Значение финансов в системе социально экономических отношений – Социально-экономическая сущность и функции финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Содержание

Вопрос 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов

Сущность финансов, их роль в процессе общест­венного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы – это:

экономические отношения, связанные с формированием, распределе­нием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач госу­дарства и обеспечения условий рыночного воспроизводства;

экономический инструмент распределения и перераспределения вало­вого внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода;

– средство контроля за образованием и использованием денежных фондов. Финансы отличаются от денег по содержанию и по функциям. День­ги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей.

© Финансовые отношения образуют две сферы:

– экономические денежные отношения, связанные с формированием и ис­пользованием централизованных денежных фондов государства, аккуму­лируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

– экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

О Главное назначение финансов:

– обеспечить потребности государства и предприятий в денежных сред­ствах путем образования денежных доходов и фондов;

– контроль за расходованием финансовых ресурсов.

© При создании централизованных денежных средств и их распределении финансы выражают денежные отношения, возникающие между:

» предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных цен­ностей, реализации продукции и услуг;

» предприятиями и вышестоящими организациями;

е> государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

ез> государством и гражданами при внесении ими налогов и доброволь­ных платежей;

» предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесе­нии платежей и получении ресурсов;

«в> отдельными звеньями бюджетной системы;

е> страховыми организациями и предприятиями и населением при упла­те страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхо­вого случая,

«в а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятия.

Главный материальный источник денежных фондов в любой стране — национальный доход стоимость произведенного валового внутреннего про­дукта за вычетом стоимости потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Во всех странах большое значение придается ста­тистике национального дохода, поскольку именно от объема националь­ного дохода и его отдельных частей — фонда потребления и фонда накоп­лениязависят темпы развития экономики и ее структура.

Финансы выступают связующим звеном между созданием и использо­ванием национального дохода. Они воздействуют на общественное про­изводство, распределение и потребление и носят объективный характер.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, представляющие в совокупности финансовые ресурсы страны. Увеличение национального дохода – главное условие роста фи­нансовых ресурсов. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения обще­ственного производства. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен в интересах общества.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений показывает, за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

С помощью финансов происходит вторичное общественное распреде­ление вновь созданной стоимости (или перераспределение), поэтому фи­нансы — распределительная категория.

В развитых странах мира доля национального дохода, пере­распределяемая через все звенья финансовой системы, резко возросла: с 9-18% до первой мировой войны дс 35-50% в 1960-1990 гг.

© Во второй половине XX столетия, в период ускорения развития произ­водительных сил за счет развертывания научно-технической револю­ции, расширения функций государства, демократизации общественной жизни в странах с развитой рыночной экономикой произошли

сущест­венные изменения в сфере государственных финансов:

– существенная доля средств стала направляться на социальные цели;

– потребности научно-технической революции обусловили рост расхо­дов на образование;

– значительное развитие получили внебюджетные социальные фонды;

– государство в распределительных процессах стало активнее использо­вать механизм регулирования цен и кредита. До распределения и пере­распределения национального дохода товар должен быть реализован.

Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от ре­ализации продукции к ее собственникам, и является исходной осно­вой дальнейшего распределительного процесса. Регулируя спрос и пред­ложение, цены тем самым оказывают воздействие на воспроизводство. Таким образом, финансы и кредит — взаимно связанные категории. Вместе они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Финансы выполняют следующие основные функции: распределитель­ную, контрольную и регулирующую, осуществляемые ими одновременно.

Распределительная функция финансов выражается в следующем. © Формирование первичных (или основных) доходов происходит в матери­альной сфере за счет двух источников:

е> зарплаты специалистов, рабочих, служащих; личных доходов пред­принимателей, менеджеров; доходов фермеров, крестьян;

е> доходов предприятий сферы материального производства.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, совершаемых с помощью фи­нансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого ка­чества жизни широких слоев населения.

Контрольная функция обеспечивает контроль за распределением вало­вого внутреннего продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

© В рыночной экономике финансовый контроль охватывает производствен­ную и~непроизводственную сферы и нацелен:

е> на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства;

е> ускорение научно-технического прогресса за счет использования ре­зультатов научно-технической революции;

е> всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хо­зяйства;

<в> усиление экономического стимулирования;

е> рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и фи­нансовых ресурсов и природных богатств;

«а> сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бес­хозяйственности и расточительства.

