Польская политологическая школа – . — allRefs.net

Политология | Образование в Польше

Политология (или политическая наука) — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. С конца XIX века Политология была выделена из Социологии в отдельную науку .

В рамках системно-управленческого подхода в политологии объектом изучения политологии называются процессы и эффективность политического управления всеми видами технологий и процессов жизнедеятельности в государстве. В качестве логической основы системы политического управления рассматривается идеология. При системно-управленческом подходе в политологии формулируются функции и роли идеологии, политической культуры, гражданского общества (как субъекта и объекта политического управления), разработана система коэффициентов для количественной оценки эффективности политического управления и оценки деятельности политических субъектов.Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти.

Выпускники факультета политологии могут работать в государственных органах власти,  политических партиях, общественных организациях, органах местного самоуправления, научно-исследовательских центрах, в СМИ.

Учебная программа охватывает основы таких дисциплин, как философия, история, логика, этика, экономика, социология, международные отношения.

 

Специальности:

  • безопасность и анализ информации;
  • государственная администрация;
  • государственная безопасность ;
  • европейская интеграция;
  • журналистика и СМИ;
  • лидерство и политический маркетинг;
  • маркетинг и политический консалтинг;
  • международное сотрудничество;
  • международные отношения;
  • политический маркетинг;
  • политология;
  • СМИ, маркетинг и политическая реклама;
  • социология политики;
  • средства массовой информации и ПИАР;
  • управление проектами и фондами Евросоюза;
  • местная общественная политика;
  • системы общественного обеспечения.

www.naukapl.info

Воспитание по-польски: польская школа в Париже

Польская школа в Париже (по-французски École Polonaise Paris) — это учебное заведение, было основано в столице Франции в годы Великой эмиграции, которая была в период с 1831 по 1870 годы. Сейчас польская школа находится под покровительством посольства Польши во Франции.

Великая эмиграция.

Польская школа была образованна в 1842 году с подачи генерала Юзефа Дверницкого (1779-1857) и группы эмигрантов-поляков, которые хотели воспитать своих детей в духе национальных польских традиций и ценностей. Благодаря им, парижская школа стала существенной частью зарубежной польской образовательной системы, которая зародилась в девятнадцатом столетии. По сути, школа появилась из ничего: в начале у нее не было даже своего здания, как не было ни учителей, ни учебников. Были только люди, которые полагали, что образование — это шанс польской нации на выживание. Они полагались на собственный опыт, знания и навыки, а также на достижения Комиссии национального образования (польского учреждения, которое считается первым в истории Европы министерством образования), так как ее традиции по-прежнему были очень сильны.

Большая эмиграция началась после того как было подавление Ноябрьского восстания в 1831 году. Из-за того, что были преследования со стороны царских, властей многим участникам восстания ничего не оставалось, как уехать за границу, главным образом, в Западную Европу. Франция была крупнейшим центром польской диаспоры. Поляки жили обычной жизнью, но поддерживали связь друг с другом, были полны решимости продолжать борьбу, они планировали следующее восстание. Эмиграцию они считали временным состоянием и жили в ожидании, чтобы вернуться в свободную Польшу. Они называли себя wychodźcy [ср. пол. uchodźcy ‘беженцы’ — прим. перев.] — термин, с трудом поддающийся переводу. Польский глагол ‘wychodzić’ означает «уходить» (добровольно), это вовсе не синоним «бежать» или «скрываться». Вот как объяснял значение слова wychodźcy публицист Генрик Накваский:

«Слово ‘wychodziec’, пускай довольно необычное, кажется самым подходящим для нас. ‘Emigrant’ (‘эмигрант’) — термин иностранный. ‘Tułacz’ (пол. ‘скиталец’) говорят о ком-то, кто не может найти свое место в жизни, у этого слова постыдные коннотации. ‘Pielgrzym’ (пол. ‘паломник’) предполагает скорее религиозные, нежели политические цели. А мы покинули страну добровольно, потому что не хотим быть под игом Москвы».

Сохранить идентичность и ценности.

Несмотря на то, что между ними были политические разногласия, поляки-эмигранты хотели поддерживать польские национальные традиции, а идея свободной Польши сплотила их, когда речь зашла об образовании. Эмигранты начали создавать учебные заведения для своих детей. Первые такие учебные заведения во Франции начали появляться в Нанси и Орлеане. Поскольку пребывание поляков во Франции затянулось, они образовали польскую школу и в Париже, так как их дети, рожденные на чужой земле, росли, и им требовалось образование.

Кроме Юзефа Дверницкого в создании и поддержке школы в первые годы ее существования принимали участие многие известные люди, в том числе писатели, журналисты, военные и ученые.

Целое поколение учились в школах, которые были созданы Комиссией национального образования. В юности они получали знания, принесенные эпохой Просвещения, и использовали их на благо своей страны. Они очень хорошо ориентировались в европейской политике, знали иностранные языки, были открыты новым идеям и были страстными патриотами. Они очень хорошо владели польским языком, читали польскую литературу, уважали закон и понимали, как он работает на родине и за границей. Они принадлежали к прогрессивной части общества, прекрасно понимая, в каком положении оказалась их страна, осознавали ее потребности и готовы были служить ей. Они знали, что любить родину означает серьезно трудиться ради нее и быть готовым в любой момент встать на ее защиту. Одним из представителей этого поколения был профессор Виленского университета Иоахим Лелевель (1786-1861).

Среди учителей, причастных к деятельности польской школы в Париже, были и те, кому выпало жить в Польше после разделов, но у родителей и польских учителей, которые получили образование в эпоху Комиссии национального образования, получилось заложить в них патриотизм. Это было поколение молодых людей, готовых бороться за независимость своей страны. До Великой эмиграции они состояли в тайных молодежных обществах, принимали участие в восстаниях, а уехав из Польши, активно участвовали в различных польских патриотических начинаниях, включая создание польской школы в Париже. Из их числа были Северин Галензовский (1801-1878), врач и выпускник Виленского университета, а также Генрик Накваский (1800-1876), выпускник Варшавского университета, публицист и поборник идеи передачи земли польским крепостным. Накваский часто публично говорил о патриотическом долге эмигрантов. Кроме этого, он был ярым поклонником творчества Адама Мицкевича. Нужно упомянуть, что и сам Мицкевич в 1850-е был связан с польской школой в Париже: ее посещали четверо его сыновей, Владислав, Ян, Юзеф и Александр, а сам поэт был вице-президентом школьного совета. Мицкевич произносил речи на школьных мероприятиях и благодарил Францию за то, что та приютила поляков в изгнании. Кроме этого, он пытался найти для школы финансы.

Новое поколение поляков.

Вначале польская школа находилась в Шатийон-су-Баньё, в то время маленьком городе около Парижа. В 1843 и 1844 годах штаб-квартира школы была в Латинском квартале, а с 1844 года — в районе Батиньоль.

Своей ключевой задачей создатели школы считали воспитание молодежи в национальном польском духе. Уроки велись на польском языке, а ученики изучали культуру своей родины. Большое внимание уделяли польским традициям: в школе каждый год праздновали польские религиозные праздники и отмечали важные национальные даты, отдавая дань достижениям великих поляков, в частности, короля Яна третьего Собеского, Тадеуша Костюшко и участников Ноябрьского восстания. Школа поощряла гармоничное развитие детей, следила за их физическим, нравственным, а также интеллектуальным воспитанием, что достигалось благодаря правильной организации и четкому режиму: у учеников было время для того чтобы учиться, отдыхать и заниматься спортом.

Физическое здоровье и внешний вид считали важным аспектом при воспитании детей. Ученики занимались гимнастикой и плаванием, они должны были следить за своей внешностью, поддерживать в чистоте одежду и личные вещи в порядке, кушать правильную пищу и отдыхать после учебы. Ученики школы носили форму, в которой были типично польские элементы и отличавшую их от французских школьников.

Учебный план включал в себя изучение польского языка, литературы, истории, а также географии. По плану организаторов, ученики должны были получить достойное общее образование, поэтому в школе преподавались точные науки и военное искусство. Кроме этого, дети учили обязательно французский язык. Это оказалось необходимостью, так как из-за затянувшейся эмиграции руководство школы было вынуждено подписать официальное соглашение с представителями французской системы образования, для того чтобы у польских учеников была возможность в будущем продолжить учебу во французских образовательных учреждениях.

В первый год существования школы ее посещали всего девятнадцать учеников. С каждым годом их число росло: в 1850-1860 годы их было более двухсот, а после 1860 —уже практически триста. К 1908 году польскую школу в Париже окончили 1658 учеников.

Польская школа в Париже была символом Польши и пристанищем для польских традиций и культуры. Именно тут дети эмигрантов изучали язык, историю и географию страны, которую им еще не довелось видеть своими глазами. По-сути парижская школа была для них Маленькой Польшей.

Поделиться ссылкой:

studentportal.pl

Школы Польши – Мир образования

Среднее образование в Польше одно из лучших в восточной Европе. Среднее образование в Польше длится 12 лет. Мы предлагаем возможность обучения в лицеях польше, в том числе и в лицеях с международным стандартом образования International Baccalaureate для детей от 6 до 18-ти лет.

Особенностью получения International Baccalaureate в Польше является цена. Студент учится по IB программе, но с учетом более низкого прожиточного минимума обучение в Польше становится более доступным. Обладая дипломом выпускники лицея имеют реальную возможность поступить в наиболее престижные ВУЗы мира.

Школы-партнеры:

Международная школа в Гданьске

Среднее образование в польских школах.

Начальная школа

Обучение в начальной школе начинается с 6 лет. Первый год обучения, так называемый нулевой класс, призван лишь подготовить детей к основному обучению.
с первого по третий класс дети занимаются в форме интегрированного обучения. Четкое разделение на предметы в этот период отсутствует. Занятия проводит один учитель, только такие предметы, как иностранный язык, музыка и физкультура иногда проводятся учителями-специалистами.
С четвертого по шестой – обучение, которое проводится учителями-специалистами. Роль классного руководителя исполняет один из  учителей. На данном этапе изучаются такие дисциплины, как польский язык, история и общество, природоведение, иностранный язык (чаще всего английский), музыка, математика, информатика, технические занятия, физкультура, изобразительное искусство, религия и этика (посещается по желанию родителей).
Система оценок в польской школе начинается с четвертого класса начальной школы. Используется 6-бальная система, где 6 – это «отлично», 5 – «очень хорошо», 4- «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 – «допустимо», 1 –  «неудовлетворительно».
Шестой класс заканчивается проверкой знаний учеников, которая проводится в виде письменного тестирования одинакового для всех детей. Результаты обучения в начальной школе проверяются тестами, которые не влияют на итоговые результаты школьного обучения.

Средняя школа. Гимназия

В гимназии получают образование, которое носит общий характер. В этот период ученики обучаются польскому языку, двум иностранным языкам (чаще всего, один из них английский, а второй – немецкий или русский), обществоведению, истории, музыке, географии, изобразительному искусству, биологии, информатике, математике, физике, химии и физкультуре. С 2009 года ввели два новых предмета: технические и артистические занятия.
По желанию родителей ученики могут посещать занятия по религии и этике, а также уроки по подготовке к семейной жизни.

Обучение в польской гимназии продолжается 3 года. Учеба в гимназии обязательно завершается экзаменом, который состоит из 4 частей: языковой, гуманитарной, а также математики и естественных наук. Так, гуманитарная включает в себя вопросы по истории, обществоведению и польскому языку. Языковая часть представлена двумя уровнями: базовым, который обязателен для всех, и расширенным, для тех, кто занимается изучением иностранного языка с первого класса. Естественно-математическая часть включает вопросы по математике, биологии, физике, географии и химии.

Результаты экзаменов, в отличие от тестов по окончании начальной школы, влияют на дальнейшую учебу. Оценки, полученные на этих экзаменах, определяют, будет ли учащийся принят в колледж, лицей или продолжит получение среднего образования в профессионально-техническом училище

Лицеи и техникумы

В Польше (в отличии от России) на последнюю стадию среднего образования затрачивают 3 года.
Эта ступень обучения является необязательной и учащийся может выбрать, как он хочет продолжать обучение.
Самыми распространенными вариантами являются профилированные и общеобразовательные лицеи, однако многие студенты продолжают обучение в четырехгодичных техникумах или 2 года учатся в профессиональной школе и 2 года в общеобразовательном лицее. Таким образом, получать высшее образование в Польше начинают не раньше 19.

Общеобразовательный лицей

Обучение в лицее длится три года, после чего сдается Мaтура. В случае успешной сдачи ученики получают аттестат зрелости.
Учеба в лицеях Польши дает возможность ученикам изучать определенные предметы на более глубоком уровне. Таких предметов можно выбрать несколько – от 0 до 4. Помимо этого, существуют также двуязычные классы, где преподавание некоторых предметов проходит на иностранном языке. После такого обучения ученики могут сдавать двуязычную Матуру.
После окончания лицея выпускники могут продолжить образование в высшем учебном заведении, либо же в послелицейной школе.

Matura (тестирование после окончания лицея)

После окончания лицеев все студенты сдают Матуру – совокупность экзаменов, проверяющих уровень знаний, полученных в средней школе. Результаты этих экзаменов играют ключевую роль при поступлении в польские вузы.
Польский и иностранные языки сдаются устно. На устных экзаменах главный акцент делается на словарном запасе студента и практическом применении грамматических конструкций.
Письменные экзамены состоят из трех обязательных предметов (математики, польского и иностранного языка), а также трех любых дисциплин на выбор.
Сдача Матуры засчитывается, если результат составляет 30% и выше. Студент, желающий продемонстрировать свои глубокие знания по определенной дисциплине, может сдать любой предмет на расширенном уровне. Однако в этом случае студенту придется сдавать экзамен два раза: и базовый, и расширенный.
Экзамен ученики проходят в своих школах, однако среди членов комиссии в обязательном порядке присутствует учитель из другой школы.

Профтехучилище

Эти учебные заведения формируют начальный этап профессиональной подготовки. После сдачи профессионального экзамена при Oкружной экзаменационной комиссии студентам выдается свидетельство об окончании школы или же диплом, который подтверждает их профессиональные качества. Продолжить свое образование студенты могут затем в техникуме либо же в лицее для взрослых, куда они сразу зачисляются на 2-й год обучения.

Техникум (среднее профессиональное образование)

Польские техникумы являются альтернативой лицеям. Однако помимо среднего образования в техникумах ученики получают также профессиональную подготовку.
Выпускникам после успешной сдачи соответствующих экзаменов присваивается квалификация (техник, официант, ассистент, техник и т.п.), выдается диплом и аттестат зрелости.

worldofeducation.ru

Польская школа глазами родителей из России — Учёба.ру

Елизавета Бианки,

филолог

Во сколько лет польские дети идут учиться? Как родители выбирают ту или иную школу, чем они отличаются друг от друга?

Моя дочка Катя, которой сейчас 7 лет, ходит во 2 класс. Мы сюда переехали год назад, специально к школе, то есть в прошлом учебном году польские дети шли в 1 класс в 6 лет. И это очень интересная история, поскольку до этого всю жизнь они ходили с 7 лет, но два года назад приняли закон, по которому в школу начали набирать на год раньше. Вся страна очень взволновалась, стали спорить, говорить, что это очень рано, вопрос вынесли на референдум: наряду с политическими вопросами, поляки решали, со скольких лет брать в школу. В результате вернули обратно 7 лет. Таким образом, шестилеток брали ровно два года, и мы как раз попали в эту волну.

Наш городок Элк, который находится недалеко от границы с Литвой и Калининградской областью, по российским масштабам очень маленький, всего 60 тысяч население, хотя для Польши это довольно большой райцентр. Насколько я знаю, в городе девять начальных школ и попасть, теоретически, можно в любую. Диаметр города — всего 4,5 километра, поэтому даже в самую отдаленную школу придется ехать лишь пару остановок на автобусе или на велосипеде.

Но здесь тоже есть школы, которые считаются более сильными, и те, что послабее. Для того чтобы попасть в слабые школы, вообще ничего не надо, просто записаться — у них постоянно недобор. А там, где желающих слишком много, в приоритете дети, которые живут в микрорайоне, примыкающем к школе, и те, у кого здесь уже учатся старшие братья или сестры, либо работают родители. Всех остальных ставят в лист ожидания.

Внешне школы мало чем отличаются друг от друга — это либо старые немецкие здания (до войны Элк находился на территории Пруссии), либо построенные в советский период, похожие на наши. Но в нашей школе, например, спортзал очень маленький, а в соседней — огромный и очень современный. В выходные туда пускают всех, мы, например, ходим заниматься на скалодром.

в международном рейтинге уровня образования по различным предметам польские дети заняли 4 место по математике

Как устроена система образования? Сколько классов считается обязательным, как происходит переход из одной ступени на другую?

В начальной, точнее, базовой школе дети учатся шесть лет. С 1 по 3 класс у них одна учительница по всем предметам (кроме английского, иноформатики и религии). С 4 по 6 класс начинается разделение. Потом сдаются экзамены, дети переходят в гимназиум, где учатся еще три года — с 7 по 9 класс. После этого они могут получить аттестат и идти в техникум. Там они четыре года получают среднее профессиональное образование, что, в принципе, не мешает потом поступить в университет.

Либо же они идут в лицей, где учатся с 10 по 12 класс. Нам до этого пока далеко, подробностей я не знаю, но, думаю, что те, кто в принципе может себе позволить отправить детей учиться в университет в Краков или Варшаву, конечно, планируют дать им высшее образование. Впрочем, пока такого, чтобы люди за три года начинали готовиться к поступлению с репетиторами, я не слышала.

Здесь вообще ниже уровень тревожности. Например, мы, готовясь в школу, купили все учебники для «нулевки», целый год учились читать и писать. А когда Катя пришла в 1 класс, выяснилось, что кроме нас таких дураков не было. Программа не была рассчитана на тех, кто умеет писать, но, правда, буквы они учили в очень жестком темпе, к ноябрю закончили почти весь алфавит, и тем, кто совсем ничего не знал, было тяжеловато. Хотя, опять же, никакой трагедии из этого не делалось: в итоге все научились писать.

Польское образование считается хорошим? Как родители оценивают уровень?

Я недавно слышала по радио, что в международном рейтинге уровня образования школьников по различным предметам польские дети заняли 4 место по математике. Причем было отмечено, что они сильны именно в области логического мышления, в техническом решении задач. В общем, не так все плохо, родители глобально не обеспокоены.

Бывают, конечно, частные претензии. У нас, например, в прошлом году всем не понравилась учительница английского, дети ничего за год не выучили. А в этом году поменяли, стало лучше. К слову сказать, английский здесь — обязательный предмет с 1 класса, но, честно говоря, знают поляки его ужасно. В последнее время, правда, в кинотеатрах все фильмы идут без дубляжа, как в скандинавских странах (благодаря чему там все так хорошо знают язык). Может быть, здесь тоже это со временем сработает.

Второй иностранный язык начинается в 7 классе. Как правило, это немецкий, но сейчас многие стали учить русский. Интересно, что последние 20 лет русский везде поотменяли, никто его не хотел, а сейчас молодые люди поняли, что связи с Россией очень тесные, язык нужен, и сами стали выбирать его.

здесь учителя с большим энтузиазмом, чем наши, ходят на работу

Как в Польше принято относиться к детям, наказывают ли детей в школе? Как обстоят дела с дисциплиной?

Отношение к детям в Польше очень доброжелательное, их здесь любят, не злятся, когда они бегают или играют. Но понятие дисциплины есть, дети не забитые, не ходят по струнке, хоть и знают, что им далеко не все позволено. Моя дочь, например, ужасно боится опоздать на урок — будет замечание. Когда класс очень сильно кричит, учительница на них ругается. И оценки ставят буквально с самого начала, в том числе и двойки.

Но учительница у нас замечательная, и все ее очень любят. Она совсем молодая, хотя у нее ребенок старше наших (здесь все рано рожают). Она бегает с ними, прыгает, поет, пишет «валентинки», хотя при этом в классе и дисциплина, и успеваемость нормальные.

В школе существует один официальный дополнительный урок для тех, кто пропустил или не понял. Помимо этого, наша учительница ввела дополнительный час «для продвинутых» — для всех, кто хочет знать больше, чем в учебнике. Сначала никто туда ходить не хотел, а в результате записался весь класс.

Вообще мне показалось, что здесь учителя с большим энтузиазмом, чем наши, ходят на работу. Они гораздо менее задерганные, и никто никуда не бежит.

Что тебя больше всего удивило и обрадовало в польской школе?

Мне очень нравятся учебники и в целом то, как строится программа в начальной школе. В 1 классе, например, здесь вообще нет отдельных учебников по разным предметам — а есть один, где польский язык, математика и окружающий мир следуют один за другим, и все объединены одной темой.

Например, если проходят букву «А», то потом будет текст про природное явление на «А». Или проходят цифру 12, значит, по чтению будет рассказ про часы. В польском языке есть буква «Н мягкое», как в слове «конь». Так ребята сначала прочитали про лошадей в учебнике, потом съездили на конюшню, узнали про иппотерапию, которая применяется для реабилитации детишек с ДЦП, и так далее. Очень много места в учебной программе отведено природе, мы то и дело определяем разновидности листьев и ищем в интернете информацию про птиц. Школьники часто ходят в экологический центр на занятия.

А есть ли что-то, к чему сложно привыкнуть?

Уроки религии. В принципе, они не обязательные, ты можешь написать согласие или отказ. Но страна католическая, 99,9 % детей на религию ходят, иначе невозможно подготовиться к первому причастию. Официально школа светская, но она берет на себя функции воскресной, так как при костеле ничего такого нет. Почему так важно пройти первое причастие, я не знаю, но без него тут жить не могут.

Я сначала тоже написала согласие. Во-первых, не хотелось выделяться, тем более, полезно учить язык во всех сферах. Во-вторых, я сама когда-то училась год в Италии, где была религия как предмет, который вел замечательный миссионер, больше обсуждавший с нами жизнь. Я думала, это тоже будет что-то типа урока этики и морали, культуры. Но выяснилось, что два часа в неделю они с учительницей-монашкой вместо поучительных библейских историй зубрят молитвы, а для того, чтобы получить зачет, нужно сдать несколько молитв наизусть.

Меня удивило, что когда мы готовились к Пасхе, на вопрос, что за событие произошло в этот день, моя дочь после года курса религии в школе сказала: «Это день, когда мы красим яйца». Поэтому в этом году я написала отказ, и теперь она вместо религии сидит на продленке, делает уроки. Вообще, церковь здесь занимает огромное место в жизни и оказывает на нее большое влияние: без характеристики из парафии о том, что ты порядочный прихожанин, даже жениться толком не получится. Многие родители ругаются на качество этих уроков, но все ходят.

www.ucheba.ru

Высшая Школа Коммуникации, Политологии И Международных Взаимоотношений- обучение в Польше

При наведении на название специальности отображается оригинальное название на польском языке. За неточности перевода просим прощения, мы работаем над его совершенствованием.

Перечень доступных специальностей может незначительно меняться от года к году. Выбранную специальность в ВУЗах и цену обучения уточняйте у нас, или на сайте университета.

(С) – стационарное, (З) – заочное, (В) – вечернее

Напрям підготовки / спеціальністьБакалавр (Лиценциат)Бакалавр (Инжинер)МагистратураНеделимая магистратура (5 л.у.)АспирантураПоследипломное образование
 (С)(З)(В)(С)(З)(В)(С)(З)(В)(С)(З)(В)(С)(З)(В)(С)(З)(В)
                
Английская филология                 
Испанская филология                 
Русская филология                 
Индология                 
                
Журналистские учебы                 
Педагогика опекунский – реабилитационная                 
Педагогика реабилитации                 
Социальная работа                 
Международные взаимоотношения
                
Сервис пограничного движения
                
Консультирование и профессиональный консалтинг                 
Евро журналистика                 

mojaedukacja.com

4. Образование в Польше в период ее раздела

В 1795 г. Польша была разделена между Россией, Пруссией и Австрией. Южная часть Польши отошла Австрии, северные и западные земли – Пруссии, восточные – России. В 1807 г. Наполеон создал из части польских земель Варшавское княжество. Проблемами образования стала заниматься Палата по образованию, основанная по образцу Комиссии по национальному образованию. По предложению Палаты в 1808 г. был принят закон «Об организации городских и сельских школ», созданный на основе педагогических идей Просвещения. Вся система образования, состоящая из начальных, средних, профессиональных и академических школ, была вместе с тем развитием польских традиций в этой области и учитывала социальную и политическую ситуацию того времени. Палата по образованию пыталась внедрить в польскую систему образования педагогические идеи Западной Европы. Так, один из преподавателей

269

г.Люблина, вернувшись из Швейцарии, опубликовал работу «Заметки об институтах Песталоцци и Фелленберга и о ланкастерском методе».

Венский конгресс 1814-1815 гг. произвел передел Польши. Из большей части Варшавского княжества было образовано Королевство Польское, которое передали царской России. Оно получило собственную Конституцию и некоторые политические права, которые, однако, игнорировались Россией.

Политика завоевателей не оставляла никаких иллюзий для поляков. Все три власти начали вводить свое собственное управление и законодательство на порабощенных территориях. Поляки были постепенно отстранены от общественной жизни; названия Польша и поляки были уничтожены и избегалась любая ссылка на польское содружество наций до его раздела. Одним из инструментов выполнения намерений властей по отношению к порабощенной нации была система образования. Образовательная политика в этих странах не бьша одинаковой, и она зависела от многих факторов. Например, поражения, перенесенные Россией в войне с Турцией в середине XIX в., способствовали расширению влияния полномочий польской системы образования. Опасность краха Австрийской монархии закончилась предоставлением полякам некоторой автономии и в сфере образования. Упорное непримиримое отношение самого польского общества к завоевателям также имело важное значение. Организация двух восстаний (1831, 1863) на территории российской зоны разделенной Польши принесла вместе с их поражением усиление репрессий, также сказавшееся на системе образования. Разнообразие позиций польских политических групп, действовавших в стране и в изгнании, по вопросам обретения независимости, очень часто затрудняло борьбу за польскую школу.

4.1. Образование в Королевстве Польском

В начале раздела Польши российские власти в целом следовали постановлениям Венского Конгресса, согласно которым должно было осуществляться постепенное развитие социальной жизни. Его символом должно было стать успешное развитие образования. Но после поражения ноябрьского восстания 1830 г. начались репрессивные меры. Научные учреждения, в том числе Варшавский университет были закрыты, и началась русификация системы образования. Самым ярким примером ограничения роли образования стала отмена обязательного образования, которая снизила образовательный уровень польского населения.

На всех захваченных территориях система образования утратила национальный характер, что угрожало жизнедеятельности польского

270

общества. В такой ситуации поляки пытались использовать любую возможность, которая помогла бы им сохранить национальный характер польских образовательных учреждений. Такая возможность представилась в Литве, которая была частью Российской Империи. Либерально настроенный царь Александр I, следуя мнению своих советников, в числе которых был принц Адам Чарторыский, провел реформу образовательной системы, в основе которой лежали модели Эдукационной Комиссии. В соответствии с этой реформой было организовано несколько школьных округов, одним из которых был школьный район Вильнюса. Его главным куратором стал Адам Чарторыский; Вильнюсская Академия стала учреждением, в подчинении которого находилась система образования прилегающей территории. Это был достаточно благоприятный период в истории развития и университета, и всей системы образования, которая оставалась под контролем поляков. Университет стал центром научной мысли и местом, где разрабатывались новые направления в литературе. Здесь учились и начинали свою литературную деятельность Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий – наиболее выдающиеся польские поэты романтического периода. Учился в этом Университете Игнац Домейко – инженер, известный как специалист, осуществивший преобразование промышленности в Чили и во многих других странах,.

Следующая попытка реформирования системы польского образования в Королевстве Польском была предпринята в 50-60-х годах XIX в. Поражение России в Крымской Войне и восшествие на .престол царя Александра II привело к некоторому ослаблению курса русификации. Царь дал разрешение на восстановление в правах правительственной Комиссии по религиозным убеждениям и народному просвещению. Возглавил эту Комиссию А.Виелопольский – представитель той части польского общества, которая занимала мирную позицию по отношению к России. По его предложению был представлен и получил одобрение царя в мае 1862 г. Закон о народном образования в Королевстве Польском. Это относится ко времени, когда в Варшаве впервые было объявлено о полном восстановлении прав польского языка во всей польской системе образования. Начальная школа со значительно расширенным учебным планом (программой) была бесплатной, но не обязательной, потому что российские власти не давали на это согласия. Жесткая (подобная полицейской) система контроля была упразднена. Была создана Главная Школа (Университет был закрыт после событий 1831 г.), и она скоро стала центром научной мысли и распространителем позитивистских идей. Многие польские интеллектуалы, получили образование в Главной Школе, которая просуществовала недолго с 1862 г. по 1869 г.

271

Поражение Январского восстания 1864 г. создало условия, при которых реализация школьной реформы стала невозможной, и к тому же начал нарастать процесс русификации польского общества.

Вторая волна репрессий охватила все уровни образования, и она выразилась в полном устранении польского языка, истории, географии и литературы из учебных программ. Уровень начального образования значительно понизился и неграмотность населения стала массовой -83% от общего населения Польши в 1886 г. Закрытый в 1869 г. Польский университет сменил Императорский университет Варшавы, где средством обучения стал русский язык, научный же уровень преподавания был весьма посредственным. Образовательная система особенно подвергалась репрессиям к конце XIX — начале XX вв., когда любое проявление польского духа в школе преследовалось. Такая система образования сохранялась до Первой мировой войны.

Политика русификации в оккупированных польских землях встречала устойчивое сопротивление со стороны поляков. Борьба за польскую школьную систему проводилась различными способами с использованием как разрешенных, так и тайных (подпольных) форм образовательной работы. Наряду с парламентскими действиями, использовались более радикальные способы, вплоть до забастовок.

В российской зоне главным оплотом польского духа был, прежде всего родительский дом, в основном, среди высших сословий, потому что необразованный крестьянин имел довольно неопределенное чувство относительно национальной идентичности. Семья была хранительницей национальных традиций. Польскому языку дети обучались частным образом. Особую роль в сохранении традиций играли женщины, особенно матери, постоянно поддерживающие национальный дух. Так, например, после январского восстания они носили черную одежду и украшения, отражающие национальные символы.

Частные школы, особенно средние, также играли важную роль. Например, в школах для девушек был обязательным точно такой же учебный план, как и в государственных школах, но в то же самое время там была возможность для преподавания запрещенных предметов: польского языка, литературы и истории. Более того, эти школы отличались совершенно другой образовательной атмосферой, далекой от полицейской системы и морального преследования молодежи. Вскоре количество школ увеличилось с 384 в 1903 г. до 1074 (среди них были 247 грамматических школ) в 1913 г.

Наряду с системой частного образования, существовали нелегальные, подпольные школы, включающие все ступени обучения: от началь-

272

ных школ до университетов. Примером подпольного образования высшего уровня был так называемый Летучий университет в Варшаве (1886-1905), в котором многие представители польской науки читали свои лекции. В 1906 г. Университет был преобразован в легальное Общество естественнонаучных дисциплин. Несмотря на то, что нелегальная преподавательская деятельность подвергалась серьезному наказанию, ее быстрое развитие потребовало создания соответствующей организационной структуры. Это стало возможным в результате учреждения Общества нелегального образования (1894-1906), главной целью которого была деятельность по разработке единых программ и форм организации обучения. Только в Варшаве в начальной школе тайно обучалось 2 000 детей, что составляло 50% от учащихся правительственных школ. И 30% подростков обучались в нелегальных средних школах, таким образом нейтрализуя деятельность российских средних школ.

Отсутствие возможности учиться в школе, расположенной близко к дому, привело к некоторым издательским инициативам. Несмотря на строгую цензуру, на книжном рынке появилось много профессиональной литературы. Большим успехом пользовалось руководство по самообразованию «Обучи себя сам», изданное в 1898 г. Будучи написанным на высоком профессиональном уровне, пособие представляло ценный источник знания.

Под влиянием революции 1905 г. в Королевстве Польском борьба за социальные и национальные права также стала более интенсивной. Активное участие в этой борьбе принимала молодежь из средних школ и университетов, требуя восстановления прав в сфере образования, науки и национальной культуры. Забастовки школьников свидетельствовали о том, что польское общество, включая молодое поколение, несмотря на длительный период рабства, было настроено патриотично. Школьные забастовки увенчались определенными завоеваниями в области образования, – такими, как разрешение на частное преподавание и на учреждение культурных, образовательных организаций и обществ.

4.2. Под властью Пруссии

Образовательная политика Пруссии на польских территориях была дифференцированной. В Силезии, Померании и так называемом Востоке Пруссии с самого начала осуществлялась политика онемечивания населения. С другой стороны, в Великой Польше сначала прусаки не показывали своих истинных намерений, оставляя нетронутыми организацию системы образования и учебные планы. Онемечивание поляков резко усилилось в связи с подъемом националистического движения, в

273

Германии после победы над Францией (1871), и объединения Германии под покровительством прусских королей.

В то время главным архитектором образовательной политики был Отто Бисмарк, который постоянно приводил доводы в пользу германизации образования на всех его уровнях. Особым репрессиям подвергался простой народ, обучение которого было превращено в основной инструмент денационализации. Ликвидировались частные школы, ограничивалась деятельность культурно-образовательных организаций, а преподаватели, которые не желали подчиняться обязательным требованиям, увольнялись. Многим заслуженным ученым пришлось эмигрировать за границу в поисках свободы исследовательской деятельности. В связи с тем, что в прусской зоне Польши не было университета, поляки проходили обучение в Германии (чаще всего в Вроцлаве или в Берлине) или в других европейских странах. Следует напомнить, что в первой половине XIX в. немецкие университеты были оплотом либеральных тенденций, которые повлияли на формирование идеологических взглядов молодого поколения поляков.

Борьба за Польскую школьную систему была чрезвычайно трудна в захваченной Пруссией части Польши из-за хорошо организованных механизмов подавления и контроля.

Деятельность в сфере образования в основном происходила на базе легальных организаций, таких как Общество народного образования (1872-1878), а также Общество народных библиотек (с 1880 г.). Небольшая группа польских депутатов оказывала давление на прусский парламент и одновременно информировала европейскую общественность о нарушениях условий Венского Конгресса. Ввиду усиливающегося давления германизации была организована тайная деятельность по самообразованию. Уже в 1860 г. Национальное общество стало инициатором организации кружков по взаимному совершенствованию для польской молодежи в немецких школах грамматики.

К концу столетия польские дети были лишены права молиться на польском (ранее польский язык был полностью удален из школы). Это вызвало открытые протесты со стороны родителей и детей во Вжесне в 1901 г. Вскоре эти протесты охватили Великую Польшу, Силезию, Померанию и территории, которые немцы считали полностью ассимилированными. Протесты продолжались до 1907 г., в некоторых провинциях в них принимали участие до 90% школьников. Многочисленные репрессивные меры, которые обрушились на детей (физическое и психологическое наказание) и родителей (тюремное заключение, штрафы, потеря работы) привели к слому забастовки. Между тем, это имело широкие

274

последствия в Европе, привлекло внимание общественного мнения к нарушению немцами прав поляков.

4.3. Образование в австрийской зоне

История образования в австрийской зоне Польши может быть разделена на два периода: доавтономный (1772-1867) и автономный (1867— 1918). Конец XVIII и первая половина XIX в. были очень неблагоприятными периодами для польской системы образования. Поскольку образование на территории, о которой идет речь, не было охвачено соответствующими реформами Комиссии по национальному образованию (эта территория была вне границ Польского Содружества наций), образование оставалось на низком дидактическом уровне. Императрица Мария Терезия и ее преемники сумели установить контроль над всеми сферами социальной жизни, включая образование.

В 1774 г. на территории всей монархии была проведена реформа начального образования, разработанная аббатом Фелбигером. Она придала школам статус государственных учреждений, и немецкий, как обязательный язык, на котором велось преподавание, стал предвестником широко распространяющейся германизации населения Следующим шагом на пути к подчинению образовательной системы был так называемый Политический Закон для немецкой народной школы (1805), который придавал народным школам типично немецкий характер. Но практические решения не следовали за правовыми предписаниями. Австрия не имела намерений вкладывать инвестиции в эту отдаленную страну, рассматривая ее как временно захваченную территорию. В этом была причина низкого экономического уровня страны и низкого уровня культурной жизни. В начале XIX в. только небольшой процент детей посещал обязательные народные школы. В такой ситуации школа не могла исполнять миссию германизации, но в то же самое время она и не обеспечивала начальное образование для определенных социальных групп. Политика Вены в отношении средних школ оказалась столь же гибельной. Некоторые из них были закрыты. На базе философских курсов во Львове, император Иосиф II основал в 1784 г. университет, который стал не центром научной жизни, а средством германизации. Процесс германизации также охватил и университет в Кракове, восстановленный в 1815 г., когда он стал научным центром Краковской республики, созданной Венским Конгрессом. Содружество наций оживило общество в области образования в течение короткого времени, но это было прежде,

275

чем Галиция получила автономию и новые перспективы для системы образования были открыты.

Галиция сыграла важную роль в развитии польской системы образования. В 60-х годах XIX в. ей вместе с другими странами Габсбургской монархии была предоставлена автономия, в том числе в сферах образования, науки и культуры, столь важных для сохранения национальной идентичности. В соответствии с положениями австрийского школьного Закона 1869 г., школам разрешалось вести преподавание на родном языке. В 1866 г. местный сейм, который был законодательной властью в Галиции, создал Национальный школьный совет и начал работать над совершенствованием системы образования. После долгих дискуссий Сейм в 1873 г. утвердил три закона о школе: «Об учреждении и руководстве общественными народными школами и об обязательности обучения в них»; «О правах преподавателей в общественных народных школах» и «О руководящих органах окружных и районных народных школ». Эти законы создавали юридическую основу для функционирования народных школ, которые получили статус государственных учреждений, дающих возможность всем детям получить бесплатное обязательное образование. Идея народной школы соотносилась с европейской моделью общего образования, дающего базовые знания для дальнейшего образования. Школа должна была иметь национальную письменность, что было определено учебными программами. На практике, однако, условия выполнения школьных законов были в значительной степени ограничены в результате действий, предпринятых консервативными политическими группами, опасающимися радикализации общества и появления в среде молодого поколения атмосферы, одобряющей независимость.

Важным достижением в работе Национального школьного совета была организация семинаров для преподавателей. Эти семинары, несмотря на многочисленные недостатки, создали условия для обучения педагогических кадров, необходимых для работы в начальных польских школах. Работа средних школ основывалась на классической программе, как и в Западной Европе. Их существенное развитие создавало условия для поступления в них молодежи из всех социальных слоев общества, значительный процент составляли сыновья сельских жителей. С другой стороны, Галиция с ее плохо развитой индустриальной инфраструктурой не могла создать благоприятные условия для развития профессионального образования.

Политические привилегии, существовавшие в Галиции, создали возможности для развития научной деятельности, которая была скон-

276

центрирована во Львове и Кракове (университет и Академия образования). В университетах Галиции обучалась молодежь из всех областей Польши. Это давало возможность профессорам из других зон проводить исследовательскую работу. Развитие социальной жизни в Галиции во второй половине XIX в. создавало условия для формирования общества, обладающего высоким чувством национальной идентичности.

Школьная система в Галиции во второй половине XIX в. оказалась более способной выполнять свои образовательные задачи в соответствии с потребностям нации по сравнению с системой образования, существовавшей на польских землях, занятых Россией и Пруссией.

4.4. Национальные характеристики польской педагогической мысли

Борьба за национальную школьную систему шла во всех трех зонах разделенной Польши. В каждой зоне она происходила без достаточной научной и материальной поддержки, но везде отражала стремление польского общества сохранить национальное своеобразие. Особенно ярко в этом плане проявилась деятельность С.Сташица (1755-1826). Он был членом Палаты по образованию, президентом Общества друзей науки в Варшаве и одним из основателей университета в Варшаве. Он был представителем педагогической науки эпохи Просвещения и его деятельность в сфере образования нашла отклик среди буржуазии и зажиточных горожан.

Если в начале XIX в. педагогическая мысль все еще развивалась под влиянием идей эпохи Просвещения, то позже она обратилась к педагогической мысли Западной Европы XIX в., – Песталоцци, Фребеля, Дистервега и Гербарта.

В аннексированной пруссаками части польской территории центром польской педагогической мысли был город Познань, где развивали свою деятельность Естковский (1820-1856), Либельт (1807-1875), Трен-товский (1808-1896). Лидирующую роль среди них, безусловно, занимал Трентовский, труды которого базировались на идеях западной философии и педагогики и были большим достижением польской педагогики в течение многих лет.

Более интенсивное развитие педагогической мысли наблюдалось на территории российской зоны. Несмотря на различные ограничения, активные политики Королевства Польского были неплохо’ знакомы с достижениями западной педагогической мысли. Накануне первой мировой войны в Польше появились переводы трудов Гербарта, Спенсера, Дьюи, Монтессори и Э.Кей. Фактором, стимулирующим развитие педагогиче-

277

ской мысли были позитивистские идеи. Позитивистские взгляды оживили развитие педагогических наук. Главный центр педагогических исследований был в Варшаве, где Я.В. Давид, А.Шицувна, С.Карпович проводили свои исследования и занятия. Самым выдающимся был Давид (1859-1914), последователь Вундта и Эббинхауза, – он проводил исследования различных аспектов детской индивидуальности. Его труд «Интеллект, воля и работоспособность» (Варшава, 1911) входит в разряд наиболее выдающихся достижений польской психологической и педагогической литературы последних лет перед первой мировой войной. Его работа была продолжена А.Шицувной, которая представляла польских педагогов на международных конгрессах.

Развитие психологических и педагогических исследований, хотя и в меньших масштабах, можно наблюдать и на территории Галиции. Здесь, развивалось немецкое направление педагогики гербартизм, который стал официальной педагогической теорией. Галиция была также известным центром историко-педагогических исследований. Ее самым выдающимся представителем был А.Карбовяк. В отличие от педагогики стран Западной Европы польская педагогическая мысль имела национальную окраску. Вопрос о сущности национального образования обсуждался на двух педагогических конгрессах, которые состоялись во Львове в 1894 и 1909 гг. Польский педагог С.Прус-Щепановский (1846-1900) в своих научных работах «Мысли о национальном образовании» и «О польских традициях в образовании» подчеркивал необходимость образования, основанного на традициях польской педагогической культуры.

Накануне первой мировой войны польские педагоги с большим интересом относились к «Новому воспитанию» или «Прогрессивному образованию» как в сфере теории, так и в практике. Идеи нового движения в педагогике Польши распространялись благодаря многочисленным переводам западноевропейской литературы. Польские периодические издания, например «Школьная реформа», «Педагогическое движение и музеи» в Кракове, также как «Новые направления в образовании» играли существенную роль в распространении идей прогрессивной педагогики. Это явилось стимулом для проведения педагогических экспериментов в образовательных центрах, школьных семинарах, реорганизованных грамматических школах, школьных коммунах, и т.д. В то же время шла подготовка проектов образовательной реформы для независимой Польши. Широкомасштабные дискуссии по новой структуре польского образования проводились на конференциях преподавателей из российской и австрийской зон. Основы, которые были тогда заложены, стали отправ-

278

ной точкой в создании образовательной системы в освобожденной и независимой Польше.

studfiles.net

Польская школа плаката: экспансия в “большое” искусство

18 июля ЭЦСИ «Чайная фабрика» в галерейном пространстве Одесского муниципального музея личных коллекций им. А.В.Блещунова (Польская, 19) представит Выставку польского киноплаката 60-70-х гг. из коллекции Б. Спектора.

Спустя полвека едва ли можно случайно узнать, что в середине прошлого века польский плакат имел огромное значение для мирового графического дизайна. Украинский зритель скорее вспомнит о французском плакате 10-20-х гг., несмотря на ряд проведенных выставок польского плаката в Харькове, Днепропетровске, Киеве, Виннице. Нам всем еще предстоит открыть для себя феномен польской школы плаката, поэтому мы попытаемся честно ответить себе на следующий вопрос.

Почему польский плакат – это важно?

Польская школа плаката сформировалась в конце 40-х и пережила свой расцвет в 70-х гг. прошлого века. Впервые это выражение употребил Ян Леница в 1960 году, назвав так свою статью в международном журнале «Грэфис». Уже тогда мировому арт-сообществу было ясно, что польским плакатистам удалось привнести поздний модернизм в сферу утилитарной полиграфической продукции. В 1966 году в Варшаве проходит первая Международная биеннале плаката – масштабная выставка и сопровождавший ее международный научный симпозиум показали выдающиеся достижения польских плакатистов в условиях действующей советской пропаганды и контроля над всеми сферами культурного производства.

Постер первой Международной биеннале плаката в Варшаве, 1966 г.

Известно, что искусство плаката начало развиваться в Польше в 90-х гг. XIX века, главным образом в Кракове. Первые рекламные плакаты были выполнены известными художниками и профессорами Школы изящных искусств – Войцехом Коссаком, Петром Стахевичем, Влодзимежем Тетмайером, Юзефом Мехоффером и др. В 1898 году в Кракове состоялась первая Международная выставка плаката, открытая в Национальном музее Яном Вдовишевским. На ней был показан плакат Станислава Выспянского к пьесе М. Метерлинка «Там внутри». Сегодня можно сказать, что этим событием было ознаменовано рождение модернисткой традиции в истории польского плаката. Молодые плакатисты черпали вдохновение в европейском искусстве, использовали мотивы японской графики и дальневосточной гравюры. Развивалось также направление, связанное с польскими традициями, фольклором, народностью.

Плакат С.Выспяньского к пьесе М.Метерлинка “Там внутри” (“Wnętrze”), 1908 г.

Время до окончания Первой мировой войны, отмеченное заметным упадком плакатного искусства, сменилось зарождением нового культурного центра – Варшавы. Педагогическая деятельность Эдмунда Бартломейчика и Зигмунта Каменского при кафедре архитектуры Варшавской политехники имела большое значение для последующего развития польского плаката. Плакат межвоенного периода подвергался влияниям разных европейских тенденций и технологическим изменениям: стилистика Art Deco, немецкий экспрессионизм, фотомонтаж. Тематика плакатов этих годов была очень разнообразна, но объединяющим их мотивом служила пропаганда нового польского государства – изображались исторические восстания за независимость, национальные герои и политические лозунги. С особым усердием рекламировались польские предприятия, известные курорты, железнодорожное сообщение, сельскохозяйственные продукты и т.п.

Tadeusz Trepkowski, 1948 г. Плакат из коллекции Б.Спектора

Вторая мировая война внесла в искусство плаката радикальные изменения. Плакаты социалистической Польской Республики должны были отражать стремление государства к достижению всеобщего счастья и благосостояния жителей,  мобилизовать рабочий класс на ударный труд, наполнять людей оптимизмом. На фоне пропагандистских плакатов особую нишу занял киноплакат. Плакатисты, поддерживаемые киностудией «Фильм Польский», применили новаторский подход к теме и способу изображения: использовались емкие графические формы в соединении с метафорой, символом или аллегорией. Поскольку большинство из них было художниками, реже – архитекторами, они перенесли свой прежний опыт и творческий поиск новых изобразительных средств в процесс создания киноплаката. Результат был поразительный: образ начал доминировать над информацией; плакат утратил свое утилитарное значение, вышел за рамки прикладного искусства и получил автономию в сфере изобразительного искусства.

Все описанные выше изменения, произошедшие с польским плакатом, определяют термином «Польская школа плаката». Ее расцвет приходится на 1953 – 1965 г., а сформировали ее такие художники, как: Войцех Замечник,  Юзеф Мрощак, Генрик Томашевский, Ян Леница, Роман Цеслевич, Ян Млодоженец, Вальдемар Свежий, Францишек Старовейский. Каждый из них создал свой убедительный стиль, оригинальный язык которого можно было узнать с первого взгляда. В истории мирового графического дизайна не так уж много страниц, имеющих национальность. Польская школа плаката, отмеченная концептуальной целостностью и художественной зрелостью, имела также неудержимую творческую энергию, расширяющую границы плакатного искусства. Изобразительность, изначально тяготевшая к живописным приемам, пришла к дизайнерской знаковости, метафоричности. Требование лапидарности привело к усложнению пластики и цвета, разнообразию фактуры. Акцентирование индивидуального стиля позволило привнести в плакат авторское художественное высказывание, эмоциональный компонент. Для плакатов этих годов характерны вспышки экспрессии, страсти, лирические и камерные образы, откровенный эротизм и мистицизм. Следующее поколение плакатистов, полемизировавшее с «живописностью» предыдущего, создало не менее впечатляющие образцы плакатного искусства в духе поп-арта, неосецессии, сюрреализма, геометрической абстракции, конструктивизма и неоромантизма.

Waldemar Swierzy, 1974 г. Плакат из коллекции Б.Спектора

В 70-80х гг. киноплакат утратил свое значение, отдав пальму первенства театральным афишам. Это время отмечено усложнившимися отношениями между плакатистами и заказчиками в лице государственных структур. С возникновением «Солидарности» распространился запрет на комментирование политических и общественных проблем, создание плакатов приобрело характер формальных поисков. Одновременно с этим произошли значительные изменения в способе производства и функционирования плаката: художественный киноплакат был заменен коммерческой рекламой в американском стиле. Несмотря на меньший спрос, польские художники продолжили создавать авторские плакаты, привнося и интерпретируя в них новые европейские веяния современного искусства. Польские плакатисты остаются авторитетными мастерами на международной дизайнерской арене нового века, принимают активное участие в биеннале плакатов и всевозможных профессиональных конкурсах. Польский плакат – это не мертвое явление, а школа, рождающая все новое и новое поколение плакатистов.

Waldemar Аndrzejewski, 1969 г. Плакат из коллекции Б.Спектора

В экспозиции Выставки польского киноплаката 60-70-х гг. будут представлены работы Andrzej Pagowski, Marek Ploza-Dolinski, Wiktor Gorka, Waldemar Swierzy, Jakub Erol, Wiesław Rosocha, Maria Ihnatowicz, Jan Mlodozeniec, Maciej Zbikowski, Danuta Baginska-Andrejew, Waldemar Аndrzejewski, Andrzej Krajewski, Tadeusz Trepkowski. Это киноафиши к фильмам Кшиштофа Занусси, Андрея Кончаловского, Дино Ризи, Анджея Вайды и др.

Wiktor Gorka, 1967 г. Плакат из коллекции Б.Спектора

Выставка продлится до 1 августа. Музей работает каждый день, кроме среды с 10:30 до 18:00 (касса до 17:30).

По мотивам книги Сергея Серова и Кшиштофа Дыдо “Польская школа плаката” (2007).

Татьяна Зубок

hudcombinat.com