Как написать научную статью образец – Как подготовить и оформить научную статью: особенности научного стиля, требования, образец

Содержание

Как писать рецензию на научную статью: пример, образец

На практике у авторов часто возникают вопросы, что примерно должна    содержать  рецензия на статью, рассмотрим  примеры       таких рецензий, а также выясним, как написать рецензию на статью.  Возникает вопрос, для чего нужна рецензия на научную статью и является ли это обязательным? Необходимость рецензирования научной статьи является требованием, установленным Высшей аттестационной комиссией (далее – ВАК) для публикации статьи в журнале, включенном в перечень ВАК.

Что должна содержать рецензия

Приводится тезисный анализ статьи, дается оценка качеству содержания, соблюдениям требований к оформлению, отражается степень новаторства изыскания, релевантность исследования передовым отраслям науки, значимость данной статьи в  практической деятельности.

В заключении рецензент должен  написать  рекомендации по публикации статьи либо указать о невозможности публикации материала. Отрицательное решение рецензента должно быть мотивировано

В заключение ставится  подпись рецензента и соответствующая печать.

Отправленная по электронной почте копия рецензии не является  оригинальным документом. Некоторые редакции требуют предоставления оригинала.

Поэтому необходимо заблаговременно отправить оригинал рецензии возможными способами (лично либо почтой).

По общему правилу, рецензия пишется объемом около 4 тысяч знаков (с пробелами).

Для того, чтобы рецензия являла собой стилистически грамотный документ, рекомендуем использовать следующие обороты:

  • значимость данного изыскания неоспорима…
  • проанализировав рецензируемую работу…
  • автором в статье подробно освещена проблема…
  • автор выразил достаточно смелую точку зрения …
  • данная статья является образцом нестандартных методов…
  • работа выполнена на высоком уровне…
  • статья является примером глубокого изучения проблемы…
  • название статьи емко отражает саму ее суть…
  • автор пишет о проблеме…
  • необходимость написать статью по указанной проблематике вызвана современным состоянием…
  • необходимо отметить точно расставленные в статье акценты…
  • автором изучен большой объем фактического материала…
  • из рецензируемой работы следует….
  • суть данной статьи заключается в том, что…
  • автором сделаны весьма логичные выводы на основе полученных данных…
  • выводы работы последовательно доказаны….

Примерный план рецензии

При написании рецензии следует руководствоваться определенной структурой. Рецензент должен писать отзыв, руководствуясь следующими критериями:

  1. Оглавление  статьи, должность и  фамилия, имя, отчество автора статьи;
  2. Тезисное освещение вопроса, которому посвящена статья;
  3. Актуальность выбранной темы;
  4. Оценка значимости результатов научных изысканий автора;
  5. Рекомендована ли статья к публикации;
  6. Обязательно писать ученое звание либо ученая степень, должность, место работы,  ФИО рецензента.

Рецензия научного руководителя на статью для публикации в журнале ВАК

Часто возникает вопрос, как написать научную рецензию на статью ВАК. Такой отзыв обычно пишется по общим правилам составления рецензий, подписывается научным руководителем с печатью учреждения, где научный руководитель работает.

Рецензенты могут быть как внутренними, так и внешними.  Первый вид рецензий обычно подписывается научным руководителем. На рецензии ставится печать ВУЗа, где учится, либо работает автор. Второй вид рецензий подписывается должностными лицами сторонних учреждения – редакций, специалисты других ВУЗов.

Необходима объективная оценка статьи, констатируются сильные стороны работы, а также ее недочеты.

Достоинствами статьи, как правило, является логичное и последовательное изложение сути исследования, новаторство в решении проблемы, умение донести в понятной форме суть научных результатов. Рецензенты также отмечают умение в корректной форме выражать свою точку зрения в статье, имеющей форму полемики с научными оппонентами

Также указываются промахи автора, нужно писать и о недостатках, допущенных им в работе, предлагаются пути исправления недочетов. Рассмотрим пример рецензии на научную статью ВАК.

Фрагмент рецензии на научную статью ВАК «Аспекты экономической устойчивости государства». (Пример)


Образец рецензии на научную статью

Рассмотрим образец рецензии на научную статью для публикации в журнале.


Необходимо помнить, что положительная, грамотно составленная рецензия является залогом положительного решения об опубликовании научной статьи, что в дальнейшем позволит претендовать на успешную защиту научного проекта в целом.



disszakaz.ru

Как написать интересную статью? | Kadrof.ru

Прочитав наш мастер-класс, Вы сможете написать интересную статью, даже если никогда ранее этим не занимались.

Написание статей – полезный навык, с помощью которого можно заработать, например, продавая статьи напрямую журналам, сайтам или через биржи для копирайтеров. Также Вы можете размещать интересные статьи на своем сайте или в блоге.

Что такое статья?

Статья относится к аналитическому жанру. Автор статьи ставит проблему, проводит ее анализ и предлагает решение (делает выводы).

Например, в нашей статье проблема – научить читателя писать интересные статьи для сайтов, журналов и газет. В процессе мы разберем, как это сделать, и сформулируем выводы по итогам мастер-класса.

Структура статьи

1. Заголовок

Фраза, обозначающая проблему, которую предлагает проанализировать автор. Заголовок статьи должен быть кратким и ясным, привлекать внимание, вызывать интерес. Хорошо работают заголовки, в которых содержится вопрос.

Пример хорошего заголовка

«Стоит ли покупать акции российских компаний?»

Пример плохого заголовка

«Акции российских компаний растут».

Данный заголовок не обозначает проблему и не понятно, чему будет посвящена статья.

2. Вступление

Как правило, один абзац текста, который подробно раскрывает проблему, поставленную автором, и обозначает ее важность для читателя. Если заголовок привлекает внимание читателя, то вступление должно побудить прочитать статью до конца.

Например, Вы пишете статью на тему мойки автомобиля с заголовком «Стоит ли мыть машину зимой?»

Вступление для статьи может выглядеть так: «Многие автовладельцы не знают, мыть или нет машину зимой. С одной стороны – стоит смывать с кузова грязь с реагентами, вредными для кузова. С другой стороны – мойка автомобиля зимой может навредить из-за разности температур кузова и воды (тепловой удар). Давайте разберемся, что вредит машине больше».

3. Содержание статьи

Состоит из анализа проблемы с точки зрения автора. Вы должны привести разные точки зрения на решение проблемы и выбрать наиболее подходящее на Ваш взгляд решение. Содержание статьи оживляют примеры из личной практики, комментарии, цитаты.

Если текст статьи получается большим, стоит разбить содержание на отдельные части и для каждой сделать подзаголовок, как в данном материале на тему, как написать хорошую статью.

4. Заключение

Один абзац с Вашими выводами. Например, в статье о мойке автомобиля можно завершить статью выводом – стоит или нет мыть машину зимой.

Пишем статью шаг за шагом

Вы выбрали тему статьи (проблему). Что делать дальше?

1. Составляем план статьи.

Можно краткий (как сделано в примере ниже), можно – тезисный. В плане отражаем, какие выводы нам нужно получить и как аргументировать свою позицию. На этапе плана можно придумать заголовок – хотя ряду авторов удобнее придумывать заголовок в конце.

Пример плана для статьи:

Заголовок

Как правильно написать статью?

