Методы быстрого запоминания информации – Как научиться быстро запоминать тексты 🚩 как запомнить текстовую информацию 🚩 Образование 🚩 Другое

Содержание

Как быстро запоминать информацию: техники и приемы

Что такое память

В наше время, когда есть возможность записать, найти и извлечь информацию из любого ее носителя, по-прежнему ценится хорошая память и вопрос: «как быстро запоминать информацию», остается актуальным.

Иногда запоминание кажется бессмысленным занятием, ведь можно зайти в интернет и «вспомнить» то, что нужно. Однако не всегда есть время на поиски информации, иногда нужно срочно запомнить или вспомнить.

Кроме того, память, которой не пользуются, постепенно утрачивает свои функции, а вместе с этим страдают и остальные психические познавательные процессы, падает коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать! Делать это нетрудно – нужно чаще пользоваться ею, облегчая процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации различными приемами и техниками.

Память – сложный психический познавательный процесс, функция и способность, включающая четыре этапа: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

Благодаря наличию памяти, человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, умения и навыки.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя с проблемой запоминания сталкиваются практически все люди. В норме, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, в зрелом возрасте она остается относительно постоянной, а в старости ухудшается.

Разработано множество техник, призванных облегчить процесс запоминания. Те из них, которые улучшают память за счет образования ассоциативных связей, называют мнемотехниками.

Совокупность мнемотехник называют мнемоникой, в переводе с древнегреческого «искусство запоминания». Это самая популярная на сегодняшний день методика запоминания информации надолго.

Виды памяти

Для тех, кого волнует вопрос: «как запомнить большой объем информации», важно понимать, что память бывает произвольная и непроизвольная.

Непроизвольное запоминание происходит помимо воли человека, когда информация усваивается сама по себе. Так бывает, когда человек впечатлен и чрезвычайно заинтересован. То, что интересно запоминать легче, нужная и значимая информация сама «укладывается» в сознании.

Произвольная память – это запоминание с участием воли, когда человеку нужно предпринять некоторые усилия для того, чтобы усвоить материал. Оно бывает механическим (заучивание наизусть) и логическим.

Зубрежка намного менее эффективна, нежели логическое запоминание, так как во втором случае происходит осмысление информации. Когда информация воспринимается критически, обрабатывается, анализируется, сравнивается, рассматривается с разных точек зрения, она не просто хорошо запоминается, а сохраняется в памяти надолго или навсегда.

Следовательно, первое, что должен взять на вооружение человек, желающий научиться быстро произвольно запоминать – включать в процесс логику и мышление.

У индивида обычно преобладает один из трех видов памяти в зависимости от преимущественного способа восприятия информации:

  • визуальная или зрительная, когда человек запоминает информацию, разглядывая объекты или читая текст;
  • аудиальная или слуховая, когда информация усваивается благодаря произнесению и прослушиванию;
  • кинестетическая или тактильная, когда легче запомнить то, что удались потрогать или применить по назначению.
  • Есть обонятельная и вкусовая память, но запах и вкус реже выступают ведущими анализаторами, отчего эти виды памяти менее развиты и чаще являются вспомогательными. В некоторых профессиях они играют главную роль, поэтому также могут очень хорошо развиться.

Для того чтобы понять как лучше запоминать информацию, нужно определить какой вид памяти преобладает и пользоваться преимущественно им.

Всем известный пример, когда необходимо запомнить прочитанное – подготовка к экзамену. Когда студент понимает, что его преобладающий вид памяти – слуховой, он читает текст вслух и прослушивает запись; если визуальный – текст перечитывается про себя и запечатлевается целиком «как картинка»; кинестетический – текст прописывается.

Все виды памяти сочетаются и не могут функционировать друг без друга, поэтому наилучший способ легко запомнить текст – и читать, и слушать, и переписывать его.

Рекомендации по облегчению процесса запоминания

Есть несколько простых правил как лучше запоминать необходимое. Это рекомендации, которые многим людям известны, но почему-то забыты или не соблюдаются. Они не требуют особых дополнительных техник или временных затрат.

Общие рекомендации о том, как лучше запоминать и дольше сохранять в памяти знания:

  1. Поставить цель запомнить информацию надолго или определить крайний срок, после которого она станет не нужна. Секрет этого способа в создании правильной мотивации и четкого определения задачи. Если человек осознает важность и необходимость запоминания (пусть даже на короткий срок), ответ на вопрос: «как запомнить большой объем информации», может и не возникнуть, так как память активизируется, откроются новые возможности и резервы.
  2. Лучшее время для запоминания – полчаса утром, сразу после пробуждения и полчаса вечером, перед сном. В середине дня, когда в мозг поступает и без того много информации, запоминать необходимые факты труднее.
  3. Обсуждение и передача информации. Когда человек делится с кем-то своими знаниями или пытается объяснить другому лицу что-либо, он сам еще раз и намного глубже «проникает» в тему. Получение наводящих и уточняющих вопросов от собеседника поможет подключить логику, начать мыслить креативно, а не просто произносить заученное слово в слово.
  4. Акцентировать внимание на наиболее интересных и ярких моментах запоминаемого блока: что удивило, впечатлило, оказалось практически полезным.
  5. Запоминать текст с первого раза бывает очень сложно, но если на листе бумаги кратко записывать основные мысли и идеи в их правильной последовательности, то, зная о возможности воспользоваться такой «шпаргалкой», воспроизвести текст уже после первого прочтения вполне реально.
  6. Повторение. Это, пожалуй, самое известное правило эффективного запоминания. Осмысленное повторение не то же самое, что зубрежка. Учеными была разработана формула эффективного запоминания путем повторения. Повторять усвоенную информацию нужно с определенным временным интервалом: через десять минут, час, шесть часов и последний раз через сутки после запоминания.
  7. «Песня». Интересный и креативный способ легко запомнить текст. Как же запомнить прочитанное? Представить, что это текст песни и пропеть его, придумав собственную мелодию!

Мнемотехника

Мнемотехник достаточно много, можно выбрать наиболее подходящую и «работающую» из них. С помощью той или иной мнемотехники можно быстро запомнить даты, числа, имена, тексты, иностранный язык и так далее. Все что для этого нужно – подключить воображение, мыслить образно, «рисовать» в сознании картины запоминаемого.

Основные приемы мнемотехники:

  1. Цепочка. Запоминаемые части материала связываются между собой ассоциативно, последовательно и попарно. Первый элемент со вторым, второй с третьим, третий с четвертым и так далее. Размеры образов должны быть примерно одинаковыми.
  2. Матрешка. Этот способ также основан на формировании ассоциативных пар, но каждый последующий образ меньше предыдущего и включается в него.
  3. Метод Цицерона. Это цепочка опорных образов. Человек запоминает только их, но при воспроизведении информации вместе с ними вспоминается и все остальное. Опорные образы должны быть яркими и крупными.
  4. Свободные ассоциации. Выделив несколько опорных образов, к каждому из них ищется ассоциация, причем ассоциативный образ должен всплыть в сознании, а не быть логически обусловленным.
  5. Чтобы запомнить текст с первого раза, можно воспользоваться методом пиктограмм. Пиктограмма – рисуночное письмо. Человек в небольшой зарисовке вмещает смысл предложения, фразы или словосочетания, рисует знакомые образы, но получает только ему понятный «египетский иероглиф».
  6. В результате формируется ряд пиктограмм, взглянув на которые уже после первого прочтения удастся пересказать своими словами или точно воспроизвести текст. Так запоминается проза, стихотворения, доклады, речь для публичного выступления и так далее.
  7. Если нужно запомнить многозначное число (номер телефона, машины и так далее), нужно разделить его на пары цифр и каждую из них проассоциировать с каким-либо событием, затем каждое из этих событий методом «цепочки» связать между собой.

Мнемотехника становится понятной, если привести примеры запоминания на основе ассоциаций. Если нужно запомнить имя нового знакомого, можно вспомнить его знаменитого теску (выдающуюся личность или мультипликационного героя – все равно). Если заучиваются иностранные слова, к каждому из них подбирается слово из родного языка или образ предмета.

Осмысленное запоминание с подключением мыслительных образов и формированием свободных ассоциаций не только помогает лучше запоминать информацию, но и способствует развитию памяти.

У людей, пользующихся методами эффективного запоминания, усвоенные техники входят в привычку и вопрос о том, как запомнить большой объем информации становится менее актуальным.

headlife.ru

Как быстро запоминать информацию – 5 эффективных приемов

Не всех нас природа одарила блестящей памятью. Чтобы исправить эту несправедливость, многие изощряются, как только могут, придумывая собственные способы запоминания информации. Но немногие из них эффективны. Существуют более действенные методы для запоминания информации, о которых мы и поговорим в этой статье. 

Для того чтобы укрепить память, записывайте на бумаге план или краткий конспект материала, который необходимо запомнить. Для тех, у кого хорошо работает зрительная и слуховая память, достаточно будет просто прочитать или прослушать информацию. Каждый человек индивидуален по своей сути. Следовательно, и запоминает информацию каждый из нас по-разному. Для начала следует понять, какой тип памяти у вас развит лучше всего, а уже затем приступать к запоминанию информации.

Итак, чтобы укрепить память необходимо научиться понимать работу памяти, ее механизмы. Во-первых, существует два типа запоминания: произвольное и непроизвольное. Ярчайшим примером непроизвольного запоминания может стать назойливый рекламный слоган, который так и крутится в голове, или фраза из песни. Произвольное запоминание приходит на помощь тогда, когда необходимо запомнить какую-то конкретную информацию. В свою очередь, оно делится на механическое (обыкновенная зубрежка) и логическое (осмысление запоминаемой информации). Для того чтобы запомнить информацию важно учитывать самый главный критерий запоминания – понимать то, что запоминаешь. При осмыслении информация плотно входит в память. В данном случае у вас появляется возможность запоминать в несколько раз больше информации, чем при зубрежке, а также сэкономить свое время.

Существует множество техник для развития и укрепления памяти, но наиболее эффективной, по мнению большинства, считается мнемоника или мнемоническая техника. Мнемотехника (в переводе с греч. – искусство запоминания) представляет собой совокупность приемов и способов, которые значительно облегчают запоминание информации, а также увеличивают объем памяти с помощью ассоциативных связей. Мнемотехника появилась во времена, когда человеку еще не было знакомо письмо. С помощью мнемотехник жрецы и шаманы могли запоминать астрономический объем информации. Способность запоминать информацию ценилась во все времена. Одним и наиболее известных мнемонистов был Джордано Бруно. Он написал немало книг о мнемотехниках, одна из которых называется «О тенях идей».

Рассмотрим несколько приемов мнемотехники:

Прием 1: Рифмуйте информацию

Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму. К примеру: «кое, либо, то, нибудь — тире ставить не забудь, а частицы бы, ли, же – пишут давно раздельно уже».

Прием 2: Формируйте фразы из первых букв информации

Ярким примером такого приема служит последовательность цветов в спектре: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». Первая буква каждого слова означает определенный цвет: К – красный, О –оранжевый, Ж – желтый и т.д.

Прием 3: Метод связки

Данный прием мнемотехники предполагает связывание информации с ярким образом или иллюстрацией. Запоминаемые предметы могут стать главными героями какого-нибудь действия. Для более эффективного результата преувеличивайте размеры предмета (огромный котенок), представляйте его в действии (стул ходит) и т.д.

Прием 4: Метод зацепок

Этот прием заключается в замене цифр на предметы. Например, 0 – баранка, 1 – карандаш, 2 – змея и т.д.

Прием 5: Метод Цицерона

Данный мнемонический прием предполагает представление предметов, которые необходимо запомнить, в знакомой для вас обстановке. Например, вспомните свою комнату, где вам все хорошо знакомо, и расположите предметы в ней на определенных местах. Для того чтобы вспомнить информацию, вам достаточно будет вновь вспомнить свою комнату с расположенными в ней предметами.

Возможно, какие-то приемы мнемотехники знакомы нашим читателям. Но стоит сказать о том, что мнемоника – это целая учебная дисциплина со своей совокупностью приемов запоминания информации. Отдельно взятые приемы мнемотехники малоэффективны. Поэтому для укрепления памяти рекомендуется использовать несколько приемов. Надеюсь, данная статья поможет вам запомнить информацию или эффективно подготовиться к сессии.


        Поделиться:

sobinam.ru

Топ-8 методов быстрого запоминания информации и тренировки памяти


Из данной статьи вы узнаете основные методы для тренировки памяти – мнемотехники, то есть способы быстрого запоминания информации. Вы сможете не только на «отлично» сдать сессию, но и обучить своих друзей или ребенка этим техникам.

 

1. Запомнить навсегда! Оказывается, мы запоминаем лучше, если ставим для себя цель – запомнить информацию не на короткий период (до сессии, пока не сдам экзамен), а на максимально длительный срок. Лучше – навсегда. Запоминая, подумайте, для чего эти знания могут вам пригодиться в будущем, где их можно будет применить. Учите не для того, чтобы сдать экзамен, а для того, чтобы рассказать интересную информацию когда-то своим внукам. С такой мотивацией мозг более охотно бронирует ячейки для хранения практически любой информации.

 

2. Обсуждайте! Как только появится возможность – обсуждайте информацию, которую получаете. Обсуждайте темы со всеми, кто готов вас слушать. С однокурсниками, мужем, подругами, а иногда и с детьми, если есть шанс, что они будут участвовать в обсуждении. Даже не обязательно, чтобы они понимали всю суть. Простое участие в диалоге со взрослым помогает детям развивать свою речь. Для более быстрого запоминания важно поделиться своими мыслями и посмотреть на проблему с другой точки зрения.

 

3. Повторяйте! Исследования, посвященные изучению памяти, показывают, что для успешного запоминания необходимо повторять информацию. Про этот метод тренировки памяти вы знаете еще со времен школы. «Повторение – мать учения» – знают все. Но не все знают, что просто повторять без конца менее эффективно, чем повторять по схеме. Так, оптимальное повторение должно происходить через 10 минут, затем через час, через 6 часов и через сутки. Узнав какой-нибудь объем информации, не спешите сразу переключаться и отдыхать. Уделите еще 5-10 минут в дороге или во время ожидания в очереди воспоминаниям о том, что именно вы сегодня узнали. Что впечатлило, удивило, было полезным.

 

4. Подключайте разные модальности! Человек использует три основных модальности: визуальную (видит), аудиальную (слышит) и кинестетическую (ощущает). Обучение проходит, как правило, только с использованием аудиальной модальности, то есть мы воспринимаем на лекции большой поток информации на слух. Но для того, чтобы запомнить большое количество новых терминов, их лучше записать на небольших липких листочках и развесить над столом, у холодильника, в комнате. Или просто распечатать небольшие отрывки. Тот, кто хотя бы раз писал шпаргалки, знает, что, после того как он написал все на листке, этот самый листок, оказывается ненужным, так как все и так запомнилось. Все потому, что, прописывая, вы подключаете еще зрительную память (видите то, что написали) и кинестетическую (пока пишете).

 

5. Используйте лучшее время для запоминания – вечером перед сном и первым делом с утра. Информация лучше запоминается, если до или после нее мозг отдыхает. Информация, которая заучивается в течение дня, теряется в потоке ежедневной информации. Уделите занятиям 30-40 минут утром и перед сном.

 

6. Пойте! Помните детскую песенку для запоминания алфавита? Именно благодаря ей многим детям под силу запомнить такой порядок не связанных символов. Пойте, рифмуйте. Хорошее настроение только улучшит эффект.

 

7. Запоминайте новые термины или иностранные слова с помощью созвучных им слов! Например, гормон «вазоприсин» можно запомнить через созвучную фразу «вазу принеси».

 

8. Если необходимо запомнить какой-либо ряд или список, попробуйте придумать фразу по заглавным буквам этого списка. Пример данной техники: нужно запомнить порядок и название падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный). Запомните фразу: «Иван Родил Дочку В Тихом Переулке». Проговорив ее по заглавным буквам, вам легче будет вспомнить остальную информацию.

 

Из книги Руденко А.В. “Тайм-менеджмент для мам, или Как все успеть”

www.kafetop.ru

Быстрое запоминание информации: как научиться? Видео

Даже людям, далеким от процесса обучения, время от времени требуется быстро запомнить некоторую информацию – пароли, тезисы доклада, массивы цифр. Школьники и студенты почти каждый день сталкиваются с необходимостью тренировать память. Ученые давно доказали, что механическое запоминание неэффективно, и придумали множество различных техник.

Техника запоминания информации

Фото: Shutterstock

Организация информации

Упорядоченную информацию гораздо легче запомнить, чем хаотичную. Так, если вам нужно запомнить, что купить в магазине, проще всего составить список из нескольких позиций. Памятуя о том, что в списке было 9 пунктов, ваш мозг будет искать ответ, пока все позиции не будут мысленно помечены «галочкой».

Классифицируйте то, что требуется запомнить. Возвращаясь к списку продуктов, гораздо проще разделить его на несколько подгрупп, руководствуясь, например, отделами в магазине – молочный, рыбный, мясной, бакалея, а не стараться уместить в памяти случайный набор товаров.

Запомнить более сложную информацию помогают схемы, таблицы, диаграммы и графики. Составляя их, вы не только сортируете и обобщаете, ищите сходства и различия, но и обращаетесь к пространственной памяти, подключая ее в процесс запоминания.

Визуализируй это

Визуализация – мощное средство для запоминания. Чтобы назвать предметы, стоящие в вашей комнате, вам достаточно мысленно представить себе картинку – вид помещения и вот вы уже готовы перечислить все без исключения. Яркий, четкий мысленный образ поможет запомнить имена, маршруты, структурированную по ключевым словам информацию.

Если вам требуется запомнить много имен и связать их с лицами, выделяйте в каждом человеке характерную особенность, кидающуюся в глаза, и мысленно крепите к ней «ярлычок» с именем. Стараясь удержать в памяти маршрут, ставьте в уме красные галочки на примечательных деталях, встречающихся вам по пути. Наш мозг лучше всего «цепляется» за странные, необычные образы, поэтому, чем нелепее будет картинка – тем лучше. На технике визуализации основана методика «снимков», когда необходимые для запоминания вещи организовываются в некую картинку, с которой мысленно делается фотография.

Если вы не визуал, старайтесь запомнить информацию, используя ваш привычный канал восприятия – через звуки, запахи, ощущения. Так, запоминая дорогу, выделяйте не яркую деталь, а звук, с которым трамвай пересекает неровность на рельсах, запах булочной на углу и тому подобные вещи.

Рифмуйте

Маленькие дети легко запоминают алфавит, потому что он зарифмован. На свете существуют сотни смешных стишков, позволяющих запомнить те или иные вещи – неправильные глаголы, мышцы тела, слова-исключения. Придумывайте свои стихи и чем смешнее, тем лучше, потому что наш мозг любит «развлекаться» и веселый нелепый рифмованный текст он запомнит лучше, чем нужную, но серьезную информацию.

Например, для того, чтобы запомнить ударения в сложных словах, кто-то приумал такой стишок: Феномен звонит по средам. Приняв договор по годам, он отдал экспертам эскорта ходатайство аэропорта

Пользуйтесь аббревиатурами и акронимами

Аббревиатуры и акронимы делают информацию компактной. Легче запомнить США, чем Соединенные Штаты Америки, удержать в памяти ГЛОНАСС, а не Глобальную навигационную спутниковую систему. Если вам, к примеру, надо запомнить названия рек или горных пиков, организуйте их первые буквы в звучное слово, лучше всего такое, которое вызывает у вас приятную ассоциацию. Не старайтесь придать аббревиатуре смысл, если не получается, она все равно останется в памяти. Например, бессмысленное слово ДАМАН, обозначающее порядок ударения в стихах трехсложных размеров, все равно проще запомнить, чем то, что стих, в котором ударение падает на первый слог называется дактилем (ДА), на второй – амфибрахием (АМ), а на третий – анапестом (АН).

Как запоминать цифры и формулы

Для тех, кому постоянно необходимо быстро запоминать большие массивы цифр, была придумана методика, по которой каждой цифре соответствует какое-либо изображение, выбранное по наиболее удобной для запоминающего ассоциации. Так, двойка для кого-то лебедь, семерка – сабля, четверка – стул и так далее. Чтобы запомнить ряд цифр, придумайте про них историю и зафиксируйте ее в памяти при помощи яркой картинки. Например, 274 – это лебедь с саблей забрался на стул. Согласитесь, такое не так уж просто забыть.

Согласно этой методике можно легко запомнить и формулы, также представив латинские буквы и символы (вычитание, сложение, деление и т.п.) в виде каких-либо зверей или предметов.

Запоминая просто длинное число, делите его на «кусочки» из 3-4 цифр. Ученые давно доказали, что именно этот объем информации идеален для нашего мозга

Запоминайте через «приятное»

Чтобы запомнить что-то скучное и неинтересное, постарайтесь найти к нему какую-то яркую, важную для вас пару. Например, если вы любите древнегреческую философию, а вам приходится учить историю Китая, запомните, что Конфуций был на 10 лет младше Сократа.

Придумывайте истории

Чтобы запомнить некую последовательность, придумывайте коротенькие истории. Например, чтобы быстро запомнить, в каком порядке идет классификация организмов: – царство; – тип; – класс; – отряд; – семейство; – род; – видов, можно использовать такое предложение: «царь Тимофей квас оценил с соком, ромом и водкой».

Методики для развития памяти

Фото: Shutterstock

Также можно в каждом предложении из текста, который вам надо запомнить, выделить ключевое слово и составить смешной рассказ по этим «ключам». Так можно запоминать и тезисы, по которым вам предстоит «восстановить» доклад. Чтобы история запомнилась лучше, представьте ее в виде мультфильма, комикса, рассказа о путешествии.

Дом вашей памяти

Методика, совмещающая сразу несколько мнемотехник, известна под разными названиями – «храм памяти», «дом памяти», «хранилище». Суть ее состоит в том, что вы организуете хранение информации, «рассовывая» ее по ящикам комода в вашем доме, по ярусам в храме, по полочкам в хранилище. Выбирайте какое-то хорошо известное вам место и «закрепляйте» кусочки информации, материала, визуализируя их положение в привычной вам обстановке. Так можно запомнить любой объем информации надолго, ведь чтобы «вспомнить все», достаточно всего лишь вызвать в памяти «хранилище». Этот метод универсальный, так можно запоминать и этапы развития человечества и список продуктов для приготовления блюд.

Карты памяти

Карты памяти, или интеллект-карты (по-английски их называют mind maps), – еще один способ запоминания больших массивов информации без заучивания, объединяющий сразу несколько методов. Эти карты «строят», рисуя в центре центральный образ, ассоциирующийся с основной мыслью, а от него ответвляя несколько побочных, раскрывающие его подробнее, уточняющие. Карты памяти рисуют разными цветами, соединяют в них ключевые понятия, размещают нумерованные списки, но стараются, чтобы число подпунктов и «ветвей» не превышало 5–7.

Читайте далее: коллаж из разных картинок своими руками

www.wday.ru

Мнемоника (мнемотехника): техника быстрого запоминания

Приветствую всех, зашедших в Прекрасный мир! Рада приветствовать вас на своем блоге! Сегодня я приготовила для вас интересную тему, и думаю актуальную в наше время — это техника быстрого запоминания Мнемоника или как ее еще называют Мнемотехника. Необходимость запоминать новую информацию возникает довольно часто, но особенно это требуется в период обучения в школе, институте, на различных курсах. К сожалению, не каждый ученик или студент может похвастаться наличием блестящей памяти. Если вы относитесь к этой категории людей, то ответ на вопрос, как научится запоминать большое количество новой информации, будет для вас актуальным.

Из статьи вы узнаете:

Мнемоника (мнемотехника) – эффективный метод запоминания информации

МНЕМОТЕХНИКА (или мнемоника) – от греческого mnemonikon — искусство запоминания, означает совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих.

Существует множество методик, позволяющих развить и укрепить память. К наиболее эффективным способам запоминания относится мнемоника или, другими словами, мнемотехника. Впервые я с ней познакомилась, когда еще была студенткой, она мне очень помогла при изучении английского. Тогда все еще удивлялись откуда у меня такая феноменальная память!!! Принцип действия этой методики основан на способности нашей памяти фиксировать яркие зрительные и слуховые образы гораздо быстрее, чем абстрактные понятия.

Что такое мнемоника

Благодаря мнемонике человек может легко запомнить цифры, слова, таблицы и другие сложные для запоминания вещи с помощью ассоциативных связей. С помощью ярких образов гораздо легче учить иностранный язык и запоминать новые слова, учить химию, математику, физику и другие учебные дисциплины.

Метод такого запоминания информации был хорошо известен людям более тысячи лет назад. Именно с помощью мнемотехники древние жрецы и шаманы хранили в своей памяти огромный объем различных знаний. В наши дни мы также часто пользуемся приемами мнемоники в качестве «народных» методов для запоминания: рисуем на руке крестик, учим стихи про биссектрису и цвета радуги, рисуем в воображении образы литературных персонажей.

Техника быстрого запоминания: как работает мнемоника?

Чтобы понять, как лучше научится запоминать любую информацию с помощью мнемоники необходимо рассмотреть основные приёмы этого метода.

Мнемотехника предусматривает следующие основные приемы:

Рифмизация

Необходимая для запоминания информация интерпретируется в стихотворную форму. Например, знаменитый стишок о теореме Пифагора.

Образование смысловых фраз из заглавных букв

Образование смысловых фраз из заглавных букв — необходимой для запоминания информации. Яркий пример – фраза «Каждый охотник желает знать…» с помощью, которой легко выучить цвета радуги.

Метод зацепок

При  использовании этого приема цифры заменяют на похожие по форме предметы. Например, цифра 0 – бублик, 1 – карандаш, 2 – лебедь и так далее. Для запоминания нескольких цифр на помощь призываем свое воображение и представляете ассоциативную картинку.

Допустим, вам нужно запомнить № 407, представляем, что цифра 4 – это стул, цифра 0 – арбуз, а цифра 7 – топор. Вырисовывается следующая картинка: на стуле лежал большой арбуз, который разрезали топором.

Метод связки

В этом приеме информацию связывают с ярким образом или картинкой. Предметы, которые необходимо запомнить становятся главными героями каких — либо действий.

Метод Цицерона

Предметы, которые необходимо запомнить мысленно располагают в знакомой для вас обстановке на определенных местах. Для восстановления в памяти информации достаточно вспомнить помещение с расположенными в нем предметами.

Следует отметить, что мнемотехника – это целая наука со своей совокупностью приемов для запоминания. Поэтому для достижения большего эффекта чаще всего используют несколько приемов одновременно.

Как выучить иностранные слова с помощью приемов мнемоники?

Мнемоника — техника быстрого запоминания

Всем изучающим иностранный язык в процессе учебы необходимо запомнить не одну тысячу новых слов. Применение мнемотехники поможет сделать процесс изучения иностранного языка более быстрым и качественным. Как быстро запомнить иностранные слова при помощи метода мнемонических ассоциаций?

Для этого выполняют следующую последовательность действий:

  • К иностранному слову придумывают звуковую ассоциацию на русском языке;
  • Придумывают сюжет, фразу или историю, в которой используется ассоциация и правильный перевод;
  • Запомнить сюжет или историю;
  • Повторять в течение нескольких дней цепочку из иностранного слова, звуковой ассоциации, придуманной истории и перевода.

Примерные истории к словам для запоминания

half  – [ha:f] – половина. Вышел мальчик на улицу с мороженым, а другой мальчик говорит: «Дай укусить!»,  а сам хааф (half), и половины нет.

knife – [naif] – нож. Почему стал храбрым Наф-Наф? Потому, что держит в руках найф (knife).

eye – [ai] – глаз. Когда в глаз что-то попадает, человек кричит «Ай».

Теперь вы понимаете, что техника Мнемоника — прием эффективного запоминания, который действует моментально!

Придумайте собственные ассоциации и истории – это поможет лучше запомнить изучаемое слово

Презентация: Что такое Мнемоника

самопознание

prekrasny-mir.ru

5 эффективных методов запоминания информации

Ученые уверены: умение качественно запоминать информацию никак не связано с интеллектом человека. Если он быстро забывает прочитанное, это ни в коем случае не характеризует его умственные способности. Тут дело в другом: человек использует неэффективные способы запоминания. Но как выбрать подходящий метод, чтобы помнить все? Это не так-то просто: мы получаем много противоречивых советов не только от знакомых и родных, но и от преподавателей в школе и вузе.

К счастью, недавно авторитетное издание по психологии опубликовало список пяти самых распространенных ошибок, которые допускают люди, стремясь запомнить ту или иную информацию. Также учеными были приведены и эффективные советы, которые помогут действенно тренировать память.

Ошибка № 1: перечитывание

Что мы делаем для того, чтобы запомнить, к примеру, определение из словаря? Все верно, перечитываем несколько раз, зазубриваем информацию. Вы читаете один текст снова и снова до тех пор, пока не сможете повторить его так, как написано в учебнике. Интересно, но при этом даже можно и не до конца понимать смысл утверждения.

Поэтому психологи считают эту методику неэффективной. До вас не дошла суть фразы. А значит, она недолго будет держаться в вашей памяти.

Систематическое перечитывание

Как же улучшить память, запоминать правильно? Ученые советуют обратиться к тому же перечитыванию! Но по совершенно иной схеме:

  • Если вы понимаете, что не можете точь-в-точь воспроизвести требуемую информацию, то все же стоит обратиться к перечитыванию, но к систематическому.
  • Прочитайте текст. Отвлекитесь на другие дела. Снова перечитайте его через равный промежуток времени. Несколько таких сеансов достаточно, чтобы информация осталось в голове.
  • Таким способом можно и хорошо улучшить память. Периодически перечитывайте важные для вас данные через неделю, месяц и т. д.
  • Старайтесь не только зазубрить, но и понять текст, выделить его суть. Это поможет запомнить его на долгое время.

Ошибка № 2: подчеркивание

В школах и вузах учеников и студентов преподаватели учат с первых занятий выделять основное понятие, главную мысль каждого пункта, абзаца, параграфа. И это кажется многим эффективным: вы не просто перечитываете текст, а анализируете его на предмет главной мысли, ключевого слова. А при последующем повторении подчеркнутые слова помогают сконцентрироваться сразу на основном.

Очень эффективно для запоминания, не правда ли? Но многие студенты при этом отмечают, что методика не работает! Дело в том, что большинство учеников просто бездумно подчеркивает практически каждый абзац. Как же сделать этот метод более эффективным?

Сделайте паузу и повторите

Метод не работает от того, что с первого прочтения порой сложно понять смысл текста, а уж тем более выделить его главную мысль. Поэтому психологи советуют вдумчиво прочесть отрывок, сделать паузу, “переварить” информацию. А уже при повторном прочтении выделить в тексте то, что показалось вам самым важным.

Так ваш мозг более активно обрабатывает информацию. Что в конечном счете способствует лучшему запоминанию.

Ошибка № 3: примечания

В студенческих библиотеках весьма стандартная картина: молодой человек читает книгу и делает соответствующие пометки в своем блокноте. Кто-то пишет основную мысль, кто-то – ключевые фразы, кто-то набрасывает план прочтенного, кто-то – конспект с вопросами, отражающими суть текста. Чем-то этот метод похож на предыдущий. Придерживаются его и преподаватели – наверняка на уроках вам давали задание составить конспект параграфа.

Но, увы, порой и такой распространенный способ безуспешен! В чем же дело? В большинстве случаев в чрезмерности. Студенты помещают в свои конспекты множество второстепенной информации, которая отвлекает от запоминания главных идей текста.

Будьте краткими!

Современные ученые также уверены, что конспектирование помогает запомнить важную информацию. Но только краткое и лаконичное. Чем меньше учащийся оставил слов в своих заметках, тем больше шанс, что информация задержится в его голове надолго.

С чем же это связано? Психологи объясняют так: краткость написанного заставляет мозг дополнять, перефразировать текст, чтобы сделать его связным, логичным. А это дополнительно заставляет задуматься над главной мыслью, стимулирует более активную работу мозга.

Из-за всего вышесказанного специалисты также советуют отказаться от ноутбука или планшета. Если вы хотите запомнить информацию, то обязательно пишите ее ручкой или карандашом на бумаге. Дело в том, что так вы заносите данные медленнее, что позволяет им крепче задержаться в вашей памяти. Молниеносное внесение информации этому не способствует.

Ошибка № 4: обобщение

Многие преподаватели проводят в конце изучения большого раздела темы обобщающее занятие. Тут ученикам предлагается с “высоты птичьего полета” посмотреть на весь ранее изученный материал, выделить ключевые моменты пройденного, структурировать свои знания, выстроить между ними логические связи. И специалисты соглашаются, что такие занятия действительно позволяют закрепить в памяти изученное.

Но если учитель не проводит подобных уроков, то редкие ученики делают их самостоятельно. И ленятся они здесь абсолютно зря.

“Скелет” темы

Современные психологи уверены: систематизация имеющихся знаний – один из главных ключей для качественного запоминания. Если в вашей голове разрозненная, несвязанная информация, эдакий хаос, то очень просто упустить из виду, забыть важное. То ли дело, когда знания “разложены по полочкам”, вы четко прослеживаете в своей голове их связь, взаимовытекаемость.

Поэтому очень важно после прохождения большого раздела на уроке или самостоятельно дома выделить время на то, чтобы систематизировать полученные знания, составить их “скелет”.

Некоторые преподаватели советуют следовать и немного другой стратегии. Надо с начала изучения новой темы составлять ее “скелет”: главные мысли, формулы, ключевые выражения, что вы узнали на занятии. Таким образом, к окончанию курса вам останется только повторить составленный заблаговременно полный, но лаконичный план темы.

Ошибка № 5: быстрое запоминание

Многие студенты игнорируют все вышесказанное, оставляя изучение материала на последнюю ночь перед экзаменом. Кому-то это может показаться весьма опасной самоуверенностью, но все же факт остается фактом: учащиеся, вызубрившие материал за одну ночь, действительно в некоторых случаях весьма успешно сдают экзамен!

Значит, предварительная подготовка и все вышесказанное – миф? Зачем терять время в библиотеках и над своими конспектами?

Остерегайтесь чрезмерной самоуверенности

Психологи же отвечают так: действительно, для отдельной категории людей самый эффективный – это быстрый метод запоминания. Немало тут играет и настрой человека: если он уверен, что знает тему, что его знаний хватит для хорошей оценки, реальность его не разочарует.

Но вместе с тем можно и легко переоценить свои знания и возможности памяти. Тут одного “Я все сдам!” мало. Психологам давно известен факт: “быстрые” знания живут только до экзамена. После того как вы ответили экзаменатору, они улетучиваются из вашей головы.

Если же вы учитесь не из-за хороших оценок, а желаете качественно запомнить все важное, что вам дают на занятиях, то стоит отказаться от быстрого заучивания. А предпочесть ему систематическое изучение материала на всем протяжении курса.

Успешные методики запоминания информации уже известны вам. Но не все их правильно применяют. Статья же показала, как исправить распространенные ошибки.

fb.ru

Как лучше запоминать информацию – различные методы запоминания

Редкий взрослый человек, профессионально не связанный с научной деятельностью, не впадает в панику, если ему предстоит быстро запомнить большой объем информации перед экзаменом или переквалификацией.

Он уже забыл, как это делать, поэтому нервничает, чем создает себе еще большее неудобство. А между тем существует множество способов, как эффективно запоминать информацию.

Содержание статьи

Что нельзя делать, пытаясь научиться запоминать большой объем информации?

Ни в коем случае нельзя сразу настраиваться на негатив, делится с родственниками и коллегами, что это не нужно, скучно, вообще никогда не пригодится. В этом случае память будет прочно заблокирована, и запомнить ничего из прочитанного не удастся.

Наоборот, нужно убедить себя, что эта информация крайне важна.

Если не имеешь представления о том, что предстоит выучить за короткий срок, следует сначала разобраться, что это такое. Для этого лучше читать не справочники и профессиональную литературу, а материалы, в которых новые сведения подаются легче.

Далее следует систематизировать полученные знания – в дальнейшем это поможет воссоздать логическую цепочку, способствующую запоминанию.

Каждый человек имеет свои индивидуальные особенности, свое время повышенной трудоспособности. Одному легче читать и запоминать утром, другому – ночью. Если правильно определить время своей активности, быстро удастся справиться с поставленным заданием.

  • Негативная информация запоминается лучше позитивной – этим можно воспользоваться при подковке к тесту.

Чтобы воспользоваться этим методом, можно активировать себя следующими посылами:

  1. только полный идиот не сможет выучить такие нужные сведения;
  2. нельзя быть непроходимым тупицей…

После самобичевания информация запоминается намного легче.

  • Чем большее количество материала следует проработать за короткий срок, тем важнее понимать сущность вопроса. Только в этом случае информация прочно закрепится и не забудется, как только перед глазами не окажется нужной страницы или монитора с текстом. В этом случае достаточно будет только знать, с чего начинать и составить план – все остальные сведения придут в голову сами. Чтобы быстро освоить определения, лучше их учить вслух и кому-то пересказать. Не обязательно, чтобы визави разбирался в этом вопросе – подобрать упрощенные определения можно, пытаясь пересказать информацию зеркалу или домашнему питомцу.
  • Объемный материал проще вычитывать и заучивать блоками. Причем каждый из отдельных блоков запоминать в разных местах – перемещаясь по комнате или помещению. В дальнейшем будет достаточно вспомнить обстановку, в которой пришлось заниматься, и все прочитанное появится перед глазами.
  • Еще один метод – во время запоминания жестикулировать, подчеркивая особенно важные определения определенной мимикой лица. Это немного напоминает детскую игру, но именно во время нее мозг лучше воспринимает полученные сведения. Можно представлять себя участников популярного ток-шоу или ведущим, которые стремятся «вдолбить» оппонентам свою «правду».
  • Люди по-разному воспринимают информацию – кому-то лучше увидеть, кому-то услышать, а для кого-то, если не потрогаешь, освоить материал не удастся.

Облегчить для себя процесс запоминания можно с помощью необходимых образов:

  1. аудиалы записывают материал на диктофон и многократно его прослушивают;
  2. визуалы – делают иллюстрации определениям – иногда в комическо-шаржевой форме;
  3. кинестетики – записывают особо важные сведения на бумаге и близко подносят ее к глазам, чтобы быстро выучить.
  • Этот интересный метод называется словесной экзекуцией. Текст, необходимый для запоминания, перечитывают и переписывают – выписывая только первую букву.

Получается своеобразный конспект или однобуквенный план. Сначала для воспроизведения информации придется пользоваться основным конспектом, но затем она будет всплывать при взгляде на буквы, а потом от записей можно будет совсем отказаться.

  • Нельзя освоить новые знания наскоком, выучить все за один раз. Необходимо делать во время занятий небольшие перерывы, во время которых буду проводиться активные действия. Можно делать что угодно – петь, танцевать, выполнить несколько спортивных упражнений, побегать, пройтись по улице. Достаточно перерыва в 15 минут, чтобы улучшить умственную деятельность и ускорить мозговое кровоснабжение.
  • Есть еще один эффективный способ запомнить информацию, к которому не все относятся серьезно – учиться во сне. Метод не заключается в том, чтобы под подушку положить книгу или уснуть перед компьютером, на экран которого выведены нужные сведения.

Сначала материал нужно прочитать – желательно ни один раз – затем наговорить на диктофон. А затем запись включают тихо – так, чтобы она не мешала спать. Желательно, чтобы запись повторялась несколько раз.

Можно в это не верить, но так удается запомнить даже те сведения, с которыми во время бодрствования справиться не удалось.

  • Зубрежка – подходит не всем, и материал усваивается на короткий срок;
  • Пересказ – эффективно, но в одиночку справиться с этим способом трудно;
  • Конспекты – эффективно, отличный способ систематизировать информацию и составить план, способствует запоминанию;
  • Повторение в уме – доступно только при хорошей памяти;
  • Игра – запоминание с помощью образов;
  • География – воссоздания информации с помощью определенного места и времени.

Среди этих методик всегда найдется та, которая поможет пройти на более высокий уровень знаний.

Никогда нельзя заранее бояться объема, который необходимо освоить, и отказываться от испытания из-за неуверенности в собственных силах.

Все заданные требования рассчитаны на среднего профессионала – если кто-то уже сдал экзамены, значит, есть возможность повторить «подвиг». Чем больше уверенности в себе – тем легче справиться с поставленной задачей.

Понравилась
статья?

Вам понравилась статья?

Рейтинг из

ДаНет

Спасибо за голос

mjusli.ru