Способы запоминания текста – Как учить большие тексты и запоминать их

Содержание

Как учить большие тексты и запоминать их

Память — важный аспект нашей жизни. С ее помощью мы можем держать в уме информацию, которую получаем в течение жизни.

Данные, которые обрабатывает наш мозг, поступают к нам непосредственно через органы чувств, перерабатываются, фильтруются, и лишь потом мы запоминаем нужную информацию.

Запоминать можно все от слов песен до большого количества текста.

Способы запоминания текста могут быть разными: от простого заучивания до применения методик, которые помогают выучить текст.

Психологи выделяют такие виды памяти:

  • зрительную;
  • моторную;
  • слуховую.

В зависимости от того, какая из этих видов у вас лучше развита, и подбираются способы заучивания текстов.

Как запомнить большой текст

Точно сказать, как лучше запомнить текст невозможно, так как их множество, и все они имеют разную степень сложности и виды (научные статьи, стихи и художественные тексты).

Также очень важным фактором для запоминания является время запоминания.

В общем можно выделить рекомендации, которые помогут вам быстро запомнить большой текст. Основой является так называемая методика ОВОД.

Методика ОВОД

  • Основные мысли;
  • Внимательное чтение;
  • Обзор;
  • Доводка.

Теперь об этом подробнее:

  1. Сначала читайте текст, стараясь выделить в нем основную мысль. При этом не ставьте себе целью мгновенно запомнить его весь полностью. Анализируйте прочитанное, запоминая только основное, о чем идет речь. При возможности целесообразно записывать основные мысли. Потом попробуйте воспроизвести то, что вы прочли.
  2. На следующем этапе читайте текст более внимательно, обращайте внимание на мелочи и детали. В процессе чтения связывайте текст с основной его мыслью, которую вы выделили на предыдущем этапе. Здесь можно использовать множество методик для запоминания. В конце повторите подробности и основное содержание текста.
  3. Потом следует провести обзор текста. Начинайте читать с конца, при этом анализируя, насколько правильно и точно вы запомнили детали. Также вы уже должны составить примерный план текста. Запоминайте ключевые слова, используя метод ассоциаций.
  4. В самом конце повторяем заученный материал, пересказывая его вслух себе или собеседнику. При этом выделяйте подробности, которые вы упустили. Старайтесь не подглядывать в текст.

Проанализируйте места, в которых вы допустили ошибку, постарайтесь запомнить их, используя ассоциацию с чем-то.

На Викиум вы можете тренировать память с помощью специальных упражнений

Запомнить наизусть большой текст возможно при использовании разных способов восприятия информации. Это зависит от вида вашей памяти. Один может запоминать текст, просто слушая его, а другой использует для этого визуальное восприятие.

Особенности запоминания текста на родном языке

Эти методы запоминания основаны на создании образа того, что вы запоминаете. Их можно разделить на категории:

  • записываем, что учим;
  • графический метод;
  • деление текста на части;
  • постоянное напоминание.

При запоминании текстов с большим количеством терминов или формул, простого перечитывания материала будет недостаточно. Для этого мы используем метод записывания.

Прочитав текст, выделяем основные тезисы и термины. Потом последовательно записываем их. При этом можно чертить план текста и по нему производить описывание, выделяя основные цитаты, тезисы и терминологию.

Если у вас нет возможности записывать, тогда выделите главное прямо в тексте, используя карандаш или другие методы выделения.

Намного быстрее запомнить информацию позволяет схематическое изображение основных мыслей текста. Для этого можно использовать графические схемы, чертежи, наброски и пиктограммы.

Этот метод эффективен при запоминании сложных технических текстов.

Методика использования пиктограмм для запоминания больших текстов

  1. Выделяем ключевые слова и выражения.
  2. Потом рисуем пиктограммы для каждого выделенного слова, так называемые картинки, которые вам позволят вспомнить его. Это могут быть ваши ассоциации с ними, но пиктограммы не должны быть слишком громоздкими. При прорисовке картинок нельзя делать надписи. Просто рисуйте то, с чем у вас ассоциируется данное слово или выражение.
  3. Используйте полученные пиктограммы для запоминания текста. Последовательность рисунков должна совпадать с основной мыслью статьи.
  4. Объемные тексты психологи рекомендуют запоминать методом деления его на мелкие части. Материал следует разбивать не больше чем на 7 частей, каждая из которых должна иметь смысловую связь.
  5. Концентрировать запоминание следует на средней части материала, так как начало текстов, в основном, содержит мало конкретной информации, а конец логически ясен по ходу основного текста.
  6. Если время для запоминания позволяет, то можно применять методику постоянного напоминания. Текст который нужно запомнить разделяют на части и распечатывая их на бумаге размещают в местах вашего постоянного пребывания, например на холодильнике, в ванной или в местах курения.

Специфика запоминания текста на английском языке

Процесс запоминания иностранных текстов намного сложнее и требует больше времени. Для того чтобы быстро запомнить текст на английском, можно записать его на аудиоплеер и прослушивать его, занимаясь обычными делами, при поездках в городском транспорте.

