После аспирантуры становятся кем – Что дает аспирантура в России и зачем туда идти? Аспирантура дает отсрочку от армии? Входит в трудовой стаж? Что дает при трудоустройстве? Обучение в аспирантуре и работа, как совмещать? Какой срок обучения в аспирантуре? Какие есть формы обучения в аспирантуре? Есть ли заочная аспирантура? Чем заочная аспирантура отличается от очной? Каков процесс обучения в аспирантуре? Что дает аспирантура без защиты? Какое звание дает аспирантура? Расчет затрат на обучение.

Содержание

Кем работать после аспирантуры? Советы специалистов!

«Аспирант» — звучит гордо! Это возможность проявить себя, связать дальнейшую жизнь с научной деятельностью, стать настоящим профессионалом в своей отрасли. Некоторые студенты решают продолжить обучение просто потому, что не знают, куда идти дальше. Но кем работать после аспирантуры? Как закончить ее так, чтобы открыть перед собой все возможные двери? Есть ли какие-то секреты в обучении? Давайте разберемся.

Содержание статьи:

Как проходит обучение?

Аспирантура – это возможность применить на практике знания и навыки, полученные за предыдущие годы обучения. У каждого студента есть свой научный руководитель, вместе с которым выбирается тема исследований и направление дальнейшей работы.

Во время обучения отпадает необходимость в ежедневном посещении большого количества лекций, как это было на младших курсах. Количество теоретических занятий сводится к минимуму, а вот практики как раз достаточно для того, чтобы полностью освоить выбранную тему.

Основа обучения в аспирантуре – самостоятельные исследования, экспериментальные методы и огромное количество возможностей проявить себя. Студент не только готовится к написанию и защите своей кандидатской диссертации, но и может проводить практические и лабораторные занятия у обучающихся на младших курсах, создавать свои собственные научные работы и выступать с ними на конференциях, публиковать результаты исследований в научных журналах.

Самое главное для будущего научного работника – выбрать интересную для себя тему, поставить четкую цель в начале трехлетнего обучения и постепенно следовать ей. Только тогда у него будет возможность получить достойную высокооплачиваемую работу в дальнейшем.

Можно ли устраиваться на работу во время учебы?

Официальные правила аспирантуры запрещают студенту очного отделения устраиваться на работу, несвязанную с родным вузом и преподавательской деятельностью. На заочников и соискателей это правило не распространяется.

Но в большинстве случаев оплата за выделенные вузом часы преподавания слишком низкая, и будущие научные деятели вынуждены искать подработку в любой сфере, где не требуется предъявлять диплом. На кафедре об этом знать не должны, но многие руководители хорошо понимают ситуацию и закрывают на нее глаза.

Как проявить себя?

Воспользуйтесь этими советами, чтобы зарекомендовать себя как лучшего аспиранта и получить хорошую работу в дальнейшем:

  • Старайтесь завести полезные знакомства в кругах специалистов и преподавателей, которые теперь являются вашими коллегами. Конечно, на одних только связях карьеру не построишь, но и лишними они точно не будут.
  • Уделите большое внимание выбору направления ваших исследований. Работа должна иметь научную новизну и практическую ценность, именно тогда она будет оценена по достоинству.
  • Не упускайте возможности опубликовать свои работы в научных журналах или поучаствовать в конференции. Многие работодатели обращают на это внимание.
  • Самое главное – ваша кандидатская диссертация должна быть идеальной! Она является основным показателем проделанной работы и может как скрыть некоторые огрехи в обучении, так и полностью свести все старания на нет. Огромное влияние имеет и ее защита. Вы должны быть уверены в себе и уметь ответить на все вопросы. Поэтому, если время поджимает и вам кажется, что ваших собственных сил недостаточно – обратитесь к профессионалам, которые помогут не только написать отдельные части или целую работу, но и подготовиться к выступлению на кафедре.
Кем работать после аспирантуры?

У аспиранта, который успешно закончил обучение, есть несколько путей дальнейшего развития. Он может устроиться преподавателем в ВУЗ, в том числе и свой родной, и продолжать свою научную деятельность параллельно с чтением лекций и ведением практики у студентов младших курсов.

Второй вариант – воспользоваться своим дипломом и успешно защищенной диссертацией, чтобы устроиться работать по специальности или в любой научно-исследовательский центр. Так или иначе, большинство аспирантов связывают свою дальнейшую жизнь именно с наукой и развиваются в этой отрасли.

