Физика самоучитель: Физика с формулами – FIZI4KA

Содержание

Рабочая тетрадь (в серии "Самоучитель по физике")

2015 г., мягкий переплет, формат А4, 128 с.

Серия пособий, объединенных общим названием «Самоучитель по физике», адресована всем, кто по собственной инициативе или по необходимости решил изучить школьный курс физики. Эта серия разработана с опорой на деятельностный подход к обучению (Л.С. Выгот-ский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков и др.) и предполагает активную учебную, исследовательскую, поисковую, проектную работу учащегося. Непростой и увлекательный путь поиска научной истины можно пройти самостоятельно или включиться в сетевое клуб-ное пространство ученых, учителей, учеников и их родителей из разных городов России и ближнего зарубежья, которое поддерживается на сайтах: http://physclub.ru и www.sooro.ru.
Рабочая тетрадь – первое пособие в этой серии. Отдельные материалы, включенные в нее, могут быть использованы для раннего обучения физике (с 10  11 лет). В дальнейшем будут изданы: проектная тетрадь, учебное пособие, справочное руководство, сборник задач и упражнений. Рекомендуется также использовать цифровые образовательные ресурсы, кото-рые разработаны совместно с фирмой «1С», включены в Инновационный учебно-методический комплекс «Физика в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. 7 – 9 класс» и размещены в свободном доступе в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-сollection.edu.ru/.

Предисловие
Если сделать ледяной кубик со стороной 1 сантиметр, его масса будет составлять около 900 миллиграммов. Масса пресной воды того же объема примерно равна 1 грамму. По этим данным можно оценить, на какие части поверхность воды разделит плавающий в ней ледяной кубик. Тому, кто это сделает, будет вполне понятно часто употребляемое выра-жение «верхушка айсберга», которую мне напоминает эта Рабочая тетрадь.
Рабочая тетрадь – лишь первая часть серии пособий, объединенных общим названием «Самоучитель по физике». Именно с нее можно начать изучение физики: проделать клю-чевые эксперименты и познакомиться с идеей управления, которая важна не только в нау-ке и технике, но и в любой сфере человеческой деятельности; оценить свои умения с по-мощью системы упражнений и потренироваться там, где это необходимо; попробовать свои силы в решении качественных задач и найти разные способы самопроверки.


Непосредственным продолжением этого пособия станет Проектная тетрадь, в которой на первом плане – полноценные физические исследования, в большинстве случаев имеющие практическое применение. Экспериментальный метод сыграл колоссальную роль в разви-тии физики, но без собственного опыта построения теории нельзя считать себя достаточно образованным в естествознании  такой опыт можно будет получить при работе с Учеб-ным пособием. Справочное руководство в сочетании со Сборником задач и упражнений помогут систематизировать полученные знания и умения по физике, сделать их рабочим инструментом при решении самых разных проблем.
Главная цель данной серии пособий – пригласить учащихся к сотворчеству, к совместно-му движению по дороге физического знания, которая не может и не будет прямой, глад-кой, удобной. Эту дорогу строили многие поколения ученых, и никому из них она не по-казалась легкой, никому не удалось избежать сомнений, зигзагов, трудностей, противоре-чий... Каждый, вступающий на путь изучения физики, так или иначе, но строит эту доро-гу для себя заново.
И хорошее обучение дает учащемуся шанс проделать и прочувствовать хотя бы некоторые самые важные повороты этой запутанной и непростой дороги, под-няться хотя бы на некоторые «вершины айсберга» и оглядеть фантастический мир науки, понимая, сколь многое осталось скрытым от его взора. Если это удастся, в конце этого пу-ти откроются новые горизонты, а результатом будут не только и не столько формальные знания, сколько способность к самостоятельному мышлению, критическому взгляду на вещи. Чувствительность к противоречию, желание и умение понимать иную позицию и доказательно отстаивать свою, осмысленная работа с информацией – вот неполный пере-чень тех «инструментов», которые приобретаются «на дороге познания», делают ее жи-вой, интересной, увлекательной. Неслучайно наши пособия изобилуют «ловушками»  заданиями с неполными, избыточными, неточными или противоречивыми данными, кото-рые приглашаем обсуждать на сайтах: http://physclub.ru и www.sooro.ru. (Одну из таких «ловушек» придирчивый читатель может обнаружить даже в настоящем Предисловии.
)
Верхушкой айсберга выглядят даже слова признательности, в которых я не имею возмож-ности упомянуть всех ученых, учителей, учеников, которые, так или иначе, были соприча-стны созданию этой серии. Я благодарен проф. Б.Д. Эльконину, который осуществляет научное руководство проекта «Подростковая школа в образовательной системе Д.Б. Эль-конина – В.В. Давыдова», генеральному директору Открытого института «Развивающее образование» А.Б. Воронцову и всем коллегам по этому проекту. Я признателен учителям, которые читали, критиковали, исправляли, дополняли Рабочую тетрадь  Г.С. Волошиной и И.А. Дрогавцевой (г. Мценск), М.Г. Ершову и Т.И. Куликовой (г. Пермь), А.А. Демину (г. Глазов). Особые слова благодарности моему соавтору по многим проектам и опытному учителю-исследователю В.Ю. Грук.