Вступление

Умение правильно и быстро писать статьи – важный навык. На нем можно хорошо заработать. Как научиться писать статьи – вы узнаете из нашего мастер-класса.

Содержание

Определение статьи

Требования к структуре статьи (нумерованный список с примерами)

Порядок написания статьи (нумерованный список с примерами)

Заключение

Мы научили Вас писать статьи!

2. Пишем вступление, в котором обозначаем важность проблемы для читателя.

3. Пишем содержание согласно плану.

Используйте нумерованные и ненумерованные списки для перечислений, таблицы и диаграммы для представления информации.

4. Пишем заключение.

5. Делаем перерыв 5 минут, пьем чай или кофе.

6. Возвращаемся к тексту статьи. Читаем его еще раз, правим формулировки, некрасивые фразы, исключаем из текста избыточные слова. Например, фразу «очень хорошо» можно заменить на слово «хорошо». Многие вводные фразы можно убрать (кстати, тем не менее и другие).

7. Придумываем интересный заголовок.

Полезные статьи по теме:

Пару советов для авторов

  • Старайтесь писать короткими предложениями. Без причастных и деепричастных оборотов. Без вводных слов и слов-паразитов.
  • Излагайте мысли простыми словами.
  • Используйте фотографии, чтобы удерживать внимание читателей.

Используя нашу инструкцию, Вы сможете написать статью для журнала, сайта или газеты, сделать научный материал или интересный пост для блога. Дерзайте, у Вас все получится!

Как легко написать любую статью?

В данном видео описаны четыре приема, которые позволят Вам написать интересный и красивый текст с минимальными усилиями.

Прочитав дополнительные материалы ниже, Вы сможете научиться писать не только статьи, но и тексты других жанров.

Рекомендуем

В нашем мастер-классе мы расскажем, как писать тексты для сайтов. Сделаем акцент на рекламных текстах (копирайтинге). Если Вам нужно написать …

Пошаговая инструкция, как проверить качество текста, правильность написания и оптимизации перед отправкой работы клиенту. Пользуйтесь чек-листом …

www.kadrof.ru

Образец написания статьи | vestnik.nauka.kz

Межгосударственный Стандарт
ГОСТ 7.5 – 98 от 9 октября 1998г. №365 
(Протокол №1:3-98 от 28 мая 1998г.)


МРНТИ 34.29.35

К.С. Жарыкбасова1, К.А. Тазабаева1, В.В.Полевик2, Н.С.Кунанбаева1,  С.Д. Джуманов3

1Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет, г. Семей,  Казахстан
2Государственный университет им. Шакарима, г. Семей,  Казахстан
3Аксу-Жабаглинский государственный природный заповедник, Южно-Казахстанская область,с. Жабагылы, Казахстан

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭМИНИУМА РЕГЕЛЯ В КАРАТАУСКОМ  ГОСУДАРСТВЕННОМ ЗАПОВЕДНИКЕ

Аннотация. Исследован ареал одного из 2-х видов рода Eminium, произрастающих на территории Казахстана — Эминиум Регеля (Eminium regelii). Впервые уточнены границы ареала Эминума Регеля в буферной  зоне Каратауского государст­венного заповедника (на территории Боралдайского филиала Сырдарья-Тур­кестанского государственного регионального природного парка). Описаны виды растительных сообществ, в которых был обнаружен Эминиум Регеля. Для определения плотности популяций Эминиум Регеля использовался метод Брауна-Бланке, при выявлении видового состава, плотности популяции и динамики численности растений. Видовую принадлежность растений определяли по каталогу «Флора Казахстана» Н.В.Павлова. Обнаружена различная по плотности популяция Эминиума Регеля на трех участках территории Боралдайского филиала Сырдарья-Тур­кестанского государственного регионального природного парка. Выявление местообитаний популяций, изучение ареала Эминума Регеля и описание видов растительных сообществ, даёт ценную информацию для его учёта и охраны природного генофонда, представляет значительный научный интерес для флористики, географии и систематики растений, выявления запасов лекарственных растений.
Ключевые слова: Эминиум Регеля, Каратауский заповедник, популяция растений, лекарственные травы.

 

 

Жарықбасова К.С., Тазабаева К.А., Полевик В.В., Кунанбаева Н.С.,  Джуманов С.Д.    

ҚАРАТАУ МЕМЛЕКЕТТІК ҚОРЫҒЫНДА ЭМИНИУМ РЕГЕЛЬ ӨСІМДІГІНІҢ ТАРАЛУЫ

Түіндеме. Мақала Қазақстан территориясында өсетін  Eminium туысына жататын екі түрдің бірі – Эминиум Регель (Eminium regelii) ареалын зерттеуге арнал­ған. Авторлармен жүргізілген зерттеулердің негізінде Қаратау қорығының буферлік зонасында (Сырдария-Түркістан  мемлекеттік  аймақтық  табиғи саябағының Боралдай филиалының  территориясында) Эминиум Регеля по­пу­ляциясы анықталды. Авторлармен сондай-ақ, Эминум Регеля анықталған өсімдік топтануы түрлері де сипатталынды. Эминум Регеля қауымдалыс тығыздығын анықтау үшін Браун-Бланке әдісі қолданылды, ол өсімдіктің түрлік құрамын анықтауға, қауымдалыс ты­ғыздығы мен сандық өзгерісін байқауға мүмкіндік береді. Өсімдіктің қай түр­ге не топқа жататындығы Н.В.Павлов өсімдіктерді анықтағышымен анықталынды. Экспедициялық жолсапар  барысында Қаратау қорығының (Сырдария-Түркістан  мемлекеттік  аймақтық  табиғи саябағының Боралдай филиалы­ның  территориясында) Эминиум Регель популяциясы кезіккен  буферлік зо­наның 3 учаскесінде анықталды.  Қауымдалыс мекендейтін жерін анықтау, Эминум Регеля ареалын зерттеу және ол анықталған топтанудағы өсімдіктер түрлерін сипаттау, оны есепке алу мен табиғи генофонды сақтау үшін құнды ақпарат береді, флористер, географтар мен өсімдік систематиктері үшін маңызды ғылыми қызығушылық туындатады.
Түйінді сөздер: Эминиум Регеля, Қаратау  қорығы, өсімдіктің популяциясы, дәрілік шөптер.

 

 

Zharykbasova K.S., Tazabaeva K.A., Polevik V.V.,  Kunanbayev N.S., Dzhumanov S.D.

DISSEMINATION OF  EMINIUMA REGEL  IN  KARATAU STATE  RESERVE

Abstract. The article investigates the range of one of the two species of the genus Eminium, growing on the territory of  Kazakhstan — Eminium regelii. Borders of an area of Eminum Regelii in a buffer zone of the Karatau State Nature Reserve on the territory of  Boralday branch of  Syrdarya-Turkestani state regional natural park. Described also types of vegetable communities in which Eminium regelii was found. For determination of density of populations Eminium regelii used a method of Brown-Blanca which allows to define specific structure, density of population and dynamics of number of plants. The genus of plants determined by «Flora of Kazakhstan» N. V. Pavlov. During the forwarding are found various on density of population of Eminium regelii on 3 sites of the territory of the Boralday branch of  Syrdarya-Turkestani state regional natural park.  Identification of  habitats of populations, studying of an area of Eminium regelii and the description of  types of  vegetable communities, gives valuable information for its account and protection of a natural gene pool, represents considerable scientific interest for floristics, geography and systematization of plants.
Key words: Eminium regelii,  Karatau Reserve, population of plants, medicinal herbs.

