Студенческая практика на предприятии – Как оформить производственную практику 🚩 где ставится печать на производственной практике 🚩 Высшее образование

Содержание

Чем отличается учебная практика от производственной

Организация практической части: важные моменты

Тонкости организации практической подготовки учащихся вузов прописываются в Положении о практике, принятом приказом Минобразования № 1154 от 2003 года. Документ защищает законные интересы студентов и право на получение качественной теоретической и практической базы. В нем выделены следующие моменты, которым должно отвечать оформление производственной практики:

  • На время ее прохождения студентам обязательно выплачивается стипендия. Неважно, получают ли они зарплату на месте временного трудоустройства.
  • Практика организуется на основании договоров, заключаемых вузами, колледжами и техникумами, с компаниями определенного рода деятельности и отраслевой направленности.
  • Если прохождение практики подразумевает выезд из региона, где находится учебное заведение, вуз обязан возместить своему ученику полную стоимость билетов туда и обратно и выплатить за дни отсутствия командировочные в размере 50% от нормы, установленной законодательно для работников предприятий.

«Правила игры» для колледжей и техникумов, организующих практику, устанавливаются Приказом Минобразования №1991 от 1999 года. Они аналогичны принципам, действующим для вузов.

Чем отличается учебная практика от производственной?

Практика, организуемая для упрочения и углубления теоретических познаний, возможна в трех форматах:

  • Учебная – имеет целью упрочить теоретическую базу, полученную учащимися, привить навыки самостоятельной и исследовательской работы, познакомить с современным оборудованием. Такие программы разрабатываются для студентов младших курсов. Основные мероприятия для их реализации – экскурсии на производство, наблюдение за работой компании, консультации у ее специалистов, практическая деятельность на рабочем месте.
  • Учебно-производственная – чаще всего проводится на 3-4 курсе. Ее цель – познакомить учащегося с содержанием будущей профессии. Для этого он отправляется на предприятие, где выполняет роль помощника основного специалиста (например, помощник бухгалтера, ассистент маркетолога и т.д.).
  • Производственная – предназначена для студентов старших курсов. Они полностью вливаются в работу на конкретном участке в рамках выбранной специальности, учатся управлению и контролю согласно составленному заранее плану и графику. Знания и навыки, полученные в ходе практики, в дальнейшем могут использоваться при написании дипломной работы.

Как правило, любой вид практики предваряется встречей-конференцией с руководителем, на которой до сведения учащихся доводится назначение предстоящего мероприятия, его смысл и график. По завершении цикла студенты подготавливают и сдают преподавателям отчеты, где описывают приобретенные знания и опыт.

Чем отличается производственная практика от преддипломной?

Выводы, сделанные в ходе производственной практики, могут использоваться для написания выпускной работы на степень магистра или бакалавра. Однако она не всегда является заключительной для образовательного цикла и потому не всегда называется преддипломной.

Одна из основных задач преддипломного цикла – провести аналитику и исследование, сделать выводы, на основании которых впоследствии будет написан диплом. Цикл призван стать логическим завершением учебной подготовки, толчком для студента в успешную профессиональную жизнь.

Задачи цикла – это:

  • закрепить знания и опыт, полученные в ходе производственной практики;
  • собрать эмпирические сведения, которые будут положены в основу для написания диплома.

График и содержание преддипломной практики всегда согласовывается для каждого студента в отдельности согласно теме выбранной им выпускной работы.

Оформление практики для студентов: пример

Законодательство предусматривает два варианта оформления практики: в виде контракта между студентом и временным работодателем или соглашения между вузом (сузом) и компанией, готовой взять молодые кадры. Можно использовать любой из этих форматов.

Согласно действующему законодательству, организация практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется на основании договоров вуза или среднего учебного заведения с компаниями соответствующего профиля.

Организации, берущие студентов «под крыло», обязаны заключать с ними трудовые контракты только при условии наличия вакантных позиций. Закон допускает возможность оформления учащегося в штат организации, только если предлагаемая ему должность соответствует программе практики.

Компания не вправе заключить со студентом трудовое соглашение на неопределенный период. Оно обязательно должно быть срочным с обоснованием необходимости трудоустройства. Например, в документе прописывается: «Договор заключен на три месяца в целях прохождения преддипломной практики».

Большое количество нюансов при оформлении студентов традиционно вызывает у «срочных» работодателей вопросы и неясности. Разберем тонкости оформления возникающих правоотношений на примерах.

Ситуация 1

Студент Иванов А.Б. просится в компанию «Ромашка» для прохождения практики на бесплатной основе. Ему необходимо получить знания и опыт, чтобы написать дипломную работу. Нужно ли заключать с ним срочный трудовой договор?

Согласно ст. 37 Конституции России, любой труд должен быть оплачен не ниже минимального уровня, устанавливаемого законодательно. Это означает, что нельзя заключить трудовое соглашение, предполагающее работу на безвозмездной основе.

Закон не обязывает «Ромашку» подписывать договор с практикантом. Он может проходить обучение в компании без этого документа.

Ситуация 2

В компании «Гамма» отсутствуют открытые вакансии. Фирма берет на практику студентов вузов и техникумов. Должна ли она производить оформление преддипломной практики трудовыми договорами? Что следует прописать в приказе о приеме?

Практика по бух учету на предприятии

Поскольку в организации нет открытых вакансий, она не обязана заключать трудовые контракты со студентами. Они могут трудиться на основании приказа. В последнем недопустимо использовать формулировку «Принять на работу без зачисления в штат». Оптимальный вариант – указать, что человек принимается на прохождение производственной (преддипломной) практики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

raszp.ru

Оформление практики студентов

Кадровики тех организаций, в которых студенты проходят производственную или преддипломную практику, желали бы, чтобы в ТК РФ была отдельная глава, посвященная трудовым отношениям с практикантами. Увы, но таких специальных норм, даже после внесения в Трудовой кодекс в октябре прошлого года поправок, не появилось. И оформление студентов на практику до сих пор вызывает многочисленные трудности. Ведь четкий алгоритм действий в законодательстве относительно данной ситуации не прописан. А договора о прохождении практики, как особого вида соглашения между работодателем и практикантом, согласно действующему законодательству не существует.

УЧЕНИЧЕСКИЙ ИЛИ ТРУДОВОЙ?

Какой же договор необходимо заключать с практикантом, принимаемым в организацию, и нужен ли такой документ вообще? Это самый первый и наиболее актуальный вопрос, связанный с данной проблемой, который волнует кадровиков. Попытаемся разобраться.

Правоотношения, связанные с прохождением практики, регулируются четырьмя основными нормативными актами:

       Трудовым кодексом Российской Федерации;

       Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1154;

       Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденным Министерством образования Российской Федерации от 21 июля 1999 г. № 1991;

       Рекомендациями по применению Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утвержденными письмом Министерства образования Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 16-51-198/16-15.

В соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования

при наличии в организации вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Кроме того, согласно первому из вышеназванных нормативных актов допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов или рабочих, имеющих соответствующую квалификацию.