Самоучитель по физике

 

7 Класс

Прямолинейное движение (физика 7 класс)

 

Перевод длин,площадей и объемов из одной размерности в другую

 

Плотность.

Масса.Объем.

 

Сила. Равнодействующая сила. Сила тяжести.

 

Закон Гука.

 

Давление.

 

Давление жидкости.

 

Сила Архимеда.

 

Работа и мощность.

 

Коэффициент полезного действия (КПД).

 

Момент силы, уравнение моментов.


Репетитор по физике

8 916 478 10 32

8 Класс

 

Количество теплоты.

 

Удельная теплота сгорания топлива.

 

Удельная теплота плавления.

 

Удельная теплота парообразования.

 

Влажность воздуха.

 

Электричество.

  • Закон Ома.
  • Последовательное соединение .
  • Параллельное соединение .
  • Смешанное соединение. (только расчет сопротивления цепи)
  • Расчет электрических схем
  • Закон Джоуля-Ленца

 

9 Класс

 

Кинематика.

  • Кинематика. скорость, время, ускорение.
  • Кинематика. Перемещение при равноускоренном движении.
  • Движение по окружности.
  • Движение тела, брошенного под углом к горизонту

 

 

Динамика.

  • Первый закон Ньютона
  • Второй закон Ньютона
  • Третий закон Ньютона
  • Сила трения
  • Закон всемирного тяготения
  • Движение тела по наклонной плоскости

 

 

Законы сохранения.

  • Импульс
  • Закон сохранения импульса
  • Кинетическая энергия
  • Потенциальная энергия
  • Закон сохранения энергии
  • Закон сохранения энергии с учетом действия силы трения

 

Репетитор по физике

8 916 478 10 32

 

Колебания и волны.

  • Колебания
  • Математический маятник
  • Пружинный маятник
  • Волны

 

10 Класс

 

Молекулярно кинетическая теория.

  • Количество вещества, молярная масса,число Авогадро
  • Перевод в градусы Кельвина
  • Основное уравнение молекурярно-кинетической теории
  • Уравнение Менделеева-Клапейрона
  • Изобарный,изохорный и изотермический процессы
  • Изобарный процесс
  • Изотермический процесс

 

 

Термодинамика.

  • Первый закон термодинамики

 

 

Электростатика.

  • Закон Кулона
  • Напряженность поля
  • Напряженность поля вокруг заряда

 

 

Законы постоянного тока

  • Закон Ома для полной цепи

 

11 Класс

 

Магнитное поле.