Введение. Эминиум (лат. Eminium) — род травянистых растений семейства Ароидные (Araceae). Включает около 9 видов: Eminium alberti, Eminium jaegeri, Eminium heterophyllum, Eminium infortum, Eminium koenenianum, Eminium lehmanni,  Eminium rauwolffii,  Eminium regelii,  Eminium spiculatum. Произрастают от Северной Африки до Центральной Азии.

В Казахстане встречаются 2 вида рода Eminium: Эминиум Регеля (Eminium regelii) и Эминиум Леманнна (Eminium lehmanni).

По литературным данным Эминиум Регеля произрастает в предгорьях и нижнем поясе гор хр. Каратау и в Западном Тянь-Шане (Джамбулская и Чимкентская – ныне Южно-Казахстанская, области) [1]. Тогда как, второй вид этого рода – Эминиум Леманнна по данным Кұтпанбаева С.М. [2] и Синицина Г.С. [3] обитает только в песчаных пустынях Чимкентской (ныне Южно-Казахстанской), Кзыл-Ординской и Джамбулской областей

Ранее для определения ареала данного растения были проведены маршрутные экспедиции в горные районы Восточно-Казахстанской области: на северный склон Тарбагатая, Зайсанский район гор Саур и Сайкан, на западную оконеч­ность горного хребта Калбатау —  Дельбегетей, в  прибрежные пустыни озера Зайсан, а также  по территории национального заповедника Республики Казах­стан — Аксу-Джабаглы и близлежащих территорий.

По результатам экспедиции растения рода Eminium  в Восточно-Казах­станской  области не был обнаружен. Популяции растений данного рода были обнаружены  на территории заповедника Аксу-Джабаглы и окрестностей села Джабаглы.

Причем,  популяции  Эминиум Регеля были распространены вдоль северо-западной границы заповедника Аксу-Джабаглы. Частота встречаемости данного растения была неоднородна. Были определены ареал, биологические особенности и химический состав Эминиума Регеля на территории Аксу-Джабаглинского государственного заповедника [4,5,6,7].

Согласно данным Иващенко А. и Ишковой Е. на территории Каратау­ского заповедника произрастает 364 вида растений 55 семейств [8]. Однако в перечне растений, произрастающих на территории данного заповедника, ав­торами не указан Эминиум  Регеля,  хотя по данным Павлова Н.В. [1] Эмини­ум  Регеля встречается в горах Каратау и Западного Тянь-Шаня.

Отсюда, главной целью работы стало определение границы ареала, частоты встречаемости (плотности популяций) Эминиума  Регеля в Каратауском государственном заповеднике. Каратауский государственный природный заповедник расположен в центральной части хребта Каратау, который является ответвлением северо-запад­ных дуг Тянь-Шаня на территории Южно-Казахстанской области. Граничит с пустынями Муюнкум, Кызылкум, Бетпакдала [8]. Заповедник на севере и северо-востоке граничит с Сузакским районом; на западе от границы Сузакского района до слияния рек Баялдыр и Тюетас до гор Карагаштау; на юге от гор Карагаштау через реки Талдыбулак, Хантаги до границ Сузакского района; на востоке -вдоль Сузакского района.

Хребет имеет ассиметричное строение. Юго-западный склон его широкий и сравнительно пологий. Северо-восточный и северные склоны отличаются зна­чительной крутизной. Наивысшая точка хребта — гора Мынжылки в верховьях возвышенности Бессаз с отметкой 2167 м над уровнем моря [9].

Рисунок 1- Карта Каратауского государственного заповедника [9], на которой отмечены
3 участка обнаружения популяций Эминиума Регеля (Eminium regelii)

Протяженность территории заповедника в меридиональном направлении составляет 28,3 км (от 68°З8′ до 68°50′ восточной долготы), в широтном направ­лении — 23,6 км (от 43°36′ до 43°49′ северной широты) по системе координат. Общая площадь заповедника составляет 34 300 га, центральная усадьба находится в городе Кентау, в 40 км от города Туркестан с железнодорожной станцией (рисунок 1). Эти города связаны автомагистралью. Ближайшее расстояние от центральной усадьбы до территории заповедника- 17 км [8]. Климат территории континентальный, засушливый. Среднегодовая температура воздуха колеблется в пределах от +8о до +12оС. Самый холодный месяц январь (средняя температура –5оС ниже нуля), самый  жаркий – июль (от +25о до +27оС) [8].

Продолжительность теплого периода со среднесуточной температурой выше 5оС – 220 дней, безморозного периода – 160-180 дней. Среднегодовая сумма осадков – около 400 мм, в верхних частях гор до 500 и даже 700 мм в отдельные годы. Распределение осадков по сезонам года неравномерно – максимум приходится на весну и осень. Еще в середине мая в горах заповедника нередки ливневые дожди с сильными грозами. Зимой погода чаще всего ясная и безветренная. Средняя скорость ветра не превышает 3-4 м/сек. Снежный покров неглубокий – до 20-30 см. Устанавливается он обычно в последних числах ноября, разрушается в конце февраля. Основная черта климата — неравномерное распределение осадков по сезонам года [8].

Цель работы — изучение ареала  Eminium  геgelii  на территории Каратауского государственного заповедника.

Методы исследований. Организованы экспедиционные выезды на территорию Каратауского государственного заповедника, которые  длились с 19 по 31 мая 2014 г. Определение видовой принадлежности растений проводили по энциклопедическому сборнику «Флора Казахстана» [10]. Плотность популяций растений Эминиума Регеля определяли методом Брайна-Бланке по Миркину [11].

Основные результаты.  В ходе экспедиционных выездов были определены 3 участка буферной зоны Каратауского заповедника (на территории Боралдайского филиала Сырдарья-Туркестанского государственного регионального природного парка), на которых были обнаружены популяции Эминиума Регеля.

Первый участок распространения Эминиума Регеля располагался в предгорной долине у подножия юго-западных склонов хребта Каратау (рисунок 2). На данной территории была обнаружена довольно крупная популяция Эминиума Регеля. Эта популяция распространялась вдоль левого берега реки Машат, образованной от слияния двух рек Даубаба и Ирсу, на надпойменной террасе, расположенной на высоте 529 м над уровнем моря. Растительное сообщество, в котором доминантным растением является Эминиум Регеля, является разнотравно-злаковым.

В этом сообществе встречались растения из перечня, приведенном Ива­щенко А. и Ишковой  Е. в работе по Каратаускому заповеднику: тысячелист­ник обыкновенный, липучка мелкоплодная, пырей ползучий, подорожник лан­цетный, вьюнок полевой, мак павлиний, клевер золотистый, просвирник маленький, бурачок извилистый, коровяк фиолетовый [8].