Исходя из данных норм логично сделать вывод, что работодатель может заключить с практикантом как трудовой договор, так и ученический. Если мы зачисляем студента на вакантное место — то, естественно, должен быть подписан трудовой договор с таким сотрудником. Если же речь идет, например, об индивидуальной подготовке у специалистов и рабочих, то здесь скорее подразумевается (хотя прямо в правовых нормах об этом не сказано) оформление отношений в виде

ученичества.

Обратим внимание читателей на один немаловажный момент. В вышеназванных нормативно-правовых актах фигурирует слово «может». Однако не написано, что работодатель обязан оформлять какой-либо договор. Вправе ли мы обойтись без него вообще? Или достаточно ограничиться заполнением дневника студента? В каком нормативно-правовом акте сказано, что в этом случае мы поступим неправильно?

Тем не менее не облечь эти отношения в какую-либо форму также не совсем корректно. Ведь юридически значимые отношения, как правило, оформляются определенными документами.

Пример 1

Представим себе конкретную ситуацию. На вашем предприятии проходит практику молодой человек, который до этого не работал в компании. Вы не оформляете отношения по поводу прохождения им практики, так как вроде бы ни один нормативно-правовой акт не обязывает вас делать это.

Однако согласно ч. 2 ст. 67 ТК РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

Ваш практикант (пусть даже плохо и не принося чрезмерной пользы для производства) выполняет определенные трудовые функции, фактически работает. Не читает же ему мастер обучения одну теорию, в конце концов? Соответственно, вы по логике должны оформить с ним трудовой договор. Ведь в ст. 67 ТК РФ не сказано, что исключением является случай, когда вы допустили к работе практиканта. Кроме того, согласно ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор должен заключаться для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой и

 (или) профессиональным обучением работника. Что как не прохождение практики подразумевается под данной фразой?

Тем не менее вы настаиваете, чтобы практикант, все-таки не трудился, а обучался у вас? Тогда покажите для аргументации своей позиции хотя бы договор ученичества!

 

Итак, по мнению автора данной статьи, при прохождении практики в подавляющем большинстве случаев должен быть заключен либо трудовой, либо ученический договор. Почему же в подавляющих, а не во всех?

Пример 2

Потенциальный практикант уже трудится у вас. Например, некий Сидоров работает менеджером, а обучается в вузе на юридическом факультете. Он приходит к руководству организации и просит обеспечить ему прохождение практики. «Почему бы и нет?» – говорит директор фирмы и соглашается на стажировку будущего дипломированного специалиста в юридическом отделе. Если вакантной ставки нет и вводить ее в штатное расписание руководству представляется нецелесообразным, то, скорее всего, руководство будет рассматривать возможность заключения с практикантом ученического договора в соответствии со ст. 198 ТК РФ. Согласно ей работодатель имеет право заключить с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

При наличии вакансии или готовности ее искусственно создать студент будет переведен на вакантную должность.

А теперь представим, что Сидоров изначально работал у вас юристом и попросил вас оформить дневник практики. Заключать с ним ученический договор, по меньшей мере, в такой ситуации странно, да и перевести с его должности на его же вы вряд ли сможете.

Впрочем, нельзя сказать, что прохождение практики Сидоровым в качестве юриста, притом, что он уже работал юристом, не обличено ни в какую правовую форму. Отношения эти уже были трудовыми, и трудовой договор уже итак имелся в наличии. Поэтому заключение второго договора не требовалось, да и собственно говоря, было невозможно. Нельзя же уволить человека только для того, чтобы затем принять его заново на работу в качестве практиканта! Тем более, что и такого основания для расторжения трудового договора не существует. Впрочем, несмотря на это в некоторых организациях кадровые службы все еще пытаются уволить человека по собственному желанию или по соглашению сторон, чтобы принять его затем для прохождения практики на работу вновь. Подобные процедуры с точки зрения законодательства неправомерны!

Стоит учитывать, что при оформлении прохождения практики нашему работнику необходимо издать приказ о прохождении практики, которым в том числе назначить руководителя практики от фирмы.

 

ПРАКТИКАНТ — НЕ НАШ ПОСТОЯННЫЙ РАБОТНИК…

Итак, если мы принимаем на работу практиканта, нам следует заключить с ним либо трудовой, либо ученический договор (ситуации, когда практикант уже является нашим работником, рассмотрены в примерах 1 и 2).

Какой вид договора в данном случае заключать целесообразнее: трудовой или ученический? Это настоящая дилемма.

В любом случае их «правовые конструкции» (существенные признаки, условия, особенности договоров и т.д.) разрабатывались законодателем по другому поводу и для оформления других правоотношений — трудовых или ученических. О том, что в них кадровики будут вынуждены ввиду отсутствия другой альтернативы «впихивать» отношения по прохождению практики, никто не задумывался. Поэтому в любом случае вы столкнетесь с определенными трудностями: необходимо будет адаптировать формы этих договоров под отношения, связанные с практикой.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРАКТИКИ С ПОМОЩЬЮ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Рассмотрим ситуации, когда мы используем для оформления отношений с практикантом трудовой договор.

Прежде всего мы должны определиться, какой вид трудового договора (срочный или на неопределенный срок) необходимо заключить в данном случае.

Согласно ч. 2 ст. 58 ТК РФ, срочный трудовой договор заключается в случаях, когда отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 59 ТК РФ. В ней сказано, что срочный трудовой договор заключается для выполнения работ непосредственно связанных со стажировкой или обучением работника. Поэтому, принимая студента-практиканта на работу, мы должны будем заключить с ним срочный (!) трудовой договор.

Первая же проблема, с которой мы столкнемся в данном случае, состоит в том, что нельзя оформить человека на работу, просто заключив с ним трудовой договор. Для этого в организации должна иметься свободная штатная единица.

В соответствии с Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования

при наличии в организации вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

Поэтому для того чтобы, оформить на работу практиканта в соответствии с законодательством, недостаточно только иметь вакантное место в штатном расписании. Свободная должность должна соответствовать требованиям программы практики. Это значит, что если у вас есть вакантное место секретаря в юридическом отделе, вы не сможете принять на него студента-практиканта юридического факультета. Он должен будет проходить практику как юрист или помощник юриста.

А Я ДУМАЛ, РЕКЛАМАТОР — ЭТО МЕНЕДЖЕР ПО РЕКЛАМЕ…

Предположим, вакансия, соответствующая программе практики у вас в штатном расписании есть. Тем не менее возникает сомнение: обретет ли студент, принятый на данное место, те знания и навыки, которые ему необходимы. Ведь сегодня вузы готовят менеджеров, экономистов, юристов и т.д. по столь широкому спектру направлений, что, определив практиканта на должность, которая вроде бы и называется так же (или почти так же), как его будущая специальность или квалификация, можно в конце практики обнаружить, что к его будущей специализации она вообще не имеет никакого отношения.

Чем должен в таком случае руководствоваться специалист кадровой службы?

Если ежегодно на данном предприятии в соответствии с заключенным гражданско-правовым договором между учебным заведением и предприятием проходит практику значительное количество студентов, то обычно в проведении этого массового мероприятия проявляют заинтересованность все стороны: и директор предприятия, и начальник соответствующего отдела, и начальник отдела кадров, и мастер производственного обучения и (или) иной представитель учебного заведения. В процессе переговоров между ними и определяется приемлемая должность для каждого практиканта.