При этом важно не просто слушать материал, но и вдумываться, анализировать и выделять важные моменты. Также текст быстрей запомнится, если вы будете описывать сюжет при помощи рисунков и пояснений к тексту.

Важным фактором является время суток, когда вы запоминаете материал. Оптимальным временем для запоминания является четыре часа до засыпания и четыре часа после подъема.

Запоминать тексты без понимания их смысла намного труднее и дольше. Материал на английском следует пересказывать своими словами, а не воспроизводить слово в слово. Старайтесь запоминать частями, вникать в суть и проводить параллели содержания и вашей жизни.

Развиваем память

Чтобы иметь возможность запоминать большое количество информации мы должны тренировать мозг. Вы должны вырабатывать в себе способности к запоминанию.

Упражнений для памяти существует много. Вы сами можете выбрать, какое из них вам подойдет.

Вот некоторые рекомендации, которые помогут вам улучшить память:

  • Каждое утро после того, как проснулись, можете посчитать от 100 до 0, причем старайтесь делать это как можно быстрее. Постарайтесь исключить из вашей повседневной жизни калькулятор. Считайте в уме при покупках в магазинах, займитесь математическими тренировками памяти. Производите разные операции над числами, это придаст пластичность вашему мозгу и позволит увеличить объем памяти.
  • Прекрасно развивать память поможет упражнение «60 названий за 60 секунд». Для этого стоит называть каждую секунду по слову, например 60 столиц мира или названия растений. Сначала у вас не получится в таком темпе, но вы не отчаивайтесь, проговаривайте и вспоминайте. С каждым днем у вас все лучше будет получаться. Тренируйтесь и спустя неделю вы почувствуете результат.
  • Самым простым методом развития памяти является простое запоминание текстов. Сначала вы должны запоминать маленькие объемы, постепенно переходя на большие. Главное процесс заучивания не прекращать, а делать это систематически.
  • Улучшить способность запоминания текстов позволит методика изучения иностранных слов. На протяжении первой недели вы должны запомнить по 10 слов каждый день. Вы можете учить их парами, записывая слова на бумажке, где указываете слово и его перевод. Потом вы постепенно увеличиваете количество слов за день, например на второй неделе 20 слов в день, на третей 30 слов.

Главное для быстрого запоминания текстов: постоянно тренируйте память, старайтесь выполнять нестандартные задания, например, если вы правша, тогда чистите зубы левой. Это позволит вашему мозгу развивать новые нейронные связи и сделает его более пластичным к запоминанию.

Слова на 10% лучше откладываются в памяти, если при заучивании вы их выкрикиваете или просто громко произносите.

Для одновременного запоминания двух или больше текстов, которые не связаны темой, старайтесь при их запоминании менять обстановку. Один материал учите в комнате, а другой на улице или в другой комнате. Это позволит мозгу не перемешать информацию.

После того, как материал зазубрен, следует как можно дольше поспать, что позволит вам помнить информацию намного дольше по времени. Очень часто рекомендуют учить тексты перед сном, что способствует лучшему усвоению.

Занимайтесь спортом, это улучшает кровообращение в мозге и память.

blog.wikium.ru

рекомендации, методы, эффективные способы и практические советы

Существуют люди, которые легко запоминают информацию. Им достаточно услышать или прочитать ее один раз, чтобы потом воспроизвести своими словами. Другие же вынуждены зазубривать фразы из учебника, десятки раз перечитывать параграф, пытаясь уловить его смысл. Возможно, последние просто не знают, как лучше запоминать текст? Ведь современные ученые открыли немало секретов человеческой памяти, которые могут существенно облегчить жизнь школьникам и студентам.

Что нам мешает?

Тысячи людей во всем мире хотели бы узнать, как лучше запоминать текст. Когда ты всю ночь провел над книгами и не можешь вспомнить ответ на вопрос, а кто-то потратил на заучивание 20 минут и теперь блистает у доски, невольно задумываешься о несправедливости жизни. Специалисты называют 5 причин плохой памяти. К ним относятся:

  • Отсутствие интереса. Человек, увлеченный физикой, без усилий запоминает сложные формулы и законы, в отличие от студента-гуманитария.
  • Неумение концентрироваться. Часто мы не хотим вникать в суть текста, думаем о посторонних вещах, постоянно отвлекаемся на другие дела. Некоторые школьники умудряются готовить уроки, слушая радио или смотря телевизор.
  • Неразвитая память. На самом деле ее можно и нужно тренировать, так же, как слабые мышцы.
  • Недостаток витаминов и кислорода. Чтобы мозг хорошо работал, необходимо правильно питаться, регулярно бывать на свежем воздухе, заниматься физкультурой.
  • Плохое самочувствие. Депрессии и болезни забирают у организма массу энергии, и на заучивание информации ее просто не хватает.