Рисунок 2 -Первый участок у подножия юго-западных склонов хребта Каратау

На данном участке была заметна сильная антропогенная нагрузка на растительный покров (перевыпас скота —  чрезмерный выпас, приводящий к деградации растительности сообщества и снижению его продуктивности, туристы), проективное покрытие растительного покрова составляет 60 %. В обнаруженной популяции Эминиума Регеля наблюдалось довольно большое количество генеративных особей, которые находились на стадии массового цветения (рисунок 3). Глубина залегания клубней Эминиума Регеля достигала 20-25 см. Они были довольно крупными, до 4,5 см в диаметре. Плотность обнаруженной популяции Эминиума Регеля достигала 10-11 экземпляров на 1 м2.

Рисунок 3-  Эминиум Регеля на стадии цветения.

Второй участок распространения популяции Эминиума Регеля расположен на берегу протекающей по ущелью реки Боралдай. Правый берег реки в этом участке примыкает к довольно крутому склону гор, а левый берег более пологий, образует пойменную террасу с тугайными почвами (пойменные луговые, большей частью засоленные почвы). Высота участка составляла 520 м над уровнем моря (рисунок 4). Вдоль реки Боралдай на данном участке тянется пойменный лес, состоящий из редких, эндемичных видов деревьев и кустарников, некоторые из них занесены в Красную книгу Казахстана (ясень согдийский, боярышник понтийский, шиповник Федченко, клен Семенова, яблоня Сиверса и др.).

Рисунок 4-  Второй участок по ущелью реки Боралдай

Травянистый ярус под пологом леса состоял из крупного разнотравья – катран котчиевский, Эремурус Регеля, тысячелистник желтый, конский щавель, тюльпан  Грейга, тюльпан Кауфмана, кузиния мынжылкенская, прангос хвощевидный, лук турчинский, синеголовник каратавский, Эминиум Регеля.

На данное сообщество не оказывалась антропогенная нагрузка, проективное покрытие растительного покрова – 100 %. Однако, в отличие описанного нами от первого участка, плотность популяции Эминиум Регеля на втором участке была ниже – 1-2 экземпляра на 1 м2, причем растения находились в окончании фазы цветения (рисунок 5).

Глубина залегания клубней также была меньше, чем на первом участке – 15-17 см, клубни были меньше размером от 1,5 до 2,5 см.

Рисунок 5 — Эминиум Регеля в окончании фазы цветения.

               Третий участок распространения Эминиума Регеля (высотой 931 м над уровнем моря) был обнаружен на Красной горке (Красная горка расположена на юго-западном склоне хребта Боралдайтау, это самое северное ответвление хребта Каратау), имеющей дополнительный охранный статус (рисунок 6). Под охраной находятся тюльпаны – Грейга, Кауфмана, туркестанский.

Рисунок 6 — Третий участок в районе Красной горки.

Здесь преобладает ксерофитное разнотравье (типчак, ковыль каратавский, Эремурус Регеля, лапчатка прямостоячая, лапчатка вильчатая, мачок желтый, грыжник голый) с участием кустарников: боярышника понтийского и шиповника кокандского. На данном участке растения Эминиума Регеля уже отцвели, происходило созревание семян (рисунок 7). Клубни залегали на глубине 15-17 см, их размеры колебались от 1,5 до 2 см в диаметре. Проективное покрытие растительного покрова составляло 85-90 %. Плотность популяций Эминиума Регеля достигала 3-4 растения на 1 м2.

Рисунок 7  Отцветшее растение Эминиум Регеля

Заключение (выводы). Таким образом, на основании наших исследований можно сделать следубщие выводы:

— на территории Каратауского государственного заповедника произрастают представители рода Eminium, а именно Eminium Regelii.

— наиболее крупные, многочисленные популяции Эминиума Регеля обнаружены на южных склонах хребта Каратау, не выше 1000 м над уровнем моря;

— цветение растений Эминиума Регеля в Каратауском заповеднике начинается и заканчивается на 10-14 дней раньше, чем в Аксу-Жабаглинском государственном природном заповеднике;

— в Аксу-Джабаглы популяции Эминиума Регеля приурочены к зарослям кустарников, а в Каратау – они предпочитают открытые места.

В Средней Азии местное население издавна применяет растения рода Eminium как  лекарственное средство против многих болезней, таких как бо­лезни внутренних органов, против новообразований, против туберкулеза и др. [12]. Кроме того, Эминиум Регеля относится к редким, исчезающим видам, отсюда приведенные нами сведения о распространении Эминиума Регеля  на территории Каратауского государственного заповедника необходимы для поиска и выявления запасов лекарственных растений.

Выявление местообитаний популяций и изучение ареалов данного растения даёт ценную информацию для учёта и охраны природного генофонда флоры Казахстана и представляет значительный научный интерес для флористики, географии и систематики растений.

Список литературы

1 Ред. Павлов Н.В. Флора Казахстана. – Алма-Ата: Академия наук КазССР, 1961. – Т2. – С.85.

2 Кұтпанбаев С.М. Қазақстанда өсетін тауалғы мен күшәла өсімдіктерінің кейбір биологиялық ерекшеліктері //Вестник Академии наук Казахской ССР. – 1961. — № 2(191). – С. 83-87

3 Синицин Г.С. Эминиум Регеля – новое лекарственное растение Казахстана //Известия АН КазССР. – 1982. – №2. – С.21-24.

4 Тазабаева К.А., Жарыкбасова К.С. Лекарственное растение Эминиум Регеля (EMINIUM REGELII). //Материалы международного научно-практического семинара «Научные и практические аспекты применения лекарственных растений в производстве пищевых продуктов». – Семей: Интеллект, 2013. – С.172-179. 5

5 Жарыкбасова К.С., Тазабаева К.А., Силыбаева Б.М., Кунанбаева Н.С. Актуальные направления применения лекарственных растений в пищевой отрасли. – Семей: Тенгри, 2013. – С.166-175.

6 Silybayeva В.M., Tazabayeva К.A., Zharykbasova К.S.  Biological Specifics and Chemical Composition of Medicinal Plant Eminium regelii Vved. //Global Journal of Pharmacology. – №8 (3). – 2014. – Р.432-436.

7 Жарыкбасова и др. Биология лекарственного растения – Эминиум Регеля. – Семей: КазГЮИУ, 2013. – 64 с.

8 Иващенко А., Ишков Е. Каратауский государственный природный запо­ведник. // Заповедники Средней Азии и Казахстана. – Алматы: Тетис, 2006. – С.41-47.

9 Заповедники мира  — http://www.zapovedniki-mira.com/zapovedniki_kazahstana/279-gosudarstvennyy-prirodnyy-karatauskiy-zapovednik.html

10  Павлов Н.В. Флора Казахстана. – Алма-Ата: Академия наук КазССР, 1956. – Т1. – С.33-38.

11 Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А. Высшие растения. – М.: Логос, 2002. – 255 с.

12 Кукенов М.К. Ботаническое ресурсоведение Казахстана. – Алма-Ата: Гылым, 1999. – 160 с.

 

 

 

Жарыкбасова К.С. проректор по учебно-методической работе, доктор технических наук,
Тазабаева К.А., декан информационно-технического, кандидат биологических наук,
Полевик В. В., старший преподаватель Кафедры биологии
Кунанбаева Н.С., старший преподаватель Кафедры физкультуры и биологии, магистр биологии, 
Джуманов С.Д., старший научный сотрудник, 

www.vestnik.nauka.kz

Как написать научную статью

  • Home
  • Как написать научную статью?

