Философское консультирование – 2.1. Философия консультирования. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога

Философское консультирование Оскара Бренифье – курс повышения квалификации


Даты программы
1й год – 28 сентября 2018-июнь 2019
2й год – сентябрь 2019-июнь 2020

Количество часов
1й год – 240 часов
2й год – 408 часов

Форма обучения
очная + онлайн

График обучения
один раз в месяц «три дня» с Оскаром Бренифье:
пятница (с 19 до 22), суббота и воскресенье (с 12 до 20.00)
один раз в неделю дистанционно воркшопы на платформе Zoom:
на выбор, либо среда (с 19 до 21), либо суббота (с 11 до 13)

Содержание программы
Раз в неделю, на выбор в среду (с 19 до 21) или субботу (с 11 до 13) будут проходить воркшопы, где вместе с тьютором вы будете отрабатывать пройденные компетенции

По окончании 1-го года выдается:

  • Удостоверение о повышение квалификации МИП
  • Сертификат Института практической философии Парижа (Institut de Pratiques Philosophiques)
     

По окончании 2-го года в случае выполнениях всех необходимых практических работ и успешной защиты дипломной работы выдается:

О программе


Философское консультирование – одно из направлений практической философии, появившееся в конце 20-го века в нескольких странах Европы и распространившееся по всему миру.

Идея философского консультирования заключается в прояснении мышления клиента для прихода к осознанности. Основной инструмент – вопросы. Также как Сократ в Древней Греции, современный философ консультант искусно владеет искусством вопрошания для того, чтобы вскрывать проблемы, помогать увидеть, удивиться и заставить мыслить. Философ-консультант умеет работать с механикой мысли, помогает вновь посмотреть на забытое и понять, что нами движет.

Этот тонкий инструмент применим во многих областях – как самостоятельное направление, так и дополнение к любой практике  консультирования.  Вопросы возвращают нас к самим себе и могут перевернуть мир человека.  Этот курс учит тому, как овладеть этим искусством.

 

 

Цель философской практики – овладеть искусством диалога, искусством задавать вопросы, обрести острый ум, а вместе с ним и способность концентрироваться, анализировать себя и других, давать оригинальные аргументы, прояснять свое мышление и мышление другого.


В процессе освоения программы вы узнаете:

  • как воспринимается клиент в философской практике
  • что «проблемы» – это то, что можно любить, а не избегать
  • какие компетенции необходимо освоить для успешного вопрошания
  • какие типы вопросов и сопротивлений возникают в работе
  • чем отличаются различные стратегии вопрошания
  • за что убили Сократа?

Вы научитесь:

  • отличать хороший аргумент от плохого
  • распознавать различные типы аргументационных ошибок
  • выносить суждение о мышлении человека на основе допускаемых им аргументационных ошибок
  • интерпретировать, не путая интерпретацию с парафразом и субъективным прочтением
  • анализировать мышление человека на основе того, как он интерпретирует
  • использовать концепт для прояснения мышления
  • составлять представление о картине мира человека на основе его концептуального поля
  • воспринимать «проблемы» философски и любить их
  • показывать другому на границы его идеи с помощью вопроса
  • задавать вопросы так, чтобы каждый из них становился мыслительным вызовом для собеседника  


Для кого подходит данная программа:

  • консультанты/психологи/коучи
  • менеджеры/топы/владельцы бизнесов
  • родители/преподаватели
  • студенты
  • юристы/журналисты/переводчики
  • актеры/искусствоведы
  • ……

Умение задавать вопрос – это ключевая компетенция современного мира, как в профессиональной сфере, так и в личной жизни для постижения экзистенциальных вопросов.

Поэтому данная программа подходит всем, кто хочет овладеть данным искусством и готов оттачивать его в регулярной практике.

 

 

Задать вопросы по программе можно по прямому телефону

:  8 (499) 650-75-25

Записаться в группу

inpsycho.ru

Философское консультирование в коучинге самости

Как-то раз путник встретил двух людей. Они таскали на тележках камни. Один был унылого вида с бессмысленным взглядом. Путник спросил его: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Разве не видишь? Камни вожу!» У второго был одухотворенный взгляд и энергичные движения. Путник и у него спросил о том, что же делает он. И он ответил: «Строю храм!»

Для чего нужно философское консультирование?

Можно говорить про различные цели философского консультирования, но среди них можно выделить две основных основных:

  • Совершенствование картины мира клиента, его мировоззрения. 

Это необходимо для структурирования опыта человека, определения смыслов и возможностей его дальнейшего движения, самоопределения в текущей жизненной ситуации.
  • Развитие навыков управления другими людьми через опору на более совершенную картину мира.

Это необходимо в ситуациях, когда клиент управляет людьми и понимает, что, помимо стандартных инструментов мотивации, уровень вовлеченности его клиентов, партнеров и подчиненных в его бизнес может быть повышен за счет более стройной, вдохновляющей системы ценностей, взглядов на жизнь и представлений об идеальном мире, который он строит.