Если же правом выбора обладает исключительно специалист кадровой службы, следует руководствоваться теми документами, с которыми он имеет возможность ознакомиться. Обычно в отделе кадров хранится копия гражданско-правового договора между учебным заведением и организацией. В нем могут быть прописаны не только обязательные условия прохождения практики, но и оговорено, какие именно знания должны закрепить студенты в процессе ее прохождения, какие навыки приобрести. Если практика проводится не на основе гражданско-правового договора с соответствующим учебным заведением (предположим к вам по собственному намерению пришли несколько студентов), то при решении данного вопроса вы можете обратиться к дневнику практики. В нем, как правило, прописывается индивидуальное задание, содержание которого может помочь прояснить этот вопрос.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАКАНТНЫХ МЕСТ В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ НЕТ?

Представим теперь, что вакантных мест для практикантов нет. В таком случае возможны два варианта действий.

Первый вариант. Если вы в виде исключения принимаете на практику одного-двух студентов, то приказом руководителя можете ввести в штатное расписание новую штатную единицу, а после окончания практики (а лучше спустя некоторое время после ее окончания) благополучно сократить введенную должность. Вряд ли практиканты побегут в суд доказывать, что на самом деле имело место сокращение штатов, а вы уволили их по окончании трудового договора. И уж совсем маловероятно, что им удастся убедить судью в таком абсурде.

Второй вариант. Другое дело, если, например, каждую весну или осень вы в обязательном порядке принимаете на работу значительное количество практикантов. В таком случае целесообразнее ввести персонально для них соответствующие должности в штатном расписании и не сокращать их после увольнения таких сотрудников, например должности помощника повара, помощника бухгалтера и т.д. В противном случае на следующий год вам снова придется проделывать те же операции. Несколько месяцев в году эти места могут пустовать в ожидании новых практикантов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СРОК ОКОНЧАНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПРАКТИКАНТОМ?

Каков точный срок окончания?

Заключая срочный трудовой договор, как известно, необходимо оговорить не только дату его начала, но и определить время окончания (либо период действия трудового договора). Самым логичным и легким на первый взгляд может показаться обозначение окончания срока действия трудового договора конкретной датой либо упоминание в данном документе о том, что срок его действия составляет, предположим, два месяца.

Логичным это кажется потому, что период практики обычно ограничивается определенным количеством календарных недель. Так, если студент должен пройти практику сроком в четыре календарные недели, то, как правило, фрагмент трудового договора, касающийся срока, оформляется следующим образом:

2.1. Дата начала работы: 01.02.2007

2.2. Дата окончания работы (срока действия трудового договора): 28.02.2007

или

2.1. Дата начала работы: 01.02.2007

2.2. Договор заключается сроком на четыре недели.

Подобное оформление срочного трудового договора с практикантом не возбраняется. Однако проблемы начнутся, если студент вдруг неожиданно заболеет в период практики либо возьмет отпуск за свой счет в связи с непредвиденными обстоятельствами. В данных случаях он будет фактически отсутствовать на работе, и о прохождении практики в этот период речь идти не будет (ведь в дневнике практики студент или его куратор должен описать, какие конкретные обязанности практикант выполнял каждую неделю). Однако из-за вынужденных пропусков срок действия трудового договора не прекращается. В таком случае вы можете оказаться в ситуации, когда 28 февраля 2007 г. срок действия трудового договора закончится, в то время как фактически студент практиковался всего три недели вместо положенных четырех. Вот здесь и возникает проблема, каким образом добавить четвертую неделю? Продлевать трудовой договор еще на 7 дней? Конечно, ученический договор в этом плане имеет некие преимущества. Ведь в отличие от трудового договора согласно ст. 201 ТК РФ действие ученического договора продлевается на время болезни ученика, прохождения им военных сборов и в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ. Трудовой договор таким свойством не обладает.

Попытаться выйти из этой ситуации (если вам удобно обозначать окончание срока действия трудового договора конкретной датой) можно несколькими способами.

Способ 1. Так как согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положения работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, можно ввести в трудовой договор следующее условие в двух различных вариациях (см. примеры 3, 4).

Пример 3

2.1. В случае если в период действия трудового договора работник заболеет или ему будет предоставлен отпуск без сохранения или с сохранением заработной платы, срок действия данного трудового договора будет автоматически продлен на период времени, в течение которого работник отсутствовал на работе.

 

Пример 4

2.1. В случае если в период действия трудового договора работник заболеет или ему будет предоставлен отпуск без сохранения или с сохранением заработной платы, стороны обязуются продлить срок действия данного трудового договора на период времени, в течение которого работник отсутствовал на работе.

При использовании формулировки из примера 3 составление дополнительного соглашения в дальнейшем для продления трудового договора не потребуется. Все что нужно будет сделать работнику кадровой службы в данном случае — в день, когда фактически истечет четыре недели, уволить практиканта по истечении срочного трудового договора. Недостаток данного метода состоит в том, что по «видообразующим» признакам он начинает напоминать ученический договор, что, впрочем, не запрещено, но тем не менее не совсем корректно.

Если вам больше понравилась формулировка из примера 4 — вам нужно будет продлить срок действия трудового договора, составив соответствующее дополнительное соглашение к нему и приказ о продлении действия срочного трудового договора.

Способ 2. Некоторые юристы считают, что срочный договор вообще нельзя пролонгировать (т.е. заключить дополнительное соглашение к нему, в котором оговорить новое условие о сроке). Для продления срока действия его необходимо расторгнуть и заключить новый. Согласно ч. 4 ст. 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу, и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

В случае же проведения процедуры пролонгации:

¡        Вы де-юре не потребовали расторгнуть трудовой договор, лишь пожелали его продления на определенный срок;

¡        сотрудник продолжает работать;

¡        договор считается изначально заключенным на неопределенный срок.

Если вы солидарны с этой позицией, то в первоначальное соглашение можно внести следующие пункты (см. пример 5).

 

Пример 5

2.1. В случае если в период действия трудового договора работник заболеет или ему будет предоставлен отпуск с сохранением или без сохранения заработной платы, стороны обязуются, расторгнув трудовой договор по истечении срока его действия, заключить новый договор на срок, равный сроку фактического отсутствия работника на работе по названным в данном пункте причинам.

2.2. При этом стороны обязуются указать в качестве даты начала работы день, следующий за тем, в котором истекает срок действия данного трудового договора.

2.3. В случае если этот день придется на выходной день, датой начала работы должен быть указан ближайший рабочий день, следующий за днем, указанным в п. 2.2. данного договора.

Тогда вы должны будете не позднее чем за три дня до истечения срока договора уведомить работника о его расторжении. Затем издать приказ об увольнении, внести записи о расторжении трудового договора в личную карточку Т-2 и трудовую книжку, а потом принять работника заново. Конечно, запись об увольнении через неделю после нового приема будет выглядеть в трудовой книжке не очень красиво. Но что поделаешь?

На время выполнения определенной работы?