Как написать научную статью?


Эта статья для тех, кто впервые решил опубликовать результаты своих научных исследований.
Чтобы выглядеть достойно в глазах своих ученых коллег, необходимо следовать нескольким несложным правилам написания научных статей.  Сегодня научные статьи пишут не только учёные, аспиранты, но и студенты и даже школьники. Гениальность нашего молодого поколения уже никого не удивляет. Но чтобы в вашей гениальности никто не сомневался, надо как минимум научиться подавать себя грамотно.

Если вы хотите написать научную статью, которая будет опубликована, востребована и замечена исследователями и вашими коллегами, необходимо придерживаться чёткого плана, следовать рекомендациям вашего научного руководителя и нашей статьи.

 

Что такое научная статья?

Прежде всего, определимся, что такое научная статья. Научная статья рассматривает одну или несколько взаимосвязанных проблем той или иной тематики. Можно сказать, что научная статья — это полноценное мини-исследование по определенной узкой теме.


Выделяют следующие виды научных статей:

  1. Научно-теоретические — описывающие результаты исследований, выполненных на основе теоретического поиска и объяснения явлений и их закономерностей.
  2. Научно-практические (эмпирические) — построенные на основе экспериментов и реального опыта.
  3. Обзорные — посвященные анализу научных достижений в определенной области за последние несколько лет.

Научная статья предполагает изложение собственных выводов и промежуточных или окончательных результатов своего научного исследования, экспериментальной или аналитической деятельности. Такая статья должна содержать авторские разработки, выводы, рекомендации.

Это означает, что, прежде всего, научная статья должна обладать эффектом новизны: изложенные в ней результаты не должны быть ранее опубликованы. Публикуя научную статью, автор закрепляет за собой приоритет в выбранной области исследования.


Основные принципы создания статьи

  • Грамотная научная статья должна быть ориентирована  на конкретную целевую аудиторию. Если ваши данные нужны узкому кругу специалистов, обозначьте это во вступительной части.
  • Научная статья не должна выглядеть как набор выдержек из разных исследований с вашими выводами в конце работы. Статья – это полностью ваше исследование, в котором вы только опираетесь на теоретическую базу.
  • Научная статья обязательно опирается на фундаментальные исследования, базируется на уже известных достижениях, раскрывая при этом новые факты, наблюдения. Ссылайтесь на данные статистики, труды других учёных. Если же вы только излагаете собственное мнение по проблеме, свои наблюдения, пусть и ценные, но не опираетесь на теоретическую основу, статья перестанет быть научной. Обратите внимание на новые материалы. Желательно, чтобы в научной статье присутствовали ссылки на работы, опубликованные в течение последнего года.
  • Статья не должна быть слишком наукообразной, трудной для восприятия. Применяйте термины и сложные наименования по мере необходимости, поясняйте значение новых в науке слов.
  • Раскрывая проблему вашей статьи, обязательно кратко осветите развитие научной мысли по данному вопросу. Даже если поставленная вами проблема абсолютно эксклюзивна, её всё равно можно, так или иначе, связать с конкретной областью, направлением науки.
  • Не пытайтесь  «объять необъятное». Лучший вариант – когда в научной статье освещается определённый аспект проблемы, а тема достаточно суженная. Делите текст на разделы, абзацы – так он будет гораздо лучше восприниматься.
  • Статья должна иметь четкую логическую структуру. Следите за соответствием заглавия, темы и содержания, не отходите от рассматриваемого вопроса в сторону.
  • Постарайтесь логично подвести изложение материала к окончательным выводам, грамотно и ёмко изложить их. Именно выводы содержат основную научную ценность статьи, а наблюдения, аргументы и доказательства подкрепляют их.
  • Перед написанием составьте план научной статьи. Он должен быть логичным и продуманным. План включает в себя:
    • Заголовок (на родном и английском языках)
    • Аннотацию (на родном и английском языках)
    • Ключевые слова (на родном и английском языках)
    • вступительную часть:
    • основную часть – в ней желательно выделить подразделы;
    • заключительную часть, содержащую выводы;
    • ссылки и/или список использованной литературы.

Начинать лучше с основной части, потом приступайте к составлению вступления и заключения.


Заголовок статьи


Заголовок статьи должен отражать содержание статьи и привлекать интерес читателей. Так же, как и сам текст статьи, заголовок пишется в научном стиле и максимально корректно отражает ее содержание. Длина заголовка статьи не должна превышать 10–12 слов. Основная ошибка заголовка, если он является слишком общим и не отображает основного содержания статьи. Заголовок не отражает сути рассматриваемого вопроса и вводит читателя в заблуждение

Плохой пример: «Охрана труда», «Сбербанк России»

Хороший пример: Особенности составления отчета об изменениях капитала согласно российским и международным стандартам Не забывайте, вы пишите научную статью, а не публицистическую. Сенсационные и зазывающие заголовки здесь не годятся!

Плохой пример: «Глобальное потепление! Сколько нам осталось?»

Хороший пример: «Негативное воздействие технического прогресса на окружающую среду и методы борьбы с глобальным потеплением»

 

Аннотация

Наличие аннотации не обязательно, но желательно. Аннотация должна быть краткой, но при этом содержательной. Не более 500 символов (4-5 предложений)

Ключевые слова

Ключевые слова могут отражать основные положения, результаты, термины. Они должны представлять определенную ценность для выражения содержания статьи и для ее поиска. В качестве ключевых слов могут выступать как отдельные слова, так и словосочетания. Обычно достаточно подобрать 5–10 ключевых слов.

Основная часть

Ваше научное исследование

Список использованных источников

Не забудьте указать все источники, из которых вы заимствовали информацию. Не забудьте! Нарушение авторских прав преследуется по закону!

www.iupr.ru

Как написать научную статью

Перед тем как написать научную статью, надо понимать, что собой представляет этот труд и для чего он необходим. Заметим сразу, что научные статьи пишут прежде всего люди, относящиеся напрямую к науке – кандидаты и доктора наук. Однако высок процент и тех, кто только делает свои первые шаги в науке – аспирантов и соискателей. Для этих категорий молодых ученых написание статей особенно актуально, ведь перед тем как написать статью в научный журнал, они должны провести не только тщательное исследование, но и получить одобрительную оценку рецензента статьи или научного консультанта.

Для того чтобы статья удалась, была выдержана по всем требованиям и параметрам и выглядела научно обоснованно, нужно провести кропотливую работу не только по написанию статьи как таковой, но и по ее оформлению. Научная молодежь зачастую может быть подкована в подобных вопросах. Обычно писательский опыт обретается еще в годы учебы, а пробы пера размещаются в газетах, местных журналах и т.д. Ведь зная, как написать статью в газету, гораздо легче написать статью в более серьезное издание.

В первую очередь нужно придерживаться правил, которые касаются построения самой статьи. В ней должны быть необходимые элементы: вступление, актуальность, исторический обзор, цель статьи, основное изложение материала, выводы и перспективы дальнейших исследований.

А теперь по порядку о том или ином компоненте. Вступление зачастую пишется для «красного словца». Здесь необходимо показать значимость своего исследования и в двух словах сказать, о чем пойдет речь. Вступлению отводится лишь пара предложений, чтобы не отвлекать читателя и не портить мнение о труде.

