Как хорошо сдать экзамены – Советы психолога: как успешно сдать экзамены

Содержание

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

Экзамены — это всегда волнение и переживания… А вступительные экзамены — еще и огромная ответственность за выбор своего будущего. Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?

Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.

Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо всмятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.

В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.
Как известно, вступительные испытания выпадают на самый жаркий месяц лета, поэтому на экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой воды. Лучше воздержаться от употребления минеральной и сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду.
Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза, в то время как яркие наряды будут отвлекать как экзаменатора, так и самого абитуриента. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании

Рекомендации  психолога по подготовке к вступительным экзаменам.
Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий:

  • убрать лишние вещи,
  • удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручки, карандаши и т.п.

В интерьере комнаты желательно иметь желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто вы – “сова” или “жаворонок”, максимально загрузить первую или вторую половину дня.
Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться.
Хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и настроение улучшится.
Обязательно следует чередовать работу и отдых – 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв (можно в это время сделать зарядку или заняться домашней работой).

  • Накануне экзамена, в последний день оставьте время для повторения.
  • Перед сном совершите прогулку, выспитесь.
  • Утром, перед экзаменом не вредно просто полистать учебник.

На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 сек., медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!

Как вести себя на экзамене.
Экзамен – это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене – это сложный и важный этап. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное.

Итак, очередная порция советов.
1. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
2. Фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу – пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.
3. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая “воду” вы рискуете утонуть или “поплыть”… Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
4. Наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот – раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.
5. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.
6. Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок “одним глазком” заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы “одним глазком” заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки – чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии.

А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае? Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
3. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
4. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
5. Думайте только о текущем задании!
6. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно? Удачи!

Как успешно сдать экзамен

  • Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.

Для тех, кому предстоит сдавать экзамены, типичной является ситуация, когда начало подготовки к ним откладывается на максимально долгий срок, что негативно сказывается на конечных результатах. Поэтому очень важно заранее создать позитивный настрой на экзамен, который будет стимулировать подготовку к нему. Экзамен следует рассматривать как своеобразную игру, в которой шансов выиграть гораздо больше, чем проиграть. Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию вашего успеха, когда вы, преодолев все трудности, вышли победителями. Что это за ощущения? Несмотря на то, что экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, требующее мобилизации всех умственных и физических сил, он между тем дает вам очень ценную возможность – возможность получить удовольствие от интересного общения с преподавателями, почувствовать себя компетентным в определенной области знаний, приблизиться к своей заветной мечте.

  • Формируйте позитивные цели.

Как известно, жизнь больше, чем вступительная или экзаменационная сессия, и это – замечательно! Приступая к повторению (изучению) учебного материала полезно бывает сформулировать позитивные цели, добиться которых поможет сдача именно этого предмета. О необходимости осознания цели собственного поведения Фрэнсис Бэкон сказал: «Ковыляющий по дороге опередит бегущего, сбившегося с пути». Подумайте о том, что хорошего, полезного лично вам принесет удачная сдача экзамена, закрепите этот образ, эти приятные ощущения успеха. Для этого вы можете воспользоваться техникой, которая называется «созидающая визуализация» (автор Шакти Гавэйн). Используя силу воображения, вы можете создать позитивные образы будущего, дающие вам уверенность и силу. Если вы время от времени будете возвращаться к ним, добавляя детали, ощущение уверенности с каждым разом будет усиливаться. Между этими позитивными образами и вами сегодняшним образуется незримая связь, позитивный настрой на достижение целей. С каждым разом, когда вы будете создавать себе позитивные образы, вы будете чувствовать в себе новую силу, новую уверенность, желание осуществить свои планы. И с каждым разом это будет все легче и легче.

  • Живите в измерении «здесь и сейчас». Не сражайтесь с призраками прошлого.

Внутри каждого из нас – огромный склад прошлых образов и чувств, память о наших неудачах и победах. Здесь есть истории, как со счастливыми, так и с несчастными концами. Чем чаще какое-нибудь воспоминание воспроизводят и «проигрывают», тем сильнее ее воздействие. Если у вас в прошлом был не очень успешный опыт сдачи экзаменов, полезно проанализировать причины неудачи: неправильное распределение времени, неоптимальное сочетание умственных и физических нагрузок, несбалансированное питание, организация сна/бодрствования. Проанализируйте, сделайте выводы и помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Извлекайте уроки из любого опыта и двигайтесь дальше. Не сражайтесь с призраками прошлого! Воспоминания могут помочь лучше понять самого себя. Однако упреки и обвинения не решат ваши проблемы, не улучшат перспектив на будущее. Прошлое может многое объяснить, но куда вы пойдете с этого момента, целиком и полностью зависит от вас.
Все ваше внимание должно быть сосредоточено на нынешнем положении вещей, не пытайтесь жить в дне прошедшем или будущем. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не тревожьтесь о завтрашнем дне, а концентрируйте внимание на настоящем.

  • Одновременно делайте только одно дело.

Еще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги, является нелепая привычка пытаться делать в одно и то же время несколько дел. Часто студенты готовятся к экзамену и смотрят телевизионную передачу, думают еще о вещах, которые предстоит сделать через неделю. Опасность этой привычки люди редко осознают. Если вас бьет нервная дрожь, охватывает тревога при мысли об ожидающей вас огромной куче дел, то эти чувства вызывает не предстоящая работа, а позиция, которую можно коротко выразить так: «Я должен все это сделать сразу». Естественно, стараясь осуществить невозможное, человек начинает нервничать, метаться, приходить в отчаяние. Истина же в том, что мы в состоянии одновременно делать только одно дело. Усвоив в полной мере столь простую и очевидную истину, вы перестанете пытаться «делать в уме» одновременно все дела и будете сосредоточивать свое внимание на том, чем вы занимаетесь непосредственно в данный момент.

  • Работая, умейте расслабляться.