Память и физиология

Если вы задаетесь вопросом, как лучше запоминать текст, начните с правильного режима дня. Бессонные ночи, питание полуфабрикатами, сидячий образ жизни негативно сказываются на работе головного мозга.

Ученые выяснили, что материал лучше всего заучивать утром или днем, пока организм находится на пике своей активности. Чередуйте умственное и физическое напряжение. После 45 минут занятий посвятите 15 минут зарядке или активной уборке в комнате. Текст запомнится быстрее, если вы встанете со стула и будете гулять по квартире вместе с учебником.

Если вы готовитесь к экзаменам на природе, ваша эффективность вырастает на 20%. Поэтому не забывайте гулять. Чтобы информация прочно засела в голове, прочитайте текст перед сном. Проснувшись на следующий день, повторите его и смело идите на занятия.

Советы для визуалов

Люди получают информацию через разные каналы восприятия. Если вам проще запомнить увиденное или прочитанное, то вы – визуал. Свои особенности стоит учитывать при заучивании информации.

Вот несколько полезных советов:

  • Слушая лекцию, делайте ее конспект. Читая учебник, выписывайте основные тезисы, рисуйте схемы, графики, таблицы. Самое важное выделяйте разноцветными ручками. Работу мозга активизируют фиолетовый и оранжевый цвета.
  • Даты, формулы, трудные определения выписывайте на стикеры и развешивайте по всей квартире.
  • Человек запоминает лучше зрительную картинку, чем текст. Поэтому закройте глаза и попробуйте представить себе в красках описываемые события. Полезно смотреть фильмы на изучаемую тему.
  • Если фраза никак не запоминается, переписывайте ее, пока не сможете сделать это на автомате.
  • Рассказывать текст лучше перед зеркалом, представляя, что рядом находится преподаватель.

Если вы – аудиал

Есть люди, которым трудно понять прочитанное, зато они легко воспроизводят услышанную лекцию. У них преобладает слуховой канал восприятия. Как лучше запоминать текст при чтении аудиалам?

Существует несколько секретов:

  • Занимайтесь в полной тишине.
  • Учебник и лекции читайте вслух, записывая себя на диктофон. В дальнейшем прослушивайте информацию. Особенно эффективно делать это перед сном.
  • Объединитесь с товарищем. Обсуждайте материал, пересказывайте его друг другу. В крайнем случае задействуйте маму, двухлетнюю сестру или любимого кота в качестве слушателя.
  • Если фраза не заучивается, произносите ее с различными интонациями: шепотом, громко, радостно, пискляво, грубо, со слезами в голосе. Пытайтесь прочувствовать эмоции. Разучиваемые стихи пойте, сочинив собственную мелодию.

Подсказки кинестетикам

Труднее всего в школе и институте приходится учащимся, которые усваивают информацию через движения и ощущения (запахи, вкусы, прикосновения). Как лучше запомнить читаемый текст, если монотонная зубрежка не дает желаемых результатов?

Следуйте следующим рекомендациям:

  • Подготовьте место для занятий. Включите спокойную музыку без слов, разложите красивую канцелярию, купите доску для важных пометок. Старайтесь поменьше сидеть за столом. Прохаживайтесь по комнате, устройтесь на полу или в кресле.
  • Через каждые 25-30 минут делайте гимнастические упражнения.
  • Читая текст, водите пальцем по строчкам, вращайте в руках карандаш, болтайте ногами. Главные идеи выпишите в тетрадь своими словами.
  • Так же как и аудиалы, вы можете надиктовать информацию на диктофон. Прослушивать запись рекомендуется во время прогулок или пробежек.
  • Если фраза не запоминается, надо закрыть глаза и прописать ее в воздухе или на какой-то поверхности. Человек в это время мысленно видит и слышит разучиваемую информацию.

Готовимся к пересказу

Механически запомнить можно даже тот текст, который ты не понимаешь. Учащийся прочитывает первое предложение, пытается точно воспроизвести его, затем добавляет второе, третье. Другое дело, если вам необходимо передать содержание книги или параграфа своими словами. Как лучше запоминать текст для пересказа?

Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Материал надо понять. Прочитайте текст, выясните значение всех незнакомых слов и терминов. Найдите человека, который может ответить на возникшие вопросы.
  • Разделите текст на смысловые части. Прочитайте каждую из них и запишите на бумаге основную мысль отрывка. В итоге получится план для пересказа.
  • После небольшого перерыва прочтите текст медленно и с выражением. Старайтесь мысленно представить описываемые картины, события, факты, придумайте к ним ассоциации.
  • Закройте книгу и попробуйте пересказать прочитанное по плану. Если не получается, старайтесь припомнить свои ассоциации. В учебник подглядывайте в крайнем случае. Если текст большой, пересказывайте его по частям. После 2-3 попыток отложите книгу.
  • Повторите материал перед сном. Утром расскажите выученную информацию, не пользуясь планом.

Как лучше запомнить английский текст?