Можно попытаться обойти вышеозначенные трудности, не указывая точную дату окончания срока трудового договора в нем. Если человек проходит преддипломную практику — это просто. Ведь срочный трудовой договор заключается с лицами, принимаемыми для выполнения заведомо определенной работы в тех случаях, когда ее выполнение (завершение) не может быть определено конкретной датой (п. 7 ст. 59 ТК РФ). А согласно ч. 2 ст. 79 ТК РФ трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, расторгается по завершении этой работы. При определении срока окончания трудового договора мы можем исходить из этих норм законодательства: мы предполагаем, что принимаем практиканта на время выполнения заведомо определенной работы. В таком варианте при определении объема работы, который должен выполнить наш новый работник, мы будем исходить из темы дипломного проекта студента, а также из содержания данного ему дипломным руководителем индивидуального задания на период прохождения практики (последнее обычно прописывается в дневнике практики). Приведем конкретный пример.

Пример 6

Предположим, у вас проходит преддипломную практику студент юридического факультета, который пишет диплом на тему: «Правовой режим служебной и коммерческой тайны». Скорее всего, индивидуальное задание дипломного руководителя в данном случае будет следующим:

1.      Разработать проект Положения о защите служебной тайны.

2.      Разработать проект Положения о защите коммерческой тайны.

3.      Разработать проект Положения о защите персональных данных.

4.      Разработать проекты гражданско-правовых договоров об ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну.

Данные задания предельно конкретны. Если практика, предположим, составляет 28 календарных недель, то, соответственно, на каждую неделю практики приходится выполнение каждого из вышеуказанных заданий.

То есть первую неделю в нашем случае человек будет разрабатывать проект Положения о защите служебной тайны. Вторую неделю — проект Положения о защите коммерческой тайны. Третью неделю —проект Положения о защите персональных данных. И четвертую неделю —-проекты гражданско-правовых договоров об ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну.

Фрагмент трудового договора в нашем случае будет выглядеть следующим образом:

2.1. Дата начала работы: 01.02.2007

2.2. Вид договора: срочный

2.3. Работник принимается на время выполнения им следующей работы:

¡        разработки проекта Положения о защите служебной тайны;

¡        разработки проекта Положения о защите коммерческой тайны;

¡        разработки проекта Положения о защите персональных данных;

¡        разработки проектов гражданско-правовых договоров об ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую или служебную тайну.

Поэтому в данном случае, если практикант выполнит за три первые недели три первых задания и затем заболеет (возьмет отпуск без сохранения заработной платы), ничего серьезного не произойдет. Он выйдет на работу в начале пятой недели и все это время будет занят выполнением четвертого задания, а по его завершении будет уволен.

Так как задачи, связанные с преддипломной практикой, обычно максимально конкретны — можно использовать этот способ (если же речь идет просто о производственной практике, то сложностей, связанных со сроками избежать будет труднее).

Единственная странность при его использовании связана с тем, что у нас появляются две причины для заключения срочного трудового договора. И, в общем, не понятно, нужно ли их обе указывать в трудовом договоре.

На время прохождения практики?

У читателя может возникнуть вопрос: почему бы в трудовом договоре не написать о том, что договор заключен на время прохождения практики работником?

Вопрос о правомерности такой записи достаточно сложный. Юристы отстаивают разные позиции по данному поводу. Противники такой формулировки утверждают, что согласно ст. 59 ТК РФ трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой или обучением. Никто не оспаривает тот факт, что срочный договор в данном случае возможно заключить. Тем не менее это не значит, что сроком действия договора можно обозначить период прохождения практики. Однако в ст. 79 ТК РФ написано следующее:

«Срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.

Трудовой договор, заключенный на время выполнения определенной работы, прекращается по завершении этой работы.

Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.

Трудовой договор, заключенный для выполнения сезонных работ в течение определенного периода (сезона), прекращается по окончании этого периода (сезона)».

 

То есть в ч. 79 ТК РФ указано общее правило о сроке действия договора, а в ч. 2, 3, 4 даны специальные правила, применяемые к срочным договорам, срок действия которых невозможно определить точным периодом времени или датой окончания. Таких случая всего три:

¡        выполнение определенной работы;

¡        исполнение обязанностей отсутствующего работника;

¡        выполнение сезонной работы.

Прохождение производственной или преддипломной практики, как мы видим, среди этих исключений не значится. Впрочем, в ТК РФ нет и более общей формулировки, которая должна была бы звучать в данном случае так: «Трудовой договор, заключенный для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой или обучением работы, прекращается по окончании практики или стажировки».

Следовательно, в трудовом договоре с практикантом нельзя написать, что он заключен на время прохождения практики.

Сторонники противоположной позиции говорят, что согласно ст. 59 ТК РФ трудовой договор заключается для выполнения работ, непосредственно связанных со стажировкой или обучением работы. Дословно в ч. 1 ст. 79 ТК РФ значится, что срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия.

В какой норме Трудового кодекса сказано, что период действия срочного трудового договора не может исчисляться периодом, необходимым для прохождения практики? И с чего сторонники первой позиции взяли, что законодатель, формулируя ч. 1 ст. 79 ТК РФ подразумевал, что сказано срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия, который обозначен точным периодом даты или времени? Ведь такой формулировки в ст. 79 ТК РФ нет.

Поэтому, если вы напишете в трудовом договоре, заключенном с практикантом, что договор с ним заключен на период прохождения практики, вы услышите как критику в свой адрес, так и одобрительные высказывания в отношении такого подхода. Однако ни судебной практики, ни разъяснения по данному вопросу пока нет.

«КАК ЖЕ НЕ ХОЧЕТСЯ… НО НАДО ИДТИ! РУКОВОДИТЬ!»

Помните эти слова главной героини кинофильма «Служебный роман»? «Так не бывает, — скажете вы, — руководить хотят все!» Вы будете думать так до тех пор, пока вас не попросят побыть руководителем чьей-либо практики. Тогда ваши взгляды на этот вопрос круто поменяются. «Своей работы достаточно! — скажете вы. — А тут надо еще заниматься с новичком-практикантом».

Студенту, который пришел на практику, должен быть назначен руководитель практики от организации. Привлечь сотрудника к наставничеству мы можем, если согласно трудовому договору или инструкции обучение сотрудников, контроль за их работой входит в его должностные обязанности. В противном случае с куратором необходимо будет заключить дополнительное соглашение (ведь отчасти меняется его трудовая функция). Если работник не желает, чтобы обязанность опекать студентов была вменена ему навечно, срок действия соглашения может быть ограничен сроком прохождения практики. Вопрос об оплате работы тоже оговаривается в дополнении к трудовому договору.

Эти же требования в отношении руководителя практики следует соблюдать, если мы оформляем дневник практики постоянному работнику нашей фирмы.

Далее надо издать приказ о приеме студента-практиканта на работу. В унифицированных формах Т-1 и Т-1а не предусмотрены реквизиты для того, чтобы указать фамилию, инициалы и должность лица, являющегося руководителем практики. Поэтому в данному случае мы можем поступить двумя способами.