Предэкзаменационный стресс – это длительно повышенное, а потому привычное и незаметное нервно-психическое напряжение, которое истощает психофизиологические ресурсы и «запускает» стресс-реакцию. Страдает же человек не от самой стресс-реакции, а от негативных последствий постоянно повышенного напряжения и недостаточно эффективного восстановления сил.
Релаксация (расслабление) – это реакция организма обратная стресс-реакции. Снижение мышечного напряжения, уменьшение излишней активности в работе всех систем организма с целью восстановления израсходованной энергии – в этом смысл релаксации.
Для того чтобы организм мог отдохнуть во время интенсивной умственной работы, полезны физические упражнения, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Позаботьтесь о режиме сна, сбалансированном питании.

  • Позаботьтесь о своем внешнем виде.

Часто мы слышим: «Встречают по одежке, провожают по уму». Известно, что при одном и том же знании материала ваши шансы на хорошую оценку значительно выше, если экзаменатор относится к вам с доверием и симпатией. Установлено, что успех общения на 90% зависит от подсознательно формируемого отношения партнеров. Не последнее место занимает в этом деле внешний вид собеседника, в частности в одежде рекомендуем использовать спокойные цветовые сочетания, умеренность в украшениях. Желательно, чтобы внешний вид абитуриента (студента) выражал серьезность, деловой стиль.

  • Побеждает лишь тот, кто верит.

Эти слова принадлежат Томасу Эмерсону. Вера в успех порождает доверие, приносит успокоение разуму, с противоположной стороны – сомнения, беспокойства и волнения. Если ваша вера крепка, она поможет не только вам, но и другим.
Помните: главная фигура в любой критической ситуации на экзамене – это вы. Пусть вашим девизом будут слова: «Я могу лишь приобрести, но отнюдь не потерять».

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ АБИТУРИЕНТОВ  
•  Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле превентивность мероприятий важна, чтобы не получилось, что ваш ребенок поступил, как говориться, не туда. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации.
•  Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает, какие преимущества даёт. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.
•  Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.
•  Дайте ребёнку возможность самостоятельно выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.
Помимо этого, постарайтесь:
– Внушать ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
– Не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате.
–  Повышать у ребёнка уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

– Разумно контролировать режим подготовки к экзаменам, чередование занятий и отдыха.
– Обратить внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
– Накануне экзамена обеспечить ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не делать трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковое случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к «взрослости» могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.
Удачи Вашему ребёнку на вступительных экзаменах!

spbgau.ru

Как успешно сдать экзамены: приметы, ритуалы и талисманы

В период сессии многие студенты стараются быть во всеоружии: готовят шпаргалки, зубрят материал и, конечно же, соблюдают приметы и ритуалы для успешной сдачи экзамена, запасаются целым набором талисманов. Именно о приметах, суевериях и счастливых талисманах для учебы и пойдет речь.

Есть ли польза от всех этих магических приемов перед сдачей экзамена? Конечно же, есть! Соблюдая обычаи и традиции, сложившиеся веками, студенты настраивают себя на позитивные эмоции. Заручаясь поддержкой высших сил, они более уверены в себе. В этом случае шансы на успех возрастают. Вот самые распространенные приметы на удачу во время сессии:

Перед экзаменом нельзя мыть голову, стричься, стричь ногти и бриться. Все выученное может забыться.

Во время подготовки к экзамену не рекомендуется оставлять все конспекты и книги открытыми, можно забыть все выученное.

На экзамены нужно являться в одной и той же одежде. К примеру, если первый экзамен сдан хорошо, то на второй нужно надеть ту же одежду, так как она уже заряжена энергией успеха.

Ровно в полночь перед экзаменом нужно выйти на балкон или выглянуть в окно, помахать зачеткой и прокричать три раза: «халява, ловись». После этого зачетку необходимо захлопнуть, перевязать красной лентой и не открывать до самого экзамена. После совершения этого ритуала попадается самый легкий билет.

Привлечение халявы достигается еще одним не менее интересным способом. Для того, чтобы экзамен прошел легко, необходимо насыпать на нужную страничку зачетки хлебных крошек, либо намазать ее спиртом. Тем самым, халява почует приманку и сама заглянет к вам в зачетку.

Для усвоения материала многие студенты кладут под подушку перед сном свои конспекты и учебники, чтобы все знания передавались во сне.

Утром перед экзаменом нужно встать в левой ноги. С этой же ноги надо выйти из дома и войти в аудиторию.

Тянуть билет тоже нужно левой рукой. Для того, чтобы вытянуть легкий билет, можно отсчитать конкретное число билетов. Счастливыми считаются числа 3, 5, 7 и 9. Многие отсчитывают 13 билет.

Есть поверье, что если перед экзаменом натереть руки чем-нибудь липким, к примеру, медом или вареньем, то к вам прилипнет именно тот билет, который вы хорошо знаете.

Для успешной сдачи экзамена нужно пару секунд подержаться за отличника, который уже сдал экзамен.

По дороге на экзамен необходимо обратить внимание на людей, попадающихся навстречу. Если попался мужчина – к удаче, если женщина – к провалу. Беременная женщина идет навстречу – экзамен будет сдан успешно. Если первым встречным окажется полицейский или бомж – ждите неприятностей от преподавателя.

Для того, чтобы преподаватель потерял бдительность на экзамене, нужно надеть левый ботинок на правую ногу, а правый на левую.

Существует множество талисманов, которые привлекают удачу на экзамене. Чтобы привлечь Фортуну, можно положить в левый ботинок пятак. Суть этого талисмана вероятно в том, что металл воздействует на определенные точки на стопе и, тем самым, усиливает интуицию.

Чтобы не забывать все выученное и правильно воспользоваться знаниями на экзамене, нужно взять с собой талисман в виде совы или змеи. Эти животные издревле считаются символами мудрости, ума и сообразительности.

Привлекает удачу на экзамене шнурок или нитка, завязанная с девятью узлами на левой руке. Узлы с древних времен считались мощным оберегом и способствовали концентрации положительной энергии.

Существует еще множество различных примет и ритуалов для сдачи экзаменов. Используя приметы и талисманы, не стоит забывать, что все это – лишь средство для повышения уверенности в себе и избавления от страха. Если в голове действительно ничего нет, то тут уж любая магия будет бессильна.

А какие приметы помогали вам сдавать экзамены? Ждем ваших комментариев! А если нажмете на , сессия пройдет на отлично!

dailyhoro.ru

Как хорошо сдать экзамен – лайфхак

– Мы после экзамена собираемся?