Подведем итоги

Теперь вы знаете все о том, как закончить аспирантуру, чтобы устроиться на высокооплачиваемую работу в дальнейшем. Выбор деятельности зависит только от вас. Чтобы перед вами были открыты все двери, и вы легко могли выбрать любой желаемый вариант, уделите максимальное внимание качеству и своевременности сдачи всех практических работ и кандидатской диссертации. Или лишите себя проблем и переживаний, обратившись к мастерам своего дела! (Лабораторные, семестровые, чертежи, контрольные, курсовые)

Материалы по теме:

Поделиться с друзьями:

Загрузка…

matemonline.com

Аспирантура после 2014 года: что изменилось и стоит ли туда поступать

Я из тех самых аспирантов, которых коснулись реформы. Да-да, из тех, кто рассчитывал заниматься научной работой, а попал на «третью ступень высшего образования». В 2018 году у меня подходит к концу четырехгодичная программа, впереди последний экзамен и, возможно, защита. Тем, кого пугают реформы, могу сказать: возможно, сейчас лучшее время, чтобы рискнуть поступить, пока их не отменили.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что происходит

Тот факт, что вузы стали обязаны составлять обширную образовательную программу для аспирантов, был связан с тем, что слишком большое количество диссертаций оставалось не защищенными. Вот, например, материал «Индикатора», подготовленный совместно с ГУ ВШЭ, где дана статистика поступивших в разные годы в аспирантуру, выпустившихся и защитившихся.

В материале написано, что защищается каждый пятый. Однако на деле всё жёстче. Возьмём последние цифры из доступных. Если в 2011 году поступило всего 45556 аспирантов, а в 2015 защитило работы всего 4651, то защищается едва ли каждый десятый. При этом в 2015 окончили свои программы всего 25826 человек, то есть почти каждый второй в той или иной форме принял решение об уходе.

Подсчёт, разумеется, грубый. Есть много нюансов: разная длительность программ на очном и заочном, на разных специальностях (может продлеваться до четырёх лет), возможность защититься не сразу а в течение года-трёх, разная статистика для образовательных учреждений и НИИ. Но для аспирантуры до реформ 2014 года статистика очень похожа на правду: даже на глаз количество тех, кто ушёл из аспирантуры в принципе или просто не рискнул защищаться, было очень велико.

Теперь мы преподаватели?

Реформы-2014 стали попыткой заменить традиционную для России авторскую аспирантуру структурной. Раньше главным фактором успеха для аспиранта был научный руководитель. Договориться о том, чтобы в ученики взял профессор с видной должностью в вузе, местом в диссертационном совете и крепкими связями считалось равнозначным возможности успешной защиты.

Программа, которая зависела от вуза, была сжатой: кандидатский минимум, курс по специальности, ГИА. Авторская аспирантура была чем-то вроде курса в творческих вузах: у каждого профессора есть круг учеников, которые перенимают его методологию и ведут свои исследования, придерживаясь этого русла.

После 2014 года стало считаться, что аспирантура — это школа подготовки преподавательских кадров. Появилось огромное количество часов учебной нагрузки, связанной с педагогикой и психологией высшей школы.

Вторая часть нагрузки связана с исследовательскими компетенциями аспирантов. Здесь появляется этакий унифицированный инструктаж: множество дисциплин по выбору, где опытные преподаватели объясняют, как готовить научные публикации, патенты, пользоваться базами данных научных публикаций и т. д.

Третья часть — специализация. Это прекрасная возможность быстро актуализировать собственные наработки и в случае необходимости пообщаться с профессорами по вашей специальности помимо вашего научного руководителя.

По каждому из этих направлений сдаётся ГИА, есть обязательная педагогическая и исследовательская практика. Конец программы знаменуется защитой аттестационной работы, которая по объёму и требованиям соответствует кандидатской диссертации, но таковой не является.

Вы просто получаете диплом преподавателя-исследователя по своей специальности и можете подавать документы на защиту кандидатской, если чувствуете себя достаточно уверенно, а выпускающая кафедра не против.

Так что же с кандидатскими?

Кандидатскую работу теперь можно защищать только после того, как сдана вся программа аспирантуры, защищена аттестационная работа и получен диплом.