Следом за вступлением идет актуальность. Перед тем как написать научную статью, убедитесь, что тема еще мало исследована и актуальна. В материале статьи следует раскрыть те моменты, которые представляют научный интерес на настоящее время. Стоит обозначить, почему берется для исследования та или иная проблема, что нам могут дать результаты работы.

Зачастую трудности представляет обзор историографии – литературы, написанной по исследуемой теме. Хотя термин «историография», как кажется по названию, относится лишь к истории, однако во всех науках необходимо описание той проблемы, которая исследуется. Это и есть историография, но некоторые исследователи называют ее обзором литературы.

В историографической части исследователь должен отметить, какие работы вышли по теме его статьи, какие концепции и мысли изложены, с чем можно согласиться, а что опровергнуть. Обычно историография является перечислением имеющейся литературы с небольшим ее критическим сопровождением. При этом аспиранты и соискатели должны понимать, что не стоит разносить «в пух и прах» определенные труды.

На основании историографических пробелов стоит сформулировать цель своей статьи. Перед тем как написать научную статью, исследователь должен иметь понятие о том, как эта тема исследовалась до него. Необходимо всегда выделять сегмент для исследования, который мало рассмотрен в науке, является спорным или требует пересмотра позиций. После того как цель статьи сформулирована, стоит выложить основной материал. Здесь уже можно работать на наращивание страниц, поскольку к статьям предъявляются определенные требования и по этому параметру.

После того как материал изложен, можно делать выводы. Они должны быть емкими и значащими. Не стоит брать то, что лежит на поверхности, это сделает исследование мало интересным. Подытожить нужно те позиции, по которым появились новые научные результаты, – вот такие выводы станут действительно интересны читателям. В заключении стоит отметить, что статья не является исчерпывающей, и по этой теме можно рассмотреть такие-то аспекты. Это называется перспективой дальнейших исследований, ведь и другие аспиранты и соискатели должны знать, как написать научную статью на данную тему.

fb.ru

как написать статью | Мир Психологии

советы начинающему автору

“Достаточно иметь лишь бумагу и ручку, чтобы безо всяких усилий писать то, что приходит в голову. 
Хотя несколько хуже обстоит дело с тем, что именно приходит в голову”
  

Научная публикация статьи – основной результат деятельности ученого. Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.

Виды научных статей

В современной журналистики можно встретить следующие виды научных публикаций:

  1. Статьи, посвященные экспериментальным исследованиям. В них рассматриваются методы и результаты исследований, и дается их физическое объяснение.
  2. Монография, тезисы докладов.
  3. Научно-популярные статьи.

Когда писать статью?

Естественный ответ на этот вопрос: тогда, когда автором получены новые результаты, представляющие интерес для научной общественности. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области. Публикуя статью, автор преследует две основные цели:

  1. Завершить этап выполняемых им исследований и «застолбить» свой приоритет.
  2. Продемонстрировать свою компетентность и квалификацию в рассматриваемой области, получить признание научной общественности.

Общий план построения статьи

Трудно добиться цельности и ясности изложения, если автор не продумает общий план построения статьи. Автор, подобно архитектору, должен детально разработать такой план. Без этого получается, что автор думает не до того, как начать писать, а в то время, когда пишет. Такое неорганизованное писание без четкого плана ему могут и не простить.

Название статьи

Поиску удачного названия всегда следует посвятить время, хотя речь идет всего лишь об одной фразе. Название должно отражать содержание статьи и в то же время быть привлекательным, броским. Это особенно важно сейчас – в связи с огромным потоком информации. Из-за неточного названия важная и нужная статья может оказаться незамеченной. 

В то же время за внешне красивым названием можно не увидеть, о чем же эта статья. 

Составные части статьи

Статья состоит из аннотации, вводной части (введения), основной части (методики исследования, полученных результатов и их физического объяснения), выводов (заключения) и списка литературы (литература).

Аннотация

Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи. 

Введение

В последнее время этот раздел статьи авторы нередко опускают и сразу же переходят к изложению полученных результатов. Вряд ли это оправданно. Читателю хочется понять, в чем состояла необходимость постановки работы, и какое место она занимает среди аналогичных отечественных и зарубежных разработок.

Во введении наиболее уместен обзор найденных автором литературных источников (статей, отчетов, информации из Интернета). Что бы полезного ни сделал автор, у его исследований всегда есть предшественники. Поэтому необходимо найти следы этих предшественников и критически проанализировать их работы. Ведь нередко незнание этих материалов приводит к неоправданным затратам средств, времени и сил. Добросовестный автор должен рассмотреть не только источники, подтверждающие правильность его выводов, но и работы, их опровергающие. Отношение к работам предшественников должно быть уважительным: ведь автор может позволить себе их критику, а они не имеют возможности возразить в ответ.

Основная часть

От самостоятельного исследователя требуется умение:

  1. Выбрать задачу для исследования.
  2. Пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.
  3. Разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.

В статье, посвященной экспериментальным исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени.

Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм. Еще Кант заявлял, что во всяком знании столько истины, сколько математики. Однако применение математики для объяснения полученных результатов должно быть минимально необходимым. Нередко авторы вводят в статьи значительные дозы математических формул и думают, что этим придают своей работе научную солидность. Они пользуются математикой, как некоей приправой, добавляемой для аромата и остроты. Часто громоздкие математические формулы только затуманивают понимание материала. 

Выводы

Их нельзя отождествлять с аннотацией, у них разные функции. Выводы должны показывать, что получено, а аннотация – что сделано. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточно трех-пяти ценных для науки выводов, полученных в итоге работы над темой. Выводы должны иметь характер тезисов. К каждому из них автор мог бы добавить слова «Я утверждаю, что…».

Литература

Важно правильно оформить ссылку на источник в списке литературы. Разные издательства предъявляют неодинаковые требования к его оформлению. Но в любом случае следует указать фамилии авторов, журнал, год издания, том (выпуск), номер, страницы. Интересующийся читатель должен иметь возможность найти указанный литературный источник. Бывают случаи, когда по указанному адресу источник не удается обнаружить. Столкнувшись с этим, теряешь доверие и к автору, и к его работе.

Изложение материала статьи

Необходимо представлять своего читателя и заранее знать, кому адресована статья. Автор должен так написать о том, что неизвестно другим, чтобы это неизвестное стало ясным читателю в такой же степени, как и ему самому. Автору оригинальной работы следует разъяснить читателю ее наиболее трудные места. Если же она является развитием уже известных работ (и не только самого автора), то нет смысла затруднять читателя их пересказом, а лучше адресовать его к первоисточникам. Важно показать авторское отношение к публикуемому материалу, особенно сейчас, в связи широким использованием Интернета. Некоторые авторы напоминают «юных натуралистов»: наловили сачком бабочек, наклеили их на лист картона, а что с ними делать дальше — не знают. Поэтому необходимы анализ и обобщение, а также критическое отношение автора к имеющимся в его распоряжении материалам.

Главным в изложении, как отмечал еще А. С. Пушкин, являются точность и краткость. «Словам должно быть тесно, а мыслям просторно» (Н. А. Некрасов). Важны стройность изложения и отсутствие логических разрывов. Красной линией статьи должен стать общий ход мыслей автора. Текст полезно разбить на отдельные рубрики. Это облегчит читателю нахождение требуемого материала. Однако рубрики не должны быть излишне мелкими.