В задачи финансового контроля входит проверка:

е> точного соблюдения гражданами и предприятиями законодательства по финансовым вопросам;

е> своевременности и полноты выполнения ими финансовых обяза­тельств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками;

е> исполнения взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

В процессе финансового планирования при исполнении доходной и расходной части бюджетной системы работники финансовой и налого­вой службы осуществляют финансовый контроль.

Регулирующая функция финансов проявляется в том, что государство через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кре­дит) регулирует процесс общественного воспроизводства. В целях регу­лирования экономических и социальных отношений используются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. В настоящее время регулирующая функция в на­шей стране развита недостаточно.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, высту­пающий составной частью хозяйственного механизма экономики.

Фи­нансовый механизм представляет собой совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и ис­пользования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансовой системой, финансовое законодательство. При углублении рыночных ре­форм применяется качественно новый механизм. Это относится к взаимо­отношениям предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджет­ными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

studfiles.net

1. Сущность и признаки финансов. Их место в системе экономических отношений.

1. Сущность и признаки финансов. Их место в системе экономических отношений. 2

2. Понятие финансовой системы и принципы ее построения. Дополнить принципы, возможно переделать картинку. 3

3. Особенности и значение государственных и муниципальных финансов. 4

5. Особенности финансов некоммерческих организаций. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов НКО. 6

6.Социально-экономическая сущность государственных внебюджетных фондов. 7

7. Сущность страхования и его виды. 8

8. Необходимость и сущность кредита, принципы кредитования. 10

9. Формы кредита и их характеристика. 11

10. Понятие и структура кредитной системы РФ. Характеристика её элементов. 12

11. Сущность и функции денег. 14

12 Денежная система РФ и ее элементы. 15

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Основным условием появления финансов является развитие товарно-денежных отношений и появление денег. Причиной возникновения финансов является участие государства в них. Любые финансовые отношения должны быть опосредованы правовыми актами.

Финансы– совокупность денежных отношений по поводу распределение, перераспределения стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода и формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Финансы– денежные отношения по поводу распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

Признаки финансов.

  1. Денежный характер.

  2. Распределительный характер. Финансы служат экономическим инструментом распространения совокупного общественного продукта и национального дохода. Процесс распределения и перераспределения продолжается до тех пор, пока деньги не дойдут до конечного потребителя. Для того, чтобы распределить и перераспределить созданный продукт, изъять его у одного собственника и передать другому необходимы особые отношения, которые и составляют содержание категории финансов.

  3. Фондовая форма распределения стоимости общественного продукта, т.е. для целевого использования финансовых ресурсов необходимо создавать денежные фонды. 2 уровня денежных фондов:

  • Централизованные фонды (публичные) – госбюджет, муниципальный бюджет, внебюджетные фонды.

  • Децентрализованные фонды (корпоративные) – финансы хоз. субъектов.

  • Признак императивности (властности). Он определяется основной ролью государства.

  • Безъэквивалентный характер. Т.е. уплата налогов – безвозмездный процесс.

    Распределительная функцияфинансов означает участие финансов в распределении и перераспределении стоимости совокупного общественного продукта и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

    Контрольная функцияобеспечивает соблюдение финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, банками и налоговой службой. Цель финансового контроля – рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

    Регулирующая– связана с вмешательством государства через финансы (гос.расходы, налоги, гос.кредит) в процесс воспроизводства – в РФ развита слабо.

    Стабилизационная: цель – обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, т.к. без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

    • Министерство РФ по налогам и сборам (контроль за своевременностью и полнотой перечисления налогов и иных обязательных сборов)

    • Счетная палата РФ (высший орган государственного финансового контроля)

  • studfiles.net

    Социально экономическая сущность финансов – функции и описание!

    Содержание материала

    Социально экономическая сущность финансов

    Основные определения

    Финансы — это отношения между эконом. субъектами, которые возникают в процессе создания, распределения и последующего перераспределения фондов денежных средств. Следует различать термины «финансы» и «деньги». Деньги — материальное явление, всеобщий эквивалент, средство обмена, накопления и платежа. Финансы — это именно взаимоотношения, сами по себе, в отрыве от субъектов экономической деятельности, финансы не существуют.

    Деньги

    Выделяют централизованные (государственные) и децентрализованные финансы. Централизованные — это финансы государства, куда входят бюджет и различные внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы — это эконом. отношения, определяющие круговорот ресурсов между предприятиями.

    Финансы как отношения возникают между различными типами экономических субъектов. Некоторые из этих отношений показаны в Таблице 1.