Выучить топик на иностранном языке – непростая задача. Для начала отыщите его аудиоверсию. Слушайте ее, следя глазами по тексту. Подчеркните все незнакомые слова, найдите их значение, выпишите в словарь. Самостоятельно прочтите текст за диктором. Рекомендуется переписать его яркими фломастерами и разрезать на предложения. Теперь соберите и озвучьте получившийся пазл.

Хорошо зарекомендовало себя круговое повторение, когда учащийся читает первый абзац. Затем возвращается в начало и прочитывает два абзаца. Так постепенно наращивается объем, и текст запоминается быстрее. Рассказывать изученное лучше также по абзацам. Аудиалы могут записать текст на диктофон, делая перерывы между предложениями, и слушать в течение дня. Каждую фразу нужно повторять вслух или про себя во время пауз.

Готовимся к экзамену

Выучить один параграф намного легче, чем зазубрить весь учебник. Как лучше запомнить тексты перед экзаменом, чтобы ничего не улетучилось из головы? Начать следует со списка вопросов. Найдите ответы на них в конспектах и учебной литературе. Распределите темы по дням, чтобы осталось время на повторение.

Придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Сначала прочитайте ответы на все вопросы, подчеркните другим цветом основные мысли в текстах, перескажите их.
  • Второй раз просмотрите учебники. Теперь читайте только выделенные положения и отвечайте на вопросы к экзамену. Цветным маркером выписывайте даты, цифры, термины.
  • Третий раз просмотрите список вопросов, ответьте на них. Разрешается предварительно пробежать глазами по выписанным терминам и датам.
  • За день перед экзаменом нужно снова просмотреть список вопросов, понять, какие ассоциации связаны с каждым из них, повторить самую сложную информацию.

Каждый сам решает для себя, как лучше запоминать текст. Но в любом случае заранее настройтесь на успех, программируя мозг на плодотворную работу. Тогда дело пойдет намного быстрее.

fb.ru

Как быстро запомнить текст любой сложности, какие есть техники запоминания

Бывают ситуации, при которых необходимо запомнить большой объем текста за небольшой промежуток времени. Например, учеба в университете, подготовка к конференции, обучение в школе. В актерской деятельности умение запоминать тексты является самым важным, ведь не зная текста, трудно профессионально сыграть свою роль.

В советском фильме «О бедном гусаре замолвите слово» героиня не знала текста наизусть, и поэтому, когда ее поклонник забрался в будку суфлера, у нее возникли проблемы. Как итог — сорванный спектакль, отец в тюрьме. Если бы девушка выучила роль, то судьбы героев сложились иначе.

Бывает, что даже певцы на эстраде могут забыть текст песни, и поклонников такой подход к работе огорчает. 

Особенности памяти человека

Существуют люди, которые легко запоминают большие объемы текста без всяких усилий. Их считают везучими, завидуют им. О таких людях говорят, что у них хорошая память. А память — это совокупность процессов, связанных с запоминанием, хранением определенного объема информации.

В мультфильме «Головоломка»  разработчики попытались объяснить в доступной форме особенности человеческой памяти. В киноленте «Люси» была теория о том, что человек не в полном объеме использует свою память, и чем больше информации обрабатывает мозг, тем невероятнее его способности.

Ученые классифицируют память по таким признакам:

  1. Продолжительность сохранения информации.
  2. Характер и цель деятельности.
  3. Характер психической активности.

 

Согласно первому признаку, память бывает кратковременной, оперативной и долговременной. Для кратковременной памяти характерно запоминание информации на небольшой срок. Например, маленький ребенок может после дневного сна забыть выученное им новое слово. Лишь повторяя забытое слово, можно удержать его в памяти дольше.

Для оперативной памяти характерно сохранение материала, забывая последующую информацию. Например, при выполнении математического расчета коммунальных платежей некоторые результаты можно сосчитать в уме.

Долговременная память считается самой сложной. Примером может послужить ситуация, при которой ребенок впервые обжегся. Как следствие, на слово «горячо» его реакция будет характерной.

Согласно характеру целей деятельности человека память может быть произвольной и непроизвольной. Непроизвольная память запоминает особые моменты. Например, девушка может помнить дату первого поцелуя и даже одежду, в которой была, а ее любимый – нет. Но это не значит, что она нелюбима им. Произвольная память позволяет целенаправленно выучить необходимую информацию.

В зависимости от психической активности память бывает:

  • двигательной;
  • эмоциональной;
  • словесно-логической;
  • образной.

Двигательная память позволяет повторять движения тела или воспроизводить их. Некоторые люди могут легко напеть услышанную мелодию, а другие — нет.

Эмоциональная память основывается на чувствах. Всегда любимая книга или фильм связаны с эмоциями, которые человек испытал при просмотре или прочтении источника информации.

Словесно-логическая память – это осознанное и обработанное запоминание текста. А просто заучивание слов в школьном и студенческом сленге называется «зубрежкой».