Первый — издать приказ по форме Т-1 или Т-1а о приеме практиканта на работу, а затем — отдельный приказ о назначении руководителем практики конкретного сотрудника.

Второй — оформить приказ о внесении изменений в унифицированную форму первичной документации Т-1 или Т-1а в виде добавления дополнительного реквизита — строки: «Назначить руководителем практики (Ф.И.О. руководителя, должность)».

Следующий шаг — издать приказ о приеме практиканта на работу.

Поступить таким образом нам позволяют ч. 2 и 3 Порядка применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20. Согласно им организация при необходимости может самостоятельно вносить дополнительные реквизиты в утвержденные Госкомстатом России унифицированные формы. При этом все реквизиты утвержденных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вы можете внести и другие реквизиты, необходимые, по вашему мнению, для того, чтобы отразить важную информацию о прохождении практики в приказе. Например, вы можете внести строку «Причина заключения трудового договора» и соответственно, написать, что ею является «выполнение работ, непосредственно связанных с обучением работника (прохождение производственной (преддипломной) практики)».

Постановление Госкомстата № 20 дает возможность модернизировать формы так, чтобы вы могли написать в них тему диплома студента-практиканта и т.д.

При издании приказа о внесении изменений в унифицированные формы не забудьте внести в него следующую формулировку: «С такого-то числа применять формы Т-1 и Т-1а с внесенными в них изменениями при оформлении приема на работу работников для прохождения практики».

Если уточнения насчет распространения адаптированных форм лишь в отношении практикантов не будет — придется использовать ее при оформлении на работу всех сотрудников. А это, согласитесь, не очень удобно.

ОФОРМЛЕНИЕ ПРАКТИКИ С ПОМОЩЬЮ УЧЕНИЧЕСКОГО ДОГОВОРА

Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение. Однако практиканта сложно назвать «лицом, ищущим работу», не покривив при этом душой. Ведь цель практиканта в данном случае — вовсе не найти работу, а пройти курс обучения в высшем или средне-специальном учебном заведении. Если речь идет о нашем постоянном работнике, то при прохождении практики таких коллизий с понятиями, естественно, не возникает. Напомним, что согласно ст. 198 ТК РФ работодатель имеет право заключить с работником данной организации ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.

При заключении ученического договора как с вашим постоянным работником, так и с практикантом, необходимо учитывать требование ст. 21 Закона об образовании. Согласно указанной статье профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

Кроме того, вам нужно будет издать приказ о прохождении практики и о назначении руководителя практики от организации.

Ю.А. Хачатурян

www.profiz.ru

Что такое производственная практика студентов

Производственная практика для студентов – важная составляющего учебного процесса, позволяющая сориентироваться на рынке труда и найти себя в будущей профессии. Работодатели же за время «третьего семестра» получают возможность присмотреться к потенциальным сотрудникам, привлечь на предприятие молодые перспективные кадры. Поэтому, чтобы извлечь из практики максимальную пользу, учащимся вузов важно серьезно к ней отнестись.

Что такое производственная практика?

Производственная практика – это обязательная составляющая образовательного процесса, необходимая для подготовки квалифицированных работников, хорошо ориентирующихся не только в профильной теории, но и в реалиях трудовых будней. Этот этап обучения обычно осуществляется вне стен вуза – на базе учреждений, соответствующих будущей специальности студента.

Перенос учебного процесса в условия, максимально схожие с обстановкой будущей профессиональной деятельностью студента, – обязательный этап на пути получения высшего образования, обусловленный требованиями госстандартов и регламентированный приказом Минобразования и науки РФ № 1383.

Место проведения практики для студента устанавливается вузом, однако учащиеся имеют возможность самостоятельного выбора предприятия.

Цели и задачи

В ходе обучения важно придерживаться согласованности теории и практики. Как и любой другой этап образовательного процесса, пребывание студента на производстве преследует определенные цели и задачи.

Цель

Основная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний, отработка профессиональных навыков и умений в условиях реальной рабочей деятельности. Нередко именно эта часть обучения становится стартом будущей карьеры выпускника.

Задачи

Главные задачи производственной практики:

  • закрепление, обобщение и проверка полученных в вузе знаний;
  • освоение технологии процессов, получение профессиональных умений;
  • знакомство с особенностями работы по специальности в реальных условиях.

Есть у практики студентов на производстве и еще одна важная миссия – сбор материала для курсовой или дипломной работы.

Виды и сроки

В зависимости от стадии обучения производственная практика может быть нескольких видов.

Тип Содержание
Ознакомительная Студенты (младших курсов) наблюдают за особенностями производственного процесса, не принимая в нем непосредственного участия.
Технологическая Активное участие в производстве, точное выполнение наставлений руководителя.
Преддипломная Аналогична технологической, однако проводится на старших курсах после освоения образовательной программы и является одним из этапов написания диплома.

Период практики (обычно две-четыре недели) входит в учебное время и устанавливается приказом декана факультета.

Как правило, бакалавры становятся практикантами на третьем (2 недели) и четвертом курсах (месяц), магистры – дважды в год на четыре недели. Для выпускников практика на производстве плавно перетекает в преддипломную.

Трудовой кодекс строго регламентирует, сколько часов может продолжаться практика у студентов в день: в возрасте от 18 лет – не более восьми (ст. 91).

Порядок проведения

Организацией производственной практики занимаются вузы. На первом этапе руководители учебно-научных отделов университетов и институтов разрабатывают программы для всех направлений и профилей подготовки. Затем проводится отбор базовых предприятий, с которыми заключаются договоры о прохождении практики.

После того как вуз распределит студентов по организациям и компаниям, назначается руководитель от университета, который должен составить индивидуальные задания. На заключительном этапе подготовки приказом ректора утверждаются сроки проведения практики и направления студентов.  

Всё, что остается сделать практиканту, это:

  1. Взять в деканате направление.
  2. Исправно посещать базовую компанию, при этом:
    • соблюдать рабочий график, установленный программой практики;
    • выполнять индивидуальное задание;
    • вести дневник практики;
    • придерживаться правил внутренней трудовой дисциплины предприятия.
  3. Подписать дневник и аттестационный лист у руководителя практики от компании и попросить его написать характеристику – ее наличие в качестве приложения к отчету предусмотрено требованиями почти всех вузов.
  4. Написать и защитить отчет по практике.  

Если студент собирается проходить производственную практику на предприятии, которое он выбрал сам, то компания должна направить в учебное заведение гарантийное письмо, в котором подтвердит, что обеспечит возможность работать в сроки, установленные вузовским академическим планом. Как правило, индивидуальное прохождение производственной практики оформляется договором, который заключают принимающая студента организация и вуз. По завершении практики в этом случае может понадобиться справка.  

По окончании работы на предприятии студент в течение 5–7 дней должен представить руководителю отчет, оформленный по стандарту, установленному программой практики. Обычно еще через неделю-две доклад заслушивается и утверждается на заседании кафедры.

Студенты, по уважительной причине не выполнившие программу производственной практики, в дополнительные сроки направляются на предприятия повторно, но уже по согласованному с компанией индивидуальному плану. Те, кто не справился с заданиями без подтвержденной документально уважительной причины или получил неуд за отчет, считаются имеющими академическую задолженность и могут быть не допущены к итоговой аттестации.