    Экономические субъектыФорма отношений
    Юридические лицаПриобретение товаров, реализация продуктов и услуг
    Юридические лица и стоящие над ними инстранцииСоздание централизованных денежных фондов и их распределение
    Государство и юридические лицаНалоговые отношения, субсидии, субвенции
    Государство и гражданеНалоги, сборы, добровольные платежи
    Юридические лица, население и внебюджетные фондыПлатежи во внебюджетные фонды, получение ресурсов из этих фондов
    Различные уровни бюджетной системыБюджетное регулирование, субсидии, субвенции
    Юридические лица, граждане и страховые компанииСбор страховых взносов, выплаты при возникновении страхового случая

    Функции и роль финансов

    В научной литературе взгляд на функции финансов несколько различается, однако можно выделить пять базовых функций, относящихся финансам. Данные функции показаны в Таблице 2.

    ФункцияСуть функции
    АккумулирующаяКонцентрация и мобилизация денежных ресурсов для развития организации, экономики, общества
    Распределительная (перераспределительная)Функция позволяет распределять ресурсы на различных уровнях, начиная с гос. бюджета и заканчивая финансами предприятий
    РегулирующаяЗаключается в равновесном распределении денежных средств в различных финансовых системах
    СтимулирующаяВыражается в стремлении субъектов экономики повысить свою эффективность
    КонтрольнаяСпособствует рациональному учету движения и расходования денежных средств в процессе финансовой деятельности

    Перечисленные в таблице функции несут как экономический, так и социальный смысл. Рассмотрим функции финансов на различных уровнях экономической системы.

    Социально-экономические функции и роль финансов на международном уровне

    Сегодня в глобализированном мире финансы играют одну из ключевых ролей. Экономики стран интегрированы друг с другом, развивается международная торговля, закрепляется международное разделение труда. В этих условиях критическое значение приобретает способность государственных, частных и наднациональных институтов аккумулировать денежные фонды и распределять их между странами в мировом масштабе. Такое распределение, с одной стороны, способствует развитию или упадку экономик различных территорий, с другой стороны, непосредственно отражается на уровне занятости, образования и, в конечном итоге, качестве жизни людей. Таблица 3 отражает некоторые примеры работы финансов на международном уровне.

    Субъект управления финансамиСпособ управления финансамиВлияние на экономику и население
    Международные организации (ООН, МВФ, Мировой Банк, ЕБРР и др.)Аккумулирование финансов от стран-участниц организаций. Распределение и перераспределение этих финансов, контроль за финансовыми потоками.Вложения в экономики государств (безвозмездно или в форме кредитования), вложения в социально значимые инфраструктурные проекты, гуманитарная помощь, влияние на мировую экономику.
    Международные инвестиционные банки (Deutsche Bank, Goldman Sachs, Citigroup, Barclays, Merrill Lynch, J.P. Morgan, Morgan Stanley, UBS и др.)Аккумулирование средств частных и корпоративных инвесторов, вложение этих средств на рынках капитала, влияние на мировые и локальные фондовые рынки.Возможность осуществлять движение крупных денежных средств, влиять на ценообразование в сфере ценных бумаг и валютных курсов.
    Международные инвестиционные фонды (Black Stone, TPG Capital и др.)Аккумулирование средств частных и институциональных инвесторов, вложение этих средств в бизнес портфельных компаний.Возможность вкладывать денежные средства в различные бизнесы, что приводит к прямому влиянию на экономики различных стран, уровень занятости населения, становление инфраструктуры.

    Социально-экономическая роль финансов (гос. уровень)

    На государственном уровне функции финансов проявляются особенно ярко, потому что от эффективности управления денежными средствами на уровне страны напрямую зависит качество жизни населения.

    Социально-экономическая роль финансов (гос. уровень)

    Государство аккумулирует фонды за счет различных каналов, основным из которых являются налоговые поступления от физических и юрлиц. Уже на этапе формирования денежных фондов (гос. бюджета), финансы играют важную роль, ведь от корректности налоговой политики зависят темпы роста бизнеса, обеспеченность население и экономическое здоровье страны в целом.

    Распределительная и перераспределительная функция финансов — важнейшие на государственном уровне. Речь идет о формировании и распределении валового внутреннего продукта (ВВП). Основным источником денежных фондов страны служит ее нацдоход, который выражается в совокупной стоимости ВВП за вычетом использованных в процессе операционной деятельности основных и оборотных средств. Нацдоход в определенной степени определяет общую экономическую структуру государства. Страна также может привлекать средства на международных рынках капитала или посредством выпуска государственных долговых бумаг (например — облигаций федерального займа, ОФЗ).