Собственно битва за звание кандидата наук теперь проходит вне её границ. Если раньше можно было сдать только кандидатский минимум и защититься быстрее, чем заканчивался срок обучения, то теперь придётся честно отработать в аспирантуре три-четыре года.

Если вы учитесь на платном отделении, вы также обязаны в любом случае выплатить всю сумму, которая указана в договоре, с поправкой на инфляцию, которая всегда, разумеется, ведет в сторону возрастания.

Что мы потеряли?

Более-менее свободный график нагрузки и комфортную возможность учиться, находясь в другом городе. Курсов много, посещение в основном обязательное, о назначении очередного модуля аспиранты нередко узнают чуть ли не накануне. Заочная аспирантура не отличается от очной: ходить придётся так же и на всё.

Отменить всё и вернуть, как было?

Ни в коем случае. Структурная аспирантура работает на аспирантов, которым не повезло с научным руководителем. Научное руководство — давняя и больная проблема не только для России, но и для всех стран со сходной системой подготовки университетских кадров.

Здесь пышным цветом распускаются всё те же проблемы, которые присущи менеджменту (а руководитель — это именно менеджер): личная неприязнь, профессиональная ревность, прессинг, часто — некомпетентность или несовременность руководителя. Когда-нибудь, году на третьем, уже обжившись на кафедре, вы, может, и услышите от преподавателей и коллег, что у такого-то профессора защищаются только те, кто пишет сам. Но до того как вы поступите и станете своим, все друг друга будут хвалить, показывая лояльность к коллективу.

Сор из избы никто не выносит, и о том, насколько вы с будущим руководителем сработаетесь, будет известно только после разведки боем

Структурная аспирантура возмещает всё, что руководитель мог забыть сказать или не посчитать нужным. Вы меньше зависите от руководителя.

Регулярно сдавая экзамены основных курсов на хорошие оценки, вы можете рассчитывать на дополнительную поддержку со стороны вуза в случае проблем с руководителем. И пусть эта защита от руководителя вам никогда не понадобится, поверьте, поступать сейчас гораздо лучше, чем пять-семь лет назад.

Что делать после окончания аспирантуры?

В авторской аспирантуре по итогам трёх-четырёх лет обучения вы могли остаться фактически ни с чем, только с кучей разрозненных черновиков на руках и чувством недоумения. Сейчас в конце необходимо защищать аттестационную работу объёмом не менее 100 страниц (плюс ещё 15-20 на вступление, заключение, список литературы и т. д.).

Вы хоть как-то соберёте под одной обложкой свои наработки и представите свою первую концепцию. Этого достаточно, чтобы получить диплом об окончании аспирантуры, который даёт возможность работать в вузах в должности ассистента.

Кандидатская диссертация может прорасти из этой работы, если получилось хорошо. Тогда научный руководитель даёт вам на неё отзыв, а выпускающая кафедра — выписку с положительным заключением, в котором говорится, что работа рекомендуется к защите в качестве кандидатской. С этими документами вы можете обратиться в любой диссертационный совет, соотвествующий вашей специальности. Если аттестационная работа получилась не очень, вы можете отложить защиту или начать период доработки.

Хорошие отношения с руководителем и кафедрой гарантируют, что постепенно вы до финала всё-таки дойдёте. Плохие не запрещают погулять годик-другой, где-нибудь поработать, написать новую по другой концепции и/или устроиться соискателем в другой вуз или к другому руководителю. В любом случае, вы теперь при желании точно выгребете и сами: у вас, скорее всего, есть опыт публикаций, преподавания, поиска нормальных актуальных материалов в специализированных рейтингах и множество полезных навыков.

Как человек, который всё с самого начала сделал неправильно, подвожу итог: структурная аспирантура помогла мне выжить, что-то понять про совершенно новую специальность и даже, кажется, позволит остаться при первой объёмной работе. Даже при отстуствии кандидатской я всё равно оказалась в выигрыше. Если у вас есть сомнения насчет того, стоит ли поступать в аспирантуру — поступайте! Несмотря на панику в СМИ, кажущийся бардак и спорность, это очень сильная формирующая среда, которую никогда не заменят никакие тренинги.

Фото: Shutterstock (Everett Collection)

mel.fm

Что такое аспирантура и зачем туда нужно поступать?

Многие студенты предпочитают продолжать обучение после получения диплома. Кто-то понимает, что ему близка наука, а другие не против сразу повысить квалификацию и стать претендентами на более престижные должности.