Платят ли за практику студентам

Зачастую при прохождении практики студенты выполняют функцию дублеров на производстве. Однако не исключена возможность временного зачисления в штат при наличии вакансий и выплата соответствующей зарплаты. В соответствии с актуальным законодательством оплата труда при прохождении производственной практики осуществляется согласно договору, заключенному между университетом и принимающей организацией.

Выделяют несколько видов договоров, используемых для оформления практиканта:

  • трудовой;
  • гражданско-правовой;
  • с учебным заведением.

При наличии договора первых двух типов оплата практики студентам обязательна. Если деятельность осуществляется на основании соглашения с вузом, не предусматривающего денежное вознаграждение, а трудовой договор не заключен, то на оплату труда не стоит рассчитывать.

Чтобы узнать, будет ли практика оплачена, следует внимательно изучить договор, заключенный между университетом и опорным учреждением. Как правило, студенты знакомятся с особенностями производства на безвозмездной основе.

Прохождение практики на предприятии для студентов – уникальный шанс «разведать обстановку», чтобы определиться с будущим местом работы, и способ сберечь время и силы, ведь выпускник будет точно знать, куда стоит идти после окончания вуза.

edunews.ru

Производственная практика и стажировка

Что такое производственная практика?

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» проведение практики, предусмотренной образовательной программой, осуществляется образовательными организациями на основе договоров с организациями, осуществляющими деятельность по образовательной программе соответствующего профиля. Практика может быть проведена непосредственно в образовательной организации, но это скорее относится к учебной практике.

Производственная практика проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Между образовательной организацией и предприятием должен быть заключен договор о прохождении производственной практики учащимися/студентами. При этом образовательная организация разрабатывает план проведения практики, индивидуальные задания, а предприятие – согласовывает эти документы и предоставляет рабочие места. Совместно образовательная организация и предприятие составляют рабочий график проведения практики.

Требуется ли заключение трудовых договоров с практикантами?

Нет, не требуется. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, регулирующие оформление отношений между организацией и студентом-практикантом.

При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с практикантом может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

Нужно ли прохождение предварительного медицинского осмотра практикантами?

Да, предприятие обязано направлять на предварительный медицинский осмотр студентов-практикантов, которые будут проходить у него производственную практику, если прохождение практики, предусматривает выполнение работ, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. При этом нет зависимости прохождения необходимых медицинских осмотров от наличия либо отсутствия трудовых договоров между организацией и практикантами.

Должны ли практиканты проходить инструктаж по охране труда?

Да, это прямо указано в «ГОСТ 12.0.004-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», который вступил в действие 1 марта 2017 года.

Можно ли принимать на практику студентов-иностранцев?

Да, можно и никаких сложностей это не вызовет. Если иностранный студент во время прохождения производственной практики не будет осуществлять трудовую деятельность, оснований для заключения с ним трудового или гражданско-правового договора, а также уведомления ФМС России у организации не возникнет.

Вопросы организации прохождения практики учащимися высших учебных заведений регламентирует Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 N 1383, а вопросы организации практики учащихся средних учебных заведений – Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 N 291.

Что такое стажировка?

Большое количество существующих определений для этого понятия может запутать кого угодно. Однако наиболее точной кажется формулировка, приведенная в Письме Госкомвуза России от 15.03.1996 N 18-34-44ин/18-10 “Об организации и проведении стажировки специалистов”

Стажировка является одним из видов дополнительного профессионального образования специалистов и осуществляется в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Трудовой Кодекс приводит два взгляда на понятие «Стажировка».

Первый – узкий.

Стажировка на рабочем месте

Это обязательный этап обучения работника безопасным приемам труда в рамках первичного инструктажа, проходящий под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.) после первичного инструктажа по технике безопасности в течение 2 – 14 смен.

Стажировка на рабочем месте может быть совмещена с испытательным сроком работника. Испытательный срок может превышать срок стажировки, поскольку он направлен на несколько иные цели – выяснить, как работник справляется с работой сам.

Могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа (а значит и стажировки на рабочем месте) работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов. При этом работодателем должен быть утвержден перечень профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Второй подход – более широкий.

Стажировка – дополнительное профессиональное образование

При этом работодатель вправе заключать с работником, проходящим стажировку, срочный трудовой договор.

В чем отличие стажировки от практики?

Главное отличие стажировки от практики в том, что стажер – это работник, состоящий в трудовых отношениях или с организацией, где он проходит стажировку, или с организацией, направившей его на стажировку. К сожалению, последний вариант никак не описан законодательно, хотя и прямо не запрещен, и применяющим его компаниям часто приходится оформлять его как командировку, что резко сужает возможности такой внешней стажировки, называемой также «секондменд».

Если же рассматривать первый вариант, то стажер оформляется на работу как рядовой сотрудник с некоторыми исключениями:

  • со стажером может быть заключен срочный трудовой договор на весь срок стажировки;

  • режим рабочего времени стажера может отличаться от установленного в организации, может быть как гибким, так и неполным рабочим днем;

  • стажер непосредственно подчиняется своему куратору, а в его отсутствие – начальнику подразделения или отдела, где проходит стажировку.

В остальном стажер, так же как и рядовой сотрудник, должен:

  • быть ознакомлен с локальными актами и должностной инструкцией до подписания трудового договора;

  • получить на руки свой экземпляр трудового договора;

  • быть оформлен на работу приказом с внесением записей в трудовую книжку;

  • отчислять с заработной платы взносы в фонды и платить НДФЛ;

  • подчиняться трудовой дисциплине, пройти вводный и первичный инструктажи по технике безопасности, пожарной безопасности, получить спецодежду и СИЗ.

Документы для организации стажировки

  1. Положение о стажировке, где будут предусмотрены порядок ее прохождения, длительность, итоговые документы, оплата и т.п.

  2. Трудовой договор со стажером, где будут определены профессиональные и иные индивидуальные особенности контракта, например, его длительность.

  3. Приказ о приеме на работу стажера по форме Т1.

Стажировка не может быть неоплачиваемой – это прямое нарушение трудового законодательства!

Заключая срочный договор, определяя удобный для обеих сторон режим стажировки необходимо иметь в виду, что для совершеннолетних стажеров максимальное количество рабочих часов в неделю – 40, для несовершеннолетних от 16 до 18 лет – 35, для несовершеннолетних от 15 до 16 лет – 24. Минимальный размер оплаты труда стажера не должен быть меньше установленного в регионе МРОТ при полной возможной загрузке.

clubtk.ru

Производственная практика – Rjob.ru

Для студента производственная практика – неотъемлемая часть учебного процесса, помогающая сориентироваться и найти себя в профессии. Для предприятий производственная практика хоть и связана с рядом трудностей, однако, является прекрасной возможностью присмотреть себе персонал заранее и привлечь в компанию ценные молодые кадры.

Производственная практика – это практическая часть образовательного процесса в высшем или среднеспециальном учебном заведении, происходящая в организациях в режиме реальной рабочей деятельности. Практика призвана закрепить полученные теоретические знания и навыки, необходимые для присвоения квалификации и итоговой аттестации учащегося как специалиста. Итоги производственной практики оцениваются согласно нормам, принятым в учебном заведении, и вписываются в учебный процесс.