Образная память связана с органами чувств. Она бывает осязательной, обонятельной, вкусовой, слуховой, зрительной. Человек практически знает, как ему легче воспринимать новый материал: на слух или зрительно. Советский фильм «Операция Ы или новые приключения Шурика» в эпизоде под названием «Наваждение» отражает практически все виды памяти героя. Он зрительно запомнил содержимое конспекта, по звуку, запаху и ощущениям заподозрил, что был у Лиды раньше.

 

Как быстро запомнить текст

Чтобы научиться запоминать большие объемы информации, необходимо тренировать память чтением книг, выученными стихами. Иногда студенты в легендах используют такой метод выучивания билетов: читают конспект и перед сном кладут источник информации под подушку. Считается, что мозг даже во сне способен обработать полученную информацию. Научного обоснования этот способ не получил, но популярность его не уменьшается.

Но если времени нет, а текст нужно срочно выучить, то необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Положительно настроиться на результат. Ведь любое дело, которое выполняется с неохотой, не даст результат.
  2. На диктофон или гаджет с функцией диктофона выразительно прочитать необходимый текст.
  3. Слушать весь день полученную информацию.
  4. Внимательно прочитать и попытаться самостоятельно себе объяснить основные положения текста, разбивая тему на абзацы и предложения. Особые термины лучше выделять маркерами. При подготовке к экзаменам целесообразно сделать подборку из смежных вопросов и разобраться в них. Таким образом можно запомнить несколько билетов.
  5. Написать шпаргалку по необходимому вопросу. В процессе написания материал запомнится.

Таким образом, используя правильный подход к своей памяти, можно запоминать любые объемы информации. Не бывает людей с плохой памятью, бывают ленивые и нецелеустремленные личности, которым необходима причина объяснения своих неудач.

Видео по теме статьи

webdiana.ru

Как быстро выучить текст. Способы запоминания текста :: SYL.ru

Зубрежка – это еще не все

Школьникам и студентам часто приходится заучивать литературные отрывки, стихи и даже поэмы наизусть. В школах не объясняют, как быстро выучить текст большого объема. Такой старый метод, как зубрежка, не очень эффективен в данном вопросе. Он работает на конечный результат, то есть, вызубрив, человек, конечно, запомнит информацию. Однако она скоро забудется, поскольку при механическом запоминании задействована лишь кратковременная память. Между тем, существуют несложные способы запоминания текста, основанные на различных видах человеческой памяти.

Актерские приемы заучивания текста

Освоить то, как быстро выучить текст, помогут некоторые приемы, к которым относятся маленькие актерские хитрости для заучивания больших ролей. Сначала текст надо внимательно прочесть, вникнуть в смысл, почувствовать ритм. Затем большой стихотворный отрывок нужно разбить на небольшие абзацы, каждый из которых заключает в себе определенную мысль. Следующие друг за другом абзацы должны представлять логические фрагменты, связанные между собой. Например, шекспировский монолог военачальника Макбета о бренности и притягательности власти можно разбить на несколько отрывков в следующей смысловой последовательности. Начинается монолог с рассуждения о зыбкости власти короля, у которого есть опасение лишиться ее: «Быть королем – ничто, когда есть страх…». Затем следует рассуждение о власти призрачной: «На голове моей – пустой венец. Бесплодный скипетр в мою вложили руку…» В конце монолога звучат слова о природной сущности людей, вечно враждующих, «дерущихся, подобно псам». Когда текст разложен по таким «полочкам», запомнить его гораздо легче. В основе такого запоминания – прием, основанный на логически-смысловой памяти. Произнося текст вслух, актер задействует и память речедвигательную.

Как запомнить иностранный текст

Как быстро выучить текст на английском языке – не такая сложная задача, если подойти к ней со всей степенью ответственности. Прочитайте текст вслух. Проверьте, правильно ли вы произносите слова. Для этого прослушайте, как произносят то или иное слово носители языка, воспользовавшись аудиоматериалами. Затем текст надо перевести на родной язык. Беглого перевода недостаточно. Как быстро выучить английский текст, если есть даже пара незнакомых вам слов? Каждое новое слово несет определенный смысл, и если оно будет непонятным, вы можете не уловить смысл всей статьи, а значит, запомнить содержание будет труднее. Часто спрашивают о том, как быстро выучить текст, если он очень длинный. Здесь поможет структурный план. Разбейте (например, статью) на несколько абзацев. Каждому абзацу дайте заголовок на английском языке. Вы лучше запомните информацию, если в заголовке будет фраза, взятая из абзаца. Заучивайте текст не «залпом», а постепенно, шаг за шагом. Такой прием поможет глубже вникнуть в содержание, а значит, легче его запомнить. Добавьте что-то от себя! При этом ваша мысль должна, конечно, вписаться в общий контекст. Это может быть логический вывод, сопоставление каких-то фактов. Креативность всегда приветствуется.

Мнемотехника для запоминания

Понять то, как быстро выучить текст, помогают и различные виды мнемотехники. Приведем в качестве конкретного примера одну из них. Она основана на ассоциативной памяти. Заготовьте несколько карточек-ассоциаций. Каждая карточка снабжена цифрой, вызывающей ассоциацию с конкретным предметом. Например, луна и цифра 1 вызывают ассоциацию с одинокой луной. Цифра 5 – с «пятой колонной», а 3 – с известной тройкой – Вициным, Никулиным, Моргуновым. Приведем в качестве примера изучение текста по архитектуре. Три – это ассоциация с тремя ордерами классической греческой архитектуры. «Пятая колонна» – колоннада классического храма, а карточка с луной и единицей ассоциируется с храмом, посвященным богу Луны. Пусть ассоциации с такими картинками-знаками будут забавными и неожиданными, главное – они яркие. А яркое всегда остается в памяти.

www.syl.ru

Как быстро запомнить текст

О запоминании текстов

Мало кто знает о том, что при чтении текста большая часть из него автоматически запоминается мозгом.

Как запомнить текст

К сожалению, воспроизвести нам удается только малую часть то, что мы прочитали.

Вспомните, бывали ли у вас ситуации, когда вы слышали какую-либо историю или анекдот от других людей и понимали,
что данный материал вам уже знаком? Скорее всего, да!

А теперь представьте другую ситуацию, когда вас просят рассказать анекдот или историю – скорее всего вы столкнетесь с трудностями. И довольно типичная ситуация для большинства людей.

И в этой статье я постараюсь рассказать вам, как можно быстро запоминать тексты. При этом то, насколько детальный будет ваш пересказ будет зависеть от вас и вы сможете регулировать этот параметр! (детальность пересказа я имею ввиду)

Если ваши тексты не содержат много точной информации (числа, названия, имена и т.д.), то запомнить такие тексты очень легко!

Пошаговый алгоритм быстрого запоминания текстов

Текст

Вот, что вам нужно сделать по шагам:

  1. разбить текст на блоки
  2. выделить основной смысл каждого блока
  3. охарактеризовать смысл одной фразой или словом
  4. подобрать образ к фразе\слову
  5. запомнить последовательность образов

А теперь чуть подробнее про каждый пункт.

Разбить текст на блоки.

Блоком – условное деление текста на части. Блоком может являться абзац, 2-3 предложения, 1 предложение или даже одна фраза\слово. Количество блоков, на которые вы разбиваете текст, зависит только от того, насколько большой текст нужно запомнить и насколько детальнее.

Выделить основной смысл каждого блока.

Основная задача данного шага – уловить смысл определенного кусочка информации. Как только вы поняли «в чем соль», смело переходите к следующему шагу

Охарактеризовать смысл одной фразой или словом

На этом этапе вы подбираете одно слово, либо фразу, которая ассоциируется у вас с тем смыслом, который вы извлекли из предыдущего шага.

Подобрать образ к фразе\слову

Здесь вам нужно представить конкретный образ в своем воображении, напоминающий вам фразу\слово получившееся на предыдущем шаге.

Запомнить последовательность образов

Заключительный шаг — используем имеющиеся в нашем арсенале техники запоминания для запоминания образов. Лучше использовать техники, основанные на запоминании на локации.

Как запомнить текст. Пример.

А теперь пример, как это реализовать. Вот простой текст для запоминания:

«Парадоксом нашего времени является то, что мы имеем высокие строения, но низкую терпимость, широкие магистрали, но узкие взгляды. Тратим больше, но имеем меньше, покупаем больше, но радуемся меньше. Имеем большие дома, но меньшие семьи, лучшие удобства, но меньше времени. Имеем лучшее образование, но меньше разума, лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию, имеем больше экспертов, но и больше проблем, лучшую медицину, но хуже здоровье. Пьем слишком много, курим слишком много, тратим слишком безответственно, смеемся слишком мало, ездим слишком быстро, гневаемся слишком легко, спать ложимся слишком поздно, просыпаемся слишком усталыми, читаем слишком мало, слишком много смотрим телевидение и молимся слишком редко. »

Вот тот же самый текст, но в тексте выделены фразы, которые я буду запоминать, а в скобках указаны образы, которыми я их запоминаю.

«Парадоксом нашего времени является то, что мы имеем высокие строения (высокий дом), но низкую терпимость (маленький бешеный бык), широкие магистрали (МКАД), но узкие взгляды (лицо японца).

Тратим больше (набитый кошелек), но имеем меньше (дырка в кармане), покупаем больше (подарки в корзине), но радуемся меньше (грустный смайл).

Имеем большие дома, но меньшие семьи (большой пустой коттедж, внутри 1 человек), лучшие удобства, но меньше времени (кожаный мягкий диван и маленькие часы).

Имеем лучшее образование, но меньше разума (красный диплом в руках психбольного), лучшие знания, но хуже оцениваем ситуацию (выпускник колледжа в разбитой машине), имеем больше экспертов, но и больше проблем (деловой человек с гаечным ключом), лучшую медицину, но хуже здоровье (доктор на костылях).

Пьем слишком много, курим слишком много, тратим слишком безответственно, смеемся слишком мало, ездим слишком быстро (грустный мужик на ламборджини с бутылкой виски и сигаретой мчится на машине), гневаемся слишком легко (разьяренное лицо), спать ложимся слишком поздно, просыпаемся слишком усталыми (будильник), читаем слишком мало, слишком много смотрим телевидение и молимся слишком редко (поп на телике с книгой в руках).»

Как вы можете заметить, сначала я представлял каждую фразу, как изолированный образ, а после стал фразы с противоположными значениями объединять в одну картинку.

В итоге нужно всего лишь запомнить следующие образы:

  1. высокий дом
  2. маленький бешеный бык
  3. лицо японца
  4. МКАД
  5. набитый кошелек
  6. дырка в кармане
  7. подарки в корзине
  8. грустный смайл
  9. большой пустой коттедж, внутри 1 человек
  10. кожаный мягкий диван и маленькие часы
  11. красный диплом в руках психбольного
  12. выпускник колледжа в разбитой машине
  13. деловой человек с гаечным ключом
  14. доктор на костылях
  15. в ламборджини мужик с бутылкой виски,  сигаретой и знаком скорости
  16. разъяренное лицо
  17. будильник
  18. поп на телике с книгой в руках

Все довольно просто, и можно быстро запомнить текст. На запоминание самим образов уйдет порядка 1,5 – 2,5 минут. Если же вы задаетесь вопросом: «А, как запомнить большой текст?», то на него простой ответ: «Создавайте больше образов!».

Дословное запоминание больших текстов

Для дословного запоминания текста я советую 2 фишки:

  1. создавать больше образов
  2. проговаривать вслух \ про себя 3 — 5 раз оригинальную фразу из текста, удерживая в этот момент в воображении соответствующий ей образ

Для демонстрации возьмем фразу из нашего текста «Имеем лучшее образование, но меньше разума». Для дословного запоминания я удерживаю образ психбольного, у которого в руках красный диплом и вслух произношу несколько раз «Имеем лучшее образование, но меньше разума», «Имеем лучшее образование, но меньше разума», «Имеем лучшее образование, но меньше разума».

Я не сторонник дословного запоминания, т.к. в этом смысла не вижу, но людям для некоторых целей это требуется, поэтому решил поделиться.

Именно такой техникой лучше запоминать тексты. Никакая зубрежка не сравнится с этим!

Это несложно — просто возьмите и сделайте это!

zapomnivse.com

Как быстро запомнить текст

Одним из наилучших способов приятно провести свой досуг является чтение. Этот вид времяпровождения по душе не каждому, но именно из книг и периодических изданий люди получают наибольший процент необходимой им информации. К сожалению, не все люди запоминают то, о чем прочли. Как зафиксировать в памяти большой объем информации? Перед вами несколько советов ученых.

  1. Некоторые статьи, касающиеся, например, проблем глобального потепления на нашей планете или обзорные информации причин финансового кризиса, являются в некоторой степени тяжелыми для восприятия простого обывателя. Как быстро запомнить текст такого рода? Для этого рекомендуется его рассказать другому человеку. Однако этот способ не столь универсален – и работает он только в сочетании с остальными.

  2. При чтении не проговаривайте шепотом слова и не произносите мысленно написанную информацию. Такие действия существенно тормозят процесс запоминания, рассеивают внимание, дают дополнительную нагрузку на глаза и нервную систему. Если сложно читать иначе, специалисты советуют выполнять следующее тренировочное упражнение: процессе чтения зубы необходимо держать плотно сжатыми и про себя произносить цифры от единицы до какого-либо числа.

  3. Следующим способом, как быстро запомнить текст, является запись прочитанной информации. Такой метод применим при изучении статей научного и технического характера. При записях наиболее сложных моментов легко запоминаются все основные положения.

  4. Если для вас очень важно решить проблему, как быстро запомнить текст, то читайте необходимую информацию в утренние часы, когда отдохнувший за ночь мозг работает с повышенной интенсивностью. Однако некоторым комфортнее делать это вечером. Поэтому придерживайтесь собственных ощущений и своего биологического ритма.

  5. Прочитанная информация дольше храниться в памяти, если ее можно с кем-либо обсудить. В некоторых странах существуют специальные клубы, членами которых являются книголюбы. На своих заседаниях они высказывают собственное мнение о полученной информации и рекомендуют ее для ознакомления другим. Перед членами таких клубов не стоит вопрос о том, как быстро запомнить текст. Благодаря совместной работе над статьей или книгой вся информация прочно фиксируется у них в памяти.

  6. Текст необходимо читать в спокойной обстановке. Если рядом работает телевизор или за стенкой гремит музыка, то воспринимать информацию будет крайне сложно.

Если перед вами стоит задача, как запомнить английские слова, то помните, что фиксировать в памяти необходимо только узкое значение слова. Например, знайте, что «box» – это почтовый ящик. Если в каком-либо тексте попадется его другое значение, то учите его как отдельное слово. Можно сделать специальные учебные карточки. С одной стороны написать слово на английском языке, а с другой – его русский перевод. При переворачивании карточек в голове фиксируется ассоциация, соответствующая произношению какого-либо предмета на двух языках.

Если вам предстоит решить проблему, как быстро запомнить английский текст, то, прежде всего, понадобится сделать перевод, разбить его на смысловые куски и произвести замену сложных предложений на более простые для фиксирования их в памяти.

fb.ru

Урок 5. Запоминание текста


В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.

 

Что нужно запоминать оратору?

Суть тренировки памяти для ораторского искусства заключается в том, чтобы научиться направленно запоминать необходимый материал для вашего выступления. Особенно полезно будет запомнить следующие элементы публичной речи:

  • Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.
  • Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего в соответствии с «правилом краев» Эббингауза.
  • Структуру выступления. План речи, о котором говорилось во втором уроке, является важным элементом любого выступления. Он служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.
  • Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.
  • Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.

Многие авторы популярных книг по ораторскому искусству сходятся во мнении, что существует три ключевых способа направленного запоминания текста вашего выступления. Дейл Карнеги называет их «впечатление, повторение, ассоциация». Хайнц Леммерман пишет немного иначе: «концентрация, создание ассоциаций, повторение». Суть этих правил заключается в том, что каждое из них воздействует на запоминание с разных сторон, помогая удерживать необходимый материал в голове.

Наиболее полную информацию о принципах, программах, техниках, способах и методиках запоминания текста вы сможете найти в тренинге по развитию памяти на нашем сайте. Здесь же мы рассмотрим каждое из трех обозначенных базовых правил лишь обзорно.

Концентрация внимания

Концентрация на материале, который нужно запомнить связана с двумя важными факторами: с умением пробудить интерес к запоминаемому материалу, а также со способностью сконцентрироваться на этом материале.

Каждый из нас знает: то, что действительно нам интересно запоминается гораздо лучше всего остального. Это связано с тем, что мы уделяем гораздо больше внимания интересным деталям. Эти детали мы также дополнительно обдумываем, невольно строя ассоциации и повторяя их вновь и вновь. Поэтому то, что действительно нам интересно, легко запоминается. А при недостаточном интересе требуется приложить больше усилий, чтобы сконцентрироваться.

Для того чтобы пробудить свой интерес даже к не самым занимательным вещам, можно воспользоваться несколькими рекомендациями. Во-первых, постарайтесь найти что-то полезное для себя в изучаемом материале. Не бывает абсолютно неинтересных тем. Во-вторых, постарайтесь включить элементы игры, состязательность, личные рекорды и прочие факторы, способствующие росту вашего азарта к знаниям, которые нужно запомнить. Азарт – это сильное чувство, способное пробудить интерес даже в самых рутинных ситуациях.

Умение сконцентрироваться независимо от интереса к материалу также полезно для ораторского мастерства. А способность отключаться от окружающих событий можно развивать при помощи некоторых специальных упражнений. В том числе и при помощи игры под названием N-назад, в которую мы предлагаем вам сыграть ниже:

Ассоциации

Ассоциация – это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B, возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B. Главная роль ассоциаций при запоминании важных частей вашего выступления заключается в том, что мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами. Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора. Подробнее о способности строить ассоциации для запоминания речи читайте в одном из уроков по развитию памяти. А сейчас предлагаем вам пройти специальное упражнение на ассоциативное мышление.

Цепочки ассоциаций

Эта игра направлена на развитие ассоциативного мышления.

Сначала вам будет предложено закончить десять цепочек из 3 слов своей ассоциацией. Постарайтесь придумать такую ассоциацию, которая очень хорошо связана именно с предложенными словами, но никакими другими.

После заполнения цепочек вам нужно найти лишние элементы в построенных ранее цепочках. Нажмите «Старт» для начала игры.

Повторение необходимо как средство, обеспечивающее запоминание, но оно не должно применяться механически. Вот три практических совета от Хайнца Леммермана:

Чтение вслух способствует лучшему усвоению материала (т. к. соединяет зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую вам нужно основательно запомнить.

Наряду с простым повторением важно повторение комбинированное. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше закрепляются знания, которые объединяются новыми и новыми связями. Мы связываем различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.

При повторении делайте перерывы (созидательные перерывы). Намного эффективнее заучивать мате-риал в течение двух дней по часу в день, чем в течение двух часов в один день, потому что во время пе-рерыва между занятиями подсознание продолжает закрепление материала в памяти.

Относительно последнего совета можно добавить, что еще в XIX веке немецкий ученый, психолог-экспериментатор, Герман Эббингауз (Эббингхауз) выявил, так называемую, «кривую забывания» или «кривую Эббингауза», которая показывает, как происходит процесс забывания информации:

По мнению современных специалистов, существуют 2 популярных режима рационального повторения изученного материала.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное, лучше повторять материал следующим образом:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 1 день после второго;
  • четвёртое повторение — через 2-3 недели после третьего;
  • пятое повторение — через 2-3 месяца после четвёртого повторения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Евгений Буянов

4brain.ru