    Распределительная функция

    Страна аккумулирует денежные фонды в форме гос. бюджета, который затем распределяется между экономическими субъектами. Сюда входит перераспределение денежных средств между бюджетами различных уровней (в России — федеральный, региональные и местные бюджеты), субсидии и субвенции бизнесу и регионам, социальные выплаты населению (пенсии, пособия), государственные вложения в ценные бумаги, создание бюджетных и внебюджетных фондов, вложения в государственные инфраструктурные проекты, финансирование государственных учреждений и служб, включая правоохранительные и социальные органы.

    Стимулирующая функция финансов на государственном уровне проявляется в применении правительством прямых и косвенных методов экономического регулирования. Распределение государственного финансирования между различными отраслями экономики способствует развитию одних отраслей и замедлению темпов роста других. Сюда относится и создание новых рабочих мест, строительство и ввод в эксплуатацию жилья, участие правительства в проектах государственно-частное партнерство.

    Стимулирующая функция финансов

    Следует сказать о пенсионных фондах, которые, с одной стороны, аккумулируют пенсионные накопления граждан (накопительная функция финансов), с другой стороны — вкладывают эти средства в различные ценные бумаги и инфраструктурные проекты (распределительная функция). Поиск наиболее эффективных путей вложения пенсионных накоплений, а также постоянный контроль за деятельностью государственных и частных пенсионных фондов выражают стимулирующую и контрольную функции.

    Пенсионные фонды

    Контрольная функция проявляется в мониторинге стадий движения денежных средств, от сбора налогов до распределения государственного бюджета. От качества осуществления государством контроля за движением денежных потоков напрямую зависит благосостояние население и бизнеса. Как известно, чем выше уровень коррупции и финансовых потерь на этапах операционной деятельности государственных структур, тем хуже уровень жизни в стране. В конечном итоге, государственное управление финансами определяет благосостояние нации и будущее страны.

    Социально-экономические функции финансов на уровне предприятий

    На уровне организаций каждая функция финансов является определяющей с точки зрения выживания фирмы. Именно поэтому финансовому менеджменту уделяется столь серьезное внимание, особенно в мультинациональных корпорациях.

    Социально-экономические функции финансов на уровне предприятий

    Аккумулирующая функция проявляется в способности предприятий накапливать денежные средства за счет выручки, грамотно сохранять эти фонды. Предприятия споособны привлекать крупные средства путем эмиссии ценных бумаг: акций и облигаций. Помимо этого, фирмы способны формировать собственные денежные фонды за счет привлечения прямых или венчурных инвестиций. Также средством привлечения средств для предприятий является кредит. Если бы данные инструменты отсутствовали, фирмы были бы вынуждены развиваться исключительно за счет собственных средств, что замедлило бы рост как отдельных предприятий, так и экономики в целом. В данном примере проявляется как аккумулирующая, так и распределительная функции финансов.

    Распределительная и перераспределительная функции проявляются в правильном вложении аккумулированных в результате операционной деятельности средств. Фирма должна решить, вкладывать ли деньги в производственные мощности, расширять ли сеть сбыта или инвестировать деньги в ценные бумаги. В зависимости от фазы экономического цикла, предприятие будет принимать различные решения на этапе распределения финансов.

    Регулирующая функция позволяет бизнесу поддерживать в равновесии собственную структуру. Именно из-за стремления финансового состояния к оптимальности фирмы могут принимать решения о закрытии или реорганизации тех или иных подразделений, выходе на новые рынки, приоритетном финансировании одних проектов в ущерб другим. Особенно ярко это проявляется на примере матричных организаций, где финансирование проекта или продукта определяется его относительными преимуществами относительно других продуктов или проектов.

    Стимулирующая функция финансов при грамотном корпоративном управлении позволяет повысить эффективность как отдельных сотрудников, так и целых подразделений. Менеджмент создает KPI (Key Performance Indicators, Ключевые Показатели Эффективности) для всех подразделений и сотрудников. При грамотной финансовой мотивации эффективность структурных подразделений повышается. Для топ-менеджмента и акционеров мотивирующим фактором являются дивиденды.

    Контрольная функция финансов является критической для любой организации. Корректная организация учета, контроля и аудита позволяет фирмам контролировать издержки и избегать хищений и злоупотреблений на всех уровнях. Здесь важен как внутренний, так и внешний аудит, который проводится специализированными аудиторскими компаниям, в частности, компаниями большой четверки: Pricewaterhousecoopers, Ernst & Young, Deloitte, KPMG.

    Страховые компании

    Отдельно нужно подчеркнуть роль страхования. Страховые компании не только аккумулируют денежные средства на своих счетах за счет страховых взносов, но и вкладывают эти денежные фонды в экономику с целью извлечения прибыли от финансовой деятельности. Таким образом, страховые компании выступают в роли инвесторов и способствуют реализации накопительной, и перераспределительной функций. В поиске наиболее эффективных вложений и мониторинге за этой деятельностью выражаются стимулирующая и контрольная функции. Страховой рынок является важной частью финансовой системы как на государственном, так и на международном уровне.

    Функции и роль финансов в развитии современной экономики

    Финансы во многом определяют образ современной рыночной действительности. Именно накопление крупных фондов частными и государственными институтами, последующее распределение этих фондов, позволили миру стать таким, какой он есть.

    Стимулирующая функция финансов определяет динамизм капиталистической системы, а контрольная функция способствует ответственному отношению к деньгами и их вложениям. Ярким примером является сфера венчурного инвестирования, в рамках которой финансовые вложения в инновационные компании способствовали росту таких мировых гигантов как Facebook, Google, Microsoft, Apple и др.

    Сфера венчурного инвестирования

    bank-explorer.ru

    63.Социально-экономическая сущность и значение финансов населения.

    Термин «финансы» возник в 13–15 вв. в торговых городах Италии и обознач. любой денеж. платеж. В дальнейш. термин получил м/н распространение и стал употр-ся как понятие, связанное с системой денеж. отн-й м/у населением и гос-вом по поводу образования гос-х фондов денеж ср-в. Т.о., данный термин отражал:

    1)денежные отношения м/у двумя S, т.е. деньги выступали мат основой сущ-я и функц-я финансов

    S обладали разными правами в процессе этих отн-й: один из них (гос-во) обладал особ полномоч-ми;

    в процессе этих отн-й форм-ся общегос фонд ден-х средств – бюджет

    регуляр-е поступ-ие ср-в в бюджет не м/б обеспеч без придания налогам и сборам госуд-принудит хар-ра, что достиг-сь посредством правовой нормотворч-й деят-ти гос-ва, создания соотв-го фискального аппарата.

    Т.о., финансы – это всегда денежные отношения, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях; но не любое денежное отношение – всегда финансовое отношение. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образование и использованием (фондов денежных средств.

    Финансы п.с. экономические отношения, связанные с формирование, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

    Социально-экономическая сущность финанс отн-й закл-ся в рассмотрении вопроса, за счет кого гос-во получает фин рес-сы и в чьих интересах использует эти ср-ва.

    Сущность финансов проявл-ся в их функциях. Они вып-т 2 осн функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая фин операция означ-т распределение общественного продукта и НД и контроль за этим распределением.

    1). Распределительная функция

    Данная функция проявляется при распределении НД, когда происходит создание основных (первичных) доходов. Их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

    з/п рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

    доходы предприятий сферы материального производства.

    Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение НД.

    Перераспределение НД связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой НД не создается; перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределения образуются вторичные (производные) доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования НД.

    Перераспределение НД в РФ происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики, в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

    Т.о., перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности, классами и социальными группами населения

    2). Контрольная функция

    Она проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

    Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение НТП, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Ом охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

    Одна из важнейших задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

    Контрольная функция также проявляется через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы.

    3). Регулирующая функция

    Она связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, кредит, налоги) в процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных отношений используется также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование РЦБ. Данная функция развита слабо.

    Функции финансов реализуются через финансовый механизм, включающий совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство.

    Финансы обладают следующими признаками:

    1) Первый признак – денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов, нет денег – не может быть и финансов.

    Воспроизв-й процесс: Произ-во-распределение – обмен – потребление.

    Появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежным средств. Отсутствие такого движения на стадиях производства и потребления воспроизводственного процесса свидетельствует о том, что не являются местом возникновения финансов.

    Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса.

    2) Таким образом, областью возникновения финансов и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте, т.е. важнейшим (вторым) признаком финансов является распределительный характер финансовых отношений.

    3) Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Таким образом, следующий (третий) признак финансов заключается в том, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.

    studfiles.net

    4. Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

    Роль финансов возросла с возникновением и расширением капиталистических товарно – денежных отношений. Финансы способствуют развитию рыночных институтов, достижению экономической эффективности и социальной справедливости, перераспределению ресурсов и т.д. Роль финансов проявляется в следующем: экономической стабилизации; трансформации экономических отношений; адаптации финансовой системы к рыночным преобразованиям; стимулировании инвестиционной активности; решении социальных задач

    Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. Финансы играют важную роль в решении социальных задач – обеспечение необходимыми средствами финансирования соц.сферы.

    5. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

    Воспроизводство основных фондов (ОФ) на предприятии осуществляется путем ремонта действующих ОФ и замены установленных ОФ в процессе капитального строительства.

    Процесс капитального строительства часто сопровождается расширением ОФ, введением в строй новых. Финансы обслуживают воспроизводство ОФ через финансирование ремонтных затрат и финансирование капитального строительства, что чаще называется финансированием капитальных вложений.

    Основным по объему мобилизуемых ресурсов является финансирование капитальных вложений. В процессе их функционирования осуществляется обновление и расширение ОФ, что является условием обеспечения роста промышленного производства на коммерческих предприятиях.

    Основные источники финансирования капитальных вложений – собственные финансовые ресурсы коммерческих предприятий.

    6. Понятие и сущность финансовой системы страны

    Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

    Сущность финансовой системы определяется характером распределительных и перераспределительных отношений по поводу движения стоимости финансовых ресурсов, с одной стороны, и природой государственной власти, с другой стороны, для содержания которой необходимо обязательное взимание финансовых ресурсов с помощью налоговых и неналоговых методов аккумуляции для финансирования расходов, связанных с выполнением государственной властью обязательств перед обществом. Финансовая система государства является отражением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и сообразно задействованной модели экономики в значительной мере определяется ею.

    7. Звенья финансовой системы рф.

    Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений:

    · государственную бюджетную систему;

    · внебюджетные специальные фонды;

    · государственный кредит;

    · фонды страхования;

    · финансы предприятий различных форм собственности.

    Следовательно, финансовая система России состоит из трех крупных сфер: общегосударственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и финансы страхования

    Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных средств, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в сфере материального производства. Основным назначением этой сферы является централизация денежных средств для регулирования экономики и решения социальных проблем на уровне народного хозяйства.

    Финансы хозяйствующих субъектов – это децентрализованные фонды денежных средств, которые образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий. Здесь формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. Ключевое место среди них принадлежит финансам коммерческих предприятий.

    Страхование выделено в отдельную группу в силу специфики страховых отношений, включающих механизм формирования фондов страховых организаций, их использование методами, отличными от применяемых в других сферах финансовых отношений.

    Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурс осуществляемый в системе управления финансами страны и субъектов предпринимательства, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и институтов.

    Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Решение этой задачи осложняется рядом объективных причин, поскольку необходимо учитывать наличие разных интересов участников рынка, рисков выполнения обязательств и т. п.

    Покупателями и продавцами на финансовых рынках выступают домашние хозяйства, предприятия, государство. 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ 1. Государственный бюджет и налоги

    Государственный бюджет – самое крупное звено госфинансов, которое представляет собой форму образования и расходования денежных средств, обеспечивающих функционирование государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться определенная часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство.

    Экономическая сущность бюджета выражается в системе финансовых отношений между государством, органами самоуправления, экономическими субъектами и населением по вопросам жизнеобеспечения деятельности государства в целом.

    Социальная сущность бюджета определяется, с одной стороны, уровнем

    налогового бремени для отдельных групп населения и экономическихсубъектов, с другой – направленностью использования бюджетных средств.

    С юридической точки зрения бюджет – это документ, принимающий форму закона, правового акта, на основании которого формируются и расходуются фонды денежных средств на выполнение общегосударственных функций, функций субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Государственный бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках

    государства с целью использования ее для удовлетворения потребностей всего общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода (иногда национального богатства) между отраслями экономики, сферами общественной деятельности, территориями страны. Кроме этого, посредством государственного бюджета проводятся мероприятия по государственному финансовому регулированию экономики.

    studfiles.net

    13. Роль финансов в социально-экономических процессах

    Способы осуществления перераспределения доходов государством. Показатели, характеризующие уровень жизни населения. Кривая Лоренца как показатель неравномерности распределения доходов. Характеристика социального обеспечения. Модели социальной защиты. Социальная помощь и социальное страхование – сферы социального обеспечения, их отличительные признаки. Формы социального обеспечения. Понятие и объект социальной политики. Главные задачи государственной социальной политики на современном этапе. Компенсация и индексация в системе социальной защиты. Индекс стоимости жизни как показатель уровня благосостояния населения. Платный заказ социальных институтов – альтернатива государственному социальному заказу в условиях трансформационной экономики. Внебюджетные источники финансирования организаций социальной сферы.