 Студенту

Производственная практика для студента часто становится отправной точкой его профессиональной карьеры. Наиболее распространенная ошибка учащихся – это формальное отношение к процессу прохождении практики, как к еще одному учебному заданию. Чтобы извлечь из практики максимум пользы, необходимо иметь правильный настрой и понимать, что это уникальная возможность «прощупать почву», находясь при этом еще под крылом своего образовательного учреждения. Значительно сэкономив таким образом время и силы, вы не будете делать лишних движений по окончании вуза и будете точно знать, куда идти дальше.

Какие возможности дает практика студенту:

  • закрепить теоретические знания;

  • применить знания и навыки на практике;

  • сориентироваться в реальном рабочем процессе и увидеть подводные камни выбранной специальности, которые не видны в теории;

  • непосредственно контактировать с профессиональным сообществом;

  • получить навык поиска работы и общения с работодателем;

  • получить опыта взаимодействия с опытным профессионалом-наставником;

  • как можно раньше понять, что специальность или даже область выбраны неверно и не соответствуют вашим требованиям к профессии;

  • сориентироваться в профессии и определиться с направлением дальнейшего роста;

  • «прощупать» рынок и понять, что востребовано и чему еще нужно подучиться;

  • подыскать себе рабочее место, подходящее для старта карьеры;

  • получить начальный опыт, которого так не хватает молодым специалистам при устройстве на работу после обучения, и сделать свою первую запись в трудовой книжке;

  • добиться первых успехов и проявить способности в выбранной специальности перед будущим работодателем.

Студенты проходят производственную практику на старших курсах вузов, когда уже выбрана специальность, и обычно тема практики соотносится со знаниями и навыками, полученными в семестре. Практика проходит на базах реальных предприятий, с которыми у вуза есть предварительная договоренность. Направление деятельности организации должно соответствовать специализации студента. Учащийся имеет право выбрать подходящую ему базу практики, а вуз должен предоставить список возможных вариантов. Если студент уже работает по профилю, то он имеет право проходить практику по месту настоящей работы.

Во время практики студент должен вести дневник, который подписывается руководителем его практики. По окончании практики ее итоги оцениваются наравне с экзаменами и зачетами и отмечаются в зачетной книжке. Также работу студента оценивает руководство практической базы, на которой он трудился, и выдает характеристику. Направление производственной практики может быть технологическим (непосредственно практическая работа, приобретение навыков) и научно-исследовательским или преддипломным (проведение научных исследований на практическом материале).

Правовая сторона вопроса должна быть определена в нормативных документах университета, а также регулируется соответствующими статьями ТК РФ. Продолжительность рабочего дня студента-практиканта от 16 до 18 лет должна составлять не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ) и в возрасте от 18 лет не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). В период прохождения практики на студентов распространяются правила внутреннего распорядка, принятые в организации, и общие правила охраны труда. В случае, если практикант на время практики принят в штат, то он получает все права работника: право на получение зарплаты, право на оплачиваемый отпуск, на пособие по нетрудоспособности и т.д. Также на него возлагаются соответствующие работнику обязанности.

Работодателю

Несмотря на то, что студенты-практиканты – довольно хлопотное дело для организации, в производственной практике есть неоспоримые плюсы и для компании. Становясь базой практики и взаимодействуя с профильным образовательным учреждением, организация получает возможность:

  • присмотреть себе ценные молодые кадры заранее;

  • «воспитать» молодых специалистов под себя, обучая их в соответствии с необходимыми именно вашей организации требованиями и спецификой;

  • скорректировать образовательные программы профильных вузов, взаимодействуя с ними.

Правовая сторона процесса оформления практиканта имеет ряд трудностей, которые, впрочем, вполне преодолимы. Основная загвоздка для кадровиков – это отсутствие статьи, четко регламентирующей принятие практиканта на работу. Понятие договора между студентом и организацией на случай прохождения практики отсутствует в принципе. В этой ситуации есть два варианта действий.

1. Заключение трудового договора с практикантом. В случае производственной практики и при наличии в компании соответствующего вакантного места студент принимается в штат на основании срочного трудового договора и вступает с организацией в трудовые отношения. Обоснование заключения договора можно сформулировать согласно статье 59 ТК РФ примерно так: «Трудовой договор заключается на время прохождения производственной практики». Если для студента это первое официальное трудоустройство, то ему необходимо завести трудовую книжку и свидетельство пенсионного страхования (статья 65 ТК РФ). С момента заключения договора практикант наделяется всеми соответствующими правами и обязанностями полноправного работника.

2. Оформление практиканта без зачисления в штат. В случае, если в договоре между образовательным учреждением и работодателем изначально прописано, что студенты проходят практику без официального трудоустройств, и если отсутствуют вакантные места, то трудовой договор с практикантом не заключается. Тогда студент не получает конкретную трудовую функцию, а находится на практике больше ознакомительно, не несет ответственность подобно работнику. Однако, правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, и правила охраны труда на него распространяются. Для зачисления студентов на предприятие издается приказ, в котором прописываются все необходимые подробности (имена студентов, сроки и цели практики, порядок прохождения, ответственный наставник и пр.).

Если студент уже работает, и профиль его работы соответствует специальности, на которую он обучается, то он может проходить практику по месту своей работы, предоставив в вуз соответствующую справку.

Таким образом, производственная практика является взаимовыгодным мероприятием, как для студентов, так и для работодателей, помогая им познакомиться друг с другом и начать профессиональное взаимодействие.

© Татьяна Островская, RJob

При использовании материалов сайта rjob.ru указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

rjob.ru

Студент практикант на предприятии / Трудовое законодательство / День Д


В нашем глубоко традиционном обществе прижилась одна из самых злобных традиций – посылать всех на…

О чем то я?

О приеме практиканта на работу на предприятие

Чтоб устроить студента на практику необходимо столько пируэтов проделать, что многим кадровикам проще надавить на шефа и отказать в приеме студента.

В этой статье хотелось бы ублажить обе стороны и студента практиканта идущего на бой практику и кадровика, которому его необходимо оформить.

Подробнее под кат.

Кадровику как оформить студента на практику
Оформление практиканта происходит как и оформление обычного работника со всеми полагающимися выходными, больничными, графиками и т.п.

Студент принесет договор с ВУЗом, с ним проблем возникнуть не должно, но почитать его не мешало бы.

Во-первых, необходимо определиться с формой заключения трудового договора. Без вопросов это должен быть срочный трудовой договор! Единственный нюанс, это то, что если практиканту необходимо отработать 4 недели, вы с ним заключите договор на 4 недели, а он возьмет и заболеет, тогда начнутся проблемы. Поэтому во избежание ляпов следует прописать отдельным условием, что в случае болезни оного, срок действия договора будет продлен на срок болезни. Либо придется перезаключить новый срочный трудовой договор.

