Как решать задачи на растворы по математике егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по алгебре (9, 11 класс) на тему: Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы | скачать бесплатно
- Комментариев к записи Как решать задачи на растворы по математике егэ – Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по алгебре (9, 11 класс) на тему: Различные способы решение задач на смеси, сплавы, растворы | скачать бесплатно нет
- Советы абитуриенту
- Подготовка школьников к ЕГЭ и ОГЭ в учебном центре «Резольвента» (Справочник по математике – Алгебра
- Решение задачи на растворы
- Задачи на растворы и смеси с решениями. Для ЕГЭ.
- Задачи на сплавы и смеси с решениями. на Сёзнайке.ру
- Различные способы решения задач на смеси, сплавы , растворы
- решение задач на смеси, растворы и сплавы
- Задача B14: смеси и сплавы
Подготовка школьников к ЕГЭ и ОГЭ в учебном центре «Резольвента» (Справочник по математике – Алгебра
Концентрация (процентное содержание) вещества
Рассмотрим смесь (сплав, раствор) из нескольких веществ.
Определение 1. Концентрацией (процентной концентрацией, процентным содержанием) вещества A в смеси (сплаве, растворе) называют число процентов pA , выраженное формулой
(1) |
где MA – масса вещества A в смеси (сплаве, растворе), а M – масса всей смеси (сплава, раствора).
Часто в задачах на растворы указаны не массы входящих в них веществ, а их объёмы. В этом случае вместо формулы (1) для концентрации (процентной концентрации, процентного содержания) вещества A в растворе используется формула
(2) |
где VA , – объём вещества А в растворе, а V – объем всего раствора.
Определение 2. Формулу (1) называют формулой для массовой концентрации вещества A в смеси (сплаве, растворе), а формулу (2) – формулой для объёмной концентрации вещества A в растворе.
При решении задач считается, что при слиянии нескольких растворов (сплавов) масса и объем полученной смеси равны сумме масс и объемов смешиваемых компонентов соответственно.
Приёмы, используемые при решении задач на массовые концентрации смесей (сплавов, растворов), а также при решении задач на объёмные концентрации растворов, являются общими, что мы и увидим при решении следующих типовых задач
Примеры решения задач на смеси, сплавы и растворы
Задача 1. Смешали 16 литров 30% раствора кислоты в воде с 9 литрами 80% раствора кислоты в воде. Найти концентрацию полученного раствора кислоты в воде.
Решение. В 16 литрах 30% раствора кислоты в воде содержится
литров кислоты. В 9 литрах 80% раствора кислоты в воде содержится
литров кислоты. Поэтому в смеси этих растворов содержится
4,8 + 7,2 = 12
литров кислоты. Поскольку полученный в результате смешивания раствор имеет объем
16 + 9 = 25
литров, то концентрация кислоты в этом растворе равна
Ответ. 48% .
Задача 2. Имеется 27 килограммов смеси цемента с песком с 40% содержанием цемента. Сколько килограммов песка нужно добавить в эту смесь, чтобы процентное содержание цемента в ней стало 30% ?
Решение. Обозначим буквой x количество килограммов песка, которые нужно добавить в смесь. Поскольку в 27 килограммах смеси с 40% содержанием цемента содержится
килограммов цемента, а после добавления x килограммов песка масса смеси станет равной
27 + x
килограммов, то после добавления песка процентное содержание цемента в получившейся смеси будет составлять
По условию задачи
Следовательно,
Ответ. 9 килограммов.
Задача 3. Смешав 8% и 13% растворы соли и добавив 200 миллилитров 5% раствора соли, получили 7% раствор соли. Если бы вместо 200 миллилитров 5% раствора соли добавили 300 миллилитров 17% раствора соли, то получили бы 15% раствор соли. Сколько миллилитров 8% и 13% растворов соли использовали для получения раствора?
Решение. Обозначив буквой x массу 8% раствора соли, а буквой y – массу 13% раствора соли, рассмотрим рисунки 1 и 2.
x мл | |
+ | y мл |
+ | 200 мл |
= | (x + y + 200) мл |
Рис. 1
На рисунке 1 изображена структура раствора, полученного при смешении x миллилитров 8% раствора соли, y миллилитров 13% раствора соли и 200 миллилитров 9% раствора соли. Объем этого раствора равен (x + y + 200) миллилитров.
x мл | |
+ | y мл |
+ | 300 мл |
= | (x + y + 300) мл |
Рис.2
На рисунке 2 изображена структура раствора, полученного при смешении x миллилитров 8% раствора соли, y миллилитров 13% раствора соли и 300 миллилитров 17% раствора соли. Объем этого раствора равен (x + y + 300) миллилитров.
Записывая баланс соли в растворе, структура которого изображена на рисунке 1, а также баланс соли в растворе, структура которого изображена на рисунке 2, получим систему из двух уравнений с двумя неизвестными x и y :
Раскрывая скобки и приводя подобные члены, получаем


Ответ. Смешали 70 мл 8% раствора и 55 мл 13% раствора.
Задача 4. Имеются два сплава меди с цинком. Если сплавить 1 килограмм первого сплава с 2 килограммами второго сплава, то получится сплав с 50% содержанием меди. Если же сплавить 4 килограмма первого сплава с 1 килограммом второго сплава, то получится сплав с 36% содержанием меди. Найти процентное содержание меди в первом и во втором сплавах.
Решение. Обозначим x % и y % – процентные содержания меди в первом и во втором сплавах соответственно и рассмотрим рисунки 3 и 4.
1 кг | 2 кг | |||||||||
Медь x % | Цинк | + | Медь y % | Цинк | ||||||
|
Рис. 3
На рисунке 3 изображена структура сплава, состоящего из 1 килограмма первого сплава и 2 килограммов второго сплава. Масса этого сплава – 3 килограмма.
4 кг | 1 кг | |||||||||
Медь x % | Цинк | + | Медь y % | Цинк | ||||||
|
Рис.4
На рисунке 4 изображена структура сплава, состоящего из 4 килограммов первого сплава и 1 килограмма второго сплава. Масса этого сплава – 5 килограммов.
Записывая баланс меди в сплаве, структура которого изображена на рисунке 3, а также баланс меди в сплаве, структура которого изображена на рисунке 4, получим систему из двух уравнений с двумя неизвестными x и y :
Далее получаем


Ответ. В первом сплаве содержание меди 30% , во втором сплаве содержание меди 60% .
Желающие ознакомиться с примерами решения различных задач по теме «Проценты» и применением процентов в экономике и финансовой математике могут посмотреть раздел нашего справочника «Проценты. Решение задач на проценты», «Простые и сложные проценты. Предоставление кредитов на основе процентной ставки», а также наши учебные пособия «Задачи на проценты» и «Финансовая математика».
Приемы, используемые для решения задач на выполнение работ, представлены в разделе нашего справочника «Задачи на выполнение работ».
С примерами решения задач на движение можно ознакомиться в разделе нашего справочника «Задачи на движение».
С методами решения систем уравнений можно ознакомиться в разделах нашего справочника «Системы линейных уравнений», «Системы с нелинейными уравнениями» и в нашем учебном пособии «Системы уравнений».
Приглашаем школьников (можно вместе с родителями) на бесплатное тестирование по математике, позволяющее выяснить, какие разделы математики и навыки в решении задач являются для ученика «проблемными». Запись по телефону (495) 509-28-10 |
На нашем сайте можно также ознакомиться с разработанными преподавателями учебного центра «Резольвента» учебными материалами для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по математике.
Для школьников, желающих хорошо подготовиться и сдать ЕГЭ или ОГЭ по математике или русскому языку на высокий балл, учебный центр «Резольвента» проводит
У нас также для школьников организованы
С демонстрационными вариантами ЕГЭ и ОГЭ, опубликованными на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена, можно ознакомиться на специальной страничке нашего сайта.
МОСКВА, СВАО, Учебный центр «РЕЗОЛЬВЕНТА»
www.resolventa.ru
Решение задачи на растворы
Я уже объясняла принцип решения задач на растворы здесь. В этой статье я приведу пример решения чуть более сложной задачи.
Решим задачу: из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике:
Задание B13 (№ 99577)
Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?
Вспомним, что процентное содержание выражается формулой: . В этой формуле
Р – процентное содержание;
m – масса чистого вещества;
M – масса раствора или сплава.
Тогда
Чтобы решить эту задачу, составим таблицу:
Поскольку в задаче не дана масса каждого раствора, примем массу первого раствора за , а второго за , и, исходя из этого, найдем массу чистого вещества в каждом растворе:
Теперь будем заносить в таблицу все действия, которые описаны в условии задачи. По условию в раствор добавили 10 кг чистой воды. При этом масса раствора увеличилась на 10 кг, а масса чистого вещества не изменилась. В результате получили 36-процентный раствор кислоты:
Теперь у нас достаточно данных, чтобы составить первое уравнение системы. (Поскольку у нас две неизвестных величины, мы должны составить два уравнения.)
Читаем условие дальше:
Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты…Добавляем в таблицу эти данные:
то получили бы 41-процентный раствор кислоты:
Можем записать второе уравнение системы:
Получили систему уравнений:
Решим ее.
В ответе нужно записать, сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси, то есть х.
Ответ: 60.
И.В. Фельдман, репетитор по математике.
ege-ok.ru
Задачи на растворы и смеси с решениями. Для ЕГЭ.
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ НА РАСТВОРЫ И СМЕСИ
Для решения задач этого типа удобно использовать таблицу
Раствор (смесь) |
Масса раствора (смеси) |
1-й компонент |
2-компонент |
||
% концентрации |
масса |
% концентрации |
масса |
||
Примеры задач
- 1. Имеется 40 литров 0,5 % раствора и 50 литров 2% раствора уксусной кислоты. Сколько нужно взять того и другого, чтобы получить 30 литров 1,5% – го раствора уксусной кислоты.
Раствор (смесь) |
Объем (масса) раствора (смеси) |
Уксусная кислота |
Вода |
||
% концентрации |
масса |
% концентрации |
масса |
||
1 |
|
0,5 % |
|||
2 |
50 л |
2 % |
|||
1 |
х |
0,5 % |
0,005х |
||
2 |
30-х |
2 % |
0,02(30-х) |
||
3 |
30 |
1,5 % |
0,015*30 |
0,005х + 0,02(30-х) = 30*0,015
х = 10 литров
Ответ: 10 литров, 20 литров.
- 2. Имеется два сосуда, содержащие 4 кг и 6 кг раствора кислоты разной концентрации. Если их слить, то получится 35 % раствор. Если слить равные массы этих растворов, то получится 36% раствор. Найти концентрацию каждого раствора?
Решение:
Раствор (смесь) |
Объем (масса) раствора (смеси) |
кислота |
Вода |
||
% концентрации |
масса |
% концентрации |
масса |
||
1 |
4 кг |
х |
4*0,01х |
||
2 |
6 кг |
y |
6*0,01у |
||
3 |
10 кг |
35 % |
0,35*10 |
||
4 |
1+1 |
36 % |
0,36*2х |
4*0,01х + 6*0,01у = 10*0,35
0,01х + 0,01у = 2*0,36
Ответ: 41%, 31%.
- 3. Влажность сухого цемента на складе 18 %. Во время дождей влажность повысилась на 2 %. Какова стала масса цемента, если его было 400 кг.
Решение:
Раствор (смесь) |
Объем (масса) раствора (смеси) |
вода |
Сухое вещество |
||
% концентрации |
масса |
% концентрации |
масса |
||
1 |
400 кг |
18% |
82% |
400*0,82 |
|
2 |
х кг |
20% |
80% |
х*0,8 |
400*0,82 = 0,8х
Ответ: 410 кг.
- 4. Из 38 тонн руды, содержащей 25% примесей, получили 30 тонн металла. Сколько процентов примесей содержит металл?
Решение:
Раствор (смесь) |
Объем (масса) раствора (смеси) |
примесь |
Основное вещество |
||
% концентрации |
масса |
% концентрации |
масса |
||
1 |
38 т |
25% |
75% |
38*0,75 |
|
2 |
30 т |
х |
30*0,01х |
38*0,75 = 30*0,01х
Ответ: 95% – содержание металла, 5% – содержание примесей.
- 5. В 4 кг сплава меди и олова содержится 40 % олова. Сколько кг олова надо добавить к этому сплаву, чтобы его процентное содержание было 70%?
Решение:
сплав |
Масса сплава |
медь |
олово |
||
% |
масса |
% |
масса |
||
1 |
4 кг |
40% |
4*0,4 |
||
2 |
х |
100 % |
х |
||
3 |
4+х |
70% |
0,7*(4+х) |
4*0,4 +х = 0,7(4+х)
Ответ: х=4
- 6. Имеется два сплава золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2:3, в другом 3:7. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 8 кг нового сплава, в котором эти металлы были бы в отношении 5:11?
Решение:
сплав |
Масса сплава |
золото |
серебро |
||
% |
масса |
% |
масса |
||
1 |
х |
2 |
2/5х |
3 |
|
2 |
8-х |
3 |
(3/10) (8-х) |
7 |
|
3 |
8 |
5 |
8 * 5/16 |
11 |
2/5x+3/10(8-x)=8*5/16
х = 1
Ответ: золота – 1 кг, серебра – 7 кг.
lib.repetitors.eu
Задачи на сплавы и смеси с решениями. на Сёзнайке.ру
Задача №1.
Сплав меди и цинка весом 20кг содержит 30% меди. Добавили 22кг цинка. Сколько нужно добавить меди, чтобы в сплаве стало 60% цинка.
Решение:
I способ:
30% 70%
20кг = 6кг + 36кг
Добавили цинка – +22кг
42кг = 6кг + 36кг
100% = 40% + 60%
36кг составляет 60%.
36:0.6=60кг – новый сплав.
60(кг) = 6(кг) + 36(кг) + x(кг)
x=18 (кг).
II способ:
Очень удобно в задачах на сплавы, смеси, концентрации составлять таблицу по условию задачи (жирным шрифтом), а затем заполнять пустые клетки, руководствуясь законом сохранения массы(объема) и формулами расчета «Процент от числа»
Для начала нужно определить количество объектов, которые участвуют в условии задачи ( в нашем случае их 4), затем занести в таблицу все, что говорится о каждом объекте. По вопросу задачу вводится переменная ( в нашем случае это x кг меди)
Объекты |
I |
добавили цинка |
добавили меди |
получили сплав |
масса (кг) |
20 |
22 |
x |
20+22+x |
% меди |
30 |
100 |
||
% цинка |
|
100 |
|
|
масса меди (кг) |
|
|
|
60 |
масса цинка (кг) |
|
|
|
|
Теперь начинаем заполнение пустых клеток:
Объекты |
I |
добавили цинка |
добавили меди |
получили сплав |
масса (кг) |
20 |
22 |
x |
20+22+x=42+x |
% меди |
30 |
0 |
100 |
100-60=40 |
% цинка |
100-30=70 |
100 |
0 |
60 |
масса меди (кг) |
(20*30)/100 |
0 |
x |
(42+x)*40/100=(20*30)/100+0+x |
масса цинка (кг) |
(20*70)/100 |
100 |
0 |
|
Нам, в принципе, достаточно заполнения четырех строк, чтобы составить уравнение.
Обратим внимание на «желтую» клетку- эта клетка является ключом составления уравнения задачи, т.к. мы ее можем заполнить по формуле «40 % от числа 42+x», а также по закону сохранения массы: (20*30)/100+0+x.
Следовательно, имеем уравнение:
Ответ: 18.
Задача №2.
Имеется сплав серебра с медью. Вычислите массу сплава и процентное содержание серебра в нем, зная, что сплавив его с 3кг чистого серебра, получается сплав, содержащий 90% серебра, а сплавив его с 2кг чистого серебра, получается сплав, содержащий 86% серебра.
Решение:
Xкг – масса исходного сплава
(X+3)кг – масса первого сплава
(X+2)кг – масса второго сплава
(X+3)*0.9(кг) – содержание серебра в первом сплаве
(X+2)*0.86(кг) – масса серебра во втором сплаве
(X+3)*0.9-(X+2)*0.86=1
X=0.5
Табличный способ:
По первому предложению составляем таблицу
Объект |
I |
II |
Смесь |
m кг |
x |
3 |
3+x |
% серебра |
p |
100 |
90 |
mсеребра кг |
x*p/100 |
3*100/100 |
(3+x)*90/100=x*p/100+3*100/100 |
По второму предложению составляем таблицу
Объект |
I |
II |
Смесь |
m кг |
x |
2 |
2+x |
% серебра |
p |
100 |
86 |
mсеребра кг |
x*p/100 |
2*100/100 |
(2+x)*86/100=x*p/100+2*100/100 |
В результате в «желтых» клетках имеем уравнения для системы:
Тогда 0,5p=15, p=30
Ответ: 0,5 кг; 30 % серебра.
Задача №3.
Из 50т руды получают 20т металла, который содержит 12% примесей. Сколько процентов примесей содержит руда?
Решение:
1) Сколько примесей содержится в металле?
20*0.12=2.4(т)
2) 50т = 20т + 3т = (17.6 + 2.4) +30= 17.6+ (2.4 + 30)
металл примеси примеси чистый примеси
металл
3) 50т – 100%
32.4т – x%
50/32,4=100/x ; x=64.8
Табличный способ:
Объект |
I |
II |
Получили |
m тн |
50 |
50-20=30 |
20 |
% примесей |
p |
100 |
12 |
mпримесей тн |
50*p/100 |
30 |
20*12/100=50*p/100-30 |
12*20=50p-3000
50p=3240
p=64.8
Ответ: 64.8%.
Задача №4.
Сплав меди и цинка весом 60 кг содержит 40% меди. Сколько нужно добавить цинка, чтобы в сплаве его концентрация достигла 80%.
Решение:
Табличный способ:
Объект |
I |
II |
Получили |
m кг |
60 |
x |
60+x |
% цинка |
100-40=60 |
100 |
80 |
mцинка кг |
60*60/100 |
x |
(60+x)*80/100=60*60/100+x |
Имеем:
(60+x)*0.8=36+x
48+0.8x=36+x
x=60 кг цинка нужно добавить.
Задача №5.
К 15 литрам 10%-ого раствора соли добавили 5%-ный раствор соли и получили 8%-ный раствор. Какое количество литров 5%-ного раствора добавили?
Решение:
1) Пусть добавили Xл 5%-ного раствора соли.
(15+X)л – столько стало нового раствора
(15+X)*0.08л – столько в нем содержится соли
2) В 15 литрах 10%-ного раствора содержится
15*0.1=1.5(л) соли
3) В Xл 5%-ного раствора содержится 0.05Xл соли
X=10.
Добавили 10л 5%-ного раствора соли.
Табличный способ:
Объект |
I |
II |
Получили |
m л |
15 |
x |
15+x |
% соли |
10 |
5 |
8 |
mсоли л |
15*10/100 |
x*5/100 |
(15+x)*8/100=15*10/100+5x/100 |
Имеем:
8(15+x)=150+5x
3x=30
x=10
Ответ: 10л
Задача №6.
В лаборатории есть раствор соли 4-х различных концентраций. Если смешать I, II, III растворы в весовом отношении 3:2:1, то получится 15%-ный раствор. II, III, IV растворы в равной пропорции дают при смешивании 24%-ный раствор, и , наконец, раствор составленный из равных частей I и III растворов, имеет концентрацию 10%. Какая концентрация будет при смешении II и IV растворов в пропорции 2:1?
Решение:
1) Пусть в 1кг I р-ра – Xкг соли
II р-ра – Yкг соли
III р-ра – Zкг соли
IV р-ра – tкг соли
2) В условии говорится, что если мы смешаем 3кг I раствора, 2кг II раствора и 1кг III раствора, то в получившихся 6кг р-ра будет 6*0.15=0.9кг соли. Но в 3-х кг I р-ра имеется (3X)кг соли, в 2кг II р-ра ее (2Y)кг и в одном кг III р-ра – Zкг. Отсюда получается первое уравнение 3x+2y+Z=0.9
3) Рассуждая аналогично, получим, что
Y + Z + t = 0.72
X + Z = 0.2,
Т.е. получим систему:
Из этой системы нам нужно вычленить 2y + t.
2y+t=0,5(3x+2y+Z)+(y+Z+t)-1,5(x+Z)=0,5.0,9+0,72-1,5.0,2=0,87
Значит, если смешать 2кг второго раствора и 1кг четвертого, то в получившихся 3кг смеси будет 0.87кг соли, что составляет 29%, что и требовалось найти.
3кг – 100%
0.87кг – x%
3/0,87=100/x;
x = 29%.
Ответ: 29%
Задача №7.
Даны два сплава. Первый весит 4кг и содержит 70% серебра. Второй весит 3кг и содержит 90% серебра. Сколько кг второго сплава надо сплавить со всем первым сплавом, чтобы получить r%-ный сплав серебра? При каких r задача имеет решение?
Решение:
В первом сплаве – 2.8кг серебра. Пусть надо взять x(кг) второго сплава, чтобы сплавив его со всем первым сплавом, получить такой сплав, как требуется. Весь сплав будет весить (x+4)кг. Серебра в нем будет (2.8+0.9x)кг.
По условию ( 2,8+0,9x)/(x+4)=r/100
(x+4)кг – 100%
2.8+0.9x – r%, откуда x=(4r-280)/(90-r). Задача имеет решение тогда и только тогда, когда 0?x?3 (только в таких пределах можно что-либо взять из куска весом в 3кг), т.е. 0?(4r-280)/(90-r)?3 , откуда 70?r?80 .
Ответ: x=(4r-280)/(90-r), задача имеет решение при 70?r?80.
www.seznaika.ru
Различные способы решения задач на смеси, сплавы , растворы

Различные способы решения задач на смеси, сплавы, растворы
Вайланд Анна Павловна, учитель математики МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
Балаково – 201 5 2

Проблема и гипотеза
- Рассматривая учебники по математике разных авторов, я увидела несколько совершенно разных по типу задач на растворы, а решения одних и тех же задач в одних учебниках были совершенно другими, нежели в других. Поэтому выдвинула свою гипотезу:
- Гипотеза: все задачи на растворы, сплавы и смеси делятся на несколько типов, а каждый из типов имеет конкретный способ решения.

Цели и задачи
- Систематизировать задачи на растворы, смеси и сплавы;
- Найти единый алгоритм решения этих задач;
- Научиться решать задачи по заданной теме.

ЕГЭ и межпредметная связь
- Созданный мною проект содержит материал по теме «Проценты» из курса математики, который может помочь также и при решении заданий на проценты не только в тестах ЕГЭ по математике за курс основной и средней школы, а так же при изучении химии, биологии, физики и других предметов.

Анализ ситуации
- В ходе проектной деятельности я проводила опрос «Можете ли вы решать задачи на растворы?». Вот результаты первого:
Конечно!
Скорее всего
Затруднились ответить
Нет
3
6
5
10

Введение
Для решения задач на концентрации нужно уметь рассуждать и решать задачи на дроби и проценты, на составление уравнений и их систем. Эти задачи решаются арифметически, применением линейного уравнения и их систем, и другие способы.

Основные понятия
- «Чистое вещество»
- «Примесь»
- Доли чистого вещества в смеси – « a »
- Чистое вещество – « m »
- Общее количество – « М »
a = m : M m = a M M = m : a

Классификация задач
На переливание
На понижение и повышение концентрации
На «высушивание»
На смешивание растворов разных концентраций

Задачи на понижение и повышение концентрации
Задача №1: сироп содержит 18% сахара. Сколько кг воды нужно добавить к 40 кг сиропа, чтобы содержание сахара составило 15% ?
Задача №2: сплав массой 36 кг содержит 45% меди. Сколько меди нужно добавить, чтобы новый сплав содержал 60% меди?

Решение задачи №1
II . Правило «креста»
18 15
15
0 3
I . Пусть надо добавить х кг воды. Заполним таблицу по условию задачи.
Значит, 40 кг – 15 частей тогда, чтобы получить 15% р-р нужно добавить 3 части воды
40:15 · 3=8 кг.
Ответ: 8 кг
Составим и решим уравнение:
0,15(40+х)=0,18*40
х =8
Ответ: 8 кг.
Было
α
18%=0,18
М(кг)
Стало
т (кг)
40
15%=0,15
0,18*40
40+ х
0,15(40+ х )

Задачи на высушивание
Задача №3:
Пчелы перерабатывают цветочный нектар в мёд, освобождая его от воды. Нектар содержит 84% воды, а полученный мёд – 20%. Сколько кг нектара нужно переработать пчелам для получения 1 кг мёда?

Решение задачи №3
- При решении таких задач надо разделять вещество на воду и «сухой остаток», масса которого не меняется в условиях задачи
1. Арифметический
1) 100-20=80% – составляет основное вещество от полученного мёда.
2) 1*0,8=0,8 кг – масса основное вещество в 1 кг.
3) 100-84 = 16% – составляет основное вещество от собранного нектара.
4) 0,8:0,16 = 5 кг нектара.
Ответ: 5 кг нектара нужно переработать пчелам для получения 1 кг мёда.
2. Правило «креста»
84 80
100
20 16
Значит, 1 кг составляет 16 частей, тогда 80 частей:
1 : 16 * 80 = 5 кг.
Ответ: 5 кг

Задачи, которые решаются с помощью систем линейных уравнений.
Задача №4
Имеется 2 раствора поваренной соли разной концентрации. Если слить вместе 100г первого раствора и 200г второго раствора, то получится 50%-ный раствор. Если же слить вместе 300г первого раствора и 200 г второго, то получится 42%-ный раствор. Найти концентрацию второго раствора.

Решение задачи №4
- Пусть процентное содержание соли в первом и втором растворах p% и q% соответственно, тогда по условиям задачи можно составить два уравнения:
100 p/100 + 200 q/100=50*(100+200)/100
300 p/100 + 200 q/100=42*(300+200)/100.
Упростив эти уравнения и решив систему, получим p=30 и q=60.
Следовательно, концентрация второго раствора равна 60%
Ответ. 60%

40-30
30-5
Старинная схема решения подобных задач
- Смешивая 5% и 40% растворы кислот, необходимо получить 30% раствор. В каком соотношении их необходимо взять?
Доли исходных продуктов в
конечном продукте
Параметры
исходных
продуктов
5%
40%
Параметры
конечного
продукта
30%
1-ый продукт
2-ой продукт
10 частей
25 частей
Ответ:
Соотношение первого и второго растворов – 10:25

Задачи на переливание
При решении этих задач выполняются следующие допущения: «закон сохранения масс» и «закон сохранения объёмов», как для всей смеси, так и для каждого её компонента. При этом плотности растворов изменяются не значительно и примерно равны плотности воды.

Теперь покажу, как графические иллюстрации к условию задач помогают найти правильный путь к ответу на вопрос задачи

Задача №5
Сначала приготовили 25%-ый водный раствор поваренной соли. Затем одну треть воды выпарили. Найти концентрацию получившегося раствора.

Решение задачи №5
До выпаривания:
NaCl
Н 2 О
Н 2 О
Н 2 О
25% 25% 25% 25%
После выпаривания:
NaCl
Н 2 О
Н 2 О
Сейчас соль стала составлять одну треть всего раствора или
Ответ:

Задача №6
Имеется два сплава золота и серебра. В одном количество этих металлов находится в отношении 1:9, а в другом 2:3. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 15 кг нового сплава, в котором золота и серебро относилось бы как 1:4?

Решение задачи №6
НОВЫЙ СПЛАВ
Золота в нём 1/5 или 0,2
I СПЛАВ
Золота в нём 0,1 доля
II СПЛАВ
Золота в нём 2 / 5 или 0,4
1:9
2:3
1:4

Внесём данные в таблицу:
- Имеется два сплава золота и серебра. В одном количество этих металлов находится в отношении 1:9, а в другом 2:3. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получить 15 кг нового сплава, в котором золота и серебро относилось бы как 1:4?
Название
элементов
Первый сплав
золото
серебро
Масса каждого элемента в сплаве
Второй сплав
золото
серебро
Общая масса сплава
0,1х кг
Новый сплав
X кг
Массовая доля элемента
0,4(15-х) кг
золото
серебро
(15- X) кг
0,1
0,2*15=3 кг
0,4
15 кг
0,2
Решение
0,1х + 0,4(15-х) =3
X =10
m (I сплава) =10 (кг)
m (II сплава) =15 – 10 =5 (кг) Ответ: 10 кг, 5 кг.

Вывод
При решении задач следует руководствоваться тем, что при соединении (разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общие количества смесей складываются (вычитаются). Складывать и вычитать доли и процентные содержания нельзя .

Вывод
- В ходе проектной деятельности я разделила задачи на растворы и смеси по типам и нашла единый алгоритм решения для каждого из типов, следовательно, моя гипотеза подтвердилась .

Повторный опрос «Можете ли вы решать задачи на растворы?»
ДО:
ПОСЛЕ:
1
3
6
5
14
9
10
Да!
Скорее всего
Затруднились ответить
Конечно!
Скорее всего
Затруднились ответить
Нет

Рефлексия
- Как видно из результатов опросов, проектная деятельность помогла мне лучше понять сущность процентных задач на растворы и смеси и научила правильно оценивать свои силы.

Список литературы
- М.В. Лурье и др. Задачи на составление уравнений, изд-во «Наука», М., 1976 г.
- Н.А. Терёшин Прикладная направленность школьного курса математики, «Просвещение», М., 1990 г.
- А.В. Шевкин Школьные математические олимпиады, изд-во «Русское слово», 2002г.
- О. Городнова Статья «Учимся решать задачи на «смеси и сплавы», г-та «Математика» №36 за 2004 г.

Интернет-ресурсы
1. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике
http://www.mathege.ru
2. Шабон оформления презентации
http://www.pedsovet.su
kopilkaurokov.ru
решение задач на смеси, растворы и сплавы
Разделы: Математика, Внеклассная работа
Тип урока: урок обобщения систематизации знаний.
Цели урока:
- Обобщить решение задач на сплавы, растворы и смеси различными способами.
- Воспитывать интерес к предмету через межпредметные связи с химией, обращая внимание на аккуратность, дисциплинированность и самостоятельность.
- Развивать устную и письменную речь, внимание и логическое мышление.
Оборудование:
- компьютер и проектор;
- тексты задач на смеси, растворы и сплавы для решения в классе и дома.
Подготовка к уроку: повторение способов решения задач на смеси и сплавы.
Комментарий к уроку: использование презентации Microsoft Power Point
План урока:
- Оргмомент (сообщение необходимости решения задач на смеси и сплавы, связь темы урока с КИМами ЕГЭ по математике).
- Актуализация опорных знаний (повторение определения процента и концентрации).
- Закрепление материала (решение задач на смеси, растворы и сплавы разными способами).
- Итоги урока. Домашнее задание.
Презентация
Слайд 1: Решение задач на смеси, растворы и сплавы.
Человеку часто приходится смешивать различные жидкости, порошки, газообразные или твердые вещества, или разбавлять что-либо водой. Текстовые задачи на смеси, сплавы и растворы входят в различные сборники заданий по математике ГИА и ЕГЭ.
«Закон сохранения объема или массы»
Если два сплава (раствора) соединяют в один «новый» сплав (раствор), то V = V1 + V2 – сохраняется объем; m = m1+ m2 – сохраняется масса.
Примеры: Если сплав содержит свинец и медь в отношении 4:7, то в этом сплаве 4/11 частей от массы сплава составляет масса свинца, а 7/11- масса меди.
Немного теории. Абсолютное содержание вещества в смеси – это количество вещества, выраженное в единицах измерения (грамм, литр и др.)
Относительное содержание вещества в смеси – это отношение абсолютного содержания и общей массы (объему) смеси. Часто относительное содержание вещества в смеси называют концентрацией или процентным содержанием. Сумма концентраций всех компонентов смеси равна 1. Если имеется 40%-й раствор соли, то в этом растворе 0,4 объема занимает «чистая» соль. Значит, объемная концентрация соли в растворе равна 0,4.
Слайд 2: Задача №1
Смешивают 300г 90%-ного раствора соли 900г 30%-ного раствора той же соли. Определить содержание соли в полученном растворе.
Слайд 3: Задача №2
Какой раствор получится при смешивании 300 граммов 50%-ного раствора соли и раствора, в котором 120 граммов соли составляют 60%?
Слайд 4: Имеются сплавы золота и серебра. В одном эти металлы находятся в отношении 2: 3, а в другом в отношении 3: 7. Сколько нужно взять от каждого сплава, чтобы получить 1 кг нового, в котором золото и серебро находились бы в отношении 5: 11?
По этой схеме уравнение х + у =1 показывает массу нового сплава.
Определяем массу золота в каждом сплаве и получаем уравнение
Аналогично массу серебра и получаем уравнение
Записываем одну из систем:
Решая ее, получаем х = 0,125 и у = 0,875
Ответ: 125 г и 875 г.
Слайд 5: Имеются два сплава меди со свинцом. Один сплав содержит 15% меди, а другой 65%. Сколько нужно взять каждого сплава, чтобы получилось 200г сплава, содержащего 30% меди?
х = 140 и у = 60
Ответ: 140 г меди и 60 г свинца
Слайд 6: Смешали 30%-й раствор соляной кислоты с 10%-ым раствором и получили 600 г 15%-го раствора. Сколько граммов каждого раствора надо было взять?
Решение 1: Обозначим x массу первого раствора, тогда масса второго
(600 – x). Составим уравнение: 30x + 10* (600 – x) = 600 *15
x = 150
Решение 2: Приравнивание площадей равновеликих прямоугольников: 15x = 5 (600- x)
x =150
Ответ: 150 г 30% и 450 г 10% раствора
Слайд 7: Имеется лом стали двух сортов с содержанием никеля 5% и 40%. Сколько нужно взять металла каждого из этих сортов, чтобы получить140 т стали с содержанием 30% никеля?
С использованием графика:
(приравнивание площадей равновеликих прямоугольников)
10*х = 25*(140 – х)
х = 100
140 – 100 = 40
Ответ: 100 т и 40 т
Слайд 8: Имеется два кислотных раствора: один 20%, другой 30%. Взяли 0,5 л первого и 1,5 л второго раствора и образовали новый раствор. Какова концентрация кислоты в новом растворе?
Так как первый раствор 20 % – й, то в нем 0,2 объема занимает «чистая» кислота. Так как объем первого раствора равен 0,5л, то в этом количестве содержится 0,2*0,5=0,1 л «чистой» кислоты.
Аналогично во втором растворе будет содержаться 0,3*1,5=0,45л «чистой» кислоты.
При смешивании обоих растворов получим 0,5+1,5=2л кислотного раствора, в котором 0,1+0,45=0,55л «чистой» кислоты.
Отсюда следует, что концентрация кислоты в новом растворе есть отношение 0,55:2=0,275, т.е.27,5%. Ответ: концентрация кислоты в новом растворе 27,5%
Слайд 9: Имеется руда из двух пластов с содержанием меди 6% и 11%. Сколько «бедной» руды надо взять, чтобы получить при смешивании с «богатой» 20 т руды с содержанием меди 8%?
Аналитическая модель:
Переведем проценты в дроби: 6%=0,06; 11%=0,11; 8%=0,08
Пусть надо взять х т «бедной» руды, которая будет содержать 0,06х т меди, а «богатой» руды надо взять (20-х) т, которая будет содержать 0,11(20 – х) т меди.
Так как получившиеся 20 т руды будут содержать 20*0,08 т меди, то получим уравнение:
0,06х + 0,11(20 – х) = 20*0,08.
Решив уравнение, получим х = 12.
Ответ: 12т руды с 6% содержанием меди
Слайд 10: Старинный способ решения задач на смешивание двух веществ
У некоторого человека были на продажу масла двух сортов: одно ценою 10 гривен за ведро, другое же 6 гривен за ведро. Захотелось ему сделать из этих двух масел, смешав их, масло ценою 7 гривен за ведро. Какие части этих двух масел нужно взять, чтобы получить ведро масла ценою 7 гривен?
Из схемы делаем заключение, что дешевого масла нужно взять втрое больше, чем дорогого, т.е. для получения одного ведра ценою 7 гривен нужно взять дорогого масла 1/4 ведра, а дешевого масла 3/4.
Слайд 11: Способ Л.Ф.Магницкого для трех веществ
Некто имеет чай трех сортов – цейлонский по 5 гривен за фунт, индийский по 8 гривен за фунт и китайский по 12 гривен за фунт. В каких долях нужно смешать эти сорта, чтобы получить чай стоимостью 6 гривен за фунт?
Взять 6+2=8 частей чая ценой по 5 гривен и по одной части ценой 8 гривен и 12 гривен за один фунт. Возьмем 8/10 фунта чая ценой по 5 гривен за фунт и по1/10 фунта чая ценой 8 и 12 гривен за фунт, то получим 1 фунт чая ценой 8/10*5 + 1/10*8 + 1/10*12 = 6 гривен
Слайд 12: Сплавили два слитка серебра: 75 г 600-й и 150 г 864-й пробы. Определить пробу сплава.
Пусть проба сплава равна х. Составим диагональную схему:
Получаем: (864 – х): (х – 600) = 75: 150
1728 – 2х = х – 600
х = 776.
Ответ: сплав 776-й пробы.
Слайд 13: «Правило креста»
При решении задач на смешивание растворов разных концентраций используется «правило креста». В точке пересечения двух прямых обозначают концентрацию смеси. У концов этих прямых слева от точки пересечения указывают концентрации составных частей смеси, а справа – разности концентраций смеси и ее составных частей:
Например, для приготовления 30 г 80%-го раствора h4PO4 требуется взять 20 г 90%-го и 10 г 60%-го растворов кислоты.
Слайд 14: От двух кусков сплава с массами 3 кг и 2 кг и с концентрацией меди 0,6 и 0,8 отрезали по куску равной массы. Каждый из отрезанных кусков сплавлен с остатком другого куска, после чего концентрация меди в обоих сплавах стала одинаковой. Какова масса каждого из отрезанных кусков?
Обозначим массу отрезанного куска х (кг). Так как в обоих сплавах концентрация меди после двух операция стала одинаковой, то массы сплавов и массы меди в этих сплавах пропорциональны. Первоначально массы меди в сплавах равны 0,6*3(кг) и 0,8*2(кг). После того, как отрезали куски массой х(кг), содержание меди стало 0,6(3-х) и 0,8(2-х), а после сплавления
0,6(3-х) + 0,8х и 0,8(2-х) +0,6х
х = 1,2
Ответ: 1,2 кг
Слайд 15: Латунь – сплав меди и цинка. Кусок латуни содержит меди на 11 кг больше, чем цинка. Этот кусок латуни сплавили с 12 кг меди и получили латунь, в котором 75% меди. Сколько килограммов меди было в куске латуни первоначально?
Обозначим искомую величину за х. Тогда масса первоначального куска латуни 2х – 11, а его
содержание меди составляет процентов. Поскольку «медность» куска меди 100%, то по правилу квадрата получаем:
Слайд 16: В бидон налили 4л молока трехпроцентной жирности и 6л молока шестипроцентной жирности. Сколько процентов составляет жирность молока в бидоне?
Обозначим искомую величину за х.
По правилу квадрата получим: Составим пропорцию:
Слайд 17: Тренировочные варианты ЕГЭ – 2009 и задачи на смеси и сплавы (для самостоятельной работы)
1. Сплавили 2кг сплава цинка и меди, содержащего 20% цинка, и 6кг сплава цинка и меди, содержащего 40% цинка. Найдите процентную концентрацию меди в получившемся сплаве. Ответ: 65% меди в новом сплаве.
2. Для приготовления маринада необходим 2%-ый раствор уксуса. Сколько нужно добавить воды в 100г 9%-го раствора уксуса, чтобы получить раствор для маринада? Ответ: 350 г воды
Слайд 18:
«Только из союза двоих, работающих вместе и при помощи друг друга, рождаются великие вещи».
Антуан Де Сент-ЭкзюпериПри единении и малое растет, при раздоре и величайшее распадается.
Саллюстий Гай Крисп
Домашнее задание:
Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30 кг морской воды, чтобы концентрация соли составляла 1,5%?
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Задача B14: смеси и сплавы
Многие ученики ненавидят эту задачу и даже не пытаются ее решать. И совершенно зря, потому что смеси и сплавы — одни из самых легких задач B14.
Для решения требуется выполнить три простых шага:
- Составляем таблицу, в которой указываем общую массу и массу «чистого» вещества для каждой смеси или сплава. Все данные берутся прямо из условия задачи. Например, 50 литров кислоты с концентрацией 15% — это m 0 = 50 литров общей массы и m 1 = 0,15 · 50 = 7,5 литров «чистого» вещества;
- Если какие-то ячейки таблицы остались не заполненными, обозначаем их переменными x, y и т.д. Чаще всего в качестве неизвестной величины выступает масса, реже — концентрация;
- Составить уравнения по правилу: при объединении двух смесей/сплавов их массы складываются. Другими словами, масса полученной смеси равна сумме масс исходных смесей. Аналогично, складываются массы «чистых» веществ.
Если все сделать правильно, то получится одно-два линейных уравнения. Решаем их — получаем ответ. А вот фиг! После того, как решите уравнение, никогда (слышите, никогда!) не записывайте ответ. Запомните:
Прежде чем записать ответ, вернитесь к задаче и еще раз прочитайте, что требуется найти. Потому что решить уравнение — это еще не значит решить текстовую задачу.
Это правило работает для всех текстовых задач, а не только для B14. Многие ученики сосредотачиваются на решении уравнения, но совершенно забывают, что, собственно, требовалось найти. Получается, что по существу задача решена верно, а ответ — неправильный.
Задача. Смешали 4 литра 15-процентного водного раствора некоторого вещества с 6 литрами 25-процентного водного раствора того же вещества. Сколько процентов составляет концентрация полученного раствора?
Итак, у нас есть три вещества:
- 4 литра 15-процентного раствора;
- 6 литров 25-процентного раствора;
- Третий раствор с неизвестной концентрацией.
Составим таблицу:
Смесь | Общая масса, кг | Масса чистого вещества, кг |
Раствор 1 (15%) | 4 | 0,15 · 4 = 0,6 |
Раствор 2 (25%) | 6 | 0,25 · 6 = 1,5 |
Раствор 3 | x | y |
По условию, нам не дана ни масса нового раствора, ни масса чистого вещества в нем. Поэтому обозначим общую массу x, а массу основного вещества y.
Поскольку при смешивании все массы складываются, получаем уравнения:
4 + 6 = x ⇒ x = 10;
0,6 + 1,5 = y ⇒ y = 2,1.
Уравнения получились настолько простыми, что даже не пришлось составлять систему. Но это еще не ответ! В задаче требуется найти концентрацию нового раствора. Чтобы найти ее, разделим массу чистого вещества на общую массу раствора:
y : x = 2,1 : 10 = 0,21
Итак, доля чистого вещества равна 0,21. Чтобы перевести долю в проценты, умножим на сто:
0,21 · 100 = 21
Задача. Смешав 30-процентный и 60-процентный растворы кислоты и добавив 10 кг чистой воды, получили 36-процентный раствор кислоты. Если бы вместо 10 кг воды добавили 10 кг 50-процентного раствора той же кислоты, то получили бы 41-процентный раствор кислоты. Сколько килограммов 30-процентного раствора использовали для получения смеси?
Обозначим массу 30-процентного раствора x, а массу 60-процентного раствора y. Получим таблицу:
Смесь | Общая масса, кг | Масса чистого вещества, кг |
Раствор 1 (30%) | x | 0,3x |
Раствор 2 (60%) | y | 0,6y |
Чистая вода | 10 | 0 |
Раствор 3 (50%) | 10 | 0,5 · 10 = 5 |
Смесь «30% + 60% + вода» | x + y + 10 | 0,3x + 0,6y + 0 |
Смесь «30% + 60% + 50%» | x + y + 10 | 0,3x + 0,6y + 5 |
По условию, концентрация смеси «30% + 60% + вода» равна 36%. Получаем уравнение:
0,3x + 0,6y + 0 = 0,36 · (x + y + 10)
Аналогично, концентрация смеси «30% + 60% + 50%» равна 41%. Отсюда получаем еще одно уравнение:
0,3x + 0,6y + 5 = 0,41 · (x + y + 10)
Решаем полученную систему, вычитая первое уравнение из второго:
Теперь вспомним, что надо найти. А нужна масса 30-процентного раствора. Та самая, которую мы обозначили за x. Следовательно, x = 60 — это и есть ответ.
В заключение — два слова об уравнениях. Взгляните на задачи, приведенные выше: все уравнения — линейные. Никаких квадратов, никаких дискриминантов и тем более дробно-рациональных выражений. Вот почему задачи на смеси и сплавы считаются очень легкими.
Смотрите также:
- Простая задача B14 на смеси и сплавы
- Сложная задача B14 на смеси и сплавы
- Тест к уроку «Что такое логарифм» (средний)
- Пробный ЕГЭ 2012. Вариант 8 (без производных)
- Показательные функции в задаче B15
- Формулы приведения: ускоряем вычисления в тригонометрии
www.berdov.com