Терминология

Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:

  • употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
  • не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;
  • не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.

Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки. Придумывать новые термины следует лишь в тех случаях, когда речь идет о новых, ранее неизвестных явлениях. 

Язык изложения

По нашему мнению, научная статья должна быть написана живым, образным языком, что всегда отличает научные работы от не относящихся к таковым. Многие серьезные научные труды написаны так интересно, что читаются, как хороший детективный роман. 

Необходимо безжалостно истреблять в тексте лишние слова: «для», «затем», «сейчас» «очень» и т. д. Следует также устранять всякие «загадочные» термины. Следует также избегать ненужной возвратной формы глаголов. 

В то же время, в научной литературе вполне уместны слова-вставки: «действительно», «конечно», «в самом деле», «с другой стороны» и т. д., используемые для логических переходов в тексте. Такие слова, хотя и не украшают текст, но являются «дорожными знаками», предупреждающими о поворотах мысли автора. Особенно полезно применение этих слов в математическом тексте для показа логических связей.

Автор статьи должен работать над текстом до тех пор, пока не устранит все неясности (это не поэзия, в которой допустим «тайный» смысл стихов). 

Большое значение имеет интуиция автора. Так, если при повторном чтении написанной статьи у него возникает какое-то неудобство от фразы, то можно использовать следующий прием. Представьте, что этой фразы нет. Изменилось ли при этом что-нибудь в статье: потерялась логика изложения, пропал смысл? Если нет, смело вычеркивайте эту фразу, какой бы красивой она не была.

Как писать?

Любой автор, опубликовавший десяток статей, достигает определенного уровня в изложении мыслей. Для него достаточно двух-трех переделок первоначально написанной статьи. Начинающему автору необходимо свыкнуться с мыслью, что подлинная работа над статьей начинается сразу после написания первого варианта. Надо безжалостно вычеркивать все лишнее, подбирать правильные выражения мыслей, убирать все непонятное и имеющее двойной смысл слова, возможно и трех-четырех переделок текста может оказаться мало.

Многие авторы придерживаются следующего способа написания научной статьи. Сначала нужно записать все, что приходит в голову в данный момент. Пусть это будет написано плохо, здесь важнее свежесть впечатления. После этого черновик кладут в стол и на некоторое время забывают о нем. И только затем начинается авторское редактирование: переделывание, вычеркивание, вставление нового материала. И так несколько раз. Эта работа заканчивается не тогда, когда в статью уже нечего добавить, а когда из нее уже нельзя ничего выбросить. «С маху» не пишет ни один серьезный исследователь. Все испытывают трудности при изложении. Даже классики: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Г. Флобер и многие другие – трудно и мучительно работали над текстом.

Заключение

Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи. Подведем итог. Так как же работать над статьей?

  1. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать.
  2. Составьте подробный план построения статьи.
  3. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, и др. источники) и проанализируйте.
  4. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
  5. Поработайте над названием статьи.
  6. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.
  7. Составьте список литературы.
  8. Сделайте выводы.
  9. Напишите аннотацию.
  10. Проведите авторское редактирование. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
  11. Отправьте статью в редакцию. Прислушайтесь к редакторским замечаниям, но не допустите искажения статьи при редактировании.

Будьте честолюбивы и амбициозны. Ваши цели не должны ограничиваться просто к публикации статьи. Поставьте перед собой цель внести весомый вклад в область науки. Бросьте вызов своим читателям и себе!

www.persev.ru

пример составления, требования к написанию

Для многих учащихся ВУЗов, аспирантов и научных сотрудников вопрос написания различных работ является довольно проблемным. В частности, бывает трудно учесть все требования и грамотно составить отзыв на публикацию. Сегодня я решил разместить информацию о том, как пишется рецензия на научную статью, пример которой можно будет увидеть далее.

Что такое рецензия

Перед публикации статьи в серьезном издании, требуется написание рецензии на нее. При этом рецензирование считается одной из наиболее важных частей при отборе и утверждении работ. Кроме того, это повышает качество публикуемых статей.

Чтобы опубликовать в журнале из Перечня ВАК статью, требуется не меньше двух рецензий. Такие же требования имеются у ряда изданий, которые готовятся подавать документы, чтобы их включили в этот перечень. Однако подобные отзывы требуются и для других целей в рамках получения высшего образования и подачи научных публикаций. Это касается и гуманитарных, и технических специальностей, и вводит в затруднение как студентов, к примеру, магистрантов, так и научных сотрудников.

Кому-то кажется термин «рецензирование» замысловатым, но его можно описать достаточно просто: статью проверяют на логичность и подлинность содержания, а также на соответствие требованиям к оформлению. Однако такая несложная процедура связана с субъективным усмотрением рецензентов. Поэтому нужно совершенно точно знать, как правильно оформить документ, и что в нем должно содержаться.

Рецензия – это специальный документ, который составляется рецензентом. Последним может быть ученый со степенью, который разбирается в вопросах содержания публикации, а также работает в той же сфере, специализируется в той же дисциплине, что и автор.

Рецензентом приводится в краткой форме анализ публикации, оценка. Все это делается в соответствии с особыми критериями. Также оценивают объем, составление аннотации, выбор ключевых слов на разных языках. Еще смотрят на то, насколько грамотно написаны ссылки, как оформлена библиография.

Разновидности рецензий

В зависимости от цели составления, документ могут писать разные рецензенты. Он бывает следующих разновидностей:

  1. Внутренняя рецензия составляется научным руководителем. Подпись преподавателя заверяет университет или то учреждение, в котором проходит обучение или работает автор.
  2. Внешняя рецензия – для этого рецензентами назначаются редакторы журналов или члены редакторской коллегии. Так или иначе, документ должны составлять специалисты с авторитетом и ученой степенью. Ряд организаций требует у того, кто будет его писать, наличие напечатанных публикаций в профильных журналах за последние несколько лет (как правило, за три года).

Примерный план составления

Есть два варианта плана, как написать рецензию на статью. Первый вариант можно назвать упрощенным, а второй – уже несколько сложнее и более развернутый. Если вас интересует более простой план, который позволяет понять, как грамотно писать рецензию, то он включает такие пункты:

  1. Вступление о предмете исследования.
  2. Личные впечатления о прочитанном, основные аспекты, которые формируют ход публикации.
  3. Степень важности проблемы, которая освещается.
  4. Выводы.

Этот план больше подходит студентам и начинающим рецензентам, у которых нет достаточного опыта для написания критических замечаний.

В развернутом плане будет такая структура:

  1. Сведения о рассматриваемой статье.
  2. Степень важности проблемы и ее актуализация.
  3. Указание на основной рассматриваемый аспект в публикации (возможен краткий анализ содержания).
  4. Собственные аргументы и впечатления от исследования.
  5. Конструктивная критика и отрицательные стороны.
  6. Выводы.

Объем

Вопрос объема является неоднозначным, так как этот нюанс будет во многом зависеть от конкретной темы и научной дисциплины. Обычно отзыв занимает до трех с половиной тысяч печатных знаков. Это соответствует приблизительно 1,5 страницам вордовского текста с 12 кеглем.