    Значение финансового регулирования в экономических процессах. Саморегулирование как стихийный механизм регулирования экономики. Объективная необходимость государственного вмешательства в экономику. Налоги как инструмент воздействия государства на общественное воспроизводство. Прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Регулирование воспроизводственных и отраслевых пропорций. Назначение и структура финансового рынка. Характеристика рынка ценных бумаг.

    1. Сущность финансов

    1.1. Понятие финансов

    1.2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

    1.3. Функции финансов

    1.4. Дискуссионные вопросы функций финансов

    1.5. Финансовые ресурсы

    1.6. Роль финансов в расширенном воспроизводстве

    Контрольные вопросы

    Задания для самостоятельной работы

    1.1. Понятие финансов

    Финансы представляют собой часть денежных от­ношений, связанных с формированием, распределением и ис­пользованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях обеспечения условий расширенного воспроизводства и выполнения функций и задач государства.

    Финансы как экономическая категория выражают экономиче­ские отношения по поводу производства, распределения и ис­пользования валового внутреннего продукта (ВВП), т.е. стоимо­сти конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период вре­мени, и национального дохода (НД) – вновь созданной стоимо­сти или стоимости ВВП за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

    Воздействуя на производство, распределение и использова­ние (потребление), финансы носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

    Главным материальным источником денежных доходов и фондов населения, предприятий и государства служит НД. Его объем определяет возможности удовлетворения потребности чле­нов общества, общественного расширенного производства и го­сударства. Именно с учетом размеров НД и его отдельных частей (фонда потребления и фонда накопления) определяются пропор­ции развития экономики и ее структуры.

    Финансы отражают уровень развития производительных сил и микроэкономические процессы.

    Современная экономика не может существовать без финан­сов государства. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества может финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические ис­следования, некоторые новые приоритетные отрасли экономи­ки, а также предприятия, необходимые всем (почта, телеграф и некоторые другие).

    Состояние экономики страны определяет состояние финан­сов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и НД финансы характеризуются своей стабильностью и устойчивостью; они стимулируют дальнейшее развитие произ­водства и повышение качества жизни граждан страны.

    При экономическом кризисе, спаде производства, росте без­работицы состояние финансов резко ухудшается: сокращаются доходы населения и снижается их жизненный уровень, уменьша­ется прибыльность хозяйствующих субъектов и как следствие по­являются взаимные неплатежи, денежные суррогаты, расширяют­ся бартерные сделки, возникают крупные дефициты бюджетов, финансируемые за счет внутренних и внешних займов эмиссии денег, увеличиваются государственный долг и расходы по нему.

    Финансы как научное понятие обычно ассоциируется с те­ми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопро­вождаются движением (наличным или безналичным) денеж­ных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в до­ходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операциях происходит движение денежных средств. Будучи очень приметным, движение денежных средств са­мо по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее пости­жения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явле­ний.

    Экономические отношения исключительно многообразны: они возникают на всех стадиях (фазах) воспроизводственного процесса, на всех уровнях хозяйствования, во всех сферах общественной деятельности. Своеобразие отношений, составляющих содержание фи­нансов как экономической категории, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения.

    Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов. Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений. Финан­сы выступают в денежной форме, однако не всякие денежные отношения являются финансовыми. Например, кредит, страхование также относятся к денежным отношениям.

    Денежные отношения превращаются в финансовые, когда в результате производства товаров и оказания услуг при их реали­зации создаются фонды денежных средств.

    Как уже отмечалось, появление финансовых отношений всегда дает о себе знать реальным движением денежных средств. Процесс общественного воспроизводства проходит четыре стадии:

    Производство → распределение (созданной стоимости) → обмен (деньги на товар)→ потребление

    Отсутствие движения денежных средств на стадиях производства и потребления воспроиз­водственного процесса свидетельствует о том, что они не яв­ляются местом возникновения финансов.

    Реальное движение денежных средств происходит на вто­рой и третьей стадиях воспроизводственного процесса – в рас­пределении и обмене, однако характер движения стоимости (в ее денежной форме) на этих стадиях различен, что не по­зволяет обе их относить к сфере функционирования финансов, поскольку еще одним отличительным признаком финансов является одностороннее движение денежных средств.

    На второй стадии движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров и характе­ризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением каждой части сто­имости (в рамках одного владельца).

    На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму, т.е. совершаются акты купли-продажи. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит; она лишь меняет свою форму – с денежной на товарную.

    Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости; на третьей – двустороннее.

    Таким образом, областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствова­ния, каждый из которых должен получить свою долю в про­изведенном продукте.

    studfiles.net

    1. Финансы в системе экономических отношений в обществе.

    Финансы возникли в условиях становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13–15 веках в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Финансы как экономическая категория совокупности экономических отношений возникают в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения общественного воспроизводства. Причиной их существования является объективная необходимость распределения совокупного общественного продукта, а условием – существование государства, денег и товарного производства.

    В процессе финансовых отношений происходит движение стоимости, не сопровождающееся обратным движением потребительской стоимости, т.е. товара.

    К основным признакам финансов относятся следующие:

    • финансы не являются эквивалентом денег, они представляют собой денежные отношения;

    • не все денежные отношения относятся к финансовым, а только те из них, в результате которых осуществляется движение стоимости, не связанное с движением товаров;

    • финансовые отношения имеют распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распределением и перераспределением уже созданной стоимости;

    • в результате финансовых отношений создаются фонды денежных средств, т.е. суммы денежных средств, имеющие целевое назначение.

    Финансы являются исторической категорией, то есть они развивались вместе с развитием экономики и общества. Можно выделить несколько этапов развития финансовых отношений.

    Первый этап характеризуется неразвитостью финансовых отношений, их слабым влиянием на экономику государства (рабовладельческий и феодальный строй).

    На втором этапе казна государства перестала быть собственностью его главы. Однако финансовые отношения ограничивались формированием и использованием государственного бюджета. Он был единственным звеном финансовой системы (средние века). По мере развития товарно-денежных отношений и функций государства начала формироваться многозвенная финансовая система.

    Третий этап характеризуется высокой степенью воздействия финансов на экономику, возникновением и функционированием финансового рынка, многообразием финансовых инструментов (со второй половины XX в).Финансы выполняют 3 основные функции: распределительную (посредством финансов государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на производство, накопление капитала, сферу потребления), регулирующею (финансы позволяют регулировать экономическую деятельность в обществе), контрольную (финансовые показатели позволяют дать характеристику результатов деятельности как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом). Первичным финансовым ресурсом является сумма прибыли в сфере материального производства.

    2. Финансовые ресурсы и их роль в деятельности гос-ва и субъектов хоз-ния.

    Фин. ресурсы – совокупность всех ресурсов различных секторов экономики (гос-го, частного, коллективного, совместных предприятий и т.д.), а так же совокупность денежных фондов, которые создаются в процессе перераспределения и использования ВВП и национального дохода.

    По форме образования финансовые ресурсы — это, во-первых, накопления благодаря хоз-ой деятельности, которые отображают первичное распределение вновь созданной стоимости (прибыль, отчисление на социальные потребности, амортизационные отчисления).

    Во-вторых, это ресурсы вторичного распределения и перераспределения вновь созданной стоимости: на структуру финансовых ресурсов в государстве влияет имеющаяся налоговая система ( прямые и непрямые налоги, доходы от внешнеэкономической деят-ти, прирост долгосрочных вкладов населения и т.п..).

    Структура, состав фин-х ресурсов зависит от уровня использования финансов в процессах распределения и перераспределения ВВП в каждом государстве. Финансовая деят-ть государства— это осущест­вление им функций по планомерному формирова­нию, распределению и использованию финан­совых ресурсов в целях реализации задач соц-экономичес­кого развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны, а также использования финансовых ресурсов для дея­тельности гос-х органов. Крупная сфера- общегосударственные финансы, представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

    Признаки финансовых ресурсов:

    • всегда являются денежными средствами, но не все денежные средства являются ФР

    • ФР всегда имеют собственника или лицо которое распоряжается ими.

    • целевая направленность (расширение воспроизводства, мат-ное стимулирование).

    Внутри сферы «финансы субъектов хозяйствования» выделяются три звена финансовых отношений в соответствии с характером деятельности субъектов: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы домашних хозяйств. Субъекты хозяйствования обладают полной финансовой самостоятельностью, выражающейся в их праве распределять полученную выручку, распоряжаться прибылью. Государство вправе только регулировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

    Основными функциями финансов предприятия являются:

    • инвестиционно-распределительная;

    • фондообразующая;

    • доходораспределительная;

    • обеспечивающая;

    • контрольная.

    В условиях переходной экономики значительные ресурсы должны направляться на структурную перестройку выполнения целевых общегосударственных программ в сфере технического прогресса, охрану окружающей среды. Объем, состав и структура финансовых ресурсов определяются госуд-м и устанавливаются в ходе разработки финансовой политике, законодательно закрепляется в определенных НПА. Важный законодательный акт в котором закрепляется объем обще государственных финансовых ресурсов на конкретный год – закон о бюджете.

    studfiles.net