Что такое картина мира и зачем она нужна?

Картина мира – это наши преставления о мире, в котором мы живем, о нас и о наших отношениях с миром. Как правило, мы видим реальность сквозь призму нашей картины мира, а значит именно она, а не реальность оказывается отправным пунктом нашей деятельности. «Мир» отличается от «реальности» тем, что он предстает пред нами как системный, целостный и дружественный нам. «Реальность» существует безотносительно нас. «Мир» состоит из людей, которые нам небезразличны, из ценностей, норм, исторической памяти и проектов будущего. В картине мира находится как то, что нас вдохновляет, так и представления о том, чего стоит избегать в реальности. Через картину мира мы взаимодействуем с реальностью и именно реальность оказывается конечным критерием адекватности нашей картины мира.

Адекватность картины мира

Цель философского консультирования – адекватизация картины мира.

Неадекватная картина – это когда мы ожидаем увидеть одни последствия наших действий, а в реальности происходят другие. Самая существенная проблема современного человека – это противоречивая картина мира, порождающая ложные или завышенные ожидания, не сбывающиеся прогнозы и невыполнимые стандарты социальной жизни. У каждой роли, которые играет человек (руководитель, член партии, прихожанин церкви, муж, друг и т.п.), своя картина мира, свои ценности и своя практическая деятельность. Если человек испытывает моральный конфликт из-за противоречия картин мира разных ролей, которые он играет, то появляется необходимость снять эти противоречия. Делается это с помощью создания единой интегрированной надролевой картины мира, на что и направлено философское консультирование.

Когда не обойтись без интегрированной картины мира?

  • Во-первых, когда вы попадаете в ситуацию экзистенциального выбора – пересмотра всех своих прежних ценностей и установок, – вызванной кризисной ситуацией в жизни или тупиком в деятельности.
  • Во-вторых, в тех случаях, когда от вашего видения и адекватности картины мира зависит успех предприятия, в которое вовлечены многие люди. Причем вы объединяете людей вокруг себя как раз за счет более детальной, более яркой, более адекватной картины мира в силу того положения, которое вы занимаете – вам сверху лучше видна перспектива и пространство для маневра и именно поэтому вам в первую очередь необходимо получить адекватную карту реальности. 

Функции картины мира

Картина мира выполняет следующие функции в жизни и деятельности человека:

  • Информационная – она позволяет структурировать различные факты о мире, а значит быстрее ориентироваться в ситуации и принимать решения.
  • Мотивирующая – она содержит идеалы и эмоционально значимые эталоны жизни и деятельности, которые дают энергию двигаться дальше.
  • Коммуникативная – дает точку опоры во взаимодействии с другими людьми. Позволяет определить собственные границы, свои цели, значимость других людей и необходимость взаимодействовать с ними.
  • Организационная – позволяет собрать и организовать вокруг себя людей, соратников, разделяющих с вами вашу картину мира, и сообща действовать для достижения общих целей.
  • Прагматическая – позволяет ставить посильные задачи и решать их наименее затратным способом.
  • Экзистенциальная – позволяет определить свое место в мире, найти смысл жизни и деятельности.
  • Психологическая – дает возможность сформулировать Я-концепцию и интегрировать многообразные эмоциональные переживания в интегрированный опыт. 

В чем состоит работа по философскому консультированию?

Философия изначально создавалась греческими мыслителями как техника мышления о предельных вопросах бытия и в конечном итоге предполагала обретение учеником философа мудрости.

Предельные вопросы как раз и касались картины мира, а философской дисциплиной, занимающейся построением картины мира, стала онтология. Со временем, по мере решения онтологических проблем, философы создали множество вспомогательных дисциплин, без которых не только невозможно построить строгую и непротиворечивую картину мира, но и согласовать свою практическую деятельность с ней. К этим дисциплинам относятся:

  • Эпистемология – теория знания;
  • Гносеология – теория познания;
  • Аксиология – теория ценностей;
  • Социальная философия – теория общества;
  • Философская антропология – теория человека;
  • Этика – теория морали;
  • Эстетика – теория прекрасного.

Более того, философское знание разделилось на множество частных наук, которые сейчас уже забыли те вопросы, для разработки которых они создавались философами.

Но!

Философское консультирование в отличие от обычного академического преподавания философии изначально фокусируется на процессе переживания и осмысления клиентом себя в мире, а значит по необходимости предполагает обращение ко всем доступным знаниям, которые потребуются для решения задач клиента. Понятно, что это требует соответствующей квалификации консультанта.

Как осуществляется философское консультирование?



1. Консультирование по философским концепциям.