Остается только разобраться в разных формах образования. Этим мы и займемся в статье.

Что такое аспирантура и кто такие аспиранты?
Чем занимаются в аспирантуре?
Что такое соискательство в аспирантуре?
Чем отличается аспирантура от магистратуры?
В чём разница между аспирантурой и ординатурой?

Что такое аспирантура и кто такие аспиранты?

Аспирантурой называют особое структурное подразделение вуза или НИИ, в котором готовят ученых первой степени – кандидатов наук. А аспирант – человек, который получил высшее образование или даже стал магистром, поступил в аспирантуру, чтобы защитить диссертацию и стать обладателем ученой степени.

Кстати, само слово «аспирант» переводится с латинского как «стремящийся к чему-либо».

Чем занимаются в аспирантуре?

Конечно, в аспирантуре продолжают учиться. Это можно делать на дневном и заочном отделении. В первом случае продолжительность обучения составляет 3 года, во втором – 4. Кроме того, они активно занимаются научной работой: собирают и оформляют материалы для будущей диссертации, консультируются у своего научного руководителя.

Защищать кандидатскую диссертацию аспирантам предстоит членами диссертационного совета при конкретном учебном заведении.

Также аспиранты обязательно сдают кандидатский минимум. По сути, ничего страшного, обычные экзамены. Среди них экзамен по специальности, иностранному языку и философии науки. Еще одно важное уточнение: если вы учитесь в аспирантуре вуза, должны заниматься и педагогической деятельностью. Обычно аспиранты становятся помощниками научных руководителей.

Что такое соискательство в аспирантуре?

Соискательство – одна из форм подготовки научных кадров. Ученые сами работают над диссертационным исследованием и могут при хороших результатах рассчитывать на получение ученой степени кандидата наук.

Как правило, к соискательству прибегают уже состоявшиеся научные сотрудники – люди, которые уже работают в высших учебных заведениях или НИИ, успели обзавестись необходимыми знаниями и даже написали кандидатскую диссертацию.

То есть, проходить обучение в аспирантуре им фактически не нужно, а значит, нет необходимости в преподавательской деятельности на выбранной кафедре, участии в конференциях.

Все их время уходит на подготовку и должное оформление диссертационного исследования.

Чем отличается аспирантура от магистратуры?

В магистратуре обучение проходят студенты, которые получили диплом бакалавра и хотят повысить свою квалификацию, углубленно изучать выбранные предметы и подготовить научную работу по конкретной теме.

Получив диплом магистра, бывшие студенты могут работать по специальности, а также при желании преподавать в средних специальных учебных заведениях. Кроме того, после магистратуры намного легче поступить в аспирантуру.

Отличия аспирантуры от магистратуры заключаются в сроке обучения, уровнях подготовки и возможностях, которые получают студенты при успешном выполнении всех требований.

Если магистр вправе заниматься преподавательской деятельностью в техникуме, то аспирант уже вполне может читать лекции и проводить семинары в вузе. Как вы помните, на очном отделении аспирант учится три года, а вот будущий магистр – всего два. И, разумеется, требования к научным исследованиям предъявляются разные.

В чём разница между аспирантурой и ординатурой?

Ординатурой называют форму повышения квалификации врачей. Студенты отучились в медицинских вузах, а потом поступают в ординатуру, чтобы стать высококвалифицированными профессионалами и иметь право на осуществление самостоятельной врачебной практики (после окончания ординатуры выдается специальный сертификат).

Обучение же в аспирантуре ориентировано, прежде всего, на подготовку научных работников. После успешной сдачи кандидатского минимума и защиты диссертационного исследования аспиранту присваивается ученая степень (кандидата наук).

www.mnogo-otvetov.ru

Аспирант — кто это — Молодой учёный

Получив диплом специалиста или магистра по окончании высшего учебного заведения (ВУЗа), далее можно идти несколькими путями – занятие наукой, преподавание, бизнес, государственная служба. Тем, кто стремится сделать карьеру научного деятеля или великое открытие, мечтает преподавать в университете, необходимо сначала поступить и закончить аспирантуру, чтобы по ее окончании защитить научную работу под названием диссертация.

Аспирант — кто это такой

Чтобы написать и защитить кандидатскую диссертацию, необходимо закончить аспирантуру или стать соискателем. Аспирантура — специфическая форма высшего образования, которая имеется в некоторых университетах. Формы обучения в аспирантуре:

  • очная;
  • заочная.

Очная аспирантура во время обучения дает право на стипендию, отсрочку от службы в армии, аспиранты получают некоторые социальные льготы наравне со студентами. Аспирантура заочной формы обучения, в отличие от очной, ничем из перечисленного не обеспечивает, но дает право работать и учиться одновременно, предоставляется аспирантский отпуск. Различия существенны, и каждый выбирает тот вид, который удобен.

Аспирант — это специалист или магистр, который зачислен в аспирантуру. Конечная цель обучения в аспирантуре — написание и защита диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Курирует и оказывает помощь в создании научного труда опытный ученый — научный руководитель.

Аспирант на английском языке

Самым правильным ответом на вопрос: «Аспирант – кто это?», — будет перевод с английского выражения post-graduate student или graduate student – студент после диплома, аспирант. Некоторые считают, что слово происходит от латинского aspirantis, aspire, что в переводе – стремящийся или претендент на должность. Во французском языке есть созвучное слово aspirant – кандидат (первоначально – на должность). Но точнее всего под этот термин по смыслу подходит все же английский перевод.

Аспирантка или аспирант — как правильно

Часто при оформлении различного рода официальных документов или при написании докладов, выступлений возникает проблема: как правильно – аспирант или аспирантка. В русском языке строгого, точного правила на этот счет нет. Но филологи рекомендуют в официальных документах и докладах применять слова мужского рода – «аспирант», а не «аспирантка», «студент», а не «студентка», «докторант», а не «докторантка».

Докторант: кто это?

Аспирант – будущий кандидат наук, для этого ему нужно закончить аспирантуру и защититься. Докторант – это ступень на пути к защите диссертации на соискание высшей научной степени – доктора наук. Докторантура – образовательное подразделение при ВУЗе, где обучаются, повышают квалификацию докторанты – кандидаты наук, работающие над созданием докторских диссертаций.

Во время обучения в докторантуре докторанты получают стипендию (Письмо Министерства образования и науки России от 04.03.2014г. № АК-453/05 «О стипендиях докторантам»), им предоставляется дополнительный двухмесячный отпуск. Они, как и аспиранты получают право бесплатно пользоваться для проведения исследований и экспериментов лабораторным оборудованием ВУЗов, библиотеками, ездить в командировки, экспедиции, которые имеют большое значение для успешного завершения научной работы.

Чем соискатель отличается от аспиранта

Соискательство отличается тем, что не предполагает обучения в аспирантуре, соискатель закрепляется за кафедрой по профилю будущей научной работы и готовит диссертацию к защите самостоятельно, но под руководством назначенного научного руководителя.

Путь соискателя чаще выбирают для себя сотрудники научно-исследовательских институтов (НИИ) или научные сотрудники университетов. Разница в том, что соискатели пропускают этап учебы в аспирантуре, им не нужна педагогическая практика, они уже заняты научной деятельностью.

Аспиранты же за время учебы должны:

  • сдать кандидатский минимум,
  • активно участвовать в научных
  • конференциях, желательно с докладами,
  • пройти педагогическую практику, параллельно занимаясь научными исследованиями, сбором материалов, подготовкой и оформлением кандидатской диссертации.

Учеба в аспирантуре предполагает выполнение большого объема самостоятельной научной, аналитической работы, исследований и экспериментов, значение которых в диссертации решающее.

Как стать аспирантом

Совет: Если у студента после получения высшего профессионального образования возникает вопрос, как поступить в аспирантуру, за разъяснениями и условиями нужно обратиться в соответствующий отдел, имеющийся в ВУЗе. Помощь в этом вопросе может также оказать научный руководитель, если он уже выбран.

Обычно алгоритм поступления следующий:

  • любой гражданин, закончивший ВУЗ с дипломом специалиста или магистра может подать документы для зачисления в аспирантуру;
  • сдача вступительных экзаменов;
  • дополнительно для поступления в аспирантуру желательно (добавляет шансов туда попасть): участие в конференциях, публикации в научных сборниках, статьи, рефераты, рекомендация кафедры или руководителя.

Для поступления в аспирантуру нужно сдать экзамены:

  • иностранный язык, обычно английский;
  • история и философия науки;
  • профильный предмет, для каждой специальности свой.

