Научная статья примеры текстов – пример. Правила и образец оформления научных статей :: SYL.ru

Содержание

Примеры стилей речи. Примеры стилей текста

Каждый раз, когда Вы пишете текст или просто общаетесь с другими людьми, Вы выбираете тот стиль речи, который наиболее актуален для данного момента. Всего существует пять стилей, однако от правильности выбора каждого из них целиком зависит успех Вашего диалога, как с собеседником, так и с читателем. Для читателя стиль Вашего изложения имеет даже большее значение, поскольку при чтении у человека отсутствует невербальная информация о Вас, такая как мимика, жесты, частота дыхания, взгляд и т.д. Итак, сегодня мы с Вами рассмотрим, какие стили текста существуют, какие особенности имеют и, само собой, мы рассмотрим примеры этих стилей.

Пять основных стилей речи

Итак, как уже сказано выше, любой текст, который Вы создаете, может быть отнесен к одному из пяти стилей речи. Вот они:

  • Научный стиль
  • Публицистический стиль
  • Художественный стиль
  • Официально-деловой стиль
  • Разговорный стиль

Обратите внимание: различные виды текста, как правило, относятся к различным стилям, хотя могут описывать один и тот же объект. Давайте рассмотрим на примере. Предположим, Вам нужно написать текст о стиральной машине. Каким образом Вы можете его написать:

  1. Вы пишете обзор с основными характеристиками (научный стиль)
  2. Вы пишете продающий текст (разговорный стиль)
  3. Вы пишете seo-статью для блога (публицистический стиль)
  4. Вы пишете гипнотический текст (художественный стиль)
  5. Вы пишете коммерческое предложение (официально-деловой стиль)

Впрочем, для большей объективности, зацикливатся сегодня на стиральной машине мы не будем, а просто рассмотрим все пять стилей речи с различными примерами.

[direct]
1. Научный стиль речи

Научный стиль характеризуется жесткими требованиями к написанию, которые более подробно описаны в статье «Пример научного текста. Научный стиль: советы и рекомендации». В этой статье пример научного стиля будет более сжатым, но если Вас интересует развернутый вариант, то его можно найти на этой странице.

Научный стиль используется среди ученых, а также в среде образования. Отличительная особенность научного стиля заключается в его объективности и всестороннем подходе к рассматриваемому вопросу. Тезисы, гипотезы, аксиомы, выводы, монотонная окраска и закономерности – вот что характеризует научный стиль.

Пример научного стиля речи

Исходя из результатов эксперимента, можно сделать заключение, что объект имеет мягкую однородную структуру, свободно пропускает свет и может изменять ряд своих параметров при воздействии на него разности потенциалов в диапазоне от 5 до 33 000 В. Исследования также показали, что объект необратимо изменяет свою молекулярную структуру под воздействием температуры свыше 300 К. При механическом воздействии на объект с силой до 1000 Н видимых изменений в структуре не наблюдается.

2. Публицистический стиль речи

В отличие от научного стиля, публицистический стиль более противоречивый и неоднозначный. Главная его особенность: он используется для «промывки мозгов» в СМИ, а, следовательно, изначально необъективен и содержит оценку автора происходящих событий, явлений или объектов. Публицистический стиль широко используется для манипулирования. Рассмотрим на примерах.

Допустим, в деревне Эксперименталово местный житель дядя Ваня провел ряд испытаний нового химического препарата на курице, в результате чего она стала нести золотые яйца. А теперь давайте посмотрим, как эту информацию может донести до нас публицистический стиль:

Пример публицистического стиля речи №1

Невероятное открытие! Житель глухой деревни Эксперименталово изобрел новый препарат, заставляющий куриц нести золотые яйца! Тайна, над которой не одно столетие бились величайшие алхимики мира, наконец, раскрыта нашим соотечественником! Пока от изобретателя никаких комментариев не поступало, он, в данный момент, находится в сильном запое, однако можно однозначно сказать, что открытия таких патриотов, однозначно, стабилизируют экономику нашей страны и укрепят ее позиции на мировой арене как лидера в области добычи золота и производстве золотых изделий на десятки лет вперед.

[direct]

Пример публицистического стиля речи №2

Акт беспрецедентной жестокости и бесчеловечного отношения к животным проявил житель деревни Эксперименталово, который в своих корыстных целях с особым цинизмом использовал несчастных куриц для создания своего «философского камня». Золото было получено, однако это живодера не остановило, и он, как абсолютно аморальный тип, ушел в глубочайший запой, даже не пытаясь помочь бедным созданиям, ставшим жертвой его вопиющих экспериментов. Сложно сказать, чем чревато такое открытие, однако, учитывая тенденции в поведении «ученого», можно сделать вывод, что он явно замышляет захват власти над миром.

3. Художественный стиль речи

Когда Вы переутомлены сухостью научного стиля или двуличностью публицистического, когда Вам хочется вдохнуть легкости чего-то прекрасного, яркого и насыщенного, переполненного образами и незабываемой гаммой эмоциональных оттенков, то к Вам на помощь приходит художественный стиль.

Итак, художественный стиль – это «акварель» для писателя. Для него характерны образы, краски, эмоции и чувственность.

Пример художественного стиля речи

Сидорович плохо спал ночью, то и дело, просыпаясь под раскаты грома и сверкание молний. Это была одна из тех ужасных ночей, когда хочется закутаться под одеяло, высунув нос для притока воздуха, и представлять что ты в шалаше в дикой степи за сотни километров до ближайшего города.

Вдруг откуда ни возьмись Сидоровичу по уху проехалась ладонь спавшей рядом жены:

– Спи уже, путешественник хренов, – простонала она, сонно причмокивая языком.

Сидорович обиженно отвернулся, надувшись. Он думал о Тайге…

[direct]
4. Официально-деловой стиль речи

Официально-деловой стиль – это стиль всех деловых документов: писем, жалоб, заявлений, нормативных актов и так далее. Как и для научного стиля, для него характерны жесткие правила, подробнее о которых можно прочитать в статье «Официально-деловой стиль. Примеры и принципы создания деловых текстов».

Основные характеристики делового стиля – это точность, педантичность к деталям, императивность. Этот стиль делает главный акцент на передачи информации, не допускает двойственности толкований и, в отличие от научного стиля, может содержать местоимения первого и второго лица.

Пример делового стиля речи

Я, Иванов Иван Иванович, выражаю свои искреннюю благодарность сотрудникам компании ООО «Пример», в частности, Сидорову С.С. и Пупкову В.В. за высокий уровень качества обслуживания и оперативное урегулирование всех спорных моментов прямо на месте и прошу поощрить их в соответствием с условиями коллективного договора ООО «Пример».

5. Разговорный стиль речи

Разговорный стиль наиболее характерен для современного Интернета. С массовым появлением блогов, он стал доминирующим в Сети и оставляет свой отпечаток не только в веб-публицистике, но также в продающих текстах, слоганах и т.д.

Разговорный стиль, по сути, стирает границы между автором и читателем. Для него характерна естественность, раскованность, эмоциональность, своя специфическая лексика и подстройка под получателя информации.

Пример разговорного стиля речи №1

Ёо, чувак! Если ты читаешь этот текст, то врубаешься в тему. Энергия, драйв и скорость – вот что определяет мою жизнь. Я люблю экстрим, люблю острые ощущения, люблю, когда адреналин зашкаливает и сносит башку. Я без этого не могу, чувак, и знаю, что ты меня понимаешь. Мне глубоко по-барабану: скейтборд или паркур, ролики или байк, до тех пор, пока мне есть чему бросить вызов. И это круто!

[direct]

Пример разговорного стиля речи №2

Вы когда нибудь задумывалить о том, что было бы, если бы Земля поменялась местами с Юпитером? Я серьезно! Возникли бы Новые Васюки на его кольцах? Конечно нет! Они же из газа! Неужели вы хоть на минуту купились на такую откровенную чушь? В жизни не поверю! А если бы луна упала в Тихий Океан, на сколько бы поднялся его уровень? Вы, наверное, думаете, что я – редкий зануда, но, если я не задам эти вопросы, то кто?

Выводы

Итак, сегодня мы рассмотрели примеры стилей речи во всем их, пусть не богатом, но разнообразии. Для различных ситуаций оптимальными будут различные направления, но, главное, на что стоит обратить внимание при создании текста – язык Вашей аудитории и удобный для нее стиль. Акцент на этих двух параметрах позволяет Вашим текстам читаться на одном дыхании, а, следовательно, повышает Ваши шансы на успешное выполнение поставленной перед текстом задачи.

shard-copywriting.ru

Научный стиль речи: примеры текстов. Стили речи: художественный, научный, разговорный

В своей речи люди используют все разнообразие стилей речи в зависимости от того, в каком обществе им приходится общаться. Именно поэтому в речи необходимо использовать разные стили.

Что такое стили речи?

Стили речи представляют собой систему языковых способов и средств организации, которые исторически сложились и используются в какой-либо отдельной сфере общения человека, его общественной жизни: сфере словесно-художественного творчества, науки, деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, бытового общения. В связи с этим в русском языке различают следующие стили речи: художественный, научный, разговорный, публицистический и официально-деловой. При этом все стили, кроме разговорного, считаются книжными.

В данной статье рассмотрим все стили речи, при этом особое внимание будет уделено научному стилю, который используется в научных работах, учебных пособиях, выступлениях на конференциях. Научный стиль требует более жестких правил использования, нежели другие, поскольку в нем обязательно использование терминологии, применимой в узкой сфере знаний. Именно поэтому стоит отдельно обратить внимание на научный стиль речи. Примеры текстов помогут подробнее в нем разобраться.

Особенности стилей речи

Появление разнообразия стилей речи обосновывается многообразием содержания речи, а также ее целями общения, то есть коммуникативной направленностью. Именно цели общения обычно диктуют свои правила для выбора стиля в той или иной ситуации.

Каждый из функциональных стилей речи обладает своими типичными чертами, имеет свой лексический круг, а также свою синтаксическую структуру, которые должны реализоваться в определенной степени в каждом из жанров. Таким образом, каждый из стилей имеет ряд своих особенностей. Продемонстрировать помогут все стили речи примеры и краткое описание их особенностей.

Деловой стиль можно определить по профессиональной терминологии, точным определениям применяемых слов и выражений, также благодаря клишированности языковых средств. Например: Я, Миронова Алевтина Владленовна, прошу предоставить мне очередной отпуск.

Главной особенностью публицистического стиля считается его экспрессивность и информативность. Например: Невероятное открытие! Тарас из небольшой деревни Матроскино изобрел препарат, который заставляет куриц нести серебрянные яйца!

Художественный стиль самый богатый на разнообразие всего национального языка, в данном стиле приветствуется использование различных описаний и оборотов для создания яркого и запоминающегося образа. Данный стиль обогащает нашу речь и помогает более глубоко понимать то, о чем написано в художественном произведении, все чувствовать и переживать. Например: Сидя на крыльце своего дома, она заметила, как ко двору начал кто-то приближаться. Она понимала, что это возвращается возлюбленный, которого она ждет уже несколько лет.

Разговорный стиль отличается от всех остальных своей непринужденностью и неподготовленностью. Например: Привет! Представляешь, вчера я ходила на вечеринку и встретила там Пашку. Того самого, о котором я тебе уже весь месяц рассказываю!

Использование просторечных и разговорных слов, лексическая разнородность, упрощенный синтаксис, применение мимики, жестов, эмоциональная оценка происходящего – все эти особенности указывают на разговорный стиль речи.

Научный стиль речи: основные черты

Научный стиль предназначен для сообщения и объяснения результатов научных работ. Несмотря на то что существует множество сфер науки, можно выделить некоторые основные черты, которые применимы к научному стилю в целом:

  • логическая последовательность текста;
  • упорядоченная система связей между всеми частями высказываний;
  • стремление автора к однозначности, точности и лаконичности в выражениях.

Если иметь представление обо всех основных чертах, не составит особого труда написать текст либо определить научный стиль речи. Примеры текстов в данном стиле помогут конкретнее во всем разобраться:

“Начиная с 2009 года, компания NCC осуществляет процессинг карт Visa, Union Card и MasterCard, а также выпускает совмещенные карты Maestro/NCC. А в 2008 году компании присвоили звание Международной платежной системы, что значительно расширило спектр ее услуг”.

«Предоставлять отчет 4 ФСС по ВПТ должен руководитель предприятия либо главный бухгалтер. При несоблюдении сроков подачи отчета на предприятие в лице его директора будет наложен штраф в размере, установленном законодательством».

Подстили научного стиля речи

Как известно, в речи очень редко встречаются стили в их чистом виде. В большинстве случаев происходит их объединение, что и является причиной образования подстилей. К подстилям научного стиля можно отнести:

  • научно-деловой;
  • научно-публицистический;
  • научно-популярный;
  • научно-технический;
  • учебно-научный стиль речи.

Особенности текста научного стиля на уровне лексики

Все основные отличительные особенности, которые присущи именно научному стилю речи, можно разделить на три основные группы: на уровне лексики, синтаксиса и на морфологическом уровне.

На уровне лексики научному стилю присущи следующие особенности:

  • насыщенность терминологией определенной науки;
  • употребление прямых значений слов, без различных метафор и междометий;
  • использование словосочетаний и слов с абстрактным значением: число, свойство, закон; а также использование отглагольных существительных: употребление, переработка, изучение;
  • довольно частное применение слов и словосочетаний, которые указывают на последовательность и связь мыслей: следовательно, наоборот, поэтому, во-первых, прежде всего, сначала.

Все эти лексические особенности помогут определить научный стиль речи. Примеры текстов для наглядного представления научного стиля представлены ниже:

«Гастрит — это воспаление слизистой оболочки стенки желудка. Симптомы гастрита следующие: боли в желудке после приема пищи или натощак, тошнота, поносы, запоры или рвота и др. На основании эндоскопического исследования желудка ставится диагноз».

«Наиболее значимыми хозяйственно-биологическими критериями сортов являются: долговечность, стойкость ко всем условиям произрастания (климату, вредителям и болезням, почве), длительность хранения и транспортабельность».

Морфологические особенности текста научного стиля

На морфологическом уровне следует выделить следующие особенности, которые присущи именно научному стилю речи:

  • использование деепричастий, причастий, а также их оборотов;
  • редкое употребление местоимений «я» и «мы» в работах и глаголов в первой и второй форме единственного числа;
  • использование безличных и неопределенно-личных конструкций в тексте.

Особенности научного текста на синтаксическом уровне

Также и на синтаксическом уровне имеет свои особенности научный стиль речи, предложения данного стиля обладают следующими характеристиками:

  • частое использование ссылок и цитат;
  • отказ от использования восклицательных предложений либо их очень редкое использование;
  • использование графиков, схем, различных формул;
  • употребление сложных предложений с применением союзов для связи явлений в частях предложения.

Примеры текстов научного стиля

Помогут выявить отличительные черты и правильно определить научный стиль речи примеры текстов:

«Проблема воровства требует своевременных адекватных действий со стороны субъекта хозяйствования, а именно – использование дополнительных орудий труда для ликвидации потенциального риска со стороны злоумышленника».

«На основании результатов экспериментов, данные о которых представлены в приложении [2] и отображены на Рис. 3, можно сделать вывод, что на изменение кривой спроса в краткосрочном периоде влияет уровень цен».

Жанры научного стиля

Все научные тексты должны быть оформлены в виде законченных произведений, а их структура должна быть подчинена всем законам жанра.

Все жанры можно разделить на первичные и вторичные, в зависимости от того, кто именно является автором текста. Также в отдельную группы выделяют учебно-научные тексты.

К первичным жанрам можно отнести справочники, журнальные статьи, монографии, учебники, рецензии, доклады, диссертации, научные отчеты, устное выступление на конференции и другие. Данные жанры можно считать первичными, поскольку они были созданы автором впервые.

Вторичными текстами можно считать авторефераты, рефераты, тезисы, различные конспекты, аннотации. Данные работы относятся к вторичным, ведь они составляются на основе уже имеющихся текстов. При подготовке таких текстов часто происходит свертывание информации для сокращения объема всего текста.

К жанрам учебно-научного подстиля следует отнести лекции, семинарские доклады, курсовые работы, реферативные сообщения. Вне зависимости от жанра все основные черты, которые присущи научному стилю в целом, должны быть соблюдены.

Как именно возник научный стиль

Происхождение научного стиля определено развитием областей науки, разных сфер знаний человека. Изначально стиль речи, научный и художественный, были очень близки и схожи. Позже произошло отделение научного от художественного стиля, поскольку в греческом языке начала появляться разного рода научная терминология.

Все большей популярности научный стиль получил в эпоху Возрождения. Именно в тот период все ученые старались представить свои работы как можно точнее, но в сжатой форме, пытались убрать из текста эмоционально-художественные описания, поскольку они противоречили абстрактно-логическому отражению природы.

Однако в тот период возникали конфликты по поводу изложения научного материала различными учеными. Известно, что Кеплер считал работы Галилея чрезмерно художественными, а Декарт считал стиль изложения научных работ Галилея «беллетризованным». Первым образцом научного языка в дальнейшем принято считать изложение Ньютона.

Развитие научного стиля повлияло и на русский язык. Научный стиль речи в России начал свое развитие в начале XVIII века. В этот период переводчики и авторы научных изданий начали создавать свою терминологию. Продолжение развития данного стиля произошло во второй половине XVIII века благодаря работам Ломоносова и его учеников. Окончательное формирование научного стиля России произошло во второй половине XIX века благодаря научным работам великих ученых того времени.

В данной работе были рассмотрены все стили речи. Примеры наглядно проиллюстрировали различия между ними, а детальное описание научного стиля поможет вам с легкостью использовать его в своей речи.

fb.ru

Образец анализа научного текста

Исходный текст:

1) Что же следует понимать под языковой личностью? 2) Каково в самом общем виде содержание этого понятия? 3) В решении этого вопроса надо, очевидно, исходить из понимания современной наукой личности вообще. 4) В психологии личность трактуется как относительно стабильная организация мотивационных предрасположений, которые возникают в процессе деятельности из взаимодействия между биологическими побуждениями и социальным и физическим окружением, условиями. 5) В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида или характерный способ реагирования на жизненные проблемы. 6) В итоге получается, что и по определению, и по сложившейся исследовательской практике при изучении личности и ее описании в психологии в центре внимания исследователей находятся некогнитивные аспекты человека, т. е. его эмоциональные характеристики и воля, а не интеллект и способности. 7) Последние могут, конечно, быть объектом изучения психолога, но как бы сами по себе, в отвлечении от человека, вне личности … 8) Он попадает в поле зрения исследователя личности только в том случае, если речь идет о втором для нее языке … 9) Следовательно, языковая личность начинается по ту сторону обыденного языка, когда в игру ступают интеллектуальные силы, и первый уровень (после нулевого) ее изучения – выявление, установление иерархии смыслов и ценностей в ее картине мира, в ее тезаурусе (из книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность». С. 35–36).

Образец анализа:

Данный фрагмент текста принадлежит научному стилю. В нём реализуется информативная функция языка. Типичным признаком научного стиля речи, отразившимся в тексте, является точность, которая достигается тщательным подбором слов, используемых в прямом значении. Кроме того, употребляется научная терминология и специальная лексика:

личность, языковая личность, картина мира, психология, интеллект, биологические побуждения, мотивационные предрасположения, когнитивный, индивид, тезаурус; общенаучная лексика:понятие, вопрос, наука, исследователь, организация, ценности, аспект, объект, уровень, смысл, способ, практика, процесс, деятельность, иерархия. Использованием терминов, специальных понятий также достигается точность научной речи. В тексте встречаются повторы ключевых слов:личность, языковая личностьи т.д.

Для данной статьи характерна отвлеченность и обобщенность. Примечательно, что даже конкретная лексика здесь выступает для обозначения общих понятий: «личность трактуется…»– имеется в виду личность вообще, а не конкретный человек;«стиль жизни индивида…», т.е. индивид вообще. В обобщенно-отвлеченном значении употребляются и глаголы в форме настоящего времени:«в психологии личность трактуется», «языковая личность начинается»и т.д. Глаголы в настоящем времени преобладают в тексте (следует, трактуется, возникают, получается, находятся, могут, попадает, идет, начинается, вступают). Широко употребляются глаголы несовершенного вида (как более абстрактные). В тексте отсутствуют образные средства языка: эпитеты, метафоры, художественные сравнения. Много отглагольных существительных, оканчивающимися на –ние (-ие), таких каксодержание, решение, понимание, взаимодействие, побуждение, окружение, реагирование, изучение, отвлечение, выявление, установление, описание; они передают объективные процессы и явления, а объективность – это еще один признак научного стиля.

Все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно; выводы вытекают из фактов, излагаемых в тексте. На последовательность развития мысли указывают такие словосочетания, как «в психологии личность трактуется как…», «в повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду…», «в итоге получается…». В конце текста автор делает вывод о специфике понятия «языковая личность». Для того чтобы логически правильно оформить свои мысли, автор использует вводные слова:очевидно, конечно, следовательно, благодаря чему все предложения тесно связаны между собой. Использование сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных также способствует созданию логичности и доказательности научного текста. Например, придаточное определительное (4), придаточное условия (8), обстоятельственное (9), изъяснительное (6) Предложения, осложненные однородными членами (4, 5, 6, 7, 9):между побуждениями и окружением, условиями; и социальным и физическим; стиль или способ; и по определению, и по практике; при изучении и описании; его характеристики и воля; интеллект и способности; смыслов и ценностей; в ее картине мира, в ее тезаурусе. Отвлеченность и обобщенность научной речи достигается использованием безличных и обобщенно-личных конструкций:следует понимать; надо исходить; в итоге получается. Для научного стиля характерно также использование конструкций родительного падежа (словосочетания типа: существительное + существительное в родительном падеже), например,содержание понятия, решение вопроса, понимание личности, организация предрасположений, в процессе деятельности, стиль жизни индивида, способ реагирования, при изучении личности, в центре внимания, объект изучения психолога, объект анализа, поле зрения исследователя личности, по ту сторону языка, уровень изучения, установление иерархии смыслов и ценностей. В тексте предложения имеют прямой порядок слов. Преобладают предложения осложненные, например, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом: «В повседневном понимании, говоря о личности, мы имеем в виду стиль жизни индивида…».

По типу речи текст представляет собой рассуждение. В самом начале автор помещает тезис, а потом его доказывает. Все признаки стиля (логичность, отвлеченность, обобщенность, объективность) отражены в тексте.

studfiles.net

Стиль научной статьи — Молодой ученый

Каждой сфере человеческого общения соответствует свой стиль речи. Есть такой стиль и у науки. Научный стиль делится на три подстиля:

  • Собственно научный, или академический — это наиболее строгий стиль речи. Именно его используют при написании научных статей, диссертаций, монографий, докладов.
  • Научно-популярный, или научно-публицистический — этим стилем пишут для газет, научно-популярных журналов и книг, научных радио- и телепередач.
  • Научно-учебный — он применяется для написания справочной и учебной литературы, учебных пособий.

Рассмотрим, что такой стиль научной статьи и чем он отличается от других стилей?

Научная терминология

Поскольку наука выявляет и описывает современные факты, новые открытия, явления и закономерности, она неизбежно использует определенную терминологию. Существуют как общенаучные термины, используемые в различных областях знаний (эксперимент, гипотеза, реакция, система, структура, прогнозировать и т. п.), так и специальные, закрепленные за определенными научными дисциплинами. Таким образом, в каждой области науки формируется собственное терминологическое поле, которое постоянно расширяется и обогащается. Кроме того, внутри каждой профессиональной или социальной группы — и ученые не исключение — формируется определенный сленг, часто непонятный непосвященным.

В научной статье уместно использовать как общенаучную, так и общепринятую терминологию своей предметной области, избегая при этом жаргонизмов и разговорных конструкций (если, конечно, они не являются предметом исследования).

Жаргонизмы обычно встречаются в разговорном общении. Так, в речи программистов часто проскакивают такие слова, как «админка», «залогиниться», «лагать», от бухгалтеров можно услышать «первичка», «дебеторка», «минуса», «оборотка». Случается, что студенты и молодые ученые переносят эти термины и в научные статьи. Не делайте этого. Во-первых, потому, что одни и те же жаргонизмы могут использоваться в разных группах для обозначения разных понятий, а во-вторых, они могут быть непонятны читателю. У любого сленгового слова есть литературный аналог, который и следует использовать в научной статье (админка — это административная панель; залогиниться — пройти авторизацию; минуса  — «отрицательное сальдо; оборотка — оборотно-сальдовая ведомость и т. п.).

С осторожностью необходимо относиться к специализированным оборотам и терминам, понять которые невозможно без обращения к отраслевому справочнику. Если же без них никак не обойтись, то все такие термины обязательно поясняются в тексте статьи или в сносках. При этом нужно воздержаться от объяснения азбучных истин, не следует раскрывать общеизвестные факты и термины. И наоборот, дать определения новым фактам и закономерностям, узкоспециализированным и спорным терминам, которые могут иметь неоднозначное толкование, а также вводимым в тексте статьи новым понятиям.

Психолого-педагогическая помощь имеет два ведущих направления. Это превенция (предупреждение, профилактика) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация) [1].

Оптимальный объем специфической терминологии колеблется от 15 до 20 % от общего объема статьи.

Форма изложения

Вопрос о том, какую форму изложения допустимо использовать в научной статье, дискуссионный. Но все сходятся в одном: в научных статьях никогда не якают. Ни в коем случае нельзя, например, писать:

Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы…

При этом одни допускают употребление местоимения «мы», другие считают возможным писать в третьем лице («автор считает»), третьи же категорически выступают только за безличную форму, в которой никак не проявляется сам автор («проведенные исследования выявили», «в статье рассматривается»).

На практике можно встретить и такие примеры, когда подразумевается местоимение «мы», но само оно отсутствует: «умственную работоспособность определяли», «по результатам сравнивали». Однако такие конструкции не совсем удачны.

В научной статье нет прямого обращения к читателю, диалога, который часто можно встретить в художественной литературе, все внимание сосредоточено на содержании.

Синтаксические особенности

Специфика научного стиля — преобладание существительных, прилагательных и наречий над глаголами. То есть в научной статье доминируют понятия, а не действия.

При этом глаголы используются в страдательном залоге: вместо «вычисления производит» пишут «вычисление производится», вместо «исследователи установили» — «исследованиями установлено», не «ставит цель», а «цель может быть поставлена». Чаще других в научных работах используются глаголы во вневременном настоящем несовершенного вида: «популяция обитает», «молекула делится», «отмечаются изменения». Используются неопределенно-личные (считают, что…), безличные (как известно,..), определенно-личные (рассмотрим вопрос о…) предложения. Часто вместо глаголов используются отглагольные существительные (заливка — от «заливает», перемотка — от «перематывает», развитие — от «развиваться»).

Исключение, пожалуй, составляют исторические исследования, где используется большое количество глаголов, причем в третьем лице и в прошлом времени.

Для научного стиля не характерны местоимения «вы», «ты», формы 2-го лица, редко употребляются глаголы в форме 1-го лица. Чаще используются местоимения «мы» и формы 3-го лица.

В тексте научной статьи часто можно встретить особые обороты, такие как: думается, на наш взгляд, все это заставляет думать, интересно отметить, согласно.

Точность и ясность изложения

В научной статье в строгой форме следует излагать факты, аргументы и выводы. Должна прослеживаться четкая структура и логичность повествования. Все слова употребляются только в их прямом значении. Неуместны в научной статье метафоры, эпитеты, художественные сравнения, гиперболы и прочие украшения. При этом считается нормой повторение ключевых слов.

Все цитаты и заимствования следует обязательно подкреплять ссылками на первоисточники. Если проведен эксперимент, то ссылаясь на него, необходимо показать конкретные результаты. Если проанализированы какие-то данные — их лучше всего оформить в виде таблицы или диаграммы.

Оригинальные исследования по мелким млекопитающим проведены летом 2008 г. Всего было отработано 2600 ловушко/суток и поймано 432 особи (табл. 3) [2].

Связи и закономерности

Для научных статей характерны тесная логическая связь между отдельными предложениями, последовательность, структурная и смысловая законченность. Все выводы должны вытекать из изложенных фактов.

Лучше всего отражают связи и закономерности сложные, особенно сложноподчиненные предложения.

Организационное благо, или организованность, имеет ключевое значение для развития общества в целом, поскольку смысл создания и развития любого общества состоит в координации деятельности ее членов [3].

В использовании сложных предложений необходимо отыскать золотую середину, конструкции не должны быть ни слишком короткими, ни чересчур длинными. Далее приведен неудачный пример использования слишком коротких, рубленых предложений.

Однако основой художественного смысла произведения является метод порочного стиля руководства колхозом. Это основная проблема в произведении…. Семья Крысловых живет в достатке, однако это благополучие не радует жену Семена. Она живет в ожидании чего-то страшного [4].

Последовательное развитие мысли выражается при помощи таких наречий, как: сначала, прежде всего, далее, затем, потом. С этой целью широко используются вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец, итак, наоборот, следовательно, однако) и союзы (так как, поскольку, поэтому, потому что, чтобы, так). Обратите внимание на слова-связки, обеспечивающие логическую последовательность изложения в следующих фрагментах:

Согласно концепции профессионализма аудиторская деятельность в основном базируется на способности аудитора принимать профессиональные суждения. Исходя из этого, оценка качества аудита — тоже предмет профессионального суждения проверяющего, а критерием качества является соблюдение требований соответствующих правил (стандартов) аудиторской деятельности, в том числе внутрифирменных. Поэтому предлагается методику определения эффективности системы качества аудита сформировать на базе экспертной оценки[5].

Таким образом, судебное почерковедение, сам термин которого был введён Е. Ф. Буринским лишь в 1903 году, достаточно много позаимствовало у графологической теории. Это позволяет предположить, что данная теория в совокупности с каллиграфической экспертизой, приметоописательным и графометрическим методами послужила основой для развития судебного почерковедения[6].

Сравните его со следующим отрывком из дипломной работы, где такая логическая связь отсутствует:

Для многих не секрет, что современный политик сочетает в себе как природный дар, личную харизму, так и элементы политического ритуала, профессиональные технологии. Немаловажную роль в этом процессе (каком процессе? — авт.) отводится возможностям журналистики влиять на большую общность людей, формировать массовое сознание. Политические реалии 90-х годов внесли значительные коррективы в механизмы функционирования российской прессы, коренным образом изменив ее структурные основы.

Выразительность

Значит ли это, что научная статья должна быть скучной и невыразительной? Вовсе нет. Экспрессивность и выразительность научной статьи достигается за счет точности и объективности, а также благодаря следующим элементам:

Примеры, иллюстрации, пояснения

Примеры и иллюстрации не только делают научную статью более наглядной, но и заметно оживляют ее.

В начале XX века немецкими геофизиками Г. Герглотцем и Е. Вихертом была рассмотрена следующая задача: нельзя ли, располагая картиной движения фронтов сейсмических волн по поверхности Земли, порожденных землетрясениями, найти скорость распространения сейсмических волн внутри Земли? Поставленная задача (и подобные им задачи), по сути дела, является задачей определения неизвестной функции (скорости распространения сейсмических волн) из соответствующего дифференциального уравнения по известной частичной информации о решении этого уравнения. Подобные задачи тоже, по своей сути, являются задачами определения неизвестных коэффициентов, входящих в дифференциальное уравнение [7].

Алгоритмы хорошо смотрятся в виде строгих блок-схем, а цифровые данные — в форме таблиц и диаграмм.

Усилители

Для усиления выразительности используются усилительные частицы (лишь, абсолютно, только) и прилагательные в превосходной степени (величайший, труднейший, колоссальный).

Сравнение

Сравнение делает научный текст более доступным, понятным и интересным. Примеры удачных сравнений:

Историки нередко сравнивали владения Строгановых с «государством в государстве» [8].

Сами по себе средние величины и без того абстрактные могут становиться и совсем бессмысленными. Пример тому не только классическая средняя температура по больнице, но и средняя зарплата по городу (тем более по стране) [9].

Один из основателей биологической статистики Геддам <…> рекомендовал применение логарифмической шкалы доз воздействий <…> В принципе, Геддам, конечно, прав — природа любит логарифмирование. Разница между детьми в 1 год и 10 лет — огромна, а между людьми в 60 и 70 она всего лишь существенна, но… Во-первых, не надо забывать, что «спину верблюду ломает последняя соломинка». Во-вторых, поднять 1 или 2 кг — разницы нет, а прибавление 1 кг к спортивному рекорду — труднодостижимая мечта [10]. (там же)

Проблемные вопросы

Проблемные вопросы заменяют в научной статье обращение к читателю, вовлекают его в незримый диалог, не нарушая принципов научного стиля изложения.

Какова была роль Строгановых в основании Чусовского монастыря? [11]

При этом можно считать открытым следующий вопрос: каковы прагмасемантические функции этого жанра и насколько эффективно он эти функции выполняет? [12]

Как в таком случае может быть обеспечено взаимопонимание между ними при работе с инструкцией? [13]

Умение излагать мысли стройно, ясно, лаконично и точно, при этом понятным и доступным языком — признак профессионализма. Добиться этого можно только постоянно работая над текстом, оттачивая формулировки и совершенствуя структуру. Полезно также читать побольше научных текстов и перенимать удачные идеи у их авторов.

[1] Профилактика девиантного поведения детей и подростков / Галич Г. О. (и др.)  //  Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Вып. № 20, 2010. С. 85.

[2] Экологический мониторинг природных ресурсов (mammalia) в зоне строительства Нижегородской  АЭС / Дмитриев А. И. (и др.)  // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 11. № 1 (3), 2009. С. 485.

[3] Андрющенко А. В. Значение организационных договоров в системе гражданского права // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С. 181.

[4] Емельянова Т. Н. Некоторые особенности художественно-публицистических произведений А. Емельянова // Филологические науки. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2015. No 8 (50): в 3‑х ч. Ч. III. C. 81.

[5] Панкова С. В. Мониторинг внутрифирменной системы качества аудита бухгалтерской отчетности // Вестник ОГУ, 2002, № 4. С. 88.

[6] Ковалев П. А. Роль графологической теории в судебном почерковедении // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 74.

[7] Цей Р., Шумафов М. М. Математическое моделирование и обратные задачи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. Вып. № 4, 2008.

[8] Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI–XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. Вып. 402, 2016. С.

[9] Прозоровский В. Б. Статистическая обработка результатов фармакологических исследований // Психофармакология и биологическая наркология. Вып. № 3-4, т. 7, 2007. С. 2092.

[11] Кустова Е. В. Указ. соч. С. 74.

[12] Кудрин Д. П. Инструкция: набор команд или обучение? // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 8 (50): в 3-х ч. Ч. III. C. 109.

moluch.ru

Научный стиль речи: признаки, примеры текстов

Научный стиль представляет собой речь, необходимую для выражения научной деятельности человека. Его цель заключается в передачи сообщения или объяснения материала через повествование или диалог.

Научные тексты имеют ряд особенностей, которые существуют независимо от естественных, гуманитарных или точных наук, жанровых различий. Эти черты определяют его стиль в целом и выделяют среди остальных.

Пример: текст по геометрии не похож на материал по философии.

Научный стиль речи отличается логическим, последовательным изложением, точным выражением, сохранением информации.

Основные черты научного стиля

  • Понятность. Заключается в ясности и доступности изложения.
  • Последовательность. Определяется правильным содержанием текста, разбитого логическими частями.
  • Логичность. Заключается во взаимосвязанном содержании текста, состоящего из логичных блоков.

Научная сфера включает в себя две главные функции: изучение новых знаний и донесение их до слушателей. Функции научного языка передаются в точности информации, способах хранения. Этап изучения и совершения открытия играют самую важную роль в научной сфере, но к изучению новых знаний научный стиль речи относится больше.

Формы стиля

Различают две формы выражения научной речи: устная и письменная.
А Письменная считается основой научной речи. Она помогает надолго зафиксировать материал, неоднократно к нему возвращаться, выступает надежным источником хранения, помогает обнаружить допущенные ошибки, наиболее экономна (скорость восприятия информации зависит от самого человека). Пример экономичности: научный доклад в устной форме длится 30 мин, а его прочтение занимает только 10 мин.

Б Устная форма используется так же часто, как и письменная, но имеет второстепенное значение, потому что текст, прежде всего, составляют, обрабатывают и только потом проговаривают устно.

Способы выражения

Написание научного или другого вида речи подразумевает под собой применение неодинаковых способов изложения информации. Самыми распространенными считаются следующие способы:

  • Исторический. Информация описывается согласно хронологии событий, описываются изменения, произошедшие со временем.
  • Последовательный. Текст содержит структурированный завершенный вид.
  • Концентрированный. Информация сконцентрирована вокруг главной темы, раскрытие которой начинается с общего вопроса и заканчивается конкретным рассмотрением.
  • Дедуктивный. Информация в тексте начинается с общих положений и заканчивается конкретными деталями и изложением фактов.
  • Индуктивный. Информацию располагают согласно конкретным правилам, начинают с конкретных вопросов, постепенно переходя к общему содержанию.

Жанры и разновидности научного стиля речи

Научный стиль речи применяется во многих сферах человеческой деятельности. Он влияет на разнообразие литературного языка, так как техническое развитие человечества способствует появлению большого количества новых терминов и определений. Технические определения пришли в обиход русского языка из журналов, словарей, специальных изданий.

Развитие и массовое применение этого вида повлияло на разновидности научного стиля речи:

  • Научный. Этот стиль предназначен для ученых и узко профильных специалистов. В него входит доклад, статьи, диссертации. Его цель состоит в нахождении, представлении новых знаний или открытий.
  • Научно — популярный. Научно — популярный стиль включает в себя учебные лекции, очерки или статьи. Аудитория этого стиля не обладает специальными знаниями. Он пишется общедоступным языком, имеет художественный окрас. Цель научно — популярного стиля заключается в знакомстве аудитории с научными явлениями, фактами. Использование специальных терминов и цифр минимально.
  • Учебно — научный. Учебно — научные стилевые жанры включают в себя многопрофильные учебные материалы, методички, конспекты, книги необходимые для эффективного изучения предмета. Он адресован студентам и ученикам. Главная цель заключается в обучении новым знаниям и материалам. В учебно — научном стиле используются специальные термины и определения.

Пример: «физика – это наука о простейших и, вместе с тем, наиболее общих законах природы, о материи, её структуре и движении».

Жанры учебно — научной речи: ответы, сообщение, рассуждения, пояснение.

  • Деловой. Деловой подстиль научной речи состоит из технической информации, контрактов, инструкций. Он занимает важное место в этом стиле речи, включает в себя элементы официального стиля. Такие жанры, как отчет о проделанной научной работе или исследовательские материалы. К деловой речи предъявляют ряд требований: уникальные языковые средства, ясное, точное описание, должное хранение материала, соответствие стандартам деловой речи.
  • Информационный. Это аннотация, рефераты, информационные описания.
  • Справочный. Справочные подстили представляют собой справочную информацию: каталоги, энциклопедии, словари.

Жанры и подстили научного стиля выполняют отдельные функции, используются только по назначению. Жанры научного стиля сохраняют языковые средства, содержат его признаки и черты.

Языковые особенности научного стиля

Любая форма и вид речи имеет свои характерные признаки и свойства. Признаки научного стиля:
А Лексические. Лексические признаки научного стиля речи вытекают из использования в тексте специальной терминологии и фразеологии. Лексика применяется в словах, подразумевающих под собой конкретное определение или понятие.

Пример: «Аксиома — это математический термин, а меридиана — географический»

Лексика научного стиля отличается от других видов применением обобщающих слов. Лексика разговорного или экспрессивного жанра, наоборот, не применяется, как и узкоспециализированная терминология.

Язык науки в качестве главного средства выражения подразумевает понятие. Оно помогает обозначить не конкретный предмет, а образ или действие. Понятие показывает содержание терминов, является одним из главных элементов научного стиля.

Пример применения понятий: радиоволны, оптика, кислота.

Часть терминов русского языка появилась из иностранных выражений. Термины читаются условными средствами научной речи и рассматриваются как отдельные элементы русского языка. Согласно статистическим данным, термины заполняют 25% текста, придавая ему конкретный завершенный вид.

Главным правилом их использования является простота и современность. Они должны логически вписываться в текст, быть наиболее близки к международному языку.

Пример общепринятых терминов: макро, микро, био, нео и так далее.
Б Лингвистические. Для этого вида характерна объективность и безэмоциональные средства выражения. Узкоспециализированная сфера общения несет ряд морфологических особенностей. Лингвистические средства научного стиля отличаются от других видов своей отвлеченностью, обобщением в речи, степенью повторений. Для экономичного использования лексических средств, в речи применяют укороченные фразы.

Пример упрощения языковых средств: замена существительного с женского на мужской род, множественного числа на единственное.

Глаголы в научном стиле меняются на существительные. Так нужно для уменьшения их в тексте и улучшения качества материала, потому что использование большого количества глаголов в тексте ведет к лексической потере, делая его абстрактным. Однако, это не мешает содержать ряд глаголов, сохраняющих необходимые сочетания слов, передающих главное лингвистическое значение.

Пример применения глаголов: производится, существовать, продолжать и так далее.

Для придания тексту обобщенного вида используются именные сказуемые в несовершенном виде. Они могут быть в будущем времени. Личные местоимения зависят от самого научного текста, в основном применяются в 3 лице.
В Синтаксические. Синтаксические предложения состоят из сложных местоимений, имеют сложное строение с использованием составного сказуемого. Текст этого вида делится на части: введение, содержание, заключение.
Сложные предложения помогают яснее показать значение слова, связать между собой термины, причины, следствие. Синтаксис научного стиля определяется обобщенным и однородным элементом речи. В тексте используются составные подчиненные предложения, сложные союзы и наречия. Примеры синтаксического предложения можно найти в научных энциклопедиях или учебниках.

Использование словосочетаний помогает объединить части речи. Главным требованием синтаксического текста считается логическое связывание между собой предложений. Они должны быть правильно построены, дополняя друг друга. Такие предложения не имеют главного действующего лица, вопросительная форма отсутствует.

Пример анализа русского научного текста

«Графика — вид изобразительных пространственных (пластических) искусств; связанный с изображением на плоскости: рисунок или отпечаток наносится на лист бумаги, иногда картона; различают станковую и книжную графику».

Тема текста: научное значение графики;

Идея: определение и вид графики;

Стиль: научный;

Жанр: научно-справочный.

Анализ стилистический

  • характеристика текста: фонетико — стилистический;
  • стиль повествовательный, не восклицательный, книжный;
  • текст соответствует нормам литературного произношения;
  • расположение пауз и синтагм соответствует научному стилю речи;
  • предложения построены логически верно и тесно связаны по смыслу между собой;
  • структура текста правильная, последовательная.

Анализ лексическо — семантический

Слова используются однозначные в прямом значении, фразы с применением терминологии.

Без научного стиля речи немыслимы лекции, доклады, школьные уроки и другие выступления, связанные с наукой, передачей точной информации и знаний.

yourspeech.ru