– Да, на пересдаче)))

Экзамены – это одна из острых проблем всех учащихся, школьников и студентов. Отличная сдача экзаменов предполагает отличную предварительную подготовку. Конечно же, по многим причинам эта предварительная подготовка сходит на нет. Но что делать, если экзамен уже завтра? Вот вам несколько советов, как хорошо сдать экзамены с почти нулевыми знаниями.

Самое главное – это правильный настрой. Переживания, нервы, волнение и плохое настроение конечно не способствуют хорошей сдаче экзамены. Так что возьмите себя в руки. Тем более, если это почувствует ваш экзаменатор, он непременно «добьет» вас и поставит плохую отметку.

Второе правило я опробовал на себе. Для этого вам нужно найти время на подготовку. Хотя бы пару часов или пару дней (в идеале). Все что вам нужно сделать – это подготовить шпаргалки. Желательно, в ручную. Копировать – вставить тут не прокатит. Даже если у вас минимум знаний по предмету, записывая тезисы, термины, определения у вас сработает механическая и зрительная память. Когда шпоры готовы, оставьте их дома! Придя на экзамен, все, что вы записали на листочках останется у вас в голове (кратковременная память; зрительная и механическая). Кроме того, не думая о том, как незаметно достать шпаргалку, как незаметно списать, вы более серьезно сосредоточитесь на вопросах, задачах и заданиях и блестяще сдадите экзамен! Поверьте, это действительно работает.

А вообще, вы должны иметь хотя бы немного знаний по предмету, чтобы хоть немного, но суметь что – то рассказать. Поэтому вы обязаны ответить хотя бы на один вопрос в билете. В противном случае, вы можете попробовать загипнотизировать преподавателя. Но, возможно, вы не Мессинг. Тогда попытайтесь фокусами заставить появиться в вашей голове некоторые ответы на вопросы. Но, опять таки, вы не Гудини. Так что, учите предмет! Набирайтесь знаний!

Мысленно оградите себя от волнения и переживаний, преодолейте страх перед неудачей, настраивайте себя на положительный результат. Мир не заканчивается на неудачной сдаче экзамена. Вы любое время его можно пересдать, так что расстраивайтесь.

Взяв билет, не спешите паниковать. Сразу покажется, что вопросы ужасно незнакомые, вы такого не учили, жизнь вас к такому не готовила. Закройте глаза, закройте листик с вопросами. Расслабьтесь и возьмите себя в руки. И вы увидите, как через пол часа вы вспомните все, и даже то, чего в жизни не знали. У вас феноменальная память и вы вспомните все. Даже если вы что – то не можете вспомнить, вспомните походу ответа, чуть позже.

Придумайте для начала ответа крутую фразу, которую вы произнесете уверенно. Потому что главное – это первое впечатление. Будьте как можно более спокойным. Соберитесь. Покажите себя как психологически сильного и защищенного человека. Говорите спокойно, постарайтесь не смущаться и не запинаться. Не делайте пауз, а то преподаватель начнет задавать вопросы, подумав, что вы не знаете материал, или знаете его не очень хорошо. Говорите бойко и уверенно. Так у вас появится шанс, что преподаватель заслушается вас, и ваша уверенная речь “прокатит”.

Это главные моменты сдачи экзамена.

Удачи вам. И помните, наша жизнь это один сплошной экзамен,  пройти через  который всегда в наших силах.

Поделиться ссылкой:

arbuzi.com

Десять советов сдающему экзамен



Десять советов сдающему экзамен

Рекомендации и стратегии учащимся

Тот, кто открывает школу;
закрывает тюрьму

Виктор Гюго, 1802 – 1885
французский писатель


Быстрые ссылки

Тестирование серии

  • Приходите подготовленным; встаньте пораньше перед экзаменом.
    Возьмите с собой все необходимое: ручки, карандаши, калькулятор, словарь, часы. Это даст вам возможность сконцентрироваться на задании.
  • Расслабьтесь и не теряйте веру в себя.
    Старайтесь не волноваться. Не беседуйте с другими студентами перед экзаменом: волнение заразительно. Вместо этого напомните себе, что вы хорошо подготовлены и сдадите экзамен хорошо. Если вы волнуетесь перед экзаменом или во время него, сделайте несколько медленных глубоких вздохов, чтобы расслабиться.
  • Будьте спокойным, но собранным.
    Займите удобное место. Убедитесь, что у вас достаточно места для работы. Сохраняйте прямую осанку.
  • Просмотрите задание (если оно не синхронизированное).
    Отведите 10% времени на внимательное чтение задания, выделение основных моментов и принятие решения, как распределить отведенное вам время. Планируйте легкие вопросы на начало, а наиболее сложные – на конец. После того, как прочтете вопросы, набросайте идеи, которые cможете использовать при ответе.
  • Отвечайте на вопросы в продуманном порядке.
    Начните с легких вопросов, ответы на которые вы знаете, и которые высоко оцениваются. Напоследок стоит оставить вопросы наиболее трудные, которые требуют большого количества выкладок, либо те, которые принесут мало баллов.
  • Если надо выбрать правильные ответы из нескольких возможных, определитесь, когда можно угадывать

    Сначала исключите ответы, в неправильности которых вы уверены. Всегда пользуйтесь угадыванием, если за это не полагается штрафных очков или вы можете исключить варианты. Не пользуйтесь угадыванием, если не имеете достаточных оснований для выбора и если угадывание штрафуется. Поскольку первый выбор обычно бывает правильным, не меняйте своих ответов, пока уверены в их правильности.
  • Во время письменного экзамена обдумайте, что собираетесь написать.
    Составьте план, включив в него идеи, которые собираетесь изложить. Пронумеруйте этот список в соответствии с порядком, в котором идеи будут излагаться .
  • Во время письменного экзамена излагайте по существу.
    Изложите свою основную идею в первом предложении. В первом абзаце сделайте обзор всего сочинения. Далее раскройте изложенные концепции более детально. Подкрепите свои утверждения дополнительной информацией, примерами, выдержками из учебников или конспектов.
  • Отведите 10% времени тестирования на проверку.
    Просмотрите все тесты; не останавливайтесь, пока не просмотрите все пункты.
    Убедитесь, что ответили на все вопросы.
    Проверьте орфографию, грамматику, пунктуацию в своей работе.
    Проверьте математику на наличие ошибок из-за невнимательности (например, расстановку десятичных запятых). Противопоставьте точное решение математических задач приблизительным оценкам.
  • Проанализируйте свои результаты
    Каждый экзамен готовит вас к следующему. Определите, какая из стратегий вам больше подходит. Выясните, которые для вас не годятся, и в дальнейшем ими не пользуйтесь. Используйте свои тесты во время подготовки к экзамену за весь курс.