  • Правило левой руки
  • Сила Ампера

 

 

Ядерная физика.

  • Строение атома, нахождение числа нейтронов

 

Учим физику с ребенком сами, чтобы всем было интересно / Хабр


Эта статья будет полезна тем родителям, которые отважились помогать ребенку с физикой. Сегодня узнаем, как правильно пояснять физику на примере таких тем, как инертность, масса, вес и сила тяжести. Бонусом — сделаю обзор нескольких полезных интернет-ресурсов которыми часто пользуюсь сам.

Первым делом определимся, какие могут быть трудности, если существует тонны учебников, видеоуроков, а также видео с опытами? Попробую раскрыть эту проблему.

Учебники


Хороших и качественных в плане методического содержания учебников предостаточно. Разве что плохо освещена тема применения физики в современных технологиях, о чем будет написано далее. Учебники — не лучшие самоучители, поскольку их предполагается использовать в тандеме с учителем (лекционной частью, учебными демонстрациями и практической работой). Если привычных занятий нет, то ученикам, особенно 7-9 классов будет очень тяжело усваивать материал. Вот посмотрите на это определение инертности:

Много ли стало понятно после прочтения? Семикласснику тем более тяжело освоить это свойство.

Лучше используйте учебник как справочник, или как план уроков, но не оставляйте его единственным источником информации. Можете спокойно продолжать пользоваться тем учебником, который применялся на уроках ранее, но учителем теперь должны стать вы, причем не обычным, а ЛУЧШИМ УЧИТЕЛЕМ, таким, чтоб не стыдно было посмотреть на себя в зеркало! Теперь перед вами стоит задача разобраться в содержимом этой книги объяснить ее и дополнить всем в чем нуждается ваш ребенок. Разберемся, что можно и нужно использовать как дополнение.

Видео опытов


Мне кажется, что нет нужды доказывать важность экспериментов. Они обязательно должны дополнять урок. Я стараюсь показывать эксперименты хотя бы каждые пол часа занятия. Они снимают напряжение, являются подтверждением излагаемой темы, помогают в ней разобраться, а также возвращают внимание ученика, если тот начал отвлекаться. Хочу обратить внимание, что в этом разделе идет речь о видео с экспериментами, но еще лучше иногда проводить и реальные опыты, о чем будет в следующем разделе.

Есть хорошая и плохая новость одновременно:

  • Не только множество студий снимают учебные ролики, но и учителя освоили интернет и ведут свои видеоблоги. Так что у вас не будет проблем с наличием материала, но будут реальные сложности по его отбору, с чем постараюсь помочь.

Хочу сразу заметить, что видеоматериалы отличаются не только качеством, но и преследуют разные цели от учебной демонстрации до научной популяризации.

Учебные демонстрации от НИЯУ «МИФИ»


Большинство лучших учебных демонстраций, которые я показываю своим ученикам сняты телестудией НИЯУ «МИФИ» с участием Гервидс Валериан Ивановича. Он оказался замечательным лектором, с невероятно чистой и грамотной речью. Хотя видео и предназначено для студентов, подача максимально проста и большинство роликов школьникам будет понятно.

Итог: материалы очень качественный, но имеет строгую подачу.

GetAClass — Физика в опытах и экспериментах


Этот новый канал имеет еще не много роликов, но постоянно развивается. Авторам канала удалось прощупать золотую середину между учебной и популяризационной составляющей. Практически ничего не знаю об авторах, если вам что-то известно о них — поделитесь в комментариях.

Итог: видео детям смотреть полезно и интересно, но самого материала пока еще мало.

Простая наука



Канал хорошо известен аудитории Хабра, его создатель Денис Мохов Bredun провел основательную работу и качественно заснял все известные мне популярные “ВАУ” эксперименты. Это пример чисто популяризационного материала, цель которого не столько научить, сколько заинтересовать.