Во-вторых, вам стоит определиться с типом договора – ученический или трудовой. Если студент не пришел к вам с улицы, а уже трудится у вас, но, к сожалению, не на должности соответствующей его квалификации, тогда имеет смысл заключить с таким вашим работником ученический договор. Основная цель которого для предприятия – не заводить новой должности и не переводить одного специалиста на другое место работы в штатке. С ним просто заключается дополнительный (ученический) договор.

Если же студент уже работает на должности, соответствующей свой квалификации – перезаключать с ним трудовой договор смысла нет, а то некоторые кадровики пытаются уволить такого работника по какой-нибудь статье, чтоб заново с ним заключить договор на для прохождения практики. Это не есть тру. Процедуру практики данного сотрудника просто необходимо провести приказов по предприятию в котором следует назначить ему руководителя практики. И все.

Еще вариант, когда студент у вас до момента обращения с просьбой пройти практику еще не работал. Никто не обязует со стороны ВУЗа заключать трудовой договор, но вы не можете этого не сделать – это будет нарушением трудового законодательства, если такая возможность не оговорена в договоре между ВУЗом и предприятием. В последнем случае по предприятию проводится приказ о назначении руководителя практики, а студентам выполнять трудовые функции запрещается. Они могут только смотреть, слушать, ознакамливаться и т.п.

Что для этого вам понадобиться? Дополнительная вакансия в штате. Либо заранее продуманное вакантное место специально для студентов практикантов (типа помощник продавца, помощник юриста и т.п.). Оформлять на «левые», не соответствующие квалификации студента должности нельзя.

Не забудьте. Что если у руководителя практиканта в должностных обязанностях нет функции контроля подчиненного, ему на время прохождения практики студента эту функцию придется обозначить дополнительным соглашением к трудовому договору.

Та же ситуация, но со стороны практиканта на предприятии

Для того, чтобы найти где пройти производственную практику практиканту придется провести кучу часов в опросах знакомых, друзей, родственников. Вдруг кто-то согласится подписаться на эту авантюру – принять на прохождение практики студента последнего всего лишь на месяц, а то и меньше.

Почему авантюра? Да кому оно надо заморачиваться так? Оформить кучу бумажек, потратить массу времени – а взамен что? Как правило – ничего. У нас в стране всегда все через… одно место. Либо профильные места заняты и очередь расписана на годы, либо, наоборот, вечная нехватка специалистов.

В первом случае ради практиканта никто не хочет заморачиваться с вакансией на месяц, во втором такой сотрудник на несколько дней – не выход, нужен постоянный и на долгое время. Конечно, в последнем случае шансов больше, так как вы нужны потенциальному работодателю. Но…

Как всегда эти «но». Здесь подводные камни заключаются в том, что большинство работодателей готовы принять только уже готового квалифицированного специалиста, желательно со стажем, так как на нашу образовательную систему никто не надеется и обучать придется на месте, а заново обучать только что вышедшего из ВУЗа выпускника накладно. Ради этого некоторые предприятия готовы даже в условиях дефицита специалистов ждать опытного работника месяцами. И лишь немногие работодатели понимают, что лучше всего взять профильного выпускника и доработать его под свои нужды как заготовку.

Вот такую контору вам и надо будет найти.

Ну а дальше пойдет по накатанной – подписание договора организации с ВУЗом, трудовой или ученический договор с вами, дневник практики, написание характеристики на практиканта и обратно в ВУЗ за дипломом или на следующий курс.

Как правило многим не везет с поиском нормального работодателя, готового потерпеть вашу практику, по этому получается два стандартных варианта:

— Находятся знакомые, у которых есть небольшая контора (организация, предприятие и т.п.) или «связи». Через этих знакомых на договоре с ВУЗом ставятся необходимые печати. По факту же студент никуда работать не ходит (ведь ВУЗ не обязует заключать трудовых договоров), а все остальные документы (дневник практики и характеристику) практикант заполняет самостоятельно, без участия реального наставника и не вникая в процессы своей специализации на предприятии. Так получается «липовая» практика.

— Будущий практикант всеми правдами и неправдами устраивается на рядовую должность в организации, подходящей ему по профилю. И как пробьет время «Д» (прохождение практики) — начинает штурм отдела кадров. Ведь уволить студента из-за обязательного прохождения практики не могут, и приходится изворачиваться и отделу кадров, и руководству конторы и горе-студенту.

Иногда терпения у студентов в этом случае не хватает и его практически принудительно увольняют таки с работы – грустная, но рядовая ситуация. Никто от этого не застрахован. Такова жизнь. Если же хватит смелости и терпения практиканту, а так же понимания со стороны руководства компании – то обе стороны могут получить выгоду. Организация получит еще одного квалифицированного специалиста, а студент получит возможность стать этим самым специалистом…

Похожие материалы по теме:

xn--d1aac6a1e.xn--p1ai

Цели производственной практики на предприятии

Цели производственной практики направлены на закрепление длительного теоретического курса подготовки специалистов. Студенты получают первый опыт применения навыков, одновременно приобретая новые сведения о будущей профессии. Но одного знания используемых методик недостаточно, чтобы быть уверенным в качественном образовании.

Зачем нужна практика в организации?

Цели производственной практики одинаковы для любого вида обучения. Ожидаемый основной результат от участия в производственном процессе — это понимание происходящих процессов, сопоставления полученного опыта с ранее изученным материалом. Студенты получают возможность опробовать свои силы под руководством опытного специалиста.

Цели производственной практики достигаются по окончании занятий в производстве продукции, бухгалтерской сфере, юридическом документообороте, швейной мастерской. Где бы студент ни пробовал проявить себя, практика в организации или на производстве согласно профилю образования является хорошей подготовкой к будущему собеседованию. По результатам собственных изысканий у студента меняется общее представление о своих будущих обязанностях.

Некоторые молодые люди часто теряют интерес к выбранному полю деятельности после проверки своих способностей непосредственно в роли исполнителя. Но в этом есть и положительные цели производственной практики: можно ещё сменить специализацию до трудоустройства.

Ожидаемый результат занятий

Цели и задачи производственной практики определяют руководители учебного заведения. Ведущие занятия непосредственно на производстве могут дополнить подготовленную программу собственными идеями обучения по согласованию с руководителями. Однако основные моменты деятельности должны соответствовать выбранной специализации и пройденному теоретическому курсу.

Выбранные цели и задачи производственной практики оформляются в официальном документе, подписываемом руководителями учебного заведения и теми, кто возглавляет практику в организации. Весь курс разделяется на несколько пунктов. Студенты обязуются посещать предприятие по установленному графику. В конце обучения предстоит сдать зачёт (экзамен) в формате, установленном на месте прохождения практики. Принимает его работник организации.

Что в результате получает студент?

Основная цель производственной практики — это повысить уровень выпускаемого специалиста. Учебное заведение даёт возможность оценить и развить аналитические способности молодого человека, приучить к принятию самостоятельных решений. Также студент осуществляет полезную функцию для себя: осуществляет поиск путей рационализации существующих механизмов и методов функционирования производства. В отчете о проделанной работе исполнители обязаны предоставить предложения по улучшению производства.

Работа проводится обоюдная: одни учат, а вторые стараются помочь предприятию в результате проделанных исследований