Индивидуальные занятия с клиентом по системному освоению тех или иных философских концепций и развитие концептуальных компетенций. Проводится в формате индивидуальных консультаций, групповых дискуссий, разбора философских текстов, освоения техники аргументации различных философских концепций. Выбор наиболее интересного для клиента философского подхода и написание им философского текста в защиту своего мировоззрения или мировоззрения близкого ему по духу, творческая доработка существующей философской концепции, описание индивидуальной картины мира, системы ценностей, видения и миссии.

2. Ответы на вопросы, индивидуальные собеседования.

Клиент хочет получить ответ на актуальный для него мировоззренческий или экзистенциальный вопрос, разрешить мировоззренческое противоречие, подкрепить свои озарения или догадки философской традицией. Вопросы эти могут касаться таких тем как: смысл жизни, смысл власти и права на власть, право на индивидуальность и многое другое.

Философское консультирование в коучинге самости

Осуществляется через последовательность следующих шагов:



3. Проблематизация.

В ходе регулярных встреч с клиентом проясняется адекватность его картины мира: степень присвоения себе социальных норм и ценностей, глубина переживания существующей картины мира, ее непротиворечивость, формы проявления картины мира в коммуникации, наличие ложных убеждений, невротические или ценностные источники представлений о добре и зле, способность клиента смотреть на реальность незамутненным взглядом и др. На этом этапе клиент осваивает критическую и рефлексивную компетенции, позволяющие ему гибко относится к своей картине мире, тестировать реальность и в случае необходимости перестраивать ее.

4. Реактивация.

Проверка существующей картины мира на принадлежность к самости клиента. Насколько его убеждения собственно “его”, а не принятые на веру чужие. Переосмысление основ картины мира, систематизация собственных убеждений, достройка слепых пятен в картине мира. Формулировка системы ценностей, идеального видения действительности, безусловных оснований своей картины мира, обнаружение ценностей, превосходящих значимость собственной жизни, аксиом собственного существования, экзистенциальной основы жизнедеятельности. Разработка индивидуальной картины мира, простроение ее относительно значимых сторон жизни: картины семейной, профессиональной жизни, духовной практики, гражданской позиции, социальной жизни и т.д.

5. Реализация.

Сопровождение практической деятельности клиента, которую он либо запускает, либо трансформирует в соответствии со своей новой картиной мира. Включает в себя традиционный управленческий консальтинг, коучинг, освоение навыков решения бизнес-задач и прочее.

По всем вопросам обращайтесь ко мне

www.know-man.com

Философские основания психологического консультирования | Psypublic

В Санкт-Петербурге с 23 по 24 апреля 2016г. в рамках Петербургской недели психологии прошла конференция «Горизонты психологии». Мы вместе с порталом PsyPublic, который выступал информационным партнером данного мероприятия, получили приглашение его посетить. В течение двух дней психологии и психиатры выступали с докладами на актуальные темы.

Участники много говорили о вопросах экзистенции, в частности о  предпосылках и методах экзистенциальной психотерапии.

Ирина Гавриловна Глухова, практический психолог магистр философии, действительный член Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии (ВЕАЭТ), вела конференцию в первый день.  Ее выступление было лаконичным, понятным и четким по структуре. Тема в программе звучала, как «Философские основания психологического консультирования».

С первых слов автор обозначила некий парадокс. Дело в том, что психология традиционно является наукой гуманитарной. Однако в университетской программе по специальности «Психология» изучается множество естественно научных дисциплин, таких как психофизиология, анатомия ЦНС и т.д. Философия же представлена достаточно поверхностно.  Одновременно с этим на предмете «История психологии»  мы снова обращаемся к истокам философии, при чем достаточно часто.

Философия в свою очередь так или иначе связана с любым явлением в нашей жизни, все, что мы делаем, опирается на философию. При этом важно помнить, что экзистенциальная философия и экзистенциализм понятия не идентичные. Первое определение более обширное. Экзистенциальные идеи при этом мы можем найти не только в экзистенциальной философии, а в очень разной философии.

Далее следовал некий экскурс в историю, в контексте возникновения, становления и развития экзистенциальной философии и психологии прозвучали имена таких великих людей,  как Сократ, Эми Ван Дорцен, Альфрид Лэнгли, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Алиса Хольцхей, Эрнесто Спинелли. Отдельное внимание было уделено работе профессора Елены Золотухиной-Аболиной «Философия, как психотерапия», в которой автор книги задается вопросом: «Каким образом философия может работать сама, как психотерапия?» Дело в том, что человек приходит к психотерапевту обычно в кризисном состоянии. В кризисном состоянии уплывают точки опоры, потеряны жизненные смыслы, не за что «ухватиться». Необходимо найти новые смыслы.  А философия – это огромный резервуар смыслов. В ней можно найти то, что оказывается поддерживающим в данный конкретный момент. Экзистенциальный – жизнетворящий.

Философские тексты воздействуют на каждого из нас по разному. Каждому откликаются его собственные чувства и переживания. Однако кроме резервуара смыслов мы можем перенять у философии метод. Философы обращаются к содержанию жизни человека, также как и психотерапевты. Феноменологический метод подразумевает отсутствие ярлыков, диагнозов, предопределенного знания и названий. Человек просто проживает свою жизнь и уже в этом раскрывается много того, что оказывается терапевтичным. Феноменология очень продвинула психотерапию в сторону экзистенциального подхода.

Психоанализ с философской точки зрения – это также феноменология. Психоанализ без предубеждения указывает на какой-либо феномен, не называя его, описывает симптом, а в процессе терапии, происходит  отыгрывание.

Важный момент – герменевтика,  то есть истолкование смысла.  Философия плюс герменевтика это и есть по сути психоанализ.

Алиса Хольцхей, ученица М. Босса, предлагает другой резервуар смыслов – онтологический: человеком быть трудно, страшно, больно и невыносимо.  Поэтому мы закрываемся, создаем себе культуры, заповеди, традиции и ритуалы. Мы заняты разными делами, убегаем от того, чтобы заглянуть в антологическую пропасть этого человеческого бытия.

Традиционно существует несколько основ для психологического консультирования. Это библиотерапия, феноменологический метод, дазайн-аналитический метод, герменевтический метод. Но существует еще одно серьезное философское основание для консультирования, о котором слышали далеко не все.

Речь идет о  социально-критической теории. Суть ее в том, что люди понимают этот мир определенным образом и из мира берут свои смыслы.

Ирина Гавриловна отмечает, что зачастую психолог занимается адаптацией к социальным требованиям. Как, например,  в случае ребенка, которого родители приводят на консультацию с жалобами на плохое поведение и просят «починить», словно винтик в огромной машине. Речь о самой «машине», то есть окружении и социальной среде идет не всегда. И в привычном понимании это не задача психолога – лечить социум в целом.

Социальный анализ показывает, что происходит в обществе, как живет социум, какие в нем происходят процессы. Это некий анализ нашей повседневности.

 Не всегда эти работы доступны психологам. Между тем результаты таких исследований являются очень важными для психологического консультирования. Например, тема идентичности зачастую всплывает в запросах клиентов,  а в социально-критической теории есть исследования на эту тему.

Герменевтические основание, толкование смыслов – это то, что связывает и пронизывает разные психотерапевтические подходы.

Завершая свою речь, автор доклада привела замечательную цитату Ханса-Георга Гадамера: «…давать сказать свое слово инакомыслящим – вот в чем душа герменевтики». В этом же, по словам Ирины Гавриловны, и душа психотерапии.

Подписываюсь под каждым словом и благодарю организаторов конференции за предоставленную возможность освещать столь значимое событие в мире психотерапии.

psypublic.com

Философское консультирование Оскара Бренифье – отзывы

Отзывы

Основное отличие, на мой взгляд, этого курса от прочих состоит в том, что он учит фундаментальному, он учит мыслить. И даже более, он учит тому, как научить мыслить другого. Мышление человека – является основным объектом, который на нем изучается.

Но, в то же время, не стоит ожидать, что курс даст некое волшебное умение, которое чудотворным образом преобразит жизнь. Он лишь покажет, что есть “мышление”, как его тренировать, как им пользоваться, что для него является помехой, а что наоборот – стимулом. Много это или мало, каждый решает сам.

Лично для меня, переоценить значение этих двух лет крайне сложно. Было много всего, и веселого, и забавного, и увлекательного, так как курс, порой, открывал столь неожиданные перспективы на знакомые вещи, что захватывало дух. Было и немало тяжелого, травмирующего, драматичного, особенно в моменты, когда сталкивался лицом к лицу с правдой, о которой догадывался, но старался её избегать, когда идеи, в которые свято верил, оказывались лишь иллюзией, воздушным замком.

Главная же перемена, которая во мне произошла – я стал лучше понимать себя и людей вокруг, я понял, что понимание – это навык, который можно тренировать и который делает жизнь осмысленной.

Представляя вас, читающих этот отзыв и думающих идти на курс “Философское консультирование” или нет, в голове невольно всплывают строки из песни Высоцкого:

Весь мир на ладони – ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди

Артур Ахметшин, специалист по лизингу

 

Курс по Философскому консультированию стал очень полезным опытом. Приведу несколько причин, почему. Во-первых, в ходе занятий я стала слышать своих собеседников, понимать их речь и вести с ними диалог. Казалось бы, очевидная и простая вещь! Однако это не так просто, поскольку мы почти всегда заняты собой, мы в первую очередь хотим высказаться, но не услышать другого, считая его слова фоном, а не центром беседы. Философская практика позволяет вскрыть эти проблемы и работать с ними. Во-вторых, появляется критическая оценка как своей речи, так и речи другого, а, следовательно, возрастает осознанное мышление и поведение. В-третьих, метод позволяет взглянуть на себя, преимущественно на свои ошибки и недостатки, со стороны, что не всегда является приятным занятием, однако это то условие, без которого дальнейшее саморазвитие невозможно. Конечно, хочу отдельно отметить харизматичную фигуру Оскара Бренифье. Благодаря разработанному им методу для меня философия перестала быть одним лишь интеллектуальным занятием, но стала частью жизни, образом действий. Теперь при помощи навыков анализа и концептуализации стало проще браться за текст любой сложности, развивать свое видение относительно любых объектов из мира искусства, литературы, музыки и т.д. Появилась большая свобода самовыражения, а, значит, и – выход за собственные границы обыденных представлений. Я с удовольствием стала применять знания и навыки, полученные на курсе, в семинарских занятиях в университете и при личных консультациях. Отдельное спасибо организаторам и тьюторам курса за своевременные оповещения и индивидуальный подход к каждому студенту.

Юлия Лазарева, редактор, переводчик

 

Обучение на двухгодичном курсе по практической философии – одно из самых ярких, полезных и увлекательных путешествий за последние годы моей жизни. Это путешествие не только в свой собственный мир, но и в мир людей вокруг и вообще в общечеловеческие идеи. Метод вопрошания, который и является основным инструментом изучения себя и других, является практическим механизмом, позволяющим понимать и исследовать то, что происходит в голове, а следовательно и во внутреннем мире человека. Поскольку обучение критическому мышлению требует своего собственного погружения в процесс, что подразумевает почти каждодневную практику (множество заданий, консультаций, материалов для чтения и анализа), то в какой-то момент этот метод стал моим способом ориентироваться в жизненных событиях, изучать и понимать то, что говорят другие, а также  предлагать окружающим задуматься над тем, как они смотрят на мир и почему у них возникают те или иные трудности. Критическое мышление для меня стало личной практикой по осознанию жизни, а также является эффективным и полезном методом для работы с людьми (консультирование людей, проведение групповых занятий по исследованию мышления).

Обучение этому методу на курсе Оскара Бренифье является прекрасным дополнением профессиональных навыков тех, кто работает с людьми в разных сферах, а также является интересным и практическим способом познания себя. Почему мне нравится подобная работа? Потому что такая техника позволяет увидеть и ощутить истинное положение  вещей, например, без моральных, эмоциональных и этических надстроек, позволяет расширить точку зрения, а иногда и кардинально изменить ее на 180 градусов. Это метод, который позволяет удивляться и делать открытия, каждый раз сталкиваясь с человеческим восприятием вещей и явлений, тем самым наполняя и делая жизнь интересной и увлекательной.  

Мария Горюнова, педагог, деятель искусства

 

Если в твоей жизни больше вопросов, чем ответов, то тебе сюда – на курс философского консультирования Оскара Бренифье!

Обучение позволяет погрузиться в ситуацию беспристрастности и риска, где одно за другим уходят в прошлое твои заблуждения и обретается свобода мысли. Ты открываешь мир заново, начинаешь иначе смотреть на привычные тебе вещи. Это не всегда удобно и приятно. Приходит осознание, что большую часть жизни ты живешь в фантазиях, не имеющих ничего общего с реальностью. Не смотря на трудности отказаться от привычного, ты в итоге получаешь результат, который проявляется в обретении новых смыслов, связей и направлений твоей активности.

И главное – курс проводится по методу погружения в самообучающее пространство: фундаментальные философские  и психологические труды, притчи, сказки,упражнения, консультации, воркшопы, обмен идеями. Ты увидишь себя со стороны: поймешь как обычно ты поступаешь с тем, на что решаешься, как ты работаешь с тем, что для тебя важно и нужно. Пасуешь ли перед трудностями? Находишь ли себе оправдание? Прячешься или движешься вперед, не смотря ни на что? Здесь “каждый возьмет столько, сколько сможет унести”. Преуспевай в преодолении!

Сегодня я на этом пути. Благодарю Оскара, тьюторов и студентов группы 2015-2016 г.г. за интересные встречи и щедрые открытия! До новых встреч!

Ирина Рыжухина, эксперт-консультант ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ

 

Я доволен тем, что два года назад принял решение пройти двухгодичный курс “Философское консультирование” под руководством Оскара Бренифье. Прежде чем говорить о полученной пользе, хочу отметить, что Оскар, на мой взгляд,  изначально не планировал, чтобы курс был полезным. Он неоднократно говорил, что утилитарный подход к мышлению скучен, что нет смысла искать пользу в красоте и истине. Парадокс в том, что когда нет нацеленности на извлечение выгоды, ты получаешь гораздо больше практической пользы, чем ожидал.

Что я получил:

1. Навыки ведения сократического диалога – очень важный инструмент психотерапии и коучинга. Ты можешь сопровождать клиента в его собственных поисках ответов на важные жизненные вопросы, не предлагая готовых решений.

2. Навыки ведения групповых философских занятий, главным из которых считаю способность отстраняться от собственного мнения и испытывать интерес к мышлению участников, чтобы быть скорее модератором, чем проводником идей.

3. Научился формулировать сложные идеи так, чтобы их смог понять “человек с улицы” или, хотя бы, замечать, когда я говорю то, что понятно мне и еще нескольким людям, которые в теме, а для остальных что-то совершенно не очевидное.

4. Стал чаще замечать, когда я вовлекаюсь в спор вместо того, чтобы вести диалог, и останавливать подобное поведение раньше, чем эмоции начнут захлестывать собоседников.

Рафаил Хакимов, врач-психотерапевт

 

В рамках программы ФК я выполнял работу, касающуюся оценки и развития сотрудников. Данная тема представляет особый интерес для меня как для бизнес-консультанта: большинство предприятий испытывают сложности с управлением, жалуясь на персонал, его инертность и недостаточную квалификацию. Практическая философия дает инструменты и методику, позволяющие повысить осознанность человека, улучшить рабочее взаимодействие между ними (например, при проведении совещаний или обсуждении управленческих решений).

Также особую ценность для меня представляет навык задавать проблематизирующие вопросы и правильно аргументировать. Эти навыки можно назвать “работа со смыслами” – умение извлекать и упаковывать смысл. Если ориентироваться на один из завершенных проектов в котором я принимал участие, то можно оценить распространенность данного навыка как не очень высокую: менее 12% сотрудников проявляют подобные умения в рабочих ситуациях.

Алексей Кузнецов, бизнес консультант

 

Если сжать в одно слово то, что мы делали на курсе ФК, то это слово – удивление. Удивление своей неспособности мыслить: интерпретировать, аргументировать, создавать и выражать идеи. Так получилось, что я пришла на курс из реально работающего бизнеса, с позиции топ-менеджера, и считала, что с логикой и умением говорить у меня все прекрасно. Я заново училась удивляться миру, себе и нашему с ним взаимодействию. 

Это не простая прогулка. Искусство вести диалог на равных требует усилия и серьезного отношения к подготовке, к домашним заданиям. Но курс ФК показал, что способность человека мыслить можно тренировать. Если преодолеть свои страхи и самоуверенность, можно увидеть то, что тебя определяет: схемы мышления, шаблоны. Это освобождает невероятно!

Ирина Бинецкая, зам. главы представительства Elcore Distribution AG в Беларуси, соучредитель группы компаний ElkoUnit(IT дистрибуция)

 

Задать вопросы по программе можно по прямому телефону:  8 (499) 650-75-25

Записаться в группу

inpsycho.ru

Философское консультирование и коучинг. Силезский университет в Катовице

Описание

Философское консультирование и коучинг — это образовательная программа, которая обращается к античной концепции философии как искусству жизни. Программа направлена на использование потенциала философии в консультативно-тренерской (коучинговой) деятельности. 

Программа возникла в результате растущего на рынке труда спроса на различного рода консультантов и тренеров, к примеру business coaching, life coaching и т.д.

Целью программы является подготовка специалистов, владеющих знаниями из области философии и психологии, а также обладающих навыками в сфере межличностного общения, рационального принятия решений, комплексного подхода к проблемам, гармонизации профессиональной и личной жизни, поддержки развития творческого потенциала. Программа прививает философскую культуру как основу для более углубленного самопознания, критического и творческого мышления, восприятия человека в контексте глубоких экзистенциальных, общественных и культурных основ его бытия.

 

Образовательная программа включает следующие блоки:

  • психологические науки: общая психология, общественная психология, психология эмоций и мотивации
  • практическая философия: философское искусство жизни, общая этика, профессиональная и деловая этика, аксиология и праксиология
  • теоретическая философия: основы философии, модели рациональности
  • логика: основы логики, медиации, искусство аргументирования и техники манипуляции
  • консультирование и коучинг: теория формирования установок, диалог в межличностных отношениях, управление человеческими ресурсами, эстетика сообщения
  • общественные науки: философская и культурная антропология, философия политики.

 

Возможности трудоустройства выпускников:

  • философский консультант
  • coach карьеры
  • coach личного развития
  • coach бизнеса
  • сотрудник отдела кадров в корпорациях
  • организатор поддержки для лиц в кризисных жизненных ситуациях
  • советник по этическим вопросам в фирме
  • spokesman, информационный брокер, специалист по вопросам культуры.

 

www.educatum.eu

Философское консультирование: какие компетенции оно развивает?

Участники мастер-класса познакомятся с методом практической философии и ключевыми компетенциями, практикуемыми на курсе по «Философскому консультированию»: вопрошанием, аргументацией, интерпретацией.
В течении всего мастер-класса участники будут практиковаться задавать вопросы, провоцирующие мышление, критически рассматривать высказывания друг друга, а также характеризовать мышление, как свое, так и собеседника, на основе проделанной работы.

По окончании мастер-класса участники:

  • Научаться выделять среди прочих вопросы, провоцирующие мышление
  • Увидят значимость интерпретации для постановки стоящего вопроса
  • Столкнуться с типичными аргументационными ошибками
  • Составят представление о том, каким образом проходят занятия на курсе и отработке каких компетенций отводится наибольшее внимание
  • Узнают, что философское консультирование носит прикладной характер

Кому это мероприятие будет интересно и полезно:

  • Стратегам и руководителям бизнеса, вынужденным принимать сложные решения в меняющемся мире
  • HR-специалистам, связанным с оценкой и развитием персонала
  • Тем, кому часто приходится участвовать в переговорах и дискуссиях
  • Тем, чья деятельность связана с групповой работой (фасилитаторам, модераторам, тренерам)
  • Специалистам, работающим с детьми и студентами
  • Тем, кто заинтересован в развитии своего мышления и хочет увидеть свои собственные убеждения и ограничения

Ведущие мероприятия: тьюторы курса, выпускники программы «Философскоме консультирование» 2014-2016 гг., практикующие философы, работающие как индивидуально, так и с группами, участники и ведущие международных семинаров по критическому мышлению

Весь мастер-класс – одна сплошная демонстрация метода!

Записаться на семинар

inpsycho.ru

2.1. Философия консультирования. Психологическое консультирование. Справочник практического психолога

2.1. Философия консультирования

Сталкиваясь с клиентом в рамках профессиональных отношений, консультант занимает определенную позицию, в которой выражается его мировоззрение, его философская и жизненная ориентация. Отношения в консультировании – особая разновидность межличностных отношений, когда один из собеседников раскрывает свой внутренний психологический мир, наполненный самыми интимными переживаниями, а другой пытается восстановить равновесие и гармонию в этом мире. Как разговаривать с человеком, который страдает? Какую позицию занять по отношению к собеседнику, раскрывающему перед вами интимные стороны своей личной жизни? С каких философских или мировоззренческих позиций относиться к катастрофам чужого психологического мира?

Чтобы правильно ответить на эти вопросы, необходимо обобщить имеющиеся в психологии и в психотерапии представления о том, каковы ожидания клиента в отношении консультанта (к какому консультанту хочет обращаться за помощью клиент), то есть каким критериям должен удовлетворять эффективный психотерапевт, эффективный консультант. Эти представления позволят нам сформулировать философию консультирования человека, оказывающего психологическую помощь.

2.1.1. Безусловное и безоценочное принятие клиента

Первым принципом, который принят и в современной психотерапии, и в консультировании, является идущий от Роджерса принцип безусловного и безоценочного принятия клиента, то есть такого отношения, когда мы принимаем как данность психологическую природу другого человека, не пытаясь выставлять ей оценки, хвалить или поощрять, принимаем и ценим за нее саму. Наиболее ярко такое безусловное и безоценочное отношение проявляется в любви.

В жизни наиболее часто мы сталкиваемся с обусловленной любовью, когда нас любят за те наши знания, умения, навыки, которые необходимы партнеру, которые для него полезны – нас любят за умение варить борщ, говорить по-английски, водить машину, зарабатывать деньги, доставлять удовольствие в самых разных сферах жизни. Принцип обусловленной любви имеет под собой прочные рациональные основания: «Я тебя люблю. Ты молодой, красивый, умный. У тебя высокий интеллект, ты красиво поешь и играешь на скрипке. У тебя много денег, квартира, машина, дача, яхта на Багамских островах. Ты даришь мне бриллианты и шубы. Поэтому я тебя люблю». Может быть, не в такой очевидной форме, но сам принцип обусловленной, рациональной любви встречается очень часто и является глубинной, скрытой основой самых разных взаимоотношений в жизни.

Однако такая любовь приносит лишь поверхностное удовлетворение. На самом деле в глубине души человеку хочется совсем иных отношений. Нам хочется, чтобы нас любили без всяких условий и оговорок, нам хочется, чтобы нас любили не за наши деньги, связи, возможности, а за нас самих, какие мы есть. Мы ищем любви безусловной, не имеющей под собой никаких рациональных мотивов: «Я тебя люблю. Ты старый, больной, ты еле передвигаешь ноги. Ты некрасив и глуп. У тебя нет денег, нет машины, нет ничего. Но я тебя люблю». «За что?» «За тебя самого. За твою бессмертную душу. За твой уникальный психологический мир, за неповторимую человеческую природу». Каждому хочется, чтобы его любили за него самого, а не за его связи, деньги, влияние и власть. Мы ищем безусловной любви.

Конечно, реальные отношения людей очень сложны и основаны на разных видах привязанности и любви, но в критических ситуациях всплывают истинные мотивы наших взаимоотношений, когда становится ясно, что конкретно больше всего ценит и любит в нас партнер. Как правило, за помощью к консультанту обращаются люди, не имеющие в жизни достаточной эмоциональной, психологической поддержки, с дефицитом именно этой, безусловной любви. Бессознательно клиенты ищут отношения искреннего, бескорыстного, теплого и принимающего. Поэтому продуктивные отношения в психологическом консультировании возможны только на основе безусловного принимающего отношения, основанного на уважении к человеческой природе.

Отношение к клиенту должно быть не только безусловным, но также и безоценочным. Часто в жизни, упрощая ситуацию, мы говорим об окружающих нас людях: «хороший», «плохой», «добрый», «злой», «правильный», «неправильный», высказывая суждения оценочного характера. Однако, если остановиться и задуматься над теми словами, которые мы машинально произносим, то можно обнаружить, что, произнося подобные слова, мы не совсем правы. Человеческая природа – это, по-видимому, самое сложное, что существует в мире. Она состоит из многих элементов, которые иногда согласуются друг с другом, иногда нет, иногда конфликтуют между собой, а иногда вступают в непримиримые противоречия, заставляя человека страдать от внутренних конфликтов. В зависимости от ситуации мы поворачиваемся к миру то одной, то другой своей стороной, обнаруживая то одни, то другие черты, по-разному ведем в себя в зависимости от ситуации, от нашего настроения и самочувствия, от того, что за человек перед нами. Опыт прожитой жизни убеждает нас в том, что нет однозначно плохих людей, как нет однозначно хороших – каждый человек сочетает в себе самые разные качества, которые могут быть оценены то как положительные, то как отрицательные. Вслед за К. Юнгом мы можем сказать: «Чем выше человек, тем длиннее у него тень». Все уравновешено: сколько достоинств, столько и недостатков. По-видимому, достоинства и недостатки – это проявления одних и тех же качеств, имеющих разные полюса.

Кроме того, остается открытым вопрос о том, какие качества следует оценивать как хорошие, а какие – как плохие. Настойчивость в одной ситуации выглядит как целеустремленность, а в другой – как агрессия и насилие. Непосредственность может быть оценена то как естественность и простота, то как развязность и бестактность. В зависимости от конкретного контекста человеческие черты приобретают разные значение и смысл.

В целом же оценочное мышление обычно приводит к негативным социальным последствиям, поскольку тенденция судить о человеке в черно-белых категориях добра и зла толкает нас на поиск виноватых и расправу с ними. Как сделать так, чтобы жизнь была хорошей и счастливой? С позиции оценочного мышления для этого надо собрать вместе всех плохих людей и уничтожить, отправив в лепрозорий, изолятор, концлагерь. Как только подобные представления оказываются в центре сознания, на их основе возникает соответствующее мировоззрение, на основе которого легко формируется тоталитарный режим, ориентированный на уничтожение инакомыслящих, то есть тех групп людей, которые не соответствуют принятому оценочному критерию «хороший», и на этом основании подлежащих уничтожению.

Клиент, который обращается за помощью к консультанту, как правило, переживает трудную жизненную ситуацию, не имеющую ясного однозначного смысла. Эту ситуацию обычно можно трактовать по-разному, придавая ей подчас прямо противоположное значение. В этих условиях оценочные категории обычно оказываются непригодными. Если бы существовало однозначное понимание истины, добра и справедливости, всегда верное во всех ситуациях, потребность в консультировании просто бы не возникла. Поэтому, как правило, консультанту приходится отказаться от применения оценочных категорий.

Однако, принимая подобную позицию безусловного и безоценочного отношения к клиенту, мы не всегда на практике можем ей соответствовать, поскольку невозможно отказаться от собственного травматического опыта переживания. Например, осваивая профессию консультанта, можно для начала задать себе вопрос: «Буду ли я консультировать насильника и убийцу, если он, отсидев в тюрьме, вышел на свободу, имеет психологические проблемы и пришел получить консультацию? Буду ли я безусловно и безоценочно относиться к человеку, который в моей системе понятий однозначно оценивается как «плохой»? Этот вопрос каждый, желающий стать консультантом, задает себе, поскольку на практике приходится иметь дело с разными людьми, которые могут вызывать разные чувства: одни могут быть приятны или неприятны, другие могут даже вызывать отвращение. В целом в литературе по психологическому консультированию наиболее часто встречается представление о том, что все же бывают случаи, когда консультант может отказаться оказывать психологическую помощь человеку, к которому испытывает неприязнь. Поэтому общее правило «безусловное и безоценочное отношение к клиенту», как и любое правило, имеет исключение. Если в процессе консультирования у консультанта возникла резкая неприязнь к клиенту, которую он не может преодолеть, то он может прервать процесс консультирования, порекомендовав другого консультанта.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru