, но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе. Население выражало недовольство дефицитом продовольствия и необходимых товаров.

Б.Н. Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.

На март был назначен референдум по вопросу сохранения СССР (противники Союза подвергли его легитимность сомнению, призывая к передаче власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республик). Большинство голосовавших высказались за сохранение СССР.

5. В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку, требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР, многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не могли остановить начавшийся процесс.

Референдум 17 марта 1991 г. подтвердил политический раскол общества, кроме того, резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды бастующих.

В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был избран Б.Н. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового Союзного договора: одни участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах, другие — на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле — августе 1991 г.

В ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования: русский язык перестал быть государственным, главы республиканских правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса, предприятия военно-промышленного комплекса переходили в совместное ведение Союза и республик.

Много вопросов как о международном, так и о внутрисоюзном статусе республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных налогах и распоряжении природными ресурсами, а также статус шести республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские республики заключали между собой двусторонние договоры, а Украина воздерживалась от подписания соглашения вплоть до принятия своей Конституции.

В июле 1991 г. Президентом России был подписан Указ о департизации, запретивший деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях.

6. 19 августа 1991 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал СССР. Устанавливалось чрезвычайное положение, вводилась цензура. На улицах столицы появилась бронетехника.

Президент и парламент РСФСР отказались подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Нерешительность членов ГКЧП, раскол в войсках, сопротивление населения больших городов (Москвы, Ленинграда и др.), поддержка, оказанная Президенту РСФСР Ельцину рядом правительств стран мира, и пр. обусловили неудачу попытки восстановить порядок в стране.

Вернувшийся 22 августа в Москву Горбачев утратил политическую инициативу, влияние и власть. После августовских событий процесс распада СССР и ликвидации институтов центральной власти ускорился.

Был распущен ЦК КПСС, деятельность партии приостановлена, а затем запрещена Президентом России. Резко сокращена компетенция КГБ за счет изъятия у него ряда функций и управлений. Произошли существенные кадровые изменения в структурах власти и руководстве средствами массовой информации.

Вслед за провалом путча восемь республик заявили о своей независимости, а три вновь образованные прибалтийские независимые государства в сентябре были признаны СССР.

Стремясь сохранить Центр, Президент СССР предложил республикам новый вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распался.

В декабре Президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что Советский Союз более не существует и что ими образовано Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза (Беловежское соглашение). Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о прекращении исполнения им функций Президента СССР.

studfiles.net


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *