Как составлять тезисы по тексту – Как написать тезис 🚩 билет в тезисах 🚩 Школы

3.Типовая структура тезисов

При написании тезисов типа “К постановке проблемы”необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление (актуальность темы).

  • Цель работы (поставить проблему/задачу).

  • Обзор существующих точек зрения на проблему, или описание ситуации в предметной области.

  • Некоторые собственные мысли на эту тему.

  • Предполагаемые исследования.

  • Вывод (какая задача или проблема ставится для последующего решения).

При написании тезисов типа “Результаты деятельности”необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление, постановка проблемы .

  • Цель работы (исследовать что-то конкретное).

  • Базовые положения исследования или гипотеза (в случае экспериментального исследования).

  • Примененные методы и технологии

  • Промежуточные результаты (при необходимости).

  • Основные результаты.

  • Интерпретация + выводы.

При написании тезисов типа “Новая методика работы”необходимо представить следующие блоки информации:

  • Краткое вступление, описывающее задачи, для решения которых необходима разрабатываемая методика, область применения методики (актуальность).

  • Цель работы (разработать такую-то методику).

  • Описание существующих методик.

  • Описание новой методики.

  • Описание результатов применения.

  • Оценка преимуществ и ограничений новой методики.

  • Выводы.

4.Оформление тезисов

Требования к оформлению тезисов определяются оргкомитетом конференции, Педагогических чтений и доводятся до сведения всех потенциальных участников. Их необходимо неукоснительно соблюдать, т.к. любое нарушение требований приводит к значительному увеличению затрат на составление сборника тезисов, что может послужить причиной отказа со стороны оргкомитета.

Обычный объем тезисов устанавливается равным 2-3 страницам печатного текста. Реже его указывают в количестве слов или знаков. Наиболее часто встречающиеся требованиях к оформлению тезисов (шрифт Times New Roman, 14, интервал одинарный, формат-документ Word), 1 страница печатного текста составляет около 45 строк или 5-7 средних абзацев. При этом заметную часть занимает заголовок, фамилии авторов и названия образовательных учреждений, где они работают. В общем, это совсем небольшой объем, доступный для внятного изложения мыслей автора.

5.Алгоритм написания тезисов

  1. Определитесь, к какому типу будут относиться ваши тезисы и выберите соответствующую структуру.

  2. Четко представьте себе, что будет основным результатом или выводом вашей работы.

  3. Подберите рабочее название тезисам. При этом необходимо одновременно учитывать:

– выбранный выше тип тезисов,

– основной результат/вывод вашей работы и ее фактическое содержание, которое будет описано в тезисах.

В то же время, любую работу можно представить с различных точек зрения. Помните – название определяет все остальное содержание тезисов («Как яхту назовем, так она и поплывет»).

4.Составьте структуру тезисов согласно обязательным разделам тезисов выбранного вами типа, указанным выше. Подумайте, о чем пойдет речь в каждом разделе и напишите его основную идею (тезис) одним – предложением напротив каждого раздела. Обычно одному разделу в тексте тезисов (точнее – каждой идее) соответствует один абзац. Если у вас оказалось в одном разделе несколько идей, значит, этот раздел будет состоять из нескольких абзацев. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов – основное содержание по каждому абзацу.

5.Внимательно прочитайте написанное и проверьте, достаточно ли этих разделов и абзацев для полного раскрытия темы. Если недостаточно – допишите. Составленные вами идеи каждого абзаца должны быть выстроены логически так, чтобы доказать основную идею всей работы – результат/вывод ваших тезисов (самый последний раздел тезисов любого типа), которые вы определили на этапе 2 данного алгоритма. При необходимости, поменяйте порядок следования абзацев, уточните формулировки. Возможно, вам захочется внести корректировки в название работы.

6.Внимательно прочитайте требования к оформлению тезисов, обратив внимание на их объем. Выразите его в количестве строк соответствующего шрифта и распределите (примерно) этот объем между отдельными разделами и абзацами. Таким образом, вы получили подробный план ваших тезисов. Можно переходить к их написанию.

7.По очереди, начиная с первого абзаца, излагайте свои мысли, стараясь уложиться в отведенный для них объем. После написания первого абзаца переходите ко второму и т.д.

8.Прочитайте весь получившийся текст целиком. Отредактируйте переходы между абзацами, само содержание абзацев. Очень вероятно, что в процессе написания у вас появились новые соображения по тезисам. Если считаете необходимым, внесите их в план, начиная с п. 4 данного алгоритма, и повторно пройдите пп. 4-8. По объему отдельные абзацы могут отклониться от первоначального плана. В этом нет ничего страшного – кроме вас этот план был никому не известен. Важно, чтобы основной результат/вывод вашей работы был хорошо аргументирован.

9.Проверьте соответствие получившихся тезисов заданному общему объему. Если их размер несколько больше – найдите и сократите второстепенные детали, измените отдельные фразы, которые помогут избавиться от неполных строчек и др.

10.Оформите тезисы согласно всем требованиям оргкомитета.

11.Покажите их научному руководителю, своим знакомым, чтобы выслушать их мнение по содержанию, аргументации, стилю работы. Внесите исправления и дополнения, которые посчитаете существенными.

12.Отправьте готовые тезисы в оргкомитет конференции.

Некоторые общие требование к написанию тезисов

  • Каждое утверждение (тезис) должно быть кратким и ёмким.

  • Каждое утверждение должно быть обосновано либо логикой, либо эмпирикой.

  • Не «переписывайте» Internet и учёные статьи.

  • Не пишите доклады, рефераты, теоретические записки.

  • Не стремитесь рассмотреть в тезисах решение проблемы, тезисы – это аналитический труд по выбранной теме.

  • Соблюдайте научный стиль изложения меньше эмоций – выше результативность.

  • Даже неподготовленный читатель должен понять ваш текст.

Пример тезисов типа “Результаты исследования”

Трофимова Ю. А., студент гр. ИМ-52012

studfiles.net

Как писать тезисы, выписки – алгоритмы и планы текстов

Изложение чужого текста, тезисы, выписки

Цицерон считал, что настоящий оратор должен быть чрезвычайно образованным человеком, круг его знаний должен существенно превышать то, что непосредственно необходимо ему для выступления.

Сказанное непосредственно относится с способам работы с материалом на этапе подготовки. С течением времени человечество выработало специальные жанры, связанные с обработкой и изложением чужого текста.

Это такие жанры, как выписки, тезисы, рефераты, рецензии.

Обрабатывая чужой текст, мы можем передать его содержание различными способами. Применение этих способов зависит от цели, которую ставит перед собой автор будущего текста.

Выписки

Это- свободный по форме жанр работы с чужим текстом. Автор сам выбирает систему записей (выписываются только темы, предложения), способ оформления записей (полностью, с сокращениями, в свободном изложении).

Возможно, в ХХI веке выписки как форма работы с чужим текстом полностью будут заменены ксерокопированием частей источника с выделением нужного материала.

Тезисы

Это краткое изложение основных положений текста. Цель этого жанра — формулировка основных положений источника, изложенная в отдельных, не связанных обычными средствами связности предложениях.

Обычно тезисы даются под цифрами, что дает представление не только об основных положениях текста, но и о логике раскрытия темы. Тезисы могут быть и самостоятельным авторским жанром, который дает представление об основных положениях устного научного выступления.

Алгоритм составления тезисов

• Чтение текста по абзацам;

• Выявление и подбор слов, несущих основную информацию;

• Выявление темы каждого абзаца;

• Осознание и осмысление мысли автора, заключенной в каждом предложении;

• Сопоставление полученных результатов и, если это необходимо, объединение содержания абзацев, дополняющих друг друга.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

velikayakultura.ru

Из опыта работы по теме «Как составить тезисы»

Иванцова Л. А.

учитель украинского и

русского языка и литературы

МОШ І – ІІІ ступеней № 21

Как составить тезисы

Мы учимся не для школы, а для жизни.

Сенека

Формирование грамотного, эстетически развитого, творческого читателя, который ощущает радость открытия при общении с художественным произведением, способного к сопереживанию – процесс продолжительный, но необходимый. Именно от читательской культуры и отношения к ней зависит общая духовная культура личности и система её собственных ценностных ориентиров.

Способность воспринимать художественные произведения, оценивать их на основе собственных чувств, личные читательские интересы, эстетические предпочтения читателя создают ценностно-ориентированный аспект культуры чтения.

Важное место в работе словесника принадлежит развитию ученического творчества. Учитель систематически работает над активизацией творческой мысли обучаемого: в процессе идейно-художественного анализа литературного произведения; во время написания рецензии и откликов на самостоятельно прочитанные книжки; на семинарских занятиях, где ученики защищают сообщения, подготовленные на основе дополнительных источников.

Не только в школе, но и в повседневной жизни школьники должны уметь критически воспринимать информацию, выступать с сообщениями, принимать участие в дискуссиях.

В практике работы с книгой установлены такие формы записи прочитанного – план, тезисы, выписки, конспект.

Нам предстоит расширить сведения об основных признаках научного стиля, сформировать понятия о тезисах как одном из видов самостоятельной работы с литературой, ознакомиться с требованиями к составлению тезисов.

Тезисы – это основная мысль, раскрываемая в размышлении. Они существенно отличаются от плана, передавая содержание произведения, основные выводы автора. С помощью тезисов кратко передаётся то, о чём подробно излагается в книге или статье. При составлении тезисов приходится работать с каждым абзацем, выделять каждую мысль, освещённую автором, факты, примеры, которые её подтверждают.

Начиная работу над составлением тезисов, необходимо внимательно прочитать произведение в целом. Далее необходимо продумать основные идеи работы или её составляющих, изложить их в виде последовательных пунктов. В тезисы не включается детальный фактический материал, помещённый в книге или статье. Поэтому тезисам присуща некая прерывистость изложения.

Различают виды тезисов:

  1. Цитатные – отбор авторских тезисов из текста. Выписываются основные положения, выдвинутые автором, и размещаются в определённой последовательности в соответствии с развитием авторской мысли;

  2. Свободные – формирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами. Необходимо найти в тексте основные авторские мысли, по-своему их интерпретировать и записать в определённой последовательности;

  3. Смешанные – цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуются;

  4. Простые – тезисы отображают главную мысль части в виде утверждения или отрицания чего-либо;

  5. Сложные – помимо утверждения мысли, содержится её доказательство.

Таким образом, тезисы – это кратко сформулированные основные положения текста, вмещающие суть высказанного автором (доклада, лекции, сообщения).

Порядок работы при составлении тезисов:

  1. Прочитать весь текст, если он небольшой, либо раздел, если текст велик по объёму.

  2. Продумать содержание текста, найти и проследить основные положения, выдвинутые автором.

  3. Изложить основные авторские мысли в виде последовательных пунктов.

Требования к составлению тезисов:

  1. Формулировать мысли чётко и кратко, но самобытность формы должна сохраняться, не взирая на некоторую прерывистость.

  2. Каждое положение содержит в себе одну мысль.

  3. Составлять тезисы по абзацам. Иногда один тезис может объединять несколько абзацев.

  4. Записывая тезисы, нумеруем каждый, пропускаем строку между ними; в каждом тезисе желательно выделить главное слово и отметить логическое ударение.

  5. Если произведение объёмное, то в конце каждого тезиса указываем номер страницы текста. Если небольшой – источник изложения.

Известно, что записи помогают сохранить в памяти прочитанное. Они дисциплинируют, заставляют погрузиться в содержание, приучают выделять главное, способствуют крепкому усвоению, повторению и закреплению информации.

Если план помогает представить структуру текста и назвать его основные темы, то тезисы раскрывают сущность все текстовой информации.

Памятка для учащихся «Как составить тезисы статьи»

  1. Предварительно ознакомься со статьёй. Обдумай цель, которую ставишь перед собой, приступая к работе.

  2. Внимательно прочитай статью, определи её основную мысль.

  3. Раздели статью на смысловые части, определи все микротемы.

  4. Сформулируй пункты плана, логично связав между собой.

  5. Выбери для тезисов основные идеи и положения, отдели важные детали от подробностей и запиши их словами автора и собственными словами, придерживаясь определённой последовательности.

  6. Руководствуйся главным принципом конспектирования чужого текста – не допускать перекручивания содержания.

Особенности конспектирования

Конспект – краткий, но связный и последовательный пересказ содержания статьи, книги, лекции …

Особенности составления тезисов

Тезисы – кратко сформулированные основные положения прочитанного текста.

Практикум

Прочитайте тези статті О. Гончара «Цвіт слова народного». Спробуйте відтворити зміст статті.

  1. Класична українська література показала приклад того, як треба ставитись до народної мови, цього цілющого для художника джерела.

  2. Творчість народу у царині слова.

  3. Енергія слова – з енергії душі. Убога стилістика є породженням убогої думки.

  4. Найвища майстерність художника слова – у його вірності життєвій правді, яка вбирає в себе правду народної мови.

Пускай путеводной нитью для каждого послужит пословица: «Мудрец способен читать и строчки, и между строчками».

Примерные темы межпредметных проектов

А. «Гордость Донбасса – люди»

« Наши знаменитые земляки»

Цель: углубить сведения об истории родного края, о жизненном подвиге выдающихся деятелей культуры, искусства; развивать познавательный интерес, желание прославить родной город своими достижениями; формировать эстетические вкусы школьников, лелеять естественное чувство национальной гордости, гуманное отношение к человеку; воспитывать духовность, человечность, любовь к Отчизне, родному краю.

Б. «Мой город – моя гордость»

« Макеевка – жемчужина Донбасса»

Школьное краеведение многогранно. Оно призвано вызывать у учеников искреннее стремление защищать светлые достижения материальной и духовной жизни края, оберегать и приумножать их, продолжая традиции рода, края.

В. «За здоровый образ жизни»

« Уроки мудрости»

Цель: воспитывать внутреннюю потребность вести здоровый образ жизни; формировать стремление к самодисциплине, к самоорганизации; совершенствовать стремление укреплять физическое и моральное здоровье; развивать речевую компетентность; воспитывать организованность, жизнелюбие.

Внедрение учителями инновационной личностно-ориентированной педагогической технологии жизнеутверждающих проектов с ориентиром на формирование ключевых жизненных компетенций обучаемых – действенный и эффективный шаг к совершенствованию компетентностного потенциала личности.

infourok.ru