Срок обучения по очной форме — 3 года, при заочной – 4. Значит, за это время аспиранту необходимо поэтапно с помощью назначенного ему научного руководителя подготовить к защите кандидатскую диссертацию. Допускается закончить и защитить ее после окончания аспирантуры.

Учеба в аспирантуре, получение степени кандидата наук, для многих означает открывшуюся перспективу достичь своей мечты – стать ученым. Значение этого шага неоценимо. Диссертационная деятельность - нелегкий путь, значит, силы аспиранту нужно распределить правильно. Этим отличается ученый от студента – знаниями, целеустремленностью, умением анализировать, планировать, и разница эта очень существенна.

moluch.ru

Нужна ли аспирантура? / Хабрахабр

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» — «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию.
Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы
  • отзывы на все свои телодвижения
  • приказы, ТЗ, разрешения для командировок
  • список финальных документов перед и до защитой – до 50 штук
  • и т.д.
Это пипец.

Второе – никому ваша работа не нужна. Никому, кроме вас. От начала до конца ее в лучшем случае прочитают три человека – вы, научный руководитель и корректор.

Общие выводы

Итак, плюсы:
  • расширение кругозора и получение глубоких теоретических навыков
  • умение четко формулировать свои мысли даже там, где четкости нет и в помине
  • получение научной степени
  • тесная интеграция теории и практики
  • возможность получить грант, поучиться за границей годик-второй
  • не нужно идти в армию
  • опыт преподавания
Минусы:
  • бюрократия
  • нет возможности спокойно уехать в командировку
  • твоя работа и ты сам никому не нужен
Мало, но емко.

Для каждого пункта можно поставить ваши личные коэффициенты важности и посчитать, чего больше получилось. Это и будет ответом на вопрос: нужна ли вам аспирантура.

Немного сумбурно, но надеюсь, не безнадежно. Спасибо за внимание.

habr.com

Что такое аспирантура

Если вы твердо решили связать свою жизнь с научной деятельностью или преподаванием, поступление в аспирантуру станет для вас почти необходимым шагом. Аспирантура – стезя будущего кандидата наук. Степень кандидата достигается защитой диссертации после обучения сроком до 3 лет (или до 4 лет в заочной аспирантуре). За это время предстоит подготовить несколько научных публикаций и сдать 3 кандидатских экзамена – обычно это философия, иностранный язык и экзамен по специальности. Кроме того, у вас будет возможность (или даже обязанность) вести семинары и принимать экзамены – что немаловажно, если вы заинтересованы в преподавательской деятельности.

Помочь вам на пути к статусу аспиранта может, как уже было сказано выше, магистерская степень. Кроме того, необходимо хорошо учиться, писать научные статьи, выступать на вузовских конференциях. Определяющим фактором является мнение о вас Ученого совета вуза и вашего научного руководителя.

Помимо вузов, аспирантуры существуют при различных НИИ. Прием аспирантов в научные институты на порядок ниже, чем в аспирантуры при учебных заведениях: ежегодно в вузовские аспирантуры поступает свыше 100 тысяч соискателей, в то время как научные институты принимают около 17 тысяч аспирантов в год. Таким образом, к преимуществам аспирантур при НИИ можно отнести более низкий уровень конкуренции за вакантные места. Наверняка в вашем вузе преподают научные сотрудники – с ними можно договориться о практике, а в дальнейшем – и о поступлении в аспирантуру при НИИ.

Получение степени кандидата наук происходит посредством защиты диссертации перед Диссертационным советом. После повторной проверки работы (на этот раз Высшей аттестационной комиссией – ВАК) и при положительном решении комиссии, соискатель получает заветную «корочку».

Немного фактов:

  • Уровень владения иностранным языком должен позволить будущему кандидату наук перевести близко к тексту 1 страницу машинописного текста за 1 час.
  • В большинстве своем аспирантуры бесплатны, но существуют и платные – особенно при негосударственных вузах и по экономическим специальностям.
  • Учащимся очной формы аспирантуры предоставляется отсрочка от армии на три года; кандидаты наук призыву не подлежат.
  • Если степень кандидата наук – не главная ваша цель, вы можете завершить обучение в аспирантуре без защиты диссертации. В этом случае вам будет выдано свидетельство о завершении курса аспирантской подготовки и о сдаче кандидатских экзаменов.
  • Аналог аспирантуры в военных учебных заведениях будет называться адъюнктурой, а в медицинских – ординатурой.
  • За последние 10 лет кандидатская степень присваивалась примерно одному из шести поступивших в аспирантуру. Правда, большинство из незащитившихся сразу после аспирантуры все-таки получают степень в течение одного-трех лет после этого.
  • Кандидат наук может претендовать на получение степени доктора наук путем поступления в докторантуру и подготовки докторской диссертации.
  • Получение ученой степени возможно в форме соискательства. В этом случае сдача экзаменов и диссертации происходит без отрыва от рабочего места, и в аспирантуру или докторантуру вас не зачисляют.

Актуальный вопрос: что даст вам степень кандидата наук на рынке труда, если преподавательской деятельностью вы заниматься не собираетесь? Итак, в каком случае вам следует подумать о защите диссертации:

Если вы работаете в сфере наукоемких технологий. Степень кандидата медицинских, биологических, физико-математических и прочих естественных наук гарантирует преимущество при найме на работу высококвалифицированных специалистов. Это касается работы не только в России, но и за рубежом.

Если вы хотите стать руководителем высшего звена в России. На Западе отечественные кадры, имеющие степень по гуманитарным наукам (экономика, юриспруденция, социология) ценятся значительно ниже, нежели «естественники». В вакансиях же наших предприятий нередко можно встретить желательность наличия ученой степени – так что решение защитить диссертацию для будущего ведущего юриста или финансового директора стратегически оправдано.

edunews.ru

Магистратура и аспирантура: стоит ли учиться дальше?

В настоящее время идет процесс интеграции высшей школы России в Европейское пространство. Это приводит к тому, что требуется новый взгляд на систему высшего профессионального образования в целом. Дипломы магистров гарантируют мобильность в трудоустройстве и сопоставимы во всех странах мира. Качественное высшее образование, соответствующее международным стандартам, – это перспективные возможности построения научной или бизнес-карьеры в России или за рубежом.

Сейчас происходит обновление Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Большинство университетов и других высших учебных заведений одним из приоритетных направлений своей деятельности считают реализацию магистерских программ подготовки. Как следствие происходящих перемен в сфере высшего образования некоторые российские университеты столкнулись с тем, что им придется обновлять форму и содержание предоставляемых образовательных услуг. Согласно международным образовательным стандартам процесс создания эффективных механизмов развития специальностей и факультетов длительный и непростой.

Сложности переходного периода

В результате реформы высшего профессионального образования должен быть осуществлен переход на двухуровневую систему. Первый уровень – бакалавриат, срок обучения на этом уровне составляет 4 года. Второй уровень – магистратура, срок обучения 6 лет, из них 4 года бакалавриат и 2 года магистратура. Россия сейчас находится в процессе перехода на 2-х уровневую систему образования. К такой реформе в настоящее время готовы далеко не все вузы. Не каждый вуз может предоставить образовательные услуги по всему спектру специальностей и направлений подготовки, не каждый вуз может иметь аспирантуру и магистратуру. Поэтому, выбирая вуз, нужно учитывать не только его специализацию, но и возможность в дальнейшем обучаться в магистратуре или аспирантуре в его стенах. Специфика некоторых профессий предполагает после 4-х лет обучения по программе бакалавриата для дальнейшей успешной практической деятельности пройти 2-х летний курс магистратуры.

Переход сферы высшего образования на европейские стандарты вне сомнения принесет ощутимые преимущества будущим выпускникам вузов. Однако и высшим учебным заведениям и будущим студентам придется столкнуться с определенными сложностями в процессе переходного периода. С введением новой системы образования очень важно сделать правильный выбор формы и программы образования: в течение какого времени вы готовы обучаться, хотите ли вы получить высшее образование или вам будет достаточно степени бакалавра, может быть вам требуется полное высшее образование – магистратура, или же вы желаете обязательно поступить в аспирантуру. Ответив для себя на эти вопросы, вы сможете определиться с чего начинать – колледж или бакалавриат, и чем закончить обучение – магистратура или аспирантура.

Для чего придумали магистратуру?

Магистр – это самый высокий уровень профессионального образования, вторая ступень после бакалавриата. Обучаясь в магистратуре можно дополнить базовое образование и получить степень магистра по другой специальности или профильному направлению. Основное преимущество магистратуры – приобретение опыта профессиональной деятельности, получение практических знаний, глубокое понимание практических проблем. Кроме того, в магистратуре можно получить опыт научно-исследовательской работы.

Учеба в магистратуре кроме престижности является ещё и объективной необходимостью для построения успешной карьеры, особенно по таким направлениям как менеджмент, экономика, политология, социология, юриспруденция, экология и природопользование. В феврале 2011 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации Академии МНЭПУ дано право на ведение образовательной деятельности по данным направлениям подготовки магистров.

Программы магистратуры можно разделить на обучающие – содержат курс лекций и семинаров с последующей защитой итоговой работы, – и исследовательские – здесь студенты под наблюдением преподавателя проводят самостоятельные исследования в интересующей области. При очной форме обучения срок обучения – 2 года, при заочной – 3 года.

После окончания обучения в магистратуре можно продолжить обучаться в аспирантуре, обучение в которой в российских вузах продолжается в течение 3 лет, при заочной форме обучения – 4 года. Аспирантура представляет собой форму повышения квалификации, основная цель которой  – подготовка к соисканию ученой степени кандидата наук. Итогом обучения в аспирантуре становится защита кандидатской диссертации, после чего аспиранту присваивается степень кандидата науки и он может продолжить обучаться в докторантуре. Аспирантура – отправная точка для тех, кто хочет посвятить свою деятельность науке.

В аспирантуре приобретается умение организовать и реализовать какой-либо проект, находить и устанавливать контакты в профессиональной сфере. Обучаясь в аспирантуре, вы имеете возможность накопления социального капитала.

Аспирантуру можно успешно совмещать с текущей работой, если у вас хорошие навыки самоорганизации. Такую возможность предоставляет соискательство и заочная аспирантура.

Аспирантура становится привлекательной

Выпускники вузов, ориентированные на стремительный карьерный рост, зачастую ставят под сомнение целесообразность дальнейшего обучения в аспирантуре. Обучение в аспирантуре обычно ассоциируется с временными, интеллектуальными и финансовыми затратами. В то же время практические выгоды и жизненные перспективы в процессе обучения и после получения ученой степени достаточно туманны. Теперь, в процессе интеграции российского высшего образования в европейское пространство, аспирантура становится все более привлекательной.

Новые связи, слава, деньги

Все более активно к учебному процессу привлекаются специалисты партнерских организаций отечественных и зарубежных, ведущие профессора из университетов США и Европы. У аспирантов сейчас все больше возможностей претендовать на стипендии и гранты, принимать участие в международных конференциях, проходить стажировки в других странах, налаживать новые связи и находить новые контакты. Стипендии и гранты в настоящее время имеют впечатляющие размеры. Однако принимать участие в конкурсах на их получение могут только студенты, научные работники и аспиранты, обучающиеся в официальных организациях.

Аспирантура или второе высшее образование

Реальной альтернативой второму высшему образованию может стать аспирантура. Например, у вас уже есть высшее образование психолога или филолога, но вы хотите стать профессионалом в какой-то другой области. Послевузовское профессиональное образование сегодня можно получить в аспирантуре Академии МНЭПУ. Вы можете обучаться по приоритетным на сегодняшний день направлениям науки: экономике, политологии, юриспруденции, экологии, геоэкологии.

Перспектива карьерного роста

Сегодня бытует мнение, что наличие кандидатской степени ни в коей мере не повышает рейтинг соискателя на вакансию в глазах работодателя. В действительности это не так. Наличие ученой степени – залог успешной карьеры для госслужащего. При распределении должностей в органах законодательной, исполнительной и судебной власти по-прежнему принимается во внимание факт наличия ученой степени. В первую очередь, когда речь идет о ключевых должностях.

Отличная мотивация

Хорошей мотивацией к обучению является платная аспирантура. Это будет ваш осознанный выбор, поэтому и отношение к учебе более серьезным. Зачастую аспиранты бюджетной аспирантуры в итоге бросают её от усталости, разочарования или просто лени. Если вы вложили собственные деньги в аспирантуру, то это будет дополнительной страховкой забросить обучение раньше времени. И чем больше собственных ресурсов вы вложите в обучение, тем сложнее будет вам отказаться от итоговой защиты диссертации. Вложенные средства и приложенные усилия не должны пропасть впустую.

ucheba02.ru