 

См. также:
Подготовка к экзамену | Прогноз содержания тестов | Способы подготовки |
Как преодолеть волнение перед экзаменом | Организация подготовки |
Зубрежка | Авральная подготовка к экзамену |
Десять советов желающим хорошо сдать экзамен | Тесты Да/Нет |
Тесты “выбор из нескольких” | Экспресс-тесты | Письменный экзамен | Термины, используемые на сочинении
Социальные медиа:

www.studygs.net

Как сдать экзамены? Советы ученикам и родителям

Экзаменационное тестирование — это большой стресс для нервной системы ученика. Хотя родители, по определению, переживают сильнее и глубже, чем и дети. Но с другой стороны, взрослые уже умеют управлять своими эмоциями и волнениями.

Попробуем разобраться, как помочь родителям и их ученикам правильно настроиться на успешную сдачу и уверенно сдать экзамены.

Рекомендации для родителей по подготовке детей к экзаменам

Оптимальные действия родителей. В пору многочисленных экзаменов, главное, что должны сделать родители, это позаботиться о спокойствии и комфорте подготовительного процесса, и, как ни странно звучит – не мешать ребенку. Только поддержка, моральная и, возможно, по учебе, помощь реальными действиями и поступками и самообладание взрослых помогут ученику завершить успешно весь экзаменационный процесс.

Специалисты предупреждают: нельзя запугивать ученика, не стоит постоянно напоминать о сложности, ответственности, и трудности грядущих экзаменационных тестов. Это совершенно не мотивирует ребенка, а только лишь провоцирует создание барьеров, преодолеть которые ученик самостоятельно не сможет.

Родителям надо смоделировать ожидания ученика, сдающего экзамены. Во-первых, он должен понять, что отлично сданные тесты, это не обязательно 100% ответов. Нужно внушить ребенку, что в первую очередь гораздо важнее дать правильные ответы на те вопросы, которые не вызывают затруднений, а уже в оставшееся время ответить на оставшиеся задачи.

Во-вторых, вне зависимости от полученного результата, родителям нужно обязательно похвалить, сказать, о том, что лучшего ребенка нет на свете и внушить веру в то, что все получится. Вера в успешное завершение экзаменационных испытаний, в возможности и знания ребенка будут лучшим стимулом в этот нелегкий период.

Индивидуальный подход как сдать экзамены заключается в том, что родители должны знать и понимать — одинаковых детей нет, именно поэтому психологи рекомендуют родителям подобрать стратегию, индиидуально подходящую конкретному ребенку. Дети бывают медлительные, или наоборот, активные — среди них есть кинестетики и аудиалы. Есть дети с прекрасной переключаемостью, а есть тревожные. Кто, как не родители, знают своего ребенка? На основе знаний сильных и слабых сторон своего ученика нужно составить план действий в период экзаменов. Необходимо помочь ребенку в осознании черт характера, выстроить стиль учебного процесса (помочь доработать в случае необходимости), научить добывать знания, пользоваться ими и другими своими интеллектуальными ресурсами. И главное — зарядить на успех!

Неопределенность, которая стоит перед ребенком – главная причина стресса перед экзаменом. Родителям нужно ознакомить своего ученика с правилами экзамена, с возможными особенностями местом проведения — это поможет разрядить обстановку.

Естественно, что решение пробных подобных экзаменационных задач тоже влияет на снятие нервного напряжения. В процессе решения подготовительных задач и тестов надо ориентировать ребенка во времени, он должен научиться следить за ним и правильно распределять так, чтобы успеть выполнить максимальное число заданий экзамена, в идеале — все. И обязательно: место, где ребенок будет заниматься должно быть удобное и комфортное.

Дневная организация и система питания перед экзаменом

Родителям нужно заранее продумать режим предэкзаменационных дней и систему питания, дающую силу и энергию для деятельности мозга. В ежедневном меню ребенка должны быть сухофрукты (обязательно курага), разнообразные орехи, творог или изделия из него, рыба (желательно морская) и овощи, богатые клетчаткой.

Подготовительные занятия должны сопровождаться обязательным отдыхом (15-20 минут) и желательно активным, чтобы разогнать кровоток и расслабить застоявшиеся мышцы.

В ночь перед испытанием ребенку необходимо выспаться и отдохнуть. А на завтрак обязательно должна быть шоколадка (только не батончик) – глюкоза прекрасно побуждает мозговые клетки к активной деятельности.

Рекомендации ученикам как сдать экзамены успешно

Перво-наперво: экзамен — это не первое и не последнее жизненное испытание. Поэтому крайних переживаний и волнений проявлять не надо. Если соблюдать все минимальные требования к подготовке и сдаче экзаменационных тестов, то вместо стресса экзамен должен помочь школьнику самоутвердиться и поднять собственную самооценку за счет успешных результатов.

Необходимо заранее поставить цель, для достижения которой будет достаточно сил, в том числе и моральных. И еще ученику нужно понимать: совершенных людей нет на белом свете, поэтому достигнутый им результат, возможно, и не идеален, зато он личный, а значит — заслуженный!

Несколько практичных секретов по подготовке к сдаче зачетов и экзаменов

Завершая ответы на вопрос как сдать экзамен мы хотели бы открыть несколько практичных секретов подготовки к зачетам или экзаменационным тестам:

  • Минут за 5-10 до начала тестирования надо успокоиться, расслабиться и… сосредоточиться. Именно расслабленная сосредоточенность влияет на результат, а не зажатое, усиленное внимание;
  • За день-два до экзамена нужно ознакомиться с процедурой, правилами, и местом проведения экзаменационных тестов. Не будет неожиданностей – не будет стресса;
  • Решение в домашних условиях тренировочных тестов поможет сориентироваться в экзаменационных заданиях и временных промежутках для их выполнения;
  • Однообразная работа утомляет мозг. Поэтому перед экзаменами нужно и готовиться и активно отдыхать;
  • Активность мозга зависит от количества употребляемой жидкости. Лучше всего пить больше жидкости, в том числе и сладкой.

Нельзя заранее бояться ошибок, как говорят в народе: «не ошибается тот, кто ничего не делает». Заряженный на успех человек возьмет от жизни намного больше, чем тот, кто боится ошибок и неудач и остается всю жизнь в нерешительности.

www.sciencedebate2008.com

Советы психолога: как успешно сдать экзамены

Экзамены — это всегда волнение и переживания… А вступительные экзамены — еще и огромная ответственность за выбор своего будущего. Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?

Во-первых, лучше воздержаться от приема успокоительных средств и медикаментов — они тормозят мозговую деятельность и мешают сконцентрироваться, тем более реакция может быть полностью противоположной: начнут трястись руки-ноги, в голове — туман. Химия — это химия, и никогда не знаешь, как она сработает в сочетании с недосыпанием и волнением; лучше медикаменты заменить полноценным здоровым сном (юноши — 7–8 часов, девушки — 8–9 часов) и пешими прогулками на свежем воздухе. Сбалансированный режим труда и отдыха поможет восстановить физические и психические силы организма. Также во время подготовки к экзамену каждый час можно делать гимнастические упражнения, это поможет снять напряжение в мышцах и придаст силы для усвоения новой информации.

Во-вторых, полноценное питание. Пища должна быть богата белком: например, на завтрак творог и сметана, а также два раза в неделю яйцо всмятку. Обед может состоять из супа и мяса (75–100 г) с овощами, а на ужин — рыба или курица и сметана. Белок, содержащийся в этих продуктах, будет питать головной мозг. Следовательно, воспринимать и запоминать информацию будет легче. Также следует обогатить и разнообразить пищу витаминными продуктами — овощами (капуста, морковь) и фруктами (бананы, апельсины, грейпфруты). Они помогут зарядиться бодростью и положительной энергией. Весьма полезным в этот период будет употребление в пищу различных каш. Они богаты витаминами и микроэлементами, которые активизируют мозговую деятельность.

В-третьих, перед самим экзаменом можно съесть пару долек шоколада — это поможет сконцентрироваться на задании. А еще шоколад является отличным антидепрессантом: он и вкусный, и полезный, и со стрессом помогает справиться.
Как известно, вступительные испытания выпадают на самый жаркий месяц лета, поэтому на экзамен нужно взять бутылочку простой питьевой воды. Лучше воздержаться от употребления минеральной и сладкой газированной воды, они лишь временно утоляют жажду.
Немаловажным является выбор одежды для экзамена. Лучше отдавать предпочтение светлым пастельным тонам — они придают уверенность в собственных силах и не раздражают глаза, в то время как яркие наряды будут отвлекать как экзаменатора, так и самого абитуриента. К тому же одежда не должна стеснять движений, узкая и облегающая будет создавать неудобства и не позволит сосредоточиться на задании

Рекомендации  психолога по подготовке к вступительным экзаменам.
Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий:

  • убрать лишние вещи,
  • удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручки, карандаши и т.п.

В интерьере комнаты желательно иметь желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план. В зависимости от того, кто вы – “сова” или “жаворонок”, максимально загрузить первую или вторую половину дня.
Следует четко определить, что именно сегодня будет изучаться.
Хорошо начинать – пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Если заниматься не хочется и в голову ничего не идет, то полезно начать с того, что знаете лучше, с того материала, который вам больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и настроение улучшится.
Обязательно следует чередовать работу и отдых – 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв (можно в это время сделать зарядку или заняться домашней работой).

  • Накануне экзамена, в последний день оставьте время для повторения.
  • Перед сном совершите прогулку, выспитесь.
  • Утром, перед экзаменом не вредно просто полистать учебник.

На экзамене, чтобы успокоиться и сосредоточиться проведите упражнение несколько раз: на счет 1-4 вдох, на счет 1-4 задержите дыхание, на счет 1-4 выдох.
Когда письменный ответ написан или сделано задание, отложите работу в сторону. Закройте глаза и сосредоточьтесь. Сделайте глубокий вдох через нос, задержите дыхание на 5-10 сек., медленно выдохните (бесшумно) через рот, разделив воздух на три порции. Снова задержите дыхание на 2-3 секунды. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, медленно плавно выдохните. Вы ничего не хотите добавить к своему ответу? Помните, что самые свежие мысли приходят после того, как письмо уже запечатано. Если вам больше ничего не пришло в голову, то можете идти отвечать или сдавать работу.
Ни пуха, ни пера!

Как вести себя на экзамене.
Экзамен – это всегда стресс. Но что нам мешает с ним справиться? Подготовка к ответу на устном экзамене – это сложный и важный этап. От того, что вам удастся вспомнить, во многом будет зависеть ваша оценка. Если у вас хорошая зрительная память, и вы хорошо подготовились к экзамену, то страница учебника сама всплывёт перед глазами. Нужно только сосредоточиться и непременно успокоиться. Если вы взволнованы, то закройте глаза, расслабьтесь, вспомнив на минуту что-либо смешное или приятное.

Итак, очередная порция советов.
1. После того, как вы придёте в рабочее состояние, внимательно прочитайте вопросы. Не отчаивайтесь и не пугайтесь, если в первую минуту вам покажется, что вы вообще ничего не знаете. Такое бывает со многими. Активное припоминание – трудный и сложный процесс. Начинайте с того, что знаете. Если какой-то вопрос вы знаете хорошо, то начинайте с него. При подготовке к ответу на него вы подсознательно будете припоминать остальные вопросы. И ничего страшного, если вы что-то не можете вспомнить совсем. В конце концов, обладая обширными знаниями о предмете, до многого можно додуматься самостоятельно.
2. Фиксируйте самое основное. Делайте записи или составьте план ответа. Для того чтобы при ответе ваши знания были последовательными, оставляйте свободное место для тех деталей, которые вы припомните позднее. Если никак не удаётся вспомнить какое-то определение, формулу – пропустите место и вернитесь к этому позднее. Помните: никогда не ходите отвечать с чистым листком, даже если вы суперотличник. Записи помогают и вам и экзаменатору, если нужно сделать выбор.
3. Только факты. Помните: ответ должен содержать факты и ценную информацию. Переливая “воду” вы рискуете утонуть или “поплыть”… Известно, что несколько конкретных цифр, деталей, фактов оказывают гораздо более глубокое воздействие на собеседника, чем пространные рассуждения по всей теме ответа.
4. Наблюдайте за экзаменатором. Перед тем, как идти отвечать, вы должны обязательно понаблюдать за экзаменатором: каковы его реакции и степень их проявления, насколько он доброжелателен или наоборот – раздражен, что он вообще за человек. Эта информация вам очень пригодиться при ответе.
5. Если вы уже закончили подготовку и твердо знаете, что больше ничего по этому вопросу не вспомните, то отдохните. Посмотрите по сторонам, понаблюдайте, как отвечает предыдущий абитуриент. Может быть, в его ответе вы услышите то, что может пригодиться вам. Дело в том, что содержание вопросов, особенно по общественным дисциплинам, очень сильно пересекается, иногда бывает достаточно послушать своего предшественника, чтобы значительно обогатить свой ответ.
6. Отдельно хочется сказать о шпаргалках. Конечно, списывать со шпаргалки весь текст буква в букву вам вряд ли удастся, но иногда бывает, что нужно разок “одним глазком” заглянуть в нее. Так случается, если вы твердо уверены, что этой формулы вы не запомнили и поэтому специально записали ее на шпаргалку. Тут каждый действует на свой страх и риск, тем более что экзаменатор, как правило, все видит. Поэтому на всякий случай запомните: после того, как вы “одним глазком” заглянете в шпаргалку, у вас будут трястись руки и смешиваться все в голове, по крайней мере, минут десять. Дело в том, что списывание со шпаргалки – чрезмерно стрессовая ситуация. Объем непосредственной памяти при этом резко уменьшается, и в итоге приходится переписывать едва ли не каждое слово, то и дело заглядывая в шпаргалку. Не заметить такого поведения абитуриента экзаменатор просто не в состоянии.

А если экзамен письменный, например тестирование? Как вести себя в таком случае? Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
1. Сосредоточьтесь! Торопитесь не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество ответов.
2. Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых нет сомнений. Так вы освободитесь от нервозности, и вся энергия будет направлена на более трудные вопросы.
3. Пропускайте! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь.
4. Читайте задание до конца! Иначе можно совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
5. Думайте только о текущем задании!
6. Исключайте! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят.
7. Оставьте время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
В любом случае, как бы не прошел процесс подготовки к экзамену, важен положительный настрой. Ведь любые вершины покоряются, верно? Удачи!

Как успешно сдать экзамен

  • Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена.

Для тех, кому предстоит сдавать экзамены, типичной является ситуация, когда начало подготовки к ним откладывается на максимально долгий срок, что негативно сказывается на конечных результатах. Поэтому очень важно заранее создать позитивный настрой на экзамен, который будет стимулировать подготовку к нему. Экзамен следует рассматривать как своеобразную игру, в которой шансов выиграть гораздо больше, чем проиграть. Вспомните, пожалуйста, какую-нибудь ситуацию вашего успеха, когда вы, преодолев все трудности, вышли победителями. Что это за ощущения? Несмотря на то, что экзамен – это, безусловно, серьезное испытание, требующее мобилизации всех умственных и физических сил, он между тем дает вам очень ценную возможность – возможность получить удовольствие от интересного общения с преподавателями, почувствовать себя компетентным в определенной области знаний, приблизиться к своей заветной мечте.

  • Формируйте позитивные цели.

Как известно, жизнь больше, чем вступительная или экзаменационная сессия, и это – замечательно! Приступая к повторению (изучению) учебного материала полезно бывает сформулировать позитивные цели, добиться которых поможет сдача именно этого предмета. О необходимости осознания цели собственного поведения Фрэнсис Бэкон сказал: «Ковыляющий по дороге опередит бегущего, сбившегося с пути». Подумайте о том, что хорошего, полезного лично вам принесет удачная сдача экзамена, закрепите этот образ, эти приятные ощущения успеха. Для этого вы можете воспользоваться техникой, которая называется «созидающая визуализация» (автор Шакти Гавэйн). Используя силу воображения, вы можете создать позитивные образы будущего, дающие вам уверенность и силу. Если вы время от времени будете возвращаться к ним, добавляя детали, ощущение уверенности с каждым разом будет усиливаться. Между этими позитивными образами и вами сегодняшним образуется незримая связь, позитивный настрой на достижение целей. С каждым разом, когда вы будете создавать себе позитивные образы, вы будете чувствовать в себе новую силу, новую уверенность, желание осуществить свои планы. И с каждым разом это будет все легче и легче.

  • Живите в измерении «здесь и сейчас». Не сражайтесь с призраками прошлого.

Внутри каждого из нас – огромный склад прошлых образов и чувств, память о наших неудачах и победах. Здесь есть истории, как со счастливыми, так и с несчастными концами. Чем чаще какое-нибудь воспоминание воспроизводят и «проигрывают», тем сильнее ее воздействие. Если у вас в прошлом был не очень успешный опыт сдачи экзаменов, полезно проанализировать причины неудачи: неправильное распределение времени, неоптимальное сочетание умственных и физических нагрузок, несбалансированное питание, организация сна/бодрствования. Проанализируйте, сделайте выводы и помните: не ошибается тот, кто ничего не делает.
Извлекайте уроки из любого опыта и двигайтесь дальше. Не сражайтесь с призраками прошлого! Воспоминания могут помочь лучше понять самого себя. Однако упреки и обвинения не решат ваши проблемы, не улучшат перспектив на будущее. Прошлое может многое объяснить, но куда вы пойдете с этого момента, целиком и полностью зависит от вас.
Все ваше внимание должно быть сосредоточено на нынешнем положении вещей, не пытайтесь жить в дне прошедшем или будущем. Планируйте будущее, готовьтесь к нему, но не тревожьтесь о завтрашнем дне, а концентрируйте внимание на настоящем.