Чтобы придать отзыву стилистическую завершенность, обязательно используйте специальные обороты и тематические выражения, который подчеркнут ваш профессионализм и осведомленность в тематике и дисциплине.

Краткий словарь фраз

Если вы хотите грамотно написать отзыв, используйте следующие слова и предложения, которые можно вставить в текст:

  1. В статье автора или в работе…
  2. Научное исследование посвящено следующей проблеме…
  3. Важным аспектом статьи, в котором автор достиг положительного результата…
  4. Подводя итоги всего исследования или его отдельной части…
  5. Можно указать на несовершенство статьи в том…

В последнем пункте важно сказать не только про недостатки, но и сказать о положительных сторонах публикации.

Добавьте следующую фразу: “Однако, нельзя не сказать о … ”

Вместо многоточия укажите на то, в чем автор достиг определенной степени мастерства, что ему удалось доказать, и к какому выводу он пришел.

Чем должен руководствоваться рецензент

Если вы хотите сделать все грамотно, придерживайтесь особых правил составления документа. В таком случае ваш отзыв будет принят в специализированном издании. Составляя рецензию, обращайте внимание на следующие требования:

  1. Описывая важность тематики в современных условиях и ее актуальность, делайте это максимально лаконично.
  2. Указывая на основной аспект, выбирайте тот тезис, который вы считаете главным, без дополнительных и второстепенных нюансов.
  3. Во время краткого пересказа содержания помните, что нужно указать на выводы исследования и акцентировать внимание на удачных тезисах автора.
  4. Указывая на отрицательные стороны, пишите исключительно по теме, без ссылок на дополнительные источники.
  5. В заключительных фразах скажите про положительные стороны.
  6. В обязательном порядке скажите про даты и точные факты, но без ущерба доходчивости и краткости документа.

В качестве дополнительных требований, по которым следует делать отзыв, можно использовать следующие:

  1. Укажите на оригинальность публикации.
  2. Перечислите основные недочеты и ваши критические замечания.
  3. Скажите про ваши личные впечатления во время прочтения научного труда, но делайте это аргументированно.
  4. Руководствуйтесь беспристрастностью и старайтесь быть объективным.
  5. Рекомендуется также лично пообщаться с автором.

Если вы будете соблюдать указанные выше требования, ваш отзыв будет принят к печати в журнале или для размещения на сайте, и т. п.

Что не допускается при составлении рецензии

Помимо обязательных пунктов, есть также определенные моменты, которые ни в коем случае не должны встречаться в тексте, а именно:

  1. Никогда не пишите ругательные высказывания или радикальные призывы с насильственным характером.
  2. Не стоит попросту пересказывать текст исследования, так как это могут сделать читатели, но никогда – критики и люди со специальной подготовкой.
  3. Не допускается включение личного мнения без аргументации.
  4. Не стоит писать пространные отвлеченные рассуждения.
  5. Всегда четко оформляйте мысли и не уделяйте чрезмерно много внимания нюансам, которые можно посчитать второстепенными.
  6. Не допускается неподготовленность рецензента, наличие орфографических и фактических ошибок.
  7. Не пишите исключительно в негативном духе, указывайте и на положительные аспекты.
  8. Не стоит писать о личных вкусах и предпочтениях.

Обратите внимание на эти пункты, и вас не обвинят в неграмотности или необъективности.

Пишем рецензию легко: критерии к содержанию

При написании для начала укажите на общую оценку статьи. Она будет состоять из нескольких критериев, каждый из которых можно оценить как «достаточно», «слабо», «недостаточно» и включить в текст. Критерии будут следующими:

  1. Проблемность. Исследование должно быть посвящено отдельной проблематике и указывать на ее сущность, указывать на варианты решения.
  2. Актуальность. Статья должна соответствовать современным научным и социальным реалиям.
  3. Научность. Автор должен рассматривать предмет исследования с точки зрения ученого, даже если он сам по себе прикладной и технический.
  4. Новизна. Результаты и выводы, к которым пришел автор, должны иметь научную новизну. Она может заключаться и в применении новых методов, которые раньше не использовали при рассмотрении той или иной тематики.
  5. Завершенность. Исследование должно быть целостным. Так, автору нужно начать с постановки задач и цели, а завершить текст – их решением.
  6. Обоснованность. Результат нужно обосновать, используя определенный инструментарий – конкретные методы, эксперименты, математическое моделирование, и пр.
  7. Структурированность. В статье должна быть четкая и понятная структура, которая в публикациях соответствует наличию разделов и подразделов. Они могут быть посвящены актуальности, анализу фактов и теорий, постановке задачи, обсуждению в ученых кругах и литературе, заключению, и пр.
  8. Характеристика формулировок. Положения публикации должны быть сформулированы в качестве четких лаконичных фраз и строго определять сущность вклада исследования в науку и развитие дисциплины.
  9. Понятность. Статьи нужно писать таким языком, который будет понятен средним специалистам в той или иной сфере. Требуется использование общепринятых терминов.
  10. Компактность. Научный труд не должен быть чрезмерно объемным. Размер текста регулируется содержанием в нем четкой выверенной информации.

После оценки данных критериев можно включить и замечания по существу. Дополнительные советы вы сможете почерпнуть из следующего видео:

Пример рецензии

Сегодня готовый пример документа можно бесплатно скачать. Приведем образец краткого отзыва на публикацию в области психологии. Напомним, что это лишь приблизительный пример, и вы можете (и скорее всего, даже должны!) включать дополнительные подпункты в зависимости от конкретной тематики. Итак, текст может быть следующим:

  1. Рецензия на статью «Психологические аспекты обучения в школьных учреждениях» аспиранта кафедры психологии Педагогического университета, Лапушкиной Натальи Васильевны.
  2. В статье рассматриваются главные психологические аспекты, которые направлены на улучшения успеваемости и обучаемости детей в школе, проводится поведенческий анализ конкретных групп школьников по возрасту.
  3. Актуальность исследуемой проблемы не подлежит сомнениям, потому как современный уровень школьного обучения значительно отстает от реалий времени, и в значительной степени это зависит от неграмотного подхода педагогов к ученикам.
  4. Автор провел глубокую работу и предоставил рекомендации в отношении нормализации психологического климата в учебных заведениях. Присутствует вывод о том, что психологические знания преподавателей недостаточны, и учителя не желают искать контакт с детьми.
  5. Научная статья в полной мере соответствует ряду требований и ее можно рекомендовать для публикации.
  6. ФИО рецензента, другая личная информация, подпись и печать.
Рис.1 Образец рецензии на научную статью. Нажмите, для просмотра в полном размере…

В заключение

Составление рецензии – это проблемная процедура, так как четко сформулировать свое мнение в отношении исследования и выразить его в нескольких страницах бывает трудно не только для студентов-магистрантов или аспирантов, но и для серьезных ученых. Такие документы составляются как для одобрения публикации статьи, так и для внутреннего пользования при защите дипломов, курсовых, для выполнения студенческих проектов, а также просто в качестве тренировки для учащихся ВУЗов.

Процесс написания можно сделать значительно проще, если следовать определенному плану и писать собственную оценку, в соответствии с критериями. Готовый образец также помогает определиться с формулировками.

biznessobzor.ru