Пример написания рецензии на статью – Типовой план для написания рецензии и отзывов Предмет анализа. (В работе автора Врецензируемой работе Впредмете анализа )

Содержание

Образец рецензии на статью УП

Рецензия на статью. Образец рецензии.

Рецензия должна включать в себя следующую информацию:

1. Полное название статьи, должность и Ф.И.О. автора статьи. Пример:

РЕЦЕНЗИЯ на статью «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» кандидата филологических наук, доцента кафедры иностранных языков СПб ГПУ Кушнаревой Татьяны Васильевны (Кушнаревой Т.В.), опубликованную в журнале «Филологические науки. Вопросы теории и практики» за 2013 год, № 4, С. 32-41.

2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья. Пример:

Статья Т.В. Кушнаревой посвящена определению основных функций и правил обучения и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе.

3. Степень актуальности статьи. Пример:

Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является не только важной, но и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний выступает одной из проблемных задач, стоящих сегодня перед преподавателем.

4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье. Пример:

Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении ИЯ студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Т.В. Кушнарева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации – он должен скорее направлять обучение, а не в авторитарном стиле управлять процессом передачи необходимых студентам языковых сведений.

5. Ключевая ориентация статьи. Пример:

Статья Т.В. Кушнаревой «Функции контроля в обучении иностранному языку студентов технических специальностей» призывает задуматься об эффективности устного и письменного диалога со студентами и способах проверки уровня полученных ими знаний на занятиях по ИЯ путем опроса, тестирования, подготовки научных докладов на лекционные или свободные (но в рамках изучаемого предмета) темы.

6. Выводы, сделанные рецензентом после знакомства со статьей. Пример:

Статья может оказаться полезной не только преподавателям высших учебных заведений, но и средних учебных заведений технического профиля –техникумов, колледжей, училищ. Небезынтересной покажется она и студентам, изучающим иностранный язык в вузе. Учащиеся могут из статьи почерпнуть важные для себя сведения о разнообразных формах контроля над усвоением пройденного материала и даже помочь в перспективе преподавателю ИЯ выбрать из представленных средств наиболее для себя действенные.

7. Оценка, дата, некоторые данные о рецензенте, подпись студента под рецензией. Пример:

Статья Т.В. Кушнаревой «Функции контроля в обучении иностранному языку студентов технических специальностей» заслуживает самой высокой оценки, так как автор в ней представляет не абстрагированные от учебы проблемы овладения ИЯ, а живую практику реального преподавания ИЯ в вузе на основании восемнадцатилетнего опыта проведения занятий со студентами разных курсов и факультетов высшей школы.

9 сентября 2013 г. Рецензент – Степанов Н.И., студент 4 курса 4334 группы факультета информационных технологий и управления СПб ГПУ.

Подпись рецензента.

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на статью:

Автор в своей работе дает подробный анализ...

Автор грамотно анализирует...

Автор данной статьи акцентирует внимание...

Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...

Автор на конкретных примерах доказывает...

Автор на основе большого фактического материала рассматривает...

Автор обращает внимание на то, что...

Автор справедливо отмечает...

Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...

Автором предложены оригинальные идеи...

Актуальность настоящего исследования заключается в...

В качестве основных моментов используемой автором методологии...

В статье автор рассматривает...

В статье анализируются основные подходы...

В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...

Важным в статье является рассмотрение...

Данная статья демонстрирует...

Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...

Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...

К положительным сторонам работы можно отнести...

Как положительный факт можно отметить то, что...

Материал статьи основан на детальном анализе...

Особо следует подчеркнуть, что...

Особое внимание в статье уделено...

Особый интерес представляет вывод о...

Отдельного внимания заслуживает...

Практическая значимость данной статьи заключается в...

Предлагаемый подход к изучению проблемы...

Рассмотренная в статье оригинальная концепция...

Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную статью на довольно редкую тему...

Следует отметить, что в данной статье раскрывается ряд интересных аспектов...

Статья содержит определенную концепцию, суть которой...

Теоретическая значимость данной статьи заключается в...

Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей...

Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников…

Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему, суть которой…

Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес для…

5

studfiles.net

пример написания и правила составления

Сейчас очень многие люди сталкиваются с проблемой написания рецензии. Особенно часто эта потребность возникает у студентов и научных сотрудников. Зачастую рецензии путают с отзывами. Это большая ошибка, так как эти две формы высказывания мнения относительно какого-либо труда имеют принципиальные различия. Незнание этих нюансов чревато проявлением невежества и безграмотности со стороны автора. Но стоит отметить, что рецензия – это не сочинение на вольную тему. Она имеет четкий план и должна иметь определенное содержание. Об этих и многих других нюансах написания работ в данном жанре и пойдет речь в статье.

Что такое рецензия

Слово "рецензия" (recencio) с латинского языка переводится как "обследование, осмотр". Термин закрепился в литературе на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

Рецензия рассматривается как один из жанров критики в литературе. Но несмотря на свою кажущуюся однозначность, она делится на несколько основных видов.

Основные виды рецензии

1. Рецензия может быть написана в виде эссе. Автор в этом случае описывает свое впечатление от прочитанной книги. Но таким слогом не может быть написана рецензия на научную статью. Пример - отзыв о каком-то художественном литературном произведении. Эссе чаще всего пишется в форме лирического размышления.

2. Публицистическая или критическая статья небольшого размера также может быть представлена как рецензия на статью. Пример такой работы можно встретить в научных журналах, где обсуждаются актуальные литературные и общественные проблемы.

3. Ещё одним видом этого жанра является авторецензия. В данном случае автор сам описывает краткий смысл своей работы. Авторецензию автор может дополнить комментариями относительно информации, содержащейся в основной части работы.

4. Развернутая аннотация чаще всего используется как рецензия на статью. Пример такой формы обязательно должен содержать информацию о смысле произведения, особенностях написания, а также об основных достоинствах и недостатках работы.

5. Последним видом этого жанра является экзаменационная рецензия, которая пишется студентом для оценки степени понимания им какого-либо труда. Это может быть рецензия на статью. Пример написания можно найти в учебнике.

Поскольку рецензия является научным или литературным трудом, она должна содержать в себе определенные части.

Что должна включать в себя рецензия

1. Подробное описание предмета анализа. Обязательно с указанием жанра, автора и основных характеристик работы, таких как стиль, объем и использованные методы анализа (если речь идет о научной статье).

2. Автор рецензии должен обосновать актуальность темы, по которой написана работа.

3. В рецензии указывается основная мысль данного произведения. То есть то, что именно автор хотел сказать в своей работе.

4. Рецензия обязательно должна содержать краткое описание работы. Рецензент обязан дать общую характеристику труду с указанием его ключевых моментов.

5. Недоработки также должна отметить рецензия на статью. Пример: недостаточное количество источников информации или использование неактуальных данных и др.

6. И в конце рецензии обязательно необходимо сделать выводы. Они должны быть краткими и однозначными. Выводы должны содержать информацию о научной или художественной ценности работы.

Чем отличается рецензия от отзыва

Очень часто рецензию путают с отзывом. Но это неправильно, ведь эти два жанра имеют существенные различия. Рецензия обязательно должна содержать в себе все вышеуказанные пункты. В то время как отзыв - это лишь короткая характеристика работы без детального её анализа. Отзывы встречаются гораздо чаще, чем рецензия к статье. Пример отзыва - это краткое описание, которое приводится в конце или в начале любой книги. Целью его является лишь выделение основной идеи произведения и его краткое описание.

Как пишется рецензия на статью

Достаточно часто возникает вопрос: "Как пишется рецензия на статью?" Пример рецензии можно найти в научных журналах, но, тем не менее, для правильного составления необходимо знать основные принципы и нюансы ее написания.

Самое главное правило, которое должен усвоить каждый рецензент, - это то, что рецензия должна всегда быть обоснованной и аргументированной. Прочитавший какое-либо произведение читатель (неважно, научное или художественное) может просто выразить свою мысль словами "нравится" ли "не нравится", "верю" или "не верю". Рецензент же свое мнение обязательно должен подкреплять аргументами.

Если рецензент выдвигает гипотезу, противоположную мнению автора, он обязательно должен её обосновать. Но важно помнить, что рецензия - это лишь короткий анализ статьи или книги. В такой работе недопустимы отвлеченные суждения о других статьях, книгах и прочее. В рецензии отмечается лишь мнение относительно данной работы.

fb.ru

Пример рецензии, правила написания

Самым важным днем для каждого студента является день защиты дипломной работы. Помимо самой выпускной работы, защитного слова и презентации, студенту понадобиться рецензия, которая может быть подготовлена его научным руководителем, директором предприятия, где студент проходил практику, или даже самим учащимся. В данном материале описаны основные требования к написанию отзывов, а также примеры написания рецензий на дипломную работу.

Рецензия на дипломную работу (курсовую или любую другую квалификационную работу) – это обязательный официальный документ, в котором рецензент оставляет отзыв о прочитанном. Этот документ необходим для того, чтобы студента допустили к защите. Он включает в себя множество аспектов. Достойным примером рецензии на дипломную работу служит та, в которой, помимо итоговой оценки, имеется краткое содержание работы и ее анализ. Тут же рецензент рассматривает все недочеты, ошибки и замечания, описывая их максимально подробно и объективно. Важно понимать, что от рецензии зависит очень многое. Нередко именно этот документ оказывается решающим в момент оценивания студента. Хорошая рецензия производит приятное впечатление на приемную комиссию, что в конечном счете может сыграть на руку тому, кто работал над дипломным проектом.

Кто такой рецензент?

Естественно, проверять и оценивать проект студента должен не человек с улицы, а профессионал в той теме, которой посвящена дипломная работа. Рецензент – это дипломированный специалист, который сможет объективно и непредвзято оценить работу студента. В идеале этим должен заниматься максимально независимый человек со стороны, на чье решение не сможет повлиять личное восприятие и взаимоотношения с автором работы. Обычно этим занимается директор предприятия или организации, где студент проходил практику. В этом случае рецензия оформляется на специальном документе организации. Рецензент должен в полной мере владеть темой, понимать все аспекты работы, грамотно описать все плюсы и минусы. Помимо прочего, сам документ должен быть правильно оформлен. Должно быть подтверждение в виде печати и подписи руководителя (без этого рецензия будет недействительной). Очень часто директора предприятий и преподаватели просят студента самостоятельно написать и оформить документ, а преподавателю остается лишь поставить печать и подпись. Раз такая практика имеется, то каждый студент должен быть готов самостоятельно написать отзыв. Для этого нужно ознакомиться с хорошими примерами написания рецензии и подробной инструкцией по ее оформлению.

Общая информация

Как писать рецензию? С примером готовой работы, конечно, и по установленным, общепринятым пунктам. Особых проблем с основной частью рецензии возникнуть не должно. Студент лучше, чем кто-либо, знает все преимущества и недостатки своей дипломной работы и сможет наиболее грамотно их описать.

Следует взять во внимание следующие важные требования к работе, которые проверяются и описываются в рецензии:

  • структурированность;
  • актуальность;
  • уникальность;
  • полнота материала;
  • оформление в соответствии с требованиями ГОСТа.

Для удобства восприятия рецензию можно условно поделить на три основных элемента:

  1. Вводная часть, где рецензент будет описывать актуальность темы.
  2. Основная часть, где более скрупулезно рассматриваются аспекты работы, достоинства и недостатки (самая большая часть).
  3. Заключение, где делается основной вывод (включает в себя отметку и вердикт преподавателя о том, допущен студент к защите или нет).

Лучше избегать общих фраз и различных клише. В рецензии должно быть больше конкретики и меньше воды.

Шапка

Здесь все максимально просто. В интернете существует масса примеров рецензий на произведения художественного характера и прочие схожие работы со специфичным оформлением, но когда речь идет о дипломной, все должно быть максимально аскетично.

В верхней части пишется слово «Рецензия», затем тема работы, должность и Ф.И.О. автора.

Например, «Рецензия на статью "Использование современных IT-технологий в обучении французскому языку" кандидата педагогических наук, доцента кафедры иностранных языков МВГУ Песня Ольги Петровны».

Оценка научной новизны и актуальности

Любой научный труд базируется на этих двух аспектах, и они являются наиболее важными для работы студента. Актуальность может заключаться в использовании новых методик, разработки уникального комплекса мер по устранению существующих проблем в сфере деятельности, которая рассматривается в дипломной работе, или свежем взгляде на привычные вещи. Так или иначе этот момент должен быть описан в самой работе и отражен в рецензии на нее. Если отзывом занимаетесь вы лично, то чтобы упростить себе задачу, можно найти этот пункт в своем выпускном проекте и, перефразировав, внести его в рецензию. По поводу актуальности и новизны достаточно написать 2-3 предложения.

Краткий анализ содержания

Примеры рецензий на пособия и разные типы работ сильно отличаются. Краткий анализ – это еще один немаловажный пункт, в котором будет выведена основная идея всего проекта. В чем заключалась суть работы, какова ее цель и каких результатов планировал достигнуть автор. Тут же нужно уместить информацию о том, была ли поставленная автором цель достигнута, какие идеи были реализованы в ходе исследования.

Например, автором была проведена серьезная работа по исследованию возможностей использования современных IT-технологий в обучении французскому языку. Были предложены новые средства обучения, помогающие развивать навыки чтения, говорения, слушания и письма. Цель - создать комплекс упражнений с использованием современных технологий была достигнута.

Преимущества работы

Существует масса примеров рецензий на программы исследований и дипломные работы от преподавателей и директоров различных предприятий, где этот пункт описывается достаточно сухо, так как рецензент не был особо воодушевлен проектом. Если студенту предстоит самостоятельно писать рецензию, то он получает возможность похвалить себя как следует, описав положительные стороны своего исследования и его преимущества во всей красе. Главное - не переборщить, иначе вы добьетесь лишь того, что комиссия завалит вас вопросами на защите и создаст немало проблем.

Недостатки курсовой работы или диплома

А вот тут могут начаться трудности. В самом деле, кто захочет сам на себя наговаривать и отражать какие-либо недочеты собственного проекта? Сделать это все же придется. Объективно описать проблемы и недочеты вряд ли получится. Лучше опираться на те изъяны, что были выявлены вашим научным руководителем. Посоветуйтесь с научным руководителем или руководителем практики, кому, как не им, лучше всего известно, какие недостатки есть у вашей квалификационной работы?

Главное, чувствуйте грань и не напишите про себя лишнего. Слишком критичное отношение к себе может завести в тупик и вовсе лишить возможности выступить на защите.

Практическая ценность исследования

Если вы посмотрите на примеры написания рецензий на дипломную работу, то вряд ли обнаружите там этот пункт. Обычно практическая ценность исследования указывается только в том случае, если речь идет о кандидатской работе или диссертации. Тем не менее если в вашем проекте такой пункт есть, то об этом обязательно нужно сказать. Конечно, указать факт наличия практической ценности недостаточно, рецензент обязан выразить свою позицию и сказать, чем именно может быть полезен выполненный труд.

Оценка

Оценка работы должна иметь общий и частный характер. Это значит, что рецензент в полной мере должен оценить всю работу и каждую отдельную главу.

В общую оценку входят такие моменты, как правильное оформление и соразмерность каждой главы и параграфа, логичность материала, наличие грамотно построенных выводов по каждой части. Присутствие профессиональных терминов, приложений, изображений, таблиц, гистограмм и прочих визуальных акцентов.

В первой главе оценивается то, как автор работы подает информацию, соответствие научному стилю изложения, общий уровень грамотности. Умение автора четко сформулировать мысль и донести свое мнение по исследуемой теме.

Во второй главе оценивается то, насколько глубоко изучена тема, насколько качественный анализ был проведен автором, какие выводы были сделаны в итоге. Вся деятельность студента по сбору и обработке информации из источников, статистики, интерпретация полученных данных расписываются в этом пункте.

В третьей главе описывается возможность практического применения тех рекомендаций, что дает студент в своей работе. Идеи, которые были реализованы в ходе преддипломной практики. Конкретные предложения и готовые варианты их использования в реальной жизни и работе. Эта часть может быть вписана во вторую главу, если та является практической.

Оформление рецензии

Если взглянуть на примеры рецензий на курсовую или дипломную работу, становится ясно, что визуально они оформляются так же, как сама дипломная или курсовая. Требования:

  • шрифт – Times New Roman;
  • размер шрифта – 14 пунктов;
  • поля страницы – 2 сантиметра;
  • колонтитулы – номер страницы по центру внизу.

Пример

Как написать рецензию? Проще всего сделать это с опорой на конкретную работу. Ниже будет предложен один образец, на который можно ориентироваться.

Рецензия

На выпускную квалификационную работу по теме «Использование IT-технологий в обучении французскому языку» студентки Птициной Елизаветы Сергеевны.

Актуальность представленной работы обуславливается рядом факторов. Среди них необходимость соответствия уровня образования новым требованиям, которые возлагаются на выпускников, и повсеместное распространение IT-технологий, оказывающих влияние на различные сферы жизнедеятельности.

Птицина Е.В. обработала большой массив информации, включая научные работы и учебные пособия. Методологическая и теоретическая основы находятся на высоком уровне. Информация, представленная в дипломной работе, имеет четкую последовательность, структурирована и изложена в соответствии с научным стилем. Объем дипломной работы составляет 97 страниц, среди которых 4 приложения, 7 рисунков, 2 таблицы и 5 диаграмм.

В первой главе автор провел глубокий и подробный анализ теоретической информации по выбранной теме. В деталях раскрыто само понятие IT-технологий, основные аспекты и проблемы обучения французскому языку. Определены цели работы и методика анализа эффективности использования IT-технологий в образовании.

Во второй главе определены особенности обучения в средней общеобразовательной школе. Автором представлена характеристика работы школы и предложен эксперимент по выявлению эффективности предложенной им программы обучения. Описаны инструменты, которые использовались в ходе практики. Подготовлен комплекс уроков с использованием современных IT-технологий. Автор провел анализ проделанной работы и предоставил конкретные данные по повышению эффективности обучения с использованием IT-технологий.

Студент показал способность правильно излагать свои мысли. Сформулированные выводы имеют веские обоснование и могут быть использованы на практике. Серьезных недочетов в работе найдено не было. Она выполнена в соответствии с требованиями ГОСТа. Рекомендуемая оценка – «отлично».

Этот пример рецензии на работу (курсовую или дипломную) немного упрощен, но может быть использован вместе с более подробными отзывами.

Перед написанием необходимо еще раз ознакомиться с выпускной работой. Проверить ее на соответствие требованиям. Ознакомиться с несколькими примерами рецензий на дипломные работы. По итогу проверки нужно еще раз проверить уникальность проекта и несколько раз перечитать готовый отзыв.

fb.ru

Как грамотно писать рецензию? Образец рецензии на статьи

Перед тем как говорить о том, что представляет из себя образец рецензии на статьи, хотелось бы рассказать о самом жанре. Ведь только зная его специфику и разбираясь в его особенностях, получится написать действительно грамотное журналистское произведение.

Рецензия как аналитический жанр

Если проводить параллель между этим жанром и каким-либо другим, то для сравнения в данном случае лучше всего подойдёт развернутая аннотация. У них довольно схожие задачи. И аннотация, и рецензия призваны поведать читателю, о чем идет речь в том или ином произведении (спектакле, фильме, статье), чем оно интересно, какими особенностями примечательно. Еще этот жанр имеет кое-что общее с литературно-критической статьёй, так как пишущий человек обязан иметь собственное мнение, свою идею, уметь грамотно изложить суть самого произведения и донести её до читателей. Это не отзыв, для которого достаточно лишь впечатлений от прочитанного или просмотренного. Рецензия – это многогранный, сложный и интересный жанр. Нужно уметь работать в нём. И потому важно изучить не один образец рецензии на статьи, чтобы и самому научиться применять теоретические навыки на практике.

Составляющие рецензии

Итак, следует рассмотреть, из чего состоит рецензия. В роли её объекта выступает художественное явление, которое создаётся каким-либо видом искусства. В данном случае рассматривается рецензия на статью из журнала, так что подспорьем для её написания будет являться именно журналистское произведение. То есть явление средств массовой коммуникации. Статья, на которую надо написать рецензию, является предметом. Теперь о главных задачах. Автор должен не только представить статью, он обязан оценить её, причем со всех сторон, если такое возможно. В этом и заключается основная специфика данного жанра – рассмотреть статью со всех точек зрения. Данная многоаспектность определяет сложность рецензии. Такую цель перед собой ставит разве что обозрение (в плане жанра). Важно, чтобы автор сумел грамотно соотнести информационный аспект с аналитическим, объективный - с субъективным. Если всё это будет соблюдено, то, можно сказать, половина жанровых особенностей учтена.

Как правильно оформлять рецензию

После того как были рассмотрены основные особенности жанра, можно приступить к главной части. А именно к вопросу о том, как писать рецензию на статью. Это очень важный вопрос. И лучше всего для наглядности привести образец рецензии на статьи, описав последовательность изложения авторской мысли на бумаге. Первым делом идёт название статьи, ФИО её автора. После этого – описание вопросов и главных проблем, о которых рассказывает журналист в своём произведении. Стоит отметить, что образец рецензии на научную статью несколько отличается от того, по которому рецензенты работают, описывая журнальные или газетные публикации. Однако отличия небольшие. Если рассматривается научный труд, то нужно рядом с названием статьи указать аффилированность, а также регалии. Третьим пунктом идёт степень актуальности работы, а затем – определение наиболее важных аспектов публикации. И наконец, выводы обо всём, что было сказано рецензентом. Завершают публикацию сведения о человеке, который является автором рецензии: место его работы, ученая степень, звание, ФИО, печать, а также подпись.

Стилистические особенности

После того как образец рецензии на статьи был рассмотрен, нужно уделить внимание тонкостям процесса написания публикации. Многим сложно начать излагать свою идею, однако, руководствуясь некоторыми советами и вышеописанным примером, можно написать действительно толковый труд. Многих начинающих журналистов волнует вопрос о том, как писать рецензию на статью. Для начала следует руководствоваться некоторыми советами опытных рецензентов. В тексте советуют использовать такие словосочетания, как “в статье автор уделяет внимание таким аспектам, как…” или “он грамотно анализирует и справедливо отмечает…” и т. д. Такими фразами можно не только связать предложения между собой, но ещё и положить начало новому абзацу. Ведь каждая подобная фраза подразумевает развитие: рецензент может написать о том, как автор воспринимает сюжет, как он его описывает, какие приемы для этого использует, насколько богата его речь, изобилует ли она сравнениями и сопоставлениями. Чтобы хорошо написать такой труд, нужно самому почувствовать себя рецензентом, ведь только так получится понять всю суть написанного и как можно лучше донести её до читателя.

Заключение и выводы

Рецензия - очень важная часть в любом журналистском произведении. Автор обязан систематизировать и обобщить всё вышесказанное им, причем как можно более понятно и кратко. Вывод лучше всего начать словами: “Исходя из всего сказанного, можно утверждать, что…”, а дальше непосредственно дать заключение, является ли статья информативной и полезной для читателя, понятно ли её автор изложил суть, объемно или не очень, насколько хорош его стиль написания. Одним словом – всё подытожить и поставить, таким образом, точку.

fb.ru

как писать – правила и примеры

Рецензия на научную статью – это официальный отзыв, содержащий объективный анализ и профессиональную оценку исследования, представленного в письменном виде. Ее наличие – обязательное, установленное ВАК, условие, без соблюдения которого невозможна публикация ни в одном издании из перечня Высшей аттестационной комиссии.

Требования к рецензии

По общепринятому правилу объем рецензии на научную статью любого размера не должен превышать лимита в 3 500 знаков без пробелов, но краткость приветствуется не только в художественной литературе, поэтому редакции печатных и электронных журналов не будут возражать, если у рецензента получится дать развернутую и обоснованную оценку в тексте меньшего размера.

Содержание и стиль

Рецензия на статью должна включать:

  1. Тезисный анализ ее содержания.
  2. Указание степени новизны исследования, его соответствие актуальным научным тенденциям.
  3. Оценку теоретической и прикладной значимости описанного в работе исследования.
  4. Анализ соблюдения требований к оформлению, структурированности и целостности работы.
  5. Обоснованную критику недостатков статьи.
  6. Общую оценку статьи и рекомендации к ее опубликованию.

В рецензии на научную статью эмпирического характера нужно отметить качество экспериментальной и документальной базы или теоретического моделирования, послуживших основой для выводов, сделанных автором.

В рецензии на статью недопустимы:

  1. Банальный пересказ текста.
  2. Субъективность оценок, отсутствие аргументации мнения рецензента.
  3. Отклонения от стандартов научного стиля речи.
  4. Высказывания от первого лица.

Научное рецензирование – особый жанр, не имеющий ничего общего с художественным словом, поэтому использование специфических клише и канцеляризмов не только допустимо, но и одобряется Министерством образования и науки.

При написании рецензии принято использовать определенные речевые шаблоны:

  • в статье автора…;
  • значимость проведенного автором исследования неоспорима…;
  • автор пишет о проблеме…;
  • изучив статью…;
  • в рецензируемой работе…;
  • работа посвящена актуальной теме…;
  • в статье подробно раскрыта проблема…;
  • автор высказал неординарную точку зрения на…;
  • в статье на первый план выдвинуто…;
  • автор использует нестандартные методы описания, систематизации и т. д.;
  • автор проявил умение анализировать…;
  • работа проведена на высоком научном уровне…;
  • точка зрения автора подкреплена…;
  • статья – пример глубокой проработки темы…;
  • написание статьи по обозначенной автором проблематике обусловлено современным состоянием…;
  • в статье автор точно расставляет акценты на…
  • безусловная заслуга автора состоит в…;
  • автор изучил большой объем фактического материала…;
  • статью отличает доказательность…;
  • из положений, высказанных в рецензируемой работе, следует…;
  • утверждения автора логически связаны и подтверждаются…;
  • автор сделал логичные выводы на основании полученных данных…;
  • автор статьи углубляет наше представление о…;
  • выводы работы убедительно подтверждаются…;
  • к недостаткам статьи следует отнести…

Образец использования речевых шаблонов в рецензии на статью

Скачать шаблон рецензии

В заключение обязательно указываются Ф. И. О. рецензента, отзыв заверяется печатью организации, в которой он работает.

Редакции солидных журналов не принимают электронные копии рецензий на научные статьи – рассматриваются только оригиналы, отправленные обычной почтой, курьером и т. д. или предоставленные лично.

План

В стандартном виде план рецензии на научную статью выглядит следующим образом:

  1. Общая информация о работе (название статьи, должность, ученая степень, Ф. И. О. автора).
  2. Актуальность темы.
  3. Тезисное освещение поднятого в статье вопроса.
  4. Оценка значимости проведенного исследования.
  5. Недостатки работы.
  6. Рекомендация к публикации – допустить к печати или нет.

Второй и третий пункты допускается менять местами, а если недочетов в статье нет, то пятый пункт опускается.

Пример рецензии на статью

Для наглядности несколько примеров готовых рецензий на научные статьи:

  1. По военному делу и автоматизированным системам анализа данных (есть отрицательные рецензии).
  2. По психологии.
  3. По международным финансам – развернутая рецензия.
  4. По менеджменту знаний.

Рецензия – это не только пропуск для научной статьи к публикации, но и подтверждение профессиональной компетентности ее составителя. Даже если работа, по мнению, пишущего отзыв, недостойна внимания, суждения должны высказываться максимально корректно, без нападок и, конечно же, аргументированно, что продемонстрирует хорошее владение темой и умение рецензента вести научную дискуссию.

edunews.ru

Рецензия на научную статью - образцы

Примеры рецензии на научные статьи:

  1. Статья по ветеринарной медицине - рецензия
  2. Статья растения, химия, микробиология - рецензия
  3. Статья по технической теме - рецензия
  4. Статья по бухгалтерскому учету - рецензия
  5. Статья по экологическому учету - рецензия

1. РЕЦЕНЗИЯ на статью Криштофоровой Б. В. и Шахова П. А. «Морфометрические параметры соматических лимфатических узлов и их кровеносных сосудов у суточных и мертворожденных телят»

В работе приводятся новые данные морфометрических показателей соматических лимфатических узлов живых односуточных и мертворожденных телят в сравнительном аспекте и представляют интерес для морфологов.

К замечаниям следует отнести:

1. Не указаны методы исследования, поэтому совершенно не ясно, что подразумевают авторы под минимальным и максимальным поперечникам КС МЦР (стр.6, 13-14 строчки снизу). Ведь поперечник одного и того сосуда один и тот же!

2.  На сЛ, 2-й абзац, 5-я строка читаем «расположение плода в плаценте». Возможно авторы имеют ввиду плодный пузырь?

3.  Желательно было бы в названии и в тексте указать у живых суточных телят.

4.  Нет расшифровки аббревиатур ЛУЗ, КС (стр. 3 и 5).

5.  В артериях согласно международной анатомической номенклатуры нет мышечного слоя (с. 6), и есть 3 оболочки: внутренняя, средняя и наружная (медия – в транскрипции кириллицей не употребляется, тогда надо писать tunica media.)

6. Главное - нет заключения, резюме в конце статьи.

Рецензент, профессор Н. П.Барсуков

 Скачать - Statja-po-veterinarnoj-medicine-recenzija.zip

 

2. РЕЦЕНЗИЯ на статью Щигорцовой О. Л. с соавт. «Вплив бактеризації насіння мікроорганізмами різної функціональної дії на симбіотичну азотфіксацію і продуктивність нуту»

Статья Щигорцовой О. Л. с соавт. «Вплив бактеризації насіння мікроорганізмами різної функціональної дії на симбіотичну азотфіксацію і продуктивність нуту» содержит объемный фактический материал, который не может быть опубликован в данной форме. Имеется ряд существенных замечаний:

1.  Отсутствует единообразие в таблицах (например, в табл.1 и 3 – урожайность зерна, в табл.2 – урож. насіння).

2.  Табл. 1 и частично табл.3 поданы без математической обработки данных.

3.  Данные табл. 1-2 и табл.3 несопоставимы. Например, урожайность зерна сорта Триумф в контрольном варианте в табл.1 – 21,9 ц/га, табл.3.– 5,9 ц/га; НА – 114 и 31449 ед. соответственно и др. Считаю целесообразным разделить статью на две части, материал табл.3 подать в виде отдельной статьи или дать подробную трактовку различий.

4.  Выводы поверхностные, без конкретизации итогов очень объемной и ценной работы. Необходимо сделать 4-5 конкретных выводов.

После соответствующей доработки статья может быть опубликована в сборнике научных трудов.

Канд. биол. наук, доцент Л. Ю.Баглаева

Скачать - Statja-rastenija-himija-mikrobiologij-recenzija.zip

 

3. Рецензия на статью к. т.н. доцента Завалия Алексея Алексеевича и ассистента Яновича Ивана Викторовича. ВЛИЯНИЕ ФОРМЫ ОТРАЖАЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ НА РАВНОМЕРНОСТЬ ОБЛУЧЕНИЯ ПРОДУКТА СУШКИ В ИНФРАКРАСНОЙ СУШИЛЬНОЙ КАМЕРЕ.

Работа посвящена актуальному направлению пищевой промышленности – разработке методов и устройств переработки сельскохозяйственной продукции. Тема направлена на повышение эффективности инфракрасных сушильных устройств камерного типа.

Результатом работы является:

  1.   Метод формирования геометрии рабочего объема инфракрасной сушильной камеры, обеспечивающий равномерное тепловое воздействие на продукт сушки.
  2.   Расчетные и экспериментальные исследования равномерности облучения поверхности лотка сушильной камеры.

Работа обладает научной новизной – расчетно-аналитически определена форма отражающей поверхности «изотермического» инфракрасного излучателя сушильной камеры; экспериментально определены поля температуры на поверхности лотка инфракрасной сушильной камеры при использовании «изотермических» отражающих поверхностей.

Работа является актуальной и рекомендуется для опубликования в научно-производственном журнале «Пищевая наука и технология» Одесской национальной академии пищевых технологий.

Рецензент Главный конструктор НПО «Элкор», с. н.с, д. т.н. Райхман Д. Б.

Скачать - Statja-po-tehnicheskoj-teme-recenzija.zip

 

4. Рецензия на статью «Значение нематериальных активов и их оценка в соответствии с М(С)ФО 38 «Нематериальные активы» (авторы: Додонов С. В., Строганова А. А.)

Европейский выбор Украины требует от нее приведения бухгалтерского законодательства и учета к бухгалтерским нормам и принципам Европейского сообщества. Известно, что в экономически развитых странах нематериальные активы играют значительную роль в хозяйственной деятельности предприятия. Включение стоимость нематериальных активов в баланс предприятия делает более реальной оценку его имущества – показатель, оцениваемый с точки зрения инвестиционной привлекательности.

В связи с этим возрастает значение нематериальных активов и связанная с этим проблема определения их рыночной стоимости, а также правильного отражения их в отчетности. Опыт оценки и учета нематериальных активов в практике ведения бухгалтерского учета в Украине невелик, поэтому вопросы, выбранные авторами для изучения в настоящее время особенно актуальны.

В статье рассмотрены особенности категории нематериальных (неосязаемых) активов в международной практике бухгалтерского учета. Проанализирована взаимосвязь стоимости компаний и их нематериальных активов. Интерес представляет сравнение категории нематериальных активов в толковании различных научных школ.

В связи с отмеченным выше, считаем, что рецензируемая статья соответствует требованиям ВАК, предъявляемым к научным публикациям и рекомендуется к публикации в сборнике научных трудов ЮФ НУБиП Украины «Крымский агротехнологический университет».

Заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга ЮФ НУБиП Украины «КАТУ», д. э.н., профессор В. А.Беспалов

Скачать - Statja-po-buhgalterskomu-uchetu-recenzija.zip

 

5. Рецензия на статью «Особенности организации экологического учета и отчетности» (авторы: Додонова М. В., Бунчук Н. А.)

Проблема интеграции Украины в систему международных экономических отношений может рассматриваться с различных точек зрения. Одной из таких сторон является приведение в соответствие информации, формируемой отечественной системой бухгалтерского учета, с требованиями международных стандартов учета и финансовой отчетности.

В течение последних нескольких лет ведущими учеными, специалистами, бухгалтерами-практиками предпринимаются значительные усилия по реформированию и преобразованию национальной системы бухгалтерского учета. К числу относительно новых и особенно актуальных вопросов финансового учета и отчетности относится экологический учет, а также контроль. Они являются на сегодняшний день наиболее динамично развивающимися областями международной бухгалтерии и включают в себя финансовый и управленческий учет, отчетность по экологическим показателям и экологический аудит. Таким образом, выбранная тема исследования является в настоящее время особенно актуальной.

В статье рассмотрены сложности введения экологического учета на предприятиях, состоящие в отсутствии методических разработок по этой проблеме, в сложности определения ряда показателей, учитывающих состояние и динамику изменения компонентов природной среды. Авторами сделан ряд предложений по отражению экологических расходов на счетах бухгалтерского учета, а также предложены дальнейшие пути внедрения экологического учета в практику украинских предприятий.

В связи с отмеченным выше, считаем, что рецензируемая статья соответствует требованиям ВАК, предъявляемым к научным публикациям и рекомендуется к публикации в сборнике научных трудов ЮФ НУБиП Украины «Крымский агротехнологический университет».

Заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга ЮФ НУБиП Украины «КАТУ», д. э.н., профессор В. А.Беспалов

Скачать - Statja-po-jekologicheskomu-uchetu-recenzija.zip

po-teme.com.ua

Оформление рецензии для статей ВАК - Мои статьи - Каталог статей

Научные периодические издания Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, для экспертной оценки рукописей поддерживают институт рецензирования.

Для размещения статьи в журнале, рекомендованном ВАК, необходимо представить отсканированную выписку из протокола заседания кафедры (подразделения) с рекомендацией к печати либо рецензию научного руководителя. Предоставляемый документ должен быть подписан и заверен печатью. Рецензия составляется в произвольной форме и обязательно должна содержать:

1. Полное название статьи, должность автора статьи, Ф.И.О. автора.

 

Образец: РЕЦЕНЗИЯ
на статью "Применение методов стратегического маркетинга в
государственном управлении жилищным строительством" соискателя, ст .преподавателя кафедры экономики и управления городским строительством РЭА им. Г. В. Плеханова Гаврилова Максима Владиславовича

2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья.

 

Образец: … В статье доказывается потребность и возможность использования методов стратегического маркетинга в государственном планировании и прогнозировании. …


3. Степень актуальности рецензируемой статьи.

 

Образец: … Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку методы стратегического маркетинга позволяют определять причинно-следственные связи и соподчиненность факторов развития рынка строительства жилья. В результате государственное управление будет опираться на всесторонне понимание его закономерностей.


4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье.

 

Образец: … Особенностью подхода автора является применение методологии стратегического маркетинга в государственном управлении. В статье обосновывается необходимость и допустимость применение подходов стратегического маркетинга в государственном планировании и прогнозировании. …


5. Рекомендацию публикации статьи. Обязательным является заключение "данная статья может быть рекомендована к публикации".

 

Образец: … Научная статья М. В. Гаврилова "Применение методов стратегического маркетинга в государственном управлении жилищным строительством" соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.

6. Ученое звание, ученая степень, должность, место работы, Ф.И.О. рецензента, печать, подпись.

Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на научную статью:

Автор в своей работе дает подробный анализ... Автор грамотно анализирует...
Автор данной статьи акцентирует внимание... Автор справедливо отмечает...
Автор на конкретных примерах доказывает... Автор обращает внимание на ...
Актуальность исследования заключается в... В статье автор рассматривает...
В статье анализируются основные подходы... Данная статья демонстрирует...
В статье выявлены и раскрыты проблемы... Особо следует подчеркнуть...
Особое внимание в исследовании ... уделено... Рассмотренная концепция...
Особый интерес представляет вывод о... Внимания заслуживает...
Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
В качестве основных моментов используемой автором методологии...
Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей.
Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную научную статью на довольно редкую тему...
Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес.
Все содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников.

aspiranty.ucoz.ru