  • Одновременно делайте только одно дело.

Еще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги, является нелепая привычка пытаться делать в одно и то же время несколько дел. Часто студенты готовятся к экзамену и смотрят телевизионную передачу, думают еще о вещах, которые предстоит сделать через неделю. Опасность этой привычки люди редко осознают. Если вас бьет нервная дрожь, охватывает тревога при мысли об ожидающей вас огромной куче дел, то эти чувства вызывает не предстоящая работа, а позиция, которую можно коротко выразить так: «Я должен все это сделать сразу». Естественно, стараясь осуществить невозможное, человек начинает нервничать, метаться, приходить в отчаяние. Истина же в том, что мы в состоянии одновременно делать только одно дело. Усвоив в полной мере столь простую и очевидную истину, вы перестанете пытаться «делать в уме» одновременно все дела и будете сосредоточивать свое внимание на том, чем вы занимаетесь непосредственно в данный момент.

  • Работая, умейте расслабляться.

Предэкзаменационный стресс – это длительно повышенное, а потому привычное и незаметное нервно-психическое напряжение, которое истощает психофизиологические ресурсы и «запускает» стресс-реакцию. Страдает же человек не от самой стресс-реакции, а от негативных последствий постоянно повышенного напряжения и недостаточно эффективного восстановления сил.
Релаксация (расслабление) – это реакция организма обратная стресс-реакции. Снижение мышечного напряжения, уменьшение излишней активности в работе всех систем организма с целью восстановления израсходованной энергии – в этом смысл релаксации.
Для того чтобы организм мог отдохнуть во время интенсивной умственной работы, полезны физические упражнения, дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе. Позаботьтесь о режиме сна, сбалансированном питании.

  • Позаботьтесь о своем внешнем виде.

Часто мы слышим: «Встречают по одежке, провожают по уму». Известно, что при одном и том же знании материала ваши шансы на хорошую оценку значительно выше, если экзаменатор относится к вам с доверием и симпатией. Установлено, что успех общения на 90% зависит от подсознательно формируемого отношения партнеров. Не последнее место занимает в этом деле внешний вид собеседника, в частности в одежде рекомендуем использовать спокойные цветовые сочетания, умеренность в украшениях. Желательно, чтобы внешний вид абитуриента (студента) выражал серьезность, деловой стиль.

  • Побеждает лишь тот, кто верит.

Эти слова принадлежат Томасу Эмерсону. Вера в успех порождает доверие, приносит успокоение разуму, с противоположной стороны – сомнения, беспокойства и волнения. Если ваша вера крепка, она поможет не только вам, но и другим.
Помните: главная фигура в любой критической ситуации на экзамене – это вы. Пусть вашим девизом будут слова: «Я могу лишь приобрести, но отнюдь не потерять».

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ АБИТУРИЕНТОВ  
•  Начните готовить своего ребенка к столь серьезному шагу как поступление заблаговременно, где-то за год. В таком деле превентивность мероприятий важна, чтобы не получилось, что ваш ребенок поступил, как говориться, не туда. Для этого он может пройти тестирование у психолога по вопросам профориентации.
•  Можете выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой владеете: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно найти работу, какие ограничения она накладывает, какие преимущества даёт. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно.
•  Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Ели Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.
•  Дайте ребёнку возможность самостоятельно выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.
Помимо этого, постарайтесь:
– Внушать ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
– Не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате.
–  Повышать у ребёнка уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

– Разумно контролировать режим подготовки к экзаменам, чередование занятий и отдыха.
– Обратить внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
– Накануне экзамена обеспечить ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
Не делать трагедию из неудачного опыта поступления ребенка, если таковое случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к «взрослости» могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.
Удачи Вашему ребёнку на вступительных экзаменах!

spbgau.ru

Как успешно сдать экзамены

Как  успешно сдать экзамены


Экзамены – пора усталости, страхов, слез. Можно ли сдать их легко, без ненужных волнений?

Проецируйте успех. Чтобы успешно сдавать любые экзамены, нужно самому в первую очередь настроиться на хороший ответ. Готовясь к экзамену, представляйте, будто уже отвечаете. Мысленно представьте педагога, которому будете сдавать экзамен, обстановку кабинета – потом, попав в уже «знакомую» ситуацию, вам будет проще изложить материал. Вспомните случай, когда  вам удалось получить хорошую отметку. Какой это был предмет, во что вы были одеты, какая была погода? Вспомните ту ситуацию, когда вы были уверены, что можете свернуть горы, прочувствуйте этот позитивный настрой и в таком настроении идите на экзамен.

Не хотите мыть голову – не мойте. Ходить на экзамены в одной и той же одежде, не мыть голову накануне, «зомбировать» себя на конкретный билет… Ничего плохого в этих «заморочках» нет: таким способом человек создает себе программу позитивного настроя, уверенности. Если такие методы работают, можете придерживаться их.

Старайтесь понравиться педагогу. Учащиеся, отвечая на экзаменах, пересказывают материал своими словами. Между тем у каждого преподавателя есть набор любимых слов, фраз, которые он повторяет чаще всего. С самой первой лекции записывайте такие словечки и выражения лектора, а на экзамене старайтесь говорить его языком – тогда он почувствует в вас единомышленника.

Пишите шпаргалки. Людей можно разделить на три типа: с образной, слуховой и моторной памятью. Образное (или зрительное) восприятие преобладает у тех, кому, чтобы хорошенько усвоить информацию, необходимо видеть текст, схемы, формулы. Звуковое – у тех, кто легко воспринимает текст и задачи на слух. Реже всего встречаются люди, восприятие которых основано на ощущениях: они запоминают только то, что своей рукой написали, начертили, нарисовали.
Подумайте, как вам легче всего запомнить материал: прочитать, прослушать или записать? В первом случае готовьтесь к экзамену с помощью книг, записей и наглядных пособий, во втором – записывайте лекции на диктофон и прослушивайте перед экзаменом. Если же не получается ни так, ни этак – ничего не поделаешь, готовьте шпаргалки. Они заставят работать вашу моторную память, а на экзамене….вовсе не понадобятся.

 

Как вести себя во время экзамена?

– Взяв билет, надо продумать план ответа и записать его. Если окажется, что ничего не помните, самое главное – не впадать в панику. Надо разделить лист бумаги на две части: на левой написать – «Что я знаю», на правой – «Что мне неизвестно». Затем, вспоминая, как вы отвечали на вопросы билета дома, надо в левой части записать все, что вы смогли вспомнить: правила, примеры, отдельные положения, элементы доказательств и т.п. Не беда, если это будет записано в беспорядке. В правой части надо указать, что именно вы не можете вспомнить. Обе части листа заполняются одновременно, но время от времени надо просматривать правую часть и вычеркивать то, что уже вспомнилось. Даже если вы ответите не все, но изложите то, что знаете, четко и логично, это будет лучше, чем демонстрировать экзаменаторам словесную и смысловую «кашу».

– Тщательно выполните решение задачи (грамматический разбор), продумайте, какие вопросы могут быть вам заданы.

– Подготовку надо постараться закончить на одну-две минуты раньше того, как вы пойдете отвечать. В это время, не заглядывая в листок, можно повторить план ответа и вспомнить ход решения задачи или выполнения другого задания и воссоздать в памяти то состояние, в котором вы находились, когда отвечали на вопросы билета дома.

– Отвечая на экзамене, обязательно надо пользоваться письменным планом, приводить примеры, которые вы приводили при подготовке к ответу.

И еще. Для некоторых студентов и школьников, как правило, неуверенных, очень большое значение имеет оценка, которую они должны (как им представляется) получить на экзамене. При этом они чаще всего «видят» лишь одни крайние отметки: либо «5», либо «2». Это объясняется неустойчивостью самооценки молодых людей, ведь неуверенность в себе – это колебания между высокой и низкой оценкой своих возможностей и достижений. И внешняя оценка (особенно в такой важной ситуации, как экзамен) как бы призвана разрешить этот конфликт, доказав школьнику и студенту, что он действительно способный человек или, напротив, утвердив его в представлениях о собственной никчемности. Поэтому промежуточные отметки – «4», «3» – часто не устраивают таких школьников и студентов, воспринимаются ими как неуспех. Экзамен для них в значительно большей степени, чем для остальных, – не просто проверка знаний по определенному предмету, а оценка способностей в целом.
Такое отношение к экзамену еще больше усиливает эмоциональное возбуждение экзаменующегося. Поэтому родителям следует постоянно ориентировать своих детей не на получение отметки, а на получение знания. Детям нужно внушать, что знать можно (и нужно) на «твердую четверку», «пятерка» на экзамене – это дело случая. Полезно также познакомить их с точными критериями оценок (за что ставится «5», «4» и т.д.) и в процессе подготовки к экзамену придирчиво обсуждать, на какую отметку «тянет» каждый ответ, а не выносить приговор способностям и жизненным перспективам своего сына или дочери.

 

КАК СДАВАТЬ ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса.
Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и пр., то есть в случаях, когда обстановка не столь эмоционально напряженная.
Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к ним, позволяют более успешно вести себя во время таких испытаний, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы в общем, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями.

Советы родителям:

Как помочь детям подготовиться к экзаменам?

– не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после его сдачи. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей.

– старайтесь не беспокоить ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может на это эмоционально отреагировать.

–  подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, ведь чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

– Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних ребенку не мешал. Обратите внимание на его питание: во время умственного напряжения необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.

– помогите ребенку распределить темы для подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику изложения материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и составлять таблицы, чтобы упорядочить изучаемый материал. Основные формулы и определения можно выписать и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д.

– Просмотрите различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество подобных сборников). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

– во время тренировки по выполнению тестовых заданий приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять тогда у ребенка будет развит навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

– накануне сдачи ЕГЭ обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен как следует выспаться.

 

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить благоприятные условия для занятий.

Советы выпускникам:

Подготовка к ЕГЭ:

– Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, ручки и т.п.
Можно включить в интерьер желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картины, выдержанной в этих тонах.

– Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние и вечерние часы. Составляя план подготовки на каждый день, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы и темы.

– Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен.

– Чередуй занятия и отдых; например, удобен следующий режим: 40 минут занятий, затем 10 минут перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

– Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал с помощью составления планов, схем, причем в письменном виде. Планы полезно писать и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

– Выполняй как можно больше различных тестов по этому предмету. Таким образом ты ознакомишься с основными конструкциями тестовых заданий.

– Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов.

– Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

– Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить планы ответов, остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена.

Некоторые считают: для того, чтобы как следует подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней ночи. Это неверно. Ты уже устал, и не стоит переутомляться. Вечером накануне экзамена передохни: прими душ, сходи на прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «боевого настроя». Ведь экзамен – это своеобразное состязание, в котором нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
На экзамен ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. 

Во время тестирования

Сосредоточься!
После выполнения предварительной части тестирования постарайся сосредоточиться. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого!
Сначала отвечай на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова  начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся энергия позднее будет направлена на решение более трудных вопросов.

Пропускай!
Надо пропускать трудные и непонятные задания. Помни: в тексте много таких вопросов, с которыми  ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очки только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, из-за того, что задержался на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задания до конца!
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершать досадные ошибки в самых легких заданиях.

Думай только о текущем задании!
Когда ты видишь новое задание, забудь о предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны между собой, поэтому знания, которые ты использовал в одном случае, как правило, только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Забудь о неудаче в прошлом задании (если  оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том,  что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Исключай!
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном – двух вариантах, а не на всех пяти – семи (что гораздо труднее).

 

Запланируй два «прохода»!
Рассчитай время так, чтобы потратить две трети всего отведенного времени на все легкие задания (первый «проход»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков в этих заданиях, а потом вернуться и спокойно подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй «проход»).

Проверяй!
Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть хотя бы пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай!
Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Не огорчайся!
Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

При подготовке материала использовалась следующая литература:
Н. А. Шукшин  «Психология счастья. Простые решения сложных вопросов», 2004г.

coolreferat.com