Повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине является отражением – МГТУ, институциональная экономика (контрольная работа) – Экономика – ЭКОНОМИКА – Работы, которые мы выполняем (есть много готовых работ): – std72.ru

Примеры решения задач

1. Являются ли институтом Правила дорожного движения?

Да. Нет.

Ответ. Да,так как они структурируют взаимодействия участников дорожного движения. Иными словами, ПДД – своего рода "правила игры" на дороге.

2. Является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя?

Да. Нет.

Ответ. Нет,так как потребитель, действующий согласно модели полной рациональности, должен ежедневно собирать информацию о цене сигарет интересующего его сорта на рынке в целом и приобретать их в том месте, где они дешевле всего.

3. Выберите из приведенного ниже ряда те институциональные рамки, которые подпадают под определение соглашения:

А. При грозе не находиться вблизи высоких деревьев.

Б. Поведение за столом.

В. Потерявшись в лесу, первым делом сориентироваться на север по мху или другим приметам.

Г. Поведение в общественных местах.

Ответ. Только Б и Г; А и В касаются поведения отдельного индивида, когда его решения не зависят от поведения окружающих. Напротив, следовать Б и Г есть смысл только в том случае, если окружающие тоже выполняют их требования.

4. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену? Да. Нет.

Ответ. Да, так как обычно студент не успевает прочесть весь рекомендованный ему материал, да и степень усвоения того материала, который он все же успевает проработать, далека от совершенной.

5. Являются ли иллюстрацией нормы эмпатии требования, которые обычно предъявляет студентам преподаватель? Да. Нет.

Ответ. Нет,так как преподаватель обычно забывает о том, что он сам когда-то был студентом, что ему тоже нужно было готовиться сразу по всем предметам, что его интересы не ограничивались предметом X в частности и программой обучения вообще...

6. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты"?

А. "Старого" институционализма.

Б. "Новой" институциональной экономики.

В. Неоинституциональной экономики.

Ответ. А. Речь идет о принципе холизма.

7. Представителей какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинару по институциональной экономике: "Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым тоже нужно готовиться"?

А. "Старого" институционализма.

Б. "Новой" институциональной экономики.

В.Неоинституциональной экономики.

Ответ. В. Согласно принципу методологического индивидуализма только сам студент отвечает за организацию своей работы, внешние институциональные факторы вторичны и отражают само отношение студента к учебе.

8. Учитывая исходное распределение между Иваном и Петром шил и мыл, в каком количестве они будут обладать этими предметами в результате обмена?

А. Если операция обмена не связана с издержками.

Б. Если каждая операция обмена связана с потерями, эквивалентными 30 условным единицам полезности.

(в ед.)

Количество Иван Петр
Шило Мыло Шило Мыло
   
   
   
   
 
 

А – в итоге Иван обменяет два шила на два мыла Петра, третий обмен не состоится, ибо он не увеличит полезность ни одного из них.

(в ед.)

Количество Иван Петр
Шило Мыло Шило Мыло
   

Ответ. Б – в итоге Иван обменяет лишь одно шило на одно мыло, второй обмен уже не увеличит полезность ни Ивана, ни Петра – потенциальный выигрыш от него, 30 условных единиц, будет полностью "съеден" издержками обмена.

(в ед.)

Количество Иван Петр
Шило Мыло Шило Мыло
10 (40-30) 10 (40-30)
   
   
   

ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный почасовой план

Тема Количество лекционных часов Количество ча­сов семинар­ских занятий
Теория институтов, в том числе
1. Институциональные рамки неоклассики
2. Норма как базовый элемент институтов
3. Теория игр и моделирование взаимодействий
4. Институт плана и рынка
5. Теорема Коуза и трансакционные издержки
6. Внелегальная экономика
7. Изменение институтов во времени: эволюция и революция
Теория организаций, в том числе
8. Теория контрактов
9. Теория фирмы
10. Анализ организации: прикладные аспекты
11. Теория государства
12. Домашнее хозяйство и другие организационные структуры
Всего

Из форм контроля, помимо тестов, хорошо зарекомендовали себя эссе на заданную тему (например, "Перспективы легализации института

X", "Анализ организационной структуры предприятия N" и т.д.). Эссе позволяют не только оценить степень знакомства студентов с рекомендуемой литературой, но и развить навыки практического институционального анализа. Учитывая трудоемкость написания эссе, оптимальным ориентиром является написание одного эссе в месяц (один раз в два семинарских занятия).

Сноски к теме 1

1Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Авто-комп, 1992. С. 8.

2Кейнс Дж. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. С. 224.

3Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. С. 534.

4Andreff W. La crise des economies socialistes. La rupture d'un systeme. Grenoble: PUG, 1993. P. 42-43.

5 Milgrom P., North D., Weingast B. The Role of Institutions in the Revival of Trade: the Law Merchant, Private Judges, and the Champagne Fairs // Economics and Politics. 1990. Vol. 2. № 1. March.

6Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge: Harvard University Press, 1990. P. 109-110.

7Begg D., Fisher S., Dornbusch R. Economics. London: McGraw-Hill, 1991. P. 134.

8Kaldor N. Economic et instabilite. Paris: Economica, 1987. P. 137.

9Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 628.

10Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. СПб., 1876.

11Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. С. 31.,

12 Заметим, что в сделках с предоплатой задействована одна из четырех основных функций денег – средства отсроченных платежей (Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 349).

13Livet P., Thevenot L. Les categories de Faction collective / A. Orlean (ed.) Analyse economique des conventions. Paris: PUF, 1994. P. 157.

14Orelan A. Vers un modele general de la coordination economique par les con-ventions / A. Orlean (ed.). Op. cit. P. 21-24.

15 He случайно Я. Корнай говорит о взаимной подозрительности на микроуровне как результате социалистической экономической системы (Kornai J. The Socialist System. The Political Economy of Communism. Princeton: Princeton University Press, 1992. P. 98-99).

16North D. Institutions // Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 1. Winter. P. 97.

17 См.: Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge: Cambridge University Press. P. 5-6; Hodgson G. Economics and Institutions. A Manifesto for a Modern Institutional Economics. Cambridge: Polity Press, 1988. P. xiv.

18Блауг М. Указ. соч. С. 531-532.

19 Классической иллюстрацией является пример К. Менгера из "Оснований политической экономии", описывающий обмен между индивидами А и Б, имеющими разное количество лошадей и коров (Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992. С. 156-159):

Коли­чество А Б Обмен А Б
Лоша­ди Коро­вы Лоша­ди Ко­ровы Лоша­ди Ко­ровы Лоша­ди Коро­вы
   
   
       
           
     
 
   

Первоначальное распределение лошадей и коров таково: 6 лошадей и 1 корова у А, 1 лошадь и 6 коров у Б. Учитывая убывающую полезность от каждой дополнительной коровы или лошади, в интересах обоих индивидов менять имеющих для них минимальную полезность животных (лошадей – для А и коров – для Б) на тех животных, которые для них имеют большую полезность. Обмен будет продолжаться до тех пор, пока они не смогут увеличить свою совокупную полезность от дополнительной сделки.

20 Цит. по: Langlois R. Rationality, Institutions, and ExpIanation/R. Langlois (ed.). Economics as a Process. Essays in the New Institutional Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 236.

21 Основные положения дискуссии о двух методах анализа – методологическом индивидуализме и холизме – можно найти в: Heijdra B.J., Lowenberg A.D., Mallick R.J. Marxism, Methodological Individualism, and New Institutional Economics//Journal of Institutional and Theoretical Economics (J1TE). 1988. Vol. 144. № 2; Dorman P. Marxism, Methodological Individualism, and New Institutional Economics: Further Considerations // JITE. 1991. Vol. 147. № 2.

22Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 202-203.

23 Конечно, объединение в рамки единого направления столь разных авторов, к тому же живших в разные эпохи, условно. Однако всех их отличает использование принципов институционального детерминизма и холизма.

24Маркс К. Капитал. Т. 1 / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Гл. 10-13.

25 Там же. Гл. 24.

26Polanyi К. La Grande Transformation. Aux origines politiques et economiques de notre temps. Paris: Gallimard, 1995. P. 96.

27 См. лекцию № 1.

28Веблен Т. Указ. соч. С. 75, 231.

29Гэлбрепт Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. С. 111.

30 Там же. С. 100.

31ГэлбрейтДж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. С. 188-189.

32Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990. С. 5.

33Ванберг В. Теория порядка и конституционная экономика // Вопросы экономики. 1995. № 12.

34 Данные допущения получили названия "проблема координации", "проблема типа дилеммы заключенных", "проблема неравенства". См.: Schotter А. The Economic Theory of Social Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. P. 22.

35Simon H. Rationality as Process and as Product of Thought // American Economic Review. 1978. Vol. 68. № 2. P. 12.

36North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 7-8.

37 Программа семинарских занятий разработана из расчета одного занятия на тему (примерный почасовой план курса приведен в приложении). При выборе их тематики была сделана попытка отойти от традиционного подхода, заключающегося в обсуждении изложенных на лекциях вопросов. Семинарские занятия ориентированы на формирование навыков практического применения институционального анализа как в теории, так и в повседневной жизни. Таким образом, приоритетной является именно практическая ориентация семинарских занятий, а не их посвящение проверке усвоения лекционного материала.

38 См.: Нуреев Р. Курс микроэкономики. М.: Норма-ИНФРА-М, 1998. С. 94-96.

39 Долан Э., Линдсей Д. Указ. соч. С. 327-328.

40Кейнс Дж. Указ. соч. С. 349.

41Нуреев Р. Указ. соч. С. 101.


Похожие статьи:

poznayka.org

Хелп ми с институциональной экономикой

Вариант №5
1 В цену подчинения закону входят издержки, связанные:
+a) с необходимостью выплаты налогов,
б) с невозможностью использования контрактной системы,
в) с исключительно двусторонним характером заключения сделки.

2 Финансовое мошенничество следует отнести к:
a) неофициальной экономике,
б) фиктивной экономике,
+в) криминальной экономике.

3 В цену нелегальности входят издержки:
+a) связанные с уклонением от правовых санкций,
б) доступа к закону,
в) выполнения требований закона в области трудовых соглашений.

4 Причиной институциональных изменений (по Д. Норту) могут является:
a) взаимодействие между институтами и организациями,
+б) противоречие власти и контроля,
в) высокие издержки мониторинга.

5 Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения теоретической концепции:
a) М. Вебером,
+б) А. Маршаллом,
в) К. Марксом.

6 Можно квалифицировать как организацию:
+a) семью,
б) движение против установки памятника,
в) экскурсионную группу.

7 Факторы, определяющие размер организации:
a) возможность оппортунизма,
б) издержки измерения,
+в) неопределенность рыночной среды.

8 Можно квалифицировать как организацию:
a) студенческую группу,
б) правила дорожного движения,
+в) Центральный банк.

9 Факторы, определяющие размер организации:
+a) специфичность активов,
б) возможность оппортунизма,
в) издержки ведения переговоров.

10 Впервые понятие организации как экономического феномена было использовано для построения теоретической концепции:
a) М. Вебером,
+б) А. Маршаллом,
в) К. Марксом

Вариант №6
1 Что из перечисленного можно квалифицировать как организацию:
+a) семью,
б) движение против установки памятника,
в) экскурсионную группу.

2 Факторы, определяющие размер организации:
a) возможность оппортунизма,
б) издержки измерения,
+в) неопределенность рыночной среды.

3 что из перечисленного можно квалифицировать как институт:
a) студенческую группу,
б) правила дорожного движения,
+в) Центральный банк.

4 Факторы, определяющие размер организации:
+a) специфичность активов,
б) возможность оппортунизма,
в) издержки ведения переговоров.

5 Выберите из списка организационные структуры, которые способны восполнять «провалы рынка», т. е. выполнять те же функции, что и государство:
a) предприниматель,
б) структуры мафиозного типа,
+в) университет.

6 В модели «стационарного бандита» государство стремится:
a) максимизировать долгосрочный доход,
+б) максимизировать краткосрочный доход,
в) минимизировать собственные издержки.

6 Выберите из списка организационные структуры, способные выполнять те же функции, что и государство:
a) акционерное общество,
+б) биржа труда,
в) клан (структура, построенная на основе семейно-родственных связей).

7 Ограничениями для правителя со стороны подданных в простой неоклассической модели государства Норта не являются:
a) издержки выхода,
б) конфискация,
+в) издержки смены правителя

8. Являются ли институтом Правила дорожного движения?
А) Да.
+ Б) Нет.

9. Является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя?
А) Да.
+Б) Нет.

10. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»?
A) «Старого» институционализма.
Б) «Новой» институциональной экономики.
+B) Неоинституциональной экономики

otvet.mail.ru

Олейник А.Н. Институциональная экономика. 2002

в отдельное направление в середине 80-хгодов во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа — соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

Выводы. Подводя итог, напомним о существовании двух ра­ дикально отличных подходов к анализу нового типа ограничений, с которыми столкнулась экономическая теория. Эти ограничения, объединяемые понятиями «институты» и «институциональная среда осуществления выбора», могут исследоваться как с помощью аппа­ рата неоклассики, так и с помощью принципиально новой научной парадигмы, новой институциональной экономики. В дальнейших рассуждениях мы будем использовать оба указанных подхода.

О Учебно-методическиематериалы к теме 1

Практическое занятие37

1. Рассмотрение одной из неоклассических моделей, знакомых студентам по курсу микроэкономики.

2.Определение институциональных условий, в которых эта модель верно описывает взаимодействия экономических агентов.

3.Оценка того, насколько близка к этим условиям институци­ ональная среда в России.

Практическое занятие посвящено анализу институциональных предпосылок, при которых действует та или иная микроэкономи­ ческая модель. Возьмем, к примеру, паутинообразную модель

(cobweb model), описывающую условия динамической стабильно­ сти равновесия на рынке38. Устойчивость равновесия достигается лишь при определенном соотношении уклонов кривых совокуп­ ного спроса и совокупного предложения, или, что то же самое, при определенном соотношении эластичности спроса и предложе­ ния (рис. 2.4).

Вкакой же институциональной среде равновесие является устойчивым? Начнем с анализа наиболее общих предпосылок.

Во-первых,паутинообразная модель фактически описывает функ­ ционированиеголландского аукциона продавцов39. Голландским аукционом продавцов называется аукцион, который организован

ипроводится продавцом, получающим предложения от покупате­ лей. При этом начальное предложение очень велико, и ведущий торги последовательно предлагает все более низкие ставки, пока какая-тоиз них не принимается. Иными словами, достижение

studfiles.net

Специалисты выделяют два типа институциональных матриц

Примеры решения задач

1. Являются Ли институтом Правила дорожного движения?

Да. Нет.

Ответ. Да, так как они структурируют взаимодействия участников дорожного движения. Иными словами, ПДД — своего рода «правила игры» на дороге.

2. Является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя?

Да. Нет.

Ответ. Нет, так как потребитель, действующий согласно модели полной рациональности, должен ежедневно собирать информацию о цене сигарет интересующего его сорта на рынке в целом и приобретать их в том месте, где они дешевле всего.

3. Выберите из приведенного ниже ряда те институциональные рамки, которые подпадают под определение соглашения:

A. При грозе не находиться вблизи высоких деревьев.

Б. Поведение за столом.

B. Потерявшись в лесу, первым делом сориентироваться на север по мху или другим приметам.

Г. Поведение в общественных местах.

Ответ. Только Б и Г; А и В касаются поведения отдельного индивида, когда его решения не зависят от поведения окружающих. Напротив, следовать Б и Г есть смысл только в том случае, если окружающие тоже выполняют их требования.

4. Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?

Да. Нет.

Ответ. Да, так как обычно студент не успевает прочесть весь рекомендованный ему материал, да и степень усвоения того материала, который он все же успевает проработать, далека от совершенной.

5. Являются ли иллюстрацией нормы эмпатии требования, которые обычно предъявляет студентам преподаватель?

Да. Нет.

Ответ. Нет, так как преподаватель обычно забывает о том, что он сам когда-то был студентом, что ему тоже нужно было готовиться сразу по всем предметам, что его интересы не ограничивались предметом X в частности и программой обучения вообще...

6. Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»?

A. «Старого» институционализма.

Б. «Новой» институциональной экономики.

B. Неоинституциональной экономики.

Ответ. А. Речь идет о принципе холизма.

7. Представителей какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинару по институциональной экономике: «Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым тоже нужно готовиться»?

А. «Старого» институционализма.

Б. «Новой» институциональной экономики.

Г. Неоинституциональной экономики.

Ответ. В. Согласно принципу методологического индивидуализма только сам студент отвечает за организацию своей работы, внешние институциональные факторы вторичны и отражают само отношение студента к учебе.

8. Учитывая исходное распределение между Иваном и Петром шил и мыл, в каком количестве они будут обладать этими предметами в результате обмена?

А. Если операция обмена не связана с издержками.

Б. Если каждая операция обмена связана с потерями, эквивалентными 30 условным единицам полезности.

А — в итоге Иван обменяет два шила на два мыла Петра, третий обмен не состоится, ибо он не увеличит полезность ни одного из них.

Ответ. Б — в итоге Иван обменяет лишь одно шило на одно мыло, второй обмен уже не увеличит полезность ни Ивана, ни Петра — потенциальный выигрыш от него, 30 условных единиц, будет полностью «съеден» издержками обмена.

 

 

Б. С. Кирдина называет институциональной матрицей общества первичную модель связанных между собой экономических, политических и идеологических базовых институтов*, на основе которых постоянно воспроизводятся исторически развивающиеся формы конкретных социальных отношений.

Иными словами, институциональные матрицы представляют собой основные (доминирующие) исторически устойчивые формы связи базовых экономических, политических и идеологических институтов, а процесс социальной модернизации представляет собой сознательное встраивание в институциональную структуру общества альтернативных институтов.

Доминирующая матрица имеет всеобъемлющий характер, а дополнительная (комплементарная) заполняет некоторые ниши в институциональном пространстве.

Специалисты выделяют два типа институциональных матриц.

Х-матрица характеризуется редистрибутивной экономикой (централизованное совмещение условий производства и потребления основных создаваемых продуктов, их аккумулирование и распределение ресурсов и продукции между участниками хозяйственного процесса.), унитарным политическим устройством и коммунитарной идеологией (доминированием коллективных, общих ценностей над индивидуальными, приоритет «Мы» над «Я».), такой тип матрицы присущ России, Китаю.

Y-матрица характеризуется рыночной экономикой, федеральным политическим устройством и субсидиарной идеологией, Y-матрицы характерны для большинства стран Европы и США.

Коммунальная среда способствует становлению институциональной Х-матрицы:когда возникает необходимость централизации и объединения усилий людей в единых производственных процессах, формируются соответствующие политические структуры, а также коммунитарные ценности, в которых общественное сознание исторически закрепляет смысл такого общественного устройство.

Некоммунальная среда порождает институты Y-матрицы – обособленных товаропроизводителей, взаимодействующих посредством рынка, федеративные политические структуры и адекватные такому устройству индивидуальные субсидиарные ценности.

 

В области теории и методологии получены следующие результаты, имеющие новаторский характер:

1) Базовые институты определяются как глубинные, исторически устойчивые и постоянно воспроизводящиеся социальные отношения, как исторические инварианты, которые позволяют обществу выживать и развиваться, сохраняя свою самодостаточность и целостность в ходе исторической эволюции, независимо от воли и желания конкретных социальных субъектов. Категория базовых институтов, в отличие от более широкого понятия<<институт>>, обособляет, выделяет из всего множества социальных отношений те из них, которые имеют исторически непреходящий характер и сохраняют неизменное внутренне содержание. Их функцией является регулирование основных общественных подсистем и поддержание целостности, интегрированности разных типов обществ.

3) Дана новая социологическая интерпретация понятия институциональной матрицы. Она определяется как исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих взаимосвязанное функционирование основных общественных подсистем — экономики, политики и идеологии. Институциональная матрица представляет собой устойчивую форму общественной интеграции.

4) Х и Y-матрицы отличаются комплексами образующих их базовых институтов. Х-матрицаобразована институтамиредистрибутивной экономики, унитарного политического устройстваи коммунитарной идеологии. В свою очередь, Y-матрица образованаинститутами рыночной экономики, федеративного политического устройстваисубсидиарной22идеологии.

5) Обосновано и введено в научный оборот понятие комплементарных институтови воплощающих их институциональных форм. Комплементарными являются институты, действующие одновременно с базовыми институтами для выполнения аналогичных функций, то есть институты Х-матрицы, действующие в обществах с доминированием Y-матрицы, и наоборот. Комплементарные институты всегда – это их свойство отмечено впервые - имеют менее распространенный характер, их действие опосредовано рамками базовых институтов, выражающих природу свойственной обществу институциональной матрицы.

7) Предложена новая трактовка института редистрибуциикак объективного социального отношения, включающего в себя процессы аккумуляции – согласования - распределения. Совмещение этих процессов осуществляется посредством Центра, возникновение и существование которого обусловлено законом действия экономии трансакционных издержек.

8) Дано теоретическое представление о структуре базовых институтов, характеризующих унитарное и федеративное политическое устройство при Х и Y-матрицах. Институты административного деления, иерархической вертикали власти во главе с Центром, назначений, общих собраний и единогласия, обращений по инстанциям характеризуют унитарное политическое устройство, а институты федерации, самоуправления и субсидиарности, выборов, многопартийности и демократического большинства, судебных исков отличают федеративное политическое устройство.

9) Сформировано предварительное теоретическое представление о структуре базовых институтов коммунитарной и субсидиарной идеологий, отличающих Х и Y-матрицы. Коммунитарная идеология характеризуется действием институтов коллективизма, эгалитаризма и порядка, в то время как субсидиарная идеологиипредставлена институтамииндивидуализма, стратификации и свободы.

 

studopedya.ru

Образовательный портал | Примеры решения задач Институциональная экономика: Учебное

Являются Ли институтом Правила дорожного движения?
Да. Нет.
Ответ. Да, так как они структурируют взаимодействия участников дорожного движения. Иными словами, ПДД - своего рода лправила игры на дороге.
Является ли повседневная покупка сигарет в ближайшем магазине отражением полностью рационального поведения потребителя?
Да. Нет.
Ответ. Нет, так как потребитель, действующий согласно модели полной рациональности, должен ежедневно собирать информацию о цене сигарет интересующего его сорта на рынке в целом и приобретать их в том месте, где они дешевле всего.
Выберите из приведенного ниже ряда те институциональные рамки, которые подпадают под определение соглашения:
При грозе не находиться вблизи высоких деревьев.
Б. Поведение за столом.
Потерявшись в лесу, первым делом сориентироваться на север по мху или другим приметам.
Г. Поведение в общественных местах.
Ответ. Только Б и Г; А и В касаются поведения отдельного индивида, когда его решения не зависят от поведения окружающих. Напротив, следовать Б и Г есть смысл только в том случае, если окружающие тоже выполняют их требования.
Являются ли иллюстрацией модели неполной рациональности действия среднего студента при подготовке к экзамену?
Да. Нет.
Ответ. Да, так как обычно студент не успевает прочесть весь рекомендованный ему материал, да и степень усвоения того материала, который он все же успевает проработать, далека от совершенной.
Являются ли иллюстрацией нормы эмпатии требования, которые обычно предъявляет студентам преподаватель?
Да. Нет.
Ответ. Нет, так как преподаватель обычно забывает о том, что он сам когда-то был студентом, что ему тоже нужно было готовиться сразу по всем предметам, что его интересы не ограничивались предметом X в частности и программой обучения вообще...
Представители какого направления институциональной теории согласились бы с выражением Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты?
лСтарого институционализма.
Б. Новой институциональной экономики.
Неоинституциональной экономики.
Ответ. А. Речь идет о принципе холизма.
Представителей какого направления институциональной теории однозначно не будет интересовать следующий аргумент студента, не подготовившегося к очередному семинару по институциональной экономике: Библиотека была закрыта, в другой библиотеке нужной книги не оказалось, и вообще у нас на этой неделе два теста и одна самостоятельная работа, к которым тоже нужно готовиться?
лСтарого институционализма.
Б. Новой институциональной экономики.
Неоинституциональной экономики.
Ответ. В. Согласно принципу методологического индивидуализма только сам студент отвечает за организацию своей работы, внешние институциональные факторы вторичны и отражают само отношение студента к учебе.
Учитывая исходное распределение между Иваном и Петром шил и мыл, в каком количестве они будут обладать этими предметами в резульхате обмена?
А. Если операция обмена не связана с издержками.
Б. Если каждая операция обмена связана с потерями, эквива-лентными 30 условным единицам полезности.
(в ед.) Количество Иван Петр Шило Мыло Шило Мыло 1 50 50 50 50 2 40 40 3 30 30 4 20 20 5 10 10 6 0 0
А - в итоге Иван обменяет два шила на два мыла Петра, третий обмен не состоится, ибо он не увеличит полезность ни одного из них.
(в ед.) Количество Иван Петр Шило Мыло Шило Мыло 1 50 50 50 50 2 40 40 40 40 3 30 30 30 30 4 20 20
Ответ. Б - в итоге Иван обменяет лишь одно шило на одно мыло, второй обмен уже не увеличит полезность ни Ивана, ни Петра - потенциальный выигрыш от него, 30 условных единиц, будет полностью лсъеден издержками обмена.
(в ед.) Количество Иван Петр Шило Мыло Шило Мыло 1 50 50 50 50 2 40 Г0 (40-30) 10 (40-30) 40 3 30 30 4 20 20 5 10 10
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный почасовой план Тема Количество лекционных часов Количество часов семинарских занятий Теория институтов, 28 14 в том числе 1. Институциональные 4 2 рамки неоклассики 2. Норма как базовый 4 2 элемент институтов 3. Теория игр и модели 4 2 рование взаимодействий 4. Институт плана 4 2 и рынка Тема Количество Количество часов лекционных часов семинарских занятий 5. Теорема Коуза 4 2 и трансакционные издержки 6. Внелегальная 4 2 экономика 7. Изменение инсти 4 2 тутов во времени: эволюция и революция Теория организаций, 20 10 в том числе 8. Теория контрактов 4 2 9. Теория фирмы 4 2 10. Анализ о^анизации: 4 2 прикладные аспекты 11. Теория государства 4 2 12. Домашнее хозяйство 4 2 и другие организацион ные структуры Всего 48 24 1
Из форм контроля, помимо тестов, хорошо зарекомендовали себя эссе на заданную тему (например, Перспективы легализации института X, Анализ организационной структуры предприятия /V и т. д.). Эссе позволяют не только оценить степень знакомства студентов с рекомендуемой литературой, но и развить навыки практического институционального анализа. Учитывая трудоемкость написания эссе, оптимальным' ориентиром является написание одного эссе в месяц (один раз в два семинарских занятия).
Сноски к теме 1
Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб.: Авто- комп, 1992. С. 8.
Кейнс Дж. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993. С. 224.
Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело, 1994. С. 534.
Andreff W. La crise des economies socialistes. La rupture d'un systeme. Grenoble: PUG, 1993. P. 42-43.
Milgrom P., North D., Weingcist B. The Role of Institutions in the Revival of Trade: the Law Merchant, Private Judges, and the Champagne Fairs//Economics and Politics. 1990. Vol. 2. № 1. March.
Coleman J. Foundations of Social Theory. Cambridge: Harvard University Press, 1990. P. 109-110.
Begg D., Fisher S., Dornbusch R. Economics. London: McGraw-Hill, 1991. P. 134.
Kaldor N. Economie et instabilite. Paris: Economica, 1987. P. 137.
Вебер M. Избранные произведения. M.: Прогресс, 1990. С. 628.
Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. СПб., 1876.
Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. С. 31.
Заметим, что в сделках с предоплатой задействована одна из четырех основных функций денег - средства отсроченных платежей (Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. М.: Изд-во МГУ, 1997. С. 349).
Livet P., Thevenot L. Les categories de Taction collective/A. Orlean (ed.) Analyse economique des conventions. Pdris: PUF, 1994. P. 157.
Orelan A. Vers un modele general de la coordination economique par les conventions/A. Orlean (ed.). Op. cit. P. 21Ч24.
Не случайно Я. Корнай говорит о взаимной подозрительности на микроуровне как результате социалистической экономической системы (Kornai J. The Socialist System. The Political Economy of Communism. Princeton: Princeton University Press, 1992. P. 98-99).
North D. Institutions//Journal of Economic Perspectives. 1991. Vol. 5. № 1. Winter. P. 97.
См.: Eggertsson T. Economic Behavior and Institutions. Cambridge: Cambridge University Press. P. 5-6; Hodgson G. Economics and Institutions. A Manifesto for a Modern Institutional Economics. Cambridge: Polity Press, 1988. P. xiv.
Блауг M. Указ. соч. С. 531Ч532.
Классической иллюстрацией является пример К. Менгера из Оснований политической экономии, описывающий обмен между индивидами А и Б, имеющими разное количество лошадей и коров (Австрийская школа в поли-тической экономии. М.: Экономика, 1992. С. 156Ч159): А Б А Б Количество Лошади Коровы Лошади Коровы Лошади Коровы Лошади Коровы I 50 50 50 50 50 50 50 50 2 40 40 Обмен 40 40 40 40 3 30 30 > 30 30 30 30 4 20 20 20 20 5 Ю Ю 6 0 0
Первоначальное распределение лошадей и коров таково: 6 лошадей и 1 корова у А, 1 лошадь и 6 коров у Б. Учитывая убывающую полезность от каждой дополнительной коровы или лошади, в интересах обоих индивидов менять имеющих для них минимальную полезность животных (лошадей - для А и коров - для Б) на тех животных, которые для них имеют большую полезность. Обмен будет продолжаться до тех пор, пока они не смогут увеличить свою совокупную полезность от дополнительной сделки.
Цит. по: Langlois R. Rationality, Institutions, and Explanation/R. Langlois (ed ). Economics as a Process. Essays in the New Institutional Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. P. 236.
Основные положения дискуссии о двух методах анализа - методоло-гическом индивидуализме и холизме - можно найти в: Heijdra B.J., Lowen- berg A.D., Mallick RJ. Marxism, Methodological Individualism, and New Institutional Economics//Journal of Institutional and Theoretical Economics (JITE). 1988. Vol. 144. N 2; Dorman P. Marxism, Methodological Individualism, and New Institutional Economics: Further Considerations//JITE. 1991. Vol. 147. N 2.
Веблен Т. Теория праздного класса. M.: Прогресс, 1984. С. 202-203.
Конечно, объединение в рамки единого направления столь разных авторов, к тому же живших в разные эпохи, условно. Однако всех их отличает использование принципов институционального детерминизма и холизма.
Маркс К. Капитал. Т. 1 /Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. Гл. 10-13.
Там же. Гл. 24.
Polanyi К. La Grande Transformation. Aux origines politiques et economiques de notre temps. Paris: Gallimard, 1995. P 96.
См. лекцию N9 1.
Веблен T. Указ. соч. С. 75, 231.
Гэлбреит Дж.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс, 1969. С. 111.
Там же. С. 100.
Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели общества. М.: Прогресс, 1976. С. 188-189.
Капелюшников Р.И. Экономическая теория прав собственности. М.: ИМЭМО, 1990. С. 5.
Ванберг В. Теория порядка и конституционная экономика//Вопросы экономики. 1995. № 12.
Данные допущения получили названия лпроблема координации, лпроблема типа дилеммы заключенных, лпроблема неравенства. См.: Schotter А. The Economic Theory of Social Institutions. Cambridge: Cambridge University Press, 1981. P. 22.
Simon H. Rationality as Process and as Product of Thought//American Economic Review. 1978. Vol. 68. № 2. P. 12.
North D. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 7Ч8.
Программа семинарских занятий разработана из расчета одного занятия на тему (примерный почасовой план курса приведен в приложении). При выборе их тематики была сделана попытка отойти от традиционного подхода, заключающегося в обсуждении изложенных на лекциях вопросов. Семинарские занятия ориентированы на формирование навыков практического применения институционального анализа как в теории, так и в повседневной жизни. Таким образом, приоритетной является именно практическая ориентация семинарских занятий, а не их посвящение проверке усвоения лекционного материала.
См.: Иуреев Р. Курс микроэкономики. М.: НормаЧИНФРА-М, 1998. С. 94-96.
Долан Э., Линдсей Д. Указ. соч. С. 327-328.
Кейнс Дж. Указ. соч. С. 349.
Нуреев Р. Указ. соч. С. 101.
  1. Предисловие
    пример, "экономиксы" П. Самуэльсона, К. Макконнелла и С. Брю), во-первых, являются, как правило, вводными курсами и, во- вторых, отражают в своей структуре и содержании уровень экономической науки 60-х гг., периода доминирования идей кейнсианства Между тем после "неоклассического ренессанса" 70-х гг. в мировой экономической науке произошли серьезные изменения: классический либерализм усилил
  2. Вопросы для повторения
    примеры их употребления. Что такое эмпирический и теоретический методы? На каких стадиях развития науки они применяются? Каковы их достоинства и недостатки? Какова их взаимосвязь? Примеры решения задач 1. Верны ли следующие утверждения? Согласно классификации Б. Кларка из всех течений современной экономической мысли Запада самое близкое к марксизму - это кейнсианство. Да Нет Теория общественного
  3. Вопросы для повторения
    примеры. Каковы альтернативные издержки забастовки шахтеров для общества в целом? для забастовщиков, если профсоюз: а) поддерживает их ма-териально на уровне 100% заработка? б) 50% заработка? в) не поддерживает вовсе? Обсудите ситуацию с точки зрения рационального экономического выбора. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в
  4. Вопросы для повторения
    примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу; пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплементов? Покажите, как отразятся на модели спроса и предложения молока следующие события:? 2.1. а) придя в магазин, пенсионерка обнаружила, что молоко по новой цене ей недоступно; б) после повышения заработной платы
  5. Вопросы для повторения
    пример, в работах Э. Кондильяка, Д. Бернулли и др.). Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы? алмазы в воду? Какие из основных постулатов теории потребительского поведения носят абсолютный, вечный характер, а какие - относительный, временный? Можно ли рассматривать выделенные X. Лейбенстайном эффекты как нерациональное
  6. Вопросы для повторения:
    решение о дальнейшей деятельности фирмы, основываясь только на данных, получаемых при исследовании производственной функции? 2 Как в теории предельной производительности определяется спрос на ресурсы? Чем определяется эластичность спроса на ресурсы? Какое правило является более общим: правило максимизации прибыли или правило наименьших издержек? Почему? Согласны ли вы с утверждением, что каждый
  7. Вопросы для повторения
    примеры фирм. Можно ли назвать частнопрактикующего юриста фирмой? Чем можно объяснить чрезвычайное многообразие форм и размеров фирм? Почему одни фирмы растут быстро, а другие медленно? Почему все общество не превращается в одну огромную фирму? Перечислите основные типы деловых предприятий. В чем их достоинства и недостатки? Как вы думаете, в какой степени цель фирмы заключается в максимизации
  8. Вопросы для повторения
    решения в условиях монополистической конкуренции? 16 Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему "да" или почему "нет"? В каком случае мы можем говорить о преобладании конкуренции, а в каких - о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции? 17. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?
  9. Вопросы для повторения
    пример, разные виды ручных часов)7 Какие условия при этом должны выполняться? Совместима ли экономическая эффективность с рыночной ситуацией равновесия Курно, равновесия Бертрана и равновесия Штакельберга? Каковы условия и ограничения ценовой дискриминации? Любая ли рыночная структура может привести к ценовой дискриминации? Какие меры государственной политики применяются для регулирования
  10. Вопросы для повторения
    примере? В каких случаях следует считать безработицу добровольной, а в каких - вынужденной? Какая из известных вам форм безработицы в ближайшие годы останется проблемой номер один для эконо-мической политики России? Абсолютное равенство не стимулирует трудовые усилия членов общества. Поэтому чем выше коэффициент Джини, тем сильнее побудительные мотивы к труду. Обсудите это утверждение. Какое

geum.ru

Oleynik_Institucionalnaya_ekonomika - Стр 4

в отдельное направление в середине 80-хгодов во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа — соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

Выводы. Подводя итог, напомним о существовании двух ра­ дикально отличных подходов к анализу нового типа ограничений, с которыми столкнулась экономическая теория. Эти ограничения, объединяемые понятиями «институты» и «институциональная среда осуществления выбора», могут исследоваться как с помощью аппа­ рата неоклассики, так и с помощью принципиально новой научной парадигмы, новой институциональной экономики. В дальнейших рассуждениях мы будем использовать оба указанных подхода.

О Учебно-методическиематериалы к теме 1

Практическое занятие37

1. Рассмотрение одной из неоклассических моделей, знакомых студентам по курсу микроэкономики.

2.Определение институциональных условий, в которых эта модель верно описывает взаимодействия экономических агентов.

3.Оценка того, насколько близка к этим условиям институци­ ональная среда в России.

Практическое занятие посвящено анализу институциональных предпосылок, при которых действует та или иная микроэкономи­ ческая модель. Возьмем, к примеру, паутинообразную модель

(cobweb model), описывающую условия динамической стабильно­ сти равновесия на рынке38. Устойчивость равновесия достигается лишь при определенном соотношении уклонов кривых совокуп­ ного спроса и совокупного предложения, или, что то же самое, при определенном соотношении эластичности спроса и предложе­ ния (рис. 2.4).

Вкакой же институциональной среде равновесие является устойчивым? Начнем с анализа наиболее общих предпосылок.

Во-первых,паутинообразная модель фактически описывает функ­ ционированиеголландского аукциона продавцов39. Голландским аукционом продавцов называется аукцион, который организован

ипроводится продавцом, получающим предложения от покупате­ лей. При этом начальное предложение очень велико, и ведущий торги последовательно предлагает все более низкие ставки, пока какая-тоиз них не принимается. Иными словами, достижение

studfiles.net

Институциональная экономика_Олейник А.Н_Уч. пос_2002 -416с

в отдельное направление в середине 80-хгодов во Франции из представителей неоклассики, социологии, постмарксистской теории регуляции и философии. В центре ее анализа — соглашения как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

Выводы. Подводя итог, напомним о существовании двух ра­ дикально отличных подходов к анализу нового типа ограничений, с которыми столкнулась экономическая теория. Эти ограничения, объединяемые понятиями «институты» и «институциональная среда осуществления выбора», могут исследоваться как с помощью аппа­ рата неоклассики, так и с помощью принципиально новой научной парадигмы, новой институциональной экономики. В дальнейших рассуждениях мы будем использовать оба указанных подхода.

О Учебно-методическиематериалы к теме 1

Практическое занятие37

1. Рассмотрение одной из неоклассических моделей, знакомых студентам по курсу микроэкономики.

2.Определение институциональных условий, в которых эта модель верно описывает взаимодействия экономических агентов.

3.Оценка того, насколько близка к этим условиям институци­ ональная среда в России.

Практическое занятие посвящено анализу институциональных предпосылок, при которых действует та или иная микроэкономи­ ческая модель. Возьмем, к примеру, паутинообразную модель

(cobweb model), описывающую условия динамической стабильно­ сти равновесия на рынке38. Устойчивость равновесия достигается лишь при определенном соотношении уклонов кривых совокуп­ ного спроса и совокупного предложения, или, что то же самое, при определенном соотношении эластичности спроса и предложе­ ния (рис. 2.4).

Вкакой же институциональной среде равновесие является устойчивым? Начнем с анализа наиболее общих предпосылок.

Во-первых,паутинообразная модель фактически описывает функ­ ционированиеголландского аукциона продавцов39. Голландским аукционом продавцов называется аукцион, который организован

ипроводится продавцом, получающим предложения от покупате­ лей. При этом начальное предложение очень велико, и ведущий торги последовательно предлагает все более низкие ставки, пока какая-тоиз них не принимается. Иными словами, достижение

studfiles.net