Мозга музыка – музыка для мозга – cкачать mp3 бесплатно, быстрый поиск музыки, прослушать музыку бесплатно, лучшие песни

Музыка и мозг человека

Знания о выгодах и уникальных шансах, которые дает музыка растущему ребенку,  побуждают также думать о ней прагматически, измерять ее мерой утилитарности, а не только высокой духовности. Исследования человеческого мозга и его взаимодействия с музыкой находятся на самом передовом крае науки!  

§ 1 Музыка и мозг

Музыка продлевает молодость мозга! Ученые-нейрофизиологи удивили всех выводом, что по скорости реакций мозг пожилых музыкантов не только превосходит мозг их ровесников, но и сравним с реакциями молодых людей, которые только начинают заниматься музыкой. 

Музыка может спасти жизнь! Уникальная история юного пианиста-виртуоза Николая Мирошниченко, родившегося с двумя инсультами, чтобы умереть — фантастический тому пример. Мальчик не мог поднять даже один палец, когда начинал заниматься музыкой. Сейчас он — виртуоз, играющий с оркестром, при этом не может запомнить таблицу умножения! Это резервы мозга и музыки, о которых мы даже не догадывались.

Изучение нейрологического воздействия музыкальных тонов созвучий показало, что мозг способен изменять длину и активность мозговых волн, реагируя на темп и характер музыки. Например, при прослушивании музыки в медленном темпе мозг переходит к функционированию в режиме альфа-волн (состояние легкого расслабления).

Во время комплексных исследований ученые сканировали головной мозг людей, испытывавших блаженство и удовольствия от прослушивания музыки. При этом было выявлено, что музыка активизирует те же центры удовольствия, которые задействованы при переживании эмоционального и духовного подъема, радостного энтузиазма, любви. 

Давно доказано, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга, обеспечивая развитие сенсорных систем (слышу-вижу-ощущаю), познавательных, мотивационных; систем, ответственных за движение, память. Например, музыкальное обучение пению по релятивной системе З. Кодаи повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. 

В головном мозге человека нет специализированного центра, ответственного за восприятие музыки. В переработке музыкальной информации участвуют височные, лобные доли мозга, подкорковые структуры и другие многочисленные области, обычно задействованные в разных формах мозговой деятельности. В том числе, и те, которые отвечают за понимание речи, математические вычисления, пространственные ощущения и т.д. Размер активности этих зон зависит от личного музыкального опыта человека. Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией сразу нескольких зон за пределами чисто слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный, эмоциональный, пространственный, двигательный, речевой опыт человека! 

Современные ученые в области нейробиологии высказали предположение, что каждый ребенок на Земле рождается с предустановленными программами для восприятия речи и языков, что позволяет любому здоровому ребенку с легкостью освоить родной язык. Похоже, и для восприятия музыки такая «предустановленная» программа тоже есть! Возможность увидеть внутриутробное развитие человека подтвердила, что еще до появления на свет младенец реагирует на музыку, особенно на пение матери. Груднички 2-3 месяцев  узнают знакомую мелодию, они реагируют на музыку всем телом, «ловят» ее даже ртом. При этом счастливо улыбаются или плачут, подтверждая способность понимать музыку без всякого научения и слов! 

Наблюдательным музыкальным руководителям  известно из собственной практики, что маленькие дети легко различают контрастные выразительные средства, такие как «громко-тихо», «весело-грустно», «высоко-низко», «быстро-медленно», могут на них избирательно реагировать. Конечно, это понимание во многом основывается на имеющемся речевом и бытовом опыте ребенка, но синестезия всех видов опытов в музыкальном восприятии поражает воображение педагогов.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую основу и опосредовано функциональной организацией мозга.

«Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, значит, активен весь человек» (Weinberger 1998, p. 38). Музыкальное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звуки, и образует новые связи между ними. Площадь активных зон у профессионального музыканта на 25% больше, чем у обычного человека.

В завершении статьи этот известный на весь мир ученый пишет: «Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем». Именно поэтому творческое обучение посредством музыки нам кажется сегодня такой же актуальной задачей, как и обучение музыке как таковой. (Weinberger 1998, p. 41). 

Так для чего же все-таки мозг человека так великолепно приспособлен к восприятию музыки? Разве могла природа создать Музыку (сложнейший метаязык), дать людям всей Земли универсальные способности для ее понимания – и все  только для того, чтобы неграмотные педагоги и несведущие управленцы использовали музыкальное воспитание для украшательства и достижения своих амбиций?! 

Когда-то  К. Орф сказал, что ежедневные музыкальные занятия необходимы для развития хорошего человека... Надо навсегда оставить украшательские представления о роли музыки и музыкального воспитания. Музыкальные способности – часть биологического наследия человека, и они должны быть использованы  в системе образования по прямому назначению: служить развитию ребенка.

 

 

www.orff.ru

откройте для себя силу музыки

Музыка окружает нас. Мы – музыкальные существа. Музыка делает нас счастливыми, даёт нам уверенность, она волнует нас и заставляет нас плакать. Всегда найдется подходящий момент, чтобы послушать музыку. Некоторые делают музыку своим образом жизни и профессией. Трудно встретить такого человека, которому бы не нравился ни один вид музыки. Но почему музыка так важна для нас? Какой силой обладает музыка для мозга?

Музыка для мозга

Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для людей. Музыка включает эмоциональное, духовное, социальное начало и другие составляющие. Рекламная индустрия умело манипулирует нашим восприятием тех или иных продуктов лишь с помощью музыки. Киноискусство тоже не остается в стороне, играя с нашим эмоциональным состоянием с помощью музыки. И действительно, музыка способна моделировать наше настроение. Однако, это далеко не всё.

Есть люди, которые видят цвета, чувствуют вкусы или запахи, связанные с музыкой. Это явление известно как синестезия. Также бывают случаи, когда мы не можем выкинуть какую-то песню из головы. Что же есть особенного в музыке, из-за чего она нам так нравится? Как она влияет на нас? В этой статье мы расскажем вам об этом.

Нейропсихологический тест CogniFit на депрессию

Что такое «Brain Music», или музыка для мозга?

Отдел науки и техники департамента внутренней безопасности США провёл исследование под названием «Brain Music» (музыка для мозга).

Цель данного исследования состояла в том, чтобы помочь людям, работающим в сферах, связанных с чрезвычайными ситуациями и первой помощью. Исследование было направлено на снижение уровня трудового стресса этих людей и повышение производительности до оптимального уровня с помощью музыки.

Концепция «Музыки для мозга» состоит в использовании частоты, амплитуды и длительности музыкальных звуков с целью изменить состояние мозга человека от тревожного к более спокойному. Эта музыка создаётся из наших собственных мозговых волн и может помочь в лечении таких проблем, как бессонница, усталость и головные боли, вызванные стрессом.

Ученые трансформировали в музыку зарегистрированные мозговые волны участников исследования. И доказали, что полученные композиции оказались эффективными для расслабления участников или для активации их внимания. Музыкальные композиции, направленные на релаксацию, напоминали по звучанию произведения Шопена, а те, которые позволяли активировать внимание, были похожи на музыку Моцарта.

Музыка для мозга

Воздействие музыки на мозг

1. Музыка активизирует цепи вознаграждений мозга

Слушание успокаивающей и приятной музыки активирует цепи вознаграждений мозга таким же образом, как определённые биологически значимые стимуляторы, согласно этому исследованию.

Цепь вознаграждений формируется различными областями мозга, принадлежащими к лимбической системе, которая отвечает за эмоциональные процессы. В этих областях с участием гормона дофамина запускается ряд химических процессов, которые задействованы в формировании чувств удовольствия.

Эти системы вознаграждения активируются естественным образом за счёт пищи (с высоким содержанием сахара и жиров), а также секса, любви или симпатии. Таким образом, природа гарантирует, что мы будем активно стремиться к удовлетворению этих базовых потребностей, необходимых для выживания человеческого вида. Тем не менее, существуют и другие, искусственные, стимуляторы. Такие как наркотики и азартные игры, которые активизируют те же самые процессы мозга. Эти стимуляторы могут вызывать зависимость, связанную с тем количеством чувства удовольствия, которое они производят.

2. Музыка улучшает память и внимание

По данным исследования Стэнфордского университета, слушание музыки помогает нам предвидеть события и поддерживать концентрацию внимания. Но это очевидно, что мы не можем обобщать все типы музыки. Какая именно музыка является полезной для мозга? В частности, в этом исследовании использовалась нарезка барочной музыки композитора Уильяма Бойса.

3. Музыка снижает уровень стресса

Было подтверждено многочисленными исследованиями, что спокойная музыка, в медленном темпе, с низкой тональностью и без слов, снижает уровень стресса и тревожности в организме. Какая именно музыка является полезной для мозга? По данным исследований, некоторые композиции медитативной музыки значительно снижают уровень кортизола в крови (гормон, который вырабатывается под влиянием стресса). Также музыка может помочь в борьбе с бессонницей.

Помимо прочего, было установлено, что музыка оказывает анальгезирующее и седативное действие на больных, готовящихся к операции. Это может быть связано со способностью музыки моделировать настроение или отвлекать нас.

4. Музыка влияет на наше настроение и эмоции

Согласно исследованиям, слушание классической музыки или музыки в стиле нью-эйдж уменьшает усталость, печаль и напряжение.

Кроме того, было установлено, что музыка, вне зависимости от стиля, который мы предпочитаем, способствует поддержанию позитивного настроения. Исключение составляет музыка в стиле Grunge рок. Этот стиль музыки провоцировал повышение уровня враждебности и напряжённости, а также снижение уровней расслабления, бодрости и ясности ума.

Типом музыки, который имел наиболее благоприятное воздействие на слушателей, была  «Музыка дизайнера». Этот тип музыки для мозга имеет отношение к тем типам, которые непосредственно предназначены для воздействия на слушателя. В исследовании использовалась композиция «Speed of Balance» с целью облегчить психическое и эмоциональное равновесие участников и дать им возможность испытать более ясные и положительные эмоции. В результате, у всех участников повысились способности расслабления и поддержания бодрости, ясности ума, снизилась враждебность, напряжение, усталость и печаль.

По данным этого исследования, когда прослушивается неприятная музыка, активируется область мозга, связанная с чувством конфликта и эмоциональной боли.

Музыка влияет на настроение и эмоции

5. Музыка меняет наше визуальное восприятие

Согласно исследованиям, проведённым в Университете Гронингена, музыка меняет наше мировосприятие. Как музыка влияет на наш мозг? Если человек слушает грустную музыку, более вероятно, что он будет идентифицировать выражения лиц других людей, как грустные. И наоборот, если вы слушаете радостную музыку, вы увидите и других людей с выражением радости на лице.

Таким образом, музыка влияет не только на наше настроение, но и на то, как мы воспринимаем окружающий мир.

6. Музыка стимулирует когнитивные функции

По данным этого исследования, слушание концерта «Весна» Вивальди из сборника «Времена года» повышает уровень мозговой активности и стимулирует процессы памяти и внимания.

В противоположность этому, концерт «Осень» показывает более низкие оценки по данным когнитивных тестов.

Кроме того, концерт «Весна» в значительной степени активирует области мозга, отвечающие за эмоциональные процессы. Это может быть связано, в частности, с тем, что этот концерт является наиболее известным, и часто используется в рекламной индустрии, что облегчает выявление чувств.

Как ещё можно простимулировать и развить свои когнитивные функции? Проверьте себя и улучшите свои когнитивные способности с помощью персональной  когнитивной тренировки от CogniFit (“КогниФит”). Начните прямо сейчас!

 

7. Наши музыкальные вкусы говорят о нашей личности

Согласно этому исследованию, наши музыкальные предпочтения зависят от нашей личности. Исследование проводилось среди подростков и дало интересные, хотя и довольно противоречивые результаты. Люди, которые предпочитают тяжёлую музыку (металл, рок …), скорее всего, являются независимыми по натуре или конформистами, могут обладать низкой самооценкой и сомнениями по отношению к самим себе. Эти люди имеют тенденцию быть более конфликтными, им стоит труда выстраивать социальные связи. Люди, которые предпочитают лёгкую музыку, пытаются делать правильные вещи и держать свои эмоции под контролем. Они испытывают трудности в поиске баланса между независимостью и зависимостью по отношению к своим сверстникам. Подростки со смешанными или разнообразными вкусами имеют меньше возрастных проблем, не имеют соответствующего конфликта.

Музыка связана с типом личности

Другое исследование устанавливает связь между музыкой и 5 личностными факторами. По мнению ученых, люди, предпочитающие рок, как правило, не так скрупулезны и более открыты новому опыту. Тем же, кто предпочитает поп, танец или городскую музыку, свойственна экстраверсия, энергичность и приветливость.

Музыка связана с типом личности

По данным этого исследования, связь личности с музыкой может быть обусловлена определёнными потребностями человека. Например, танцевальная музыка и поп-музыка помогает экстравертам удовлетворить свою потребность в общении и приятной компании. В противоположность этому, люди с высоким уровнем открытости к новому опыту ищут в некоммерческой рок-музыке интеллектуальную нетрадиционную стимуляцию. Наиболее открытые и заинтересованные в новых впечатлениях люди будут искать музыку, более далекую от популярной музыкальной культуры.

Источник: Андреа Гарсиа Сердан, психолог Cognifit

 

Psicóloga General Sanitaria y sexóloga. Deseosa de mejorar la calidad de vida de las personas mediante la práctica clínica y la comunicación a través de la red.

This post is also available in: Испанский Немецкий

blog.cognifit.com

Музыка и мозг ≪ Scisne?

Музыка окружает нас повсюду. При звуках мощного оркестрового крещендо на глаза наворачиваются слёзы и по спине бегут мурашки. Музыкальное сопровождение усиливает художественную выразительность фильмов и спектаклей. Рок-музыканты заставляют нас вскакивать на ноги и танцевать, а родители убаюкивают малышей тихими колыбельными песнями.

Любовь к музыке имеет глубокие корни: люди сочиняют и слушают её с тех пор, как зародилась культура. Более 30 тыс. лет назад наши предки уже играли на каменных флейтах и костяных арфах. Похоже, это увлечение имеет врождённую природу. Младенцы поворачиваются к источнику приятных звуков (консонансов) и отворачиваются от неприятных (диссонансов). А когда мы испытываем благоговейный трепет при финальных звуках симфонии, в головном мозге активизируются те же центры удовольствия, что и во время вкусной трапезы, занятий сексом или приёма наркотиков.

Почему же музыка столь значима для человека и имеет над ним такую власть? Окончательных ответов у нейробиологов пока нет. Однако в последние годы начали появляться некоторые данные о том, где и каким образом происходит переработка музыкальной информации. Изучение пациентов с черепно-мозговыми травмами и исследование здоровых людей современными методами нейровизуализации привели учёных к неожиданному выводу: в головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В её переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека. Наше ухо располагает наименьшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3,5 тыс. волосковых клеток, а в глазу — 100 млн. фоторецепторов. Но наши психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т. к. даже кратковременное обучение способно изменить характер переработки мозгом «музыкальных входов».

Музыка в голове

До того как были разработаны современные методы нейровизуализации, исследователи изучали музыкальные способности головного мозга, наблюдая за пациентами (включая знаменитых композиторов) с различными нарушениями его деятельности вследствие травмы или инсульта. Так, в 1933 г. у французского композитора Мориса Равеля появились симптомы локальной мозговой дегенерации — заболевания, сопровождающегося атрофией отдельных участков мозговой ткани. Мыслительные способности композитора не пострадали: он помнил свои старые произведения и хорошо играл гаммы. Но сочинять музыку не мог. Говоря о своей предполагаемой опере «Жанна д'Арк», Равель признавался: «Опера у меня в голове, я слышу её, но никогда не напишу. Всё кончено. Сочинять музыку я больше не в состоянии». Он умер спустя четыре года после неудачной нейрохирургической операции. История его болезни породила среди учёных представление, что головной мозг лишён специализированного центра музыки.

ЗВУКИ И МОЗГ
Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на неё активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры, включая те, которые обычно участвуют в других формах мыслительной деятельности. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.

Достигающие человека звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, «сотрясает» улитку, изменяя давление заполняющей её жидкости.

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определённую частоту колебаний жидкости.

Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (черезталамус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частотытона). Под влиянием опыта первичная слуховая кора может перенастраиваться — в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма).

Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.

Гипотезу подтвердил случай другого известного музыканта. После перенесённого в 1953 г. инсульта русский композитор Виссарион Шебалин оказался парализован и перестал понимать речь, но до самой смерти, последовавшей через 10 лет, сохранил способность к сочинительству. Таким образом, предположение о независимой переработке музыкальной и речевой информации оказалось верным. Впрочем, более поздние исследования внесли коррективы, связанные с двумя общими особенностями музыки и языка: обе психические функции являются средством общения и обладают синтаксисом — набором правил, определяющих надлежащее соединение элементов (нот и слов, соответственно). По мнению Анирудха Патела (AniruddhD. Patel) из Института нейробиологии в Сан-Диего, исследования, проведённые методами нейровизуализации, указывают на то, что правильную конструкцию языкового и музыкального синтаксисов обеспечивает участок фронтальной (лобной) коры, а другие отделы мозга отвечают за переработку связанных с ним компонентов языка и музыки.

Также мы получили полное представление о том, как головной мозг реагирует на музыку. Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет иерархическую организацию. Она состоит из цепочки центров, которые перерабатывают нервные сигналы, направляющиеся из уха в высший отдел слухового анализатора — слуховую кору. Переработка звуков (например, музыкальных тонов) начинается во внутреннем ухе (улитке), сортирующем сложные звуки (издаваемые, например, скрипкой) на составляющие элементарные частоты. Затем по волокнам слухового нерва, настроенным на разную частоту, улитка посылает информацию в виде последовательности нейронных разрядов (импульсов) в головной мозг. В итоге они достигают слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на звуки определённой частоты. Кривые частотной настройки соседних клеток перекрываются, т. е. разрывы между ними отсутствуют, и на поверхности слуховой коры формируется частотная карта звуков.

Реакции головного мозга на музыку гораздо сложнее. Музыка состоит из последовательности нот, и её восприятие зависит от способности мозга улавливать взаимосвязь между звуками. Многие его области участвуют в переработке различных компонентов музыки. Возьмём, например, тон, включающий в себя как частотные составляющие, так и громкость звука. Одно время исследователи считали, что клетки, настроенные на определённую частоту, «услышав» её, всегда реагируют одинаково.

ПЕРЕНАСТРОЙКА МОЗГА



Каждая клетка мозга реагирует на определённую высоту (частоту)звука (а). Когда какой-либо тон приобретает для животного особую значимость, первоначальная настройка клеток изменяется (b). В результате участвует более обширная область мозга (с).

Но в конце 1980-х гг. Томас Маккена (ThomasM. McKenna) и автор настоящей статьи подвергли это представление сомнению. В те годы мы изучали реакции головного мозга на звуковые контуры — комплексы звуков увеличивающейся или уменьшающейся высоты, которые составляют основу любой мелодии. Мы сконструировали мелодии, состоящие из различных контуров, используя пять одинаковых тонов, а затем зарегистрировали реакции одиночных нейронов слуховой коры кошки. Было обнаружено, что реакции клеток (числоразрядов) зависели от положения данного тона в мелодии: нейроны могли разряжаться более интенсивно, если тону предшествовали другие тоны, чем когда он был первым в мелодии. Кроме того, на один и тот же тон клетки реагировали по-разному, в зависимости от того, был ли он частью восходящего контура (в котором высота звуков увеличивалась) или нисходящего. Это указывает на большое значение паттерна мелодии: переработка информации в слуховой системе существенно отличается от простой ретрансляции звуков в телефоне или стереосистеме.

Реакции мозга на музыку зависят также от опыта и подготовленности слушателя. Они могут меняться даже под влиянием кратковременного обучения. Так, например, ещё 10 лет назад учёные считали, что каждая клетка слуховой коры раз и навсегда настроена на определённые характеристики звука. Однако оказалось, что настройка клеток может меняться: некоторые нейроны становятся сверхчувствительными к звукам, привлекающим внимание животных и хранящимся у них в памяти.

В 1990-х гг. Йон Бейкин (Jon S. Bakin), Жан-Марк Идлайн (Jean-MarcEdeline) и я провели опыт, в котором попытались выяснить, изменяется ли у животного базовая организация слуховой коры, когда оно начинает понимать, что какой-то определённый тон для него важен. Вначале мы предлагали морским свинкам множество разнообразных тонов и регистрировали ответы нейронов, чтобы определить, какие из них вызывают максимальные реакции клеток. Затем мы обучали животных воспринимать определённый тон как сигнал, предшествующий болевому раздражению лап слабым электрическим током. Условный рефлекс вырабатывался у морских свинок через несколько минут. После этого мы снова определяли силу нейронных ответов непосредственно после обучения и некоторое время (до двухмесяцев) спустя. Было обнаружено, что настройка нейронов изменилась, сместившись в область частот сигнального тона. Таким образом, мы выяснили, что обучение вызывает перенастройку мозга, в результате которой увеличивается число нейронов, отвечающих максимальными реакциями на поведенчески значимые звуки. Процесс охватывает всю слуховую кору, переиначивая частотную карту так, чтобы переработкой информации о значимых звуках занимались более обширные её участки. Для того чтобы определить, какие звуковые частоты представляют для животного особую важность, достаточно изучить частотную организацию его слуховой коры.

В 1988 г. Рей Долан (Ray Dolan) из Лондонского университетского колледжа провёл аналогичное исследование с людьми: их обучали придавать особую значимость одному из предъявляемых тонов. Было установлено, что это вызывает у испытуемых точно такой же сдвиг частотной настройки нейронов, что и у животных. Долгосрочные эффекты обучения за счёт нейронной перенастройки помогают, к примеру, объяснить, почему мы так быстро распознаём знакомую мелодию в шумной комнате и почему люди, страдающие потерей памяти вследствие болезни Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний, способны вспоминать музыку, которую они запомнили в далёком прошлом.

Музыкально одарённый мозг

Подобно тому, как кратковременное обучение увеличивает число нейронов, реагирующих на звук, длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга развиты чрезмерно.

В 1998 г. Христо Пантев (ChristoPantev) из Мюнстерского университета в Германии показал, что, когда музыканты слушают фортепианную игру, площадь слуховых зон, реагирующих на музыку, у них на 25% больше, чем у немузыкантов. Исследования детей также подтверждают предположение, что ранний музыкальный опыт облегчает «музыкальное» развитие мозга. В 2004 г. Антуан Шахин (AntoineShahin), Ларри Робертс (LarryE. Roberts) и Лорел Трейнор (LaurelJ. Trainor) из Университета Макмастера в Онтарио регистрировали реакции головного мозга 4-5-летних детей на звуки фортепиано, скрипки и чистые тоны. У ребят, в чьих домах постоянно звучала музыка, выявлена более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые были на три года старше, но музыку слушали мало.

ПРИРОЖДЁННЫЕ МУЗЫКАНТЫ
Все люди рождаются музыкантами. Чтобы отыскать музыкально одарённого ребёнка, далеко ходить не надо — достаточно взглянуть на любого малыша. Задолго до того, как он начинает понимать и произносить первые слова, у него возникают отчётливые реакции на музыку. Вот почему многие родители инстинктивно предпочитают общаться со своими детьми с помощью мелодий.
Исследование, проведённое в 1999 г. в Йоркском университете в Торонто, показало, что и белые, и индейские матери напевали одну и ту же песенку в двух ситуациях — в присутствии и в отсутствие своего ребёнка. Затем оба варианты записей проигрывали другим родителям, и те точно определяли, при каких обстоятельствах напевала мать (независимо от того, исполнялась ли песня на их родном или чужом языке).

Откуда же мы знаем, что младенцы понимают музыку, если они даже не умеют разговаривать? Мы определяем это с помощью объективной оценки их поведения. Например, ребёнок сидит на коленях у матери. Слева и справа находятся две колонки, а рядом с ними — ящики из прозрачного пластика. Обычно ящики тёмные, но когда малыш поворачивает голову к одному из них, в нём загорается свет и начинает двигаться игрушечная собачка или обезьянка. Во время эксперимента исследователь, чтобы отвлечь внимание ребёнка от ящиков, манипулирует перед ним различными предметами. Музыкальный стимул (тон и мелодия) появляется из одной колонки. Время от времени экспериментатор нажимает спрятанную кнопку, изменяющую характер стимула. Если малыш замечает разницу в звучании стимула и поворачивает голову к колонке, он получает вознаграждение — вид движущейся игрушки.

Опыты показывают, что младенцы выявляют различия между двумя близкими по звучанию тонами не хуже взрослых. Кроме того, малыши замечают изменения как темпа (скоростьвоспроизведения) музыки, так и ритма и тональности. Кроме того, недавно обнаружили, что 2-6-месячные дети предпочитают созвучия-консонансы диссонансам. Музыкальное образование ребёнка начинается ещё раньше — в материнском чреве.

Как сообщил в 2002 г. Питер Шнейдер (PeterSchneider) из Гейдельбергского университета в Германии, объём слуховой коры у музыкантов на 30% больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них бoльшая площадь мозга вовлечена в управление движениями пальцев, необходимыми для игры на различных инструментах. В 1995 г. Томас Элберт (ThomasElbert) из Констанцского университета (Германия) сообщил, что площадь мозговых зон, получающих сенсорные ходы от указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца левой руки у скрипачей, была значительно больше, чем у немузыкантов (именно эти пальцы и совершают быстрые и сложные движения во время игры на инструменте). С другой стороны, учёные не выявили никакого увеличения площади корковых зон, получающих входы от правой руки, в которой музыкант держит смычок и пальцы которой не совершают особых движений. И, наконец, в 2001 г. было выявлено, что головной мозг трубачей генерирует ответы повышенной амплитуды только на звуки трубы, но не скрипки или фортепиано.

Ода радости или печали?

Исследователи изучают не только переработку мозгом «акустической» составляющей музыки, но и процессы, благодаря которым она эмоционально воздействует на людей. В одной из таких работ было показано, что физические реакции на музыку (в виде мурашек, слёз, смеха и т. д.) возникают у 80% взрослых людей. Согласно данным опроса, проведённого в 1995 г. Яаком Пэнксеппом (JaakPanksepp) из Университета в г. Боулинг-Грин, 70% из нескольких сотен опрошенных сказали, что они наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства».

Этой костяной флейте, найденной во Франции, по меньшей мере 32 тыс. лет: люди сочиняли и исполняли музыку с тех пор, как зародилась культура.

До недавнего времени механизмы таких реакций оставались для учёных загадкой. Однако исследование больной, страдающей двусторонним повреждением височных долей, затронувшим и области слуховой коры, подсказало ответ на мучивший нас вопрос. У пациентки сохранился нормальный интеллект и общая память, не возникает никаких трудностей с языком и речью. Но музыку (будь то старые и прежде хорошо известные ей произведения или же новые, только что прослушанные) она не узнаёт. Девушка не способна различить и две мелодии, какими бы разными они ни были. И тем не менее у неё наблюдаются нормальные эмоциональные реакции на музыку разных жанров, а её способность отождествлять эмоции с настроением музыкального произведения абсолютно адекватна. Мы предположили, что височные доли мозга необходимы для понимания мелодии, но не для возникновения соответствующей эмоциональной реакции, в развитии которой участвуют как подкорковые структуры, так и лобные доли коры.

ТЮЛЕНИ И МУЗЫКА

В 1960 году во время плавания в Японском море наш корабль — малый рыболовецкий тральщик — стоял на рейде метрах в ста от берега одного из островов Малых Курил. Море было удивительно спокойным, а день — солнечным и тихим. Я вышел на палубу и увидел, что на расстоянии нескольких метров, высунув из воды забавные мордочки, на меня внимательно смотрят несколько небольших тюленей. Я спросил боцмана, что их так привлекает.
— Да они музыку слушают!
Действительно, по громкой связи звучала несложная мелодия. Боцман зашёл в рубку и вырубил звук. Зверьки огорчённо завертели головами и уплыли. Но стоило включить музыку, как они вернулись. Я навсегда запомнил их выразительный взгляд, ушки на макушке, усы и то, с каким вниманием они слушали нашу, человеческую музыку. Её я, правда, вспомнить не могу.

С.П. Капица

В 2001 г. Анна Блад (AnneBlood) из Университета Макгилла попыталась выявить области мозга, участвующие в развитии эмоциональных реакций на музыку. В исследовании использовались слабые эмоциональные раздражители, связанные с реакциями людей на консонансы и диссонансы. К созвучиям-консонансам относятся такие музыкальные интервалы или аккорды, для которых характерно простое соотношение частот составляющих их звуков. В качестве примера можно привести до первой октавы (частотой примерно 260 Гц) и соль той же октавы (частотой около 390 Гц). Соотношение тонов составляет 2:3, что при одновременном их воспроизведении порождает приятное для слуха созвучие. Напротив, до первой октавы и соседний до-диез(частотой277 Гц) дают сложное соотношение частот, составляющее 8:9, и при одновременном звучании воспринимаются как неприятный аккорд.

Как реагирует на благозвучные и неблагозвучные сочетания тонов головной мозг? Его изображения, полученные с помощью позитронно-эмиссионной томографии во время прослушивания испытуемыми созвучий-консонансов и диссонансов, показали, что в развитии эмоциональных реакций участвуют различные области. Аккорды-консонансы активизировали орбитофронтальную область коры (часть мозговой системы вознаграждения) правого полушария, а также часть области, расположенной под мозолистым телом. Аккорды-диссонансы вызывали активизацию правой парагиппокампальной извилины. Таким образом, в развитии эмоциональных переживаний, связанных с восприятием музыки, принимают участие две различные системы мозговых структур. Учёные раскрыли ещё одну тайну, связанную с восприятием музыки. Когда они сканировали головной мозг музыкантов, блаженствовавших во время прослушивания мелодий, они обнаружили, что звуки вызывали активизацию ряда тех же самых мозговых систем вознаграждения, которые активизируются и под влиянием вкусной еды, занятий сексом и приёма наркотиков.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано специфической функциональной организацией головного мозга. Учёным совершенно ясно, что различные аспекты переработки музыкальной информации связаны с деятельностью многочисленных мозговых структур, одни из которых обеспечивают восприятие музыки (например, понимание мелодии), а другие опосредуют развитие эмоциональных реакций.

Об авторе:
Норман Уэйнбергер (NormanM. Weinberger) работает на факультете нейробиологии Калифорнийского университета в г. Ирвин. Он основал Центр нейробиологических механизмов обучения и памяти и Компьютерный архив музыкальной и научной информации.

scisne.net

Музыка изменяет мозг!

Во время комплексных исследований, ученые сканировали головной мозг людей, испытывающих блаженство во время прослушивания музыки. Было выявлено, что звуки вызывали активизацию ряда тех же самых мозговых систем вознаграждения, которые активизируются также в состоянии эмоционального и духовного подъема, под влиянием вкусной еды и приема наркотиков, любви и занятий сексом.

Полученные данные указывают на то, что восприятие музыки имеет биологическую природу и опосредовано функциональной организацией головного мозга. Ученые выяснили, что развитие эмоциональных переживаний, при восприятии музыки связано с деятельностью многочисленных мозговых структур, ответственных за различные виды деятельности.

В головном мозге человека нет специализированного центра музыки. В ее переработке участвуют многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, что обычно задействованы в других формах познавательной деятельности. Размеры активных зон варьируют в зависимости от индивидуального опыта и музыкальной подготовки человека.

Ухо человека располагает меньшим количеством сенсорных клеток по сравнению с другими органами чувств: во внутреннем ухе находится всего 3,5 тыс. волосковых клеток, (в глазу, например - 100 млн. фоторецепторов).

Когда мы слушаем музыку, головной мозг реагирует на нее активизацией нескольких областей за пределами слуховой коры. На переработку музыкальной информации оказывает влияние зрительный, осязательный и эмоциональный опыт человека.

Звуки преобразуются структурами наружного и среднего уха в колебания жидкости во внутреннем ухе. Крошечная косточка среднего уха, стремечко, действует на улитку, изменяя давление заполняющей ее жидкости.

В свою очередь, вибрации базилярной мембраны улитки заставляют сенсорные рецепторы уха, волосковые клетки, генерировать электрические сигналы, направляющиеся по слуховому нерву в головной мозг. Каждая волосковая клетка настроена на определенную частоту колебаний жидкости.

Переработка головным мозгом музыки основана на иерархическом и пространственном принципах. Первичная слуховая кора, получающая входы от уха и (через таламус) низших слуховых центров, участвует в начальных процессах восприятия музыки, например, анализе высоты звука (частоты тона).

Психические реакции на музыку отличаются невероятной пластичностью, т. к. даже кратковременное музыкальное обучение способно изменить характер переработки мозгом музыкальной информации. Каждая клетка мозга реагирует на определенную высоту (частоту) звука. Когда какой-либо тон приобретает для человека особую значимость, первоначальная настройка клеток изменяется.

Первичная слуховая кора может перенастраиваться - в ней увеличивается число клеток, обладающих максимальной реактивностью к важным для человека звукам и музыкальным тонам, что влияет на дальнейшую переработку музыкальной информации во вторичных слуховых областях коры и слуховых ассоциативных зонах, где происходит переработка более сложных музыкальных характеристик (гармонии, мелодии и ритма). Когда музыкант играет на инструменте, активность моторной коры, мозжечка и других структур мозга, участвующих в планировании и осуществлении специфических, точно выверенных во времени движений, возрастает.

Слуховая система, как и все прочие сенсорные системы организма, имеет иерархическую организацию. Она состоит из цепочки центров, которые перерабатывают нервные сигналы, направляющиеся из уха в высший отдел слухового анализатора - слуховую кору. Переработка звуков (например, музыкальных тонов) начинается во внутреннем ухе (улитке), сортирующем сложные звуки (издаваемые, например, скрипкой) на составляющие элементарные частоты. Затем по волокнам слухового нерва, настроенным на разную частоту, улитка посылает информацию в виде последовательности нейронных разрядов (импульсов) в головной мозг. В итоге они достигают слуховой коры в височных долях мозга, где каждая клетка реагирует на звуки определенной частоты. Кривые частотной настройки соседних клеток перекрываются, т. е. разрывы между ними отсутствуют, и на поверхности слуховой коры формируется частотная карта звуков.

Музыка состоит из последовательности нот, и ее восприятие зависит от способности мозга улавливать взаимосвязь между звуками. Реакции мозга на музыку зависят также от опыта и подготовленности слушателя. Они могут меняться даже под влиянием кратковременного обучения, которое увеличивает число нейронов, реагирующих на звук.

Длительное обучение усиливает реакции нервных клеток и даже вызывает физические изменения в мозге. Реакции головного мозга профессиональных музыкантов существенно отличаются от реакций немузыкантов, а некоторые области их мозга чрезмерно развиты.

Когда музыканты слушают фортепианную игру, площадь слуховых зон, реагирующих на музыку, у них на 25% больше, чем у немузыкантов. Исследования детей также подтверждают, что ранний музыкальный опыт облегчает "музыкальное" развитие мозга. У детей, в чьих домах постоянно звучала музыка, выявлена более высокая активность слуховых областей мозга, чем у тех, которые музыку слушали мало.

Объем слуховой коры у музыкантов на 30% больше, чем у людей, не имеющих отношения к музыке. Кроме того, у них большая площадь мозга вовлечена в управление движениями пальцев, необходимыми для игры на различных инструментах.

Кроме переработки мозгом "акустической" составляющей музыки, учеными исследуются процессы, благодаря которым она эмоционально воздействует на людей. Физические реакции на музыку (в виде мурашек, слез, смеха, экстаза, и т. д.) возникают у 80% взрослых людей. Согласно данным опросов, 70% из опрошенных сказали, что они наслаждаются музыкой, «потому что она порождает эмоции и чувства».

Исследования последних лет показали, что височные доли мозга необходимы для понимания мелодии, но не для возникновения соответствующей эмоциональной реакции. В переработке музыкальной информации участвуют также подкорковые структуры, лобные доли коры, и другие многочисленные области, рассредоточенные по всему мозгу, в том числе и те, которые обычно задействованы в других формах мозговой деятельности.

osoznanie.org

Как музыка влияет на мозг человека

И это очевидно с давних времен, что музыка очень влияет на людей. Чем мы хотим с вами поделиться, так это исследованиями, которые определили, как музыка влияет на мозг, посредством этих исследований много стало известно об эффектах музыки на функции мозга.
Многие исследования показали, что музыка оказывает сильные эффекты на мозг, и особенно на область памяти. При слушании соответствующей музыки, студентам курсов иностранных языков, было намного легче заучивать слова. И что наиболее важно, что они помнили эти слова в течение продолжительного времени. Это было достигнуто благодаря сопровождению классической музыки. При определенном темпе, а именно 60 ударов в минуту, люди помнили многие моменты, и это один из интересных фактов о эффекте музыки и об эффекте музыки на мозг человека.

Музыка во время обучения и экзаменов.

В одном исследовании результаты были проанализированы относительно преимуществ слушания музыки различных жанров и темпов (классической или джаза). Результаты не отличались, одного типа музыки относительно другого. Однако, когда темп музыки менялся от обучающей к музыке для тестов, то результаты исследований конечно же претерпели неудачу. Оказалось, что информация вспоминается намного лучше, когда играет музыка, которая звучала в процессе обучения и именно в таком же темпе.

Было проведено исследование, для того, чтобы проверить эффект музыки на мозг студентов университетов и колледжей. Это исследование было направлено на определение эффекта прослушивания музыки Моцарта перед тем, как студенты сдавали IQ тест. Среди трех групп, которым ставили простушивать разную музыку: одна группа слушала музыку на расслабление, вторая — ничего не слушала, а у третьей группы слушающей Моцарта, был самый высокий уровень.

Музыка и болезнь мозга.

Пациенты, страдающие болезнью Альцгеймера, тоже привлекались к исследованиям влияния музыки, которые показали, что музыка оказывает благотворное влияние на больных. Слушание музыки вернуло в памяти многие забытые события, воспоминания, которые были совершенно забыты. Больные болезнью Паркинсона также получили положительное слияние от эффекта музыки на мозг. Моторные навыки, заметно, улучшились, когда у некоторых пациентов улучшилась способность ходьбы, в то время, как играла музыка.

Отрицательные эффекты

Как бы то ни было, не все эффекты музыки положительно сказываются на мозге. Некоторые типы музыки могут заставить мозг терять свою симметрию между, правой и левой половинами или полушариями. Мы все испытываем это, когда пытаемся сконцентрироваться на задаче, в то время, как играет громкая или иначе подрывная музыка. Вы можете спросить любого учителя, и он подтвердит, что это может привести к проблеме с обучаемостью и разрушением поведения в детях. А также громкая и подрывная музыка, может уменьшить способности в работе у взрослых.

Типы музыки, которые вызывают эти эффекты на мозг, являются главным образом агрессивными формами музыки, такими как тяжелый рок или рэп. Определенный тип ударников может быть роковым.

Это можно также отнести к такому факту, как слишком частые повторения приводит к чувствам гнева и враждебности. А также к частым сменам эмоций и спонтанной агрессии, переходящей в чувство неуверенности.

Для достижения положительного эффекта музыки на мозг, музыка должна соответствовать определенным признакам. Конечно очень сложно привить культуру слушания определеной музыки, только потому, что она эффективно влияет на наше состояние, поэтому мы и призываем вас, быть внимательнее к тому, что вы слушаете, изучать эмоции возникающие во время прослушивания и после, стараться больше вовлекать свой мозг и делать его более активным, не отвлекающимся и способствовать его активной деятельности с пользой для вас и вашего здоровья.

wearethebestfamily.com