Итог: видео качественное, показывать больше не как учебное, а для закрепления материала, когда ребенок уже разобрался в теме.

Галилео



Эксперименты проводит известный шоумен Александр Пушной, у него яркая подача, которая очень нравится школьникам. При этом сама речь бывает настолько безграмотна (с точки зрения физики), что уши сворачиваются трубочкой. Вот к примеру разбор ролика с подводной лодкой. Первое время я каждый раз останавливал видео и объяснял ученикам ошибки, но сейчас просто выключаю звук и рассказываю сам. Такой компромисс позволяет существенно экономить время и вполне устраивает детей.

Итог: яркие эксперименты с безграмотной речью требующей коррекции, не показывайте если не уверены в своих знаниях темы.

Худшее учебное видео — Физика для самых маленьких от Саакаянца



Иногда родители допускают ошибку и включают это видео детям, даже некоторые учителя физики умудряются показать это в 7-ом классе. О видео даже был написан отдельный пост, повторяться не будем.

Итог: никогда и никому не показывать. НИКОГДА!

Следите за обновлениями статьи, вероятно, что список будет пополняться вашими рекомендациями и тем что я еще вспомню.

Будь креативным


Учебные видео — это хорошо, но физика окружает нас везде вспомните, где вы сталкивались с тем что изучаете, найдите и покажите ребенку. К примеру, для пояснения, что такое инерция я демонстрирую фрагмент с человеком пауком из начала поста и говорю:

“Поезд очень массивен, чтобы его остановить, необходимо длительно прикладывать большую силу. В этом и заключается инертность что чтобы изменить скорость тела необходимо прикладывать силу некоторое время.”
После видео и пояснения определение явления инерции уже не выглядит таким страшным.

Теперь почва готова, чтобы поговорит о массе, как мере инертности тела, рассказать, что такое вес и сила тяжести. Можно попрыгать с ребенком и пояснить что когда он находится в воздухе, его масса и сила тяжести сохраняется, а вес равен 0 Н. Папе хорошо признаться что он весит 800 Н, а не 80 кг, а также достать пакет муки с кухни и показать, что в “кг” пишут массу, а не вес.

Эти темы удобно закрепить видео, как астронавты бегали и падали на Луне:


Нужно пояснить, что космонавтам было очень непривычно, ведь масса (инертность) остались прежними, а вот сила тяжести уменьшилась в 6 раз. А также в контексте невесомости при обычной силе тяжести будет хорошо показать это шикарный ролик OK GO:


И не забудьте показать видео, как он снимался.

Подытоживая, замечу что реальные примеры и фрагменты фильмов могут возыметь огромный эффект, заинтересовать и помочь ребенку разобраться в теме. Но это возможно только при вашем непосредственном участии и поддержке.

Так как же искать хорошие опыты и фрагменты?


Хотя я и перечислил некоторые полезные ресурсы — для неподготовленного родителя это будет непростой задачей. Постараюсь максимально вам помочь в первое время. Оставляйте изучаемые темы в комментариях, а я буду стараться оперативно выкладывать рекомендуемые ролики с пояснениями.

Видео уроки и курсы. Почему не они?


Очевидно, что разрозненные видеоуроки с разных ресурсов и от разных авторов будут восприниматься учеником так, как если бы на каждый урок по одному и тому же предмету приходил новый учитель, которому было бы совсем не интересно что рассказывал предыдущий. Поэтому сразу целесообразно говорить о полном готовом курсе. А с курсами не все так хорошо:
  1. Мне не попадались завершенные качественные бесплатные курсы по школьной физике. Если вы знаете, где их найти — прошу поделиться.
  2. Большинство курсов платные, их качество заранее неизвестно. Знаете качественные — делитесь.
  3. Курсы будут вести ребенка по своей собственной программе без оглядки на его знания, способности, интересы и потребности. Скорее всего они пойдут в разрез со многим из перечисленного, или даже со всем.
  4. Если у ребенка есть пробел в какой-то теме вы бы могли помочь ему за 15 минут, разобравшись и ответив на вопросы, а курсы просто оставят его с этим пробелом и в дальнейшем только усугубят отставание.

Добавлено 17.04.20 в 22:22
Спасибо SpeleoAstronom, что напомнил о замечательных видеоуроках Павла Андреевича. На его канал подписан давно, могу оставить только положительные отзывы, если все же решили попробовать формат видеоуроков рекомендую его канал на YouTube.

Давайте интересные и необычные задачи


Чтобы не повторяться — сразу дам ссылку на статью: Необычные задачи по физике развивающие научное мышление (для школьников).

Скажу только, что этот сайт создал более 10 лет назад и он мне очень помогал все это время.

Проведите реальный эксперимент. Всем знакома поговорка: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”, но мало кто знает ее продолжение: “И один раз прикоснуться чем 100 раз посмотреть”. Так вот с физикой именно так. Проведите с ребенком хотя бы один опыт. Только не лабораторную по тетрадке для лабораторных работ (тогда ребенок возненавидит физику), а реальные эксперимент.

Если не знаете с чего начать — рекомендую статью: Простые опыты с ребенком дома. Найдете кучу идей.

Итог


Сегодня ребенок как никогда нуждается в вашей помощи. Не откажите себе в удовольствие окунуться в увлекательный мир физики вместе с ним. Со своей стороны обещаю поддержать вас подборками интересных видео, задач и рекомендациями. Задавайте вопросы в комментариях, буду стараться не затягивать с ответами. А также приглашаю сообщество к взаимопомощи.

Кафедра физики твердого тела и микроэлектроники

Важная информация

Уважаемые студенты! С 1 сентября преподаватели кафедры физики твердого тела и микроэлектроники проводят занятия с использованием платформы MS Teams. Вам нужно скачать программу и зарегистрироваться (подойдет учетная запись портала novsu. ru).

Ссылки на занятия размещены здесь.

По вопросам подключения к занятиям обращаться к Телиной Ирине Сергеевне или Златиной Галине Григорьевне.

Технический специалист ИЭИС, отвечающий за техподдержку как студентов, так и преподавателей института (распоряжение директора института №46 от 04.09.2020):

Серпицкая Людмила Анатольевна (информацию можно найти на персональной странице сотрудника)

Памятка для студентов, составленная Управлением образовательной деятельности НовГУ

Информация о кафедре

Кафедра физики твёрдого тела и микроэлектроники создана как выпускающая и осуществляет многоуровневую подготовку бакалавров по направлению 11.03.04 "Электроника и наноэлектроника" и магистров  по направлению 11.04.04 "Электроника и наноэлектроника".  Первый выпуск бакалавров  состоялся в июне 1997г., магистров – в 2001г.

 Лучшие выпускники кафедры затем продолжают обучение в аспирантуре по направлению 11. 06.01 "Электроника, радиотехника и системы связи".

 Назначение кафедры состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов,  умеющих разрабатывать технологии сложных изделий электронной техники, рассчитывать и проектировать приборы и устройства электроники и микроэлектроники различного назначения, а также проводить научные исследования по этому направлению.

 Разработка и создание элементной базы микро- и наноэлектроники, предполагает свободное владение современными системными и специализированными программными средствами.

 Кафедра осуществляет широкое взаимодействие с рядом предприятий Великого Новгорода по вопросам трудоустройства выпускников. В настоящее время трудоустройство выпускников на предприятиях с развитыми высокими технологиями осуществляется на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве и в рамках совместных учебно-научных структур. Яркими примерами такого сотрудничества являются создание совместного с АО "ОКБ-Планета" научно-образовательного центра и совместной с ЗАО "НПП "Планета-Аргалл" учебно-научной лаборатории твердотельной электроники.

Самоучители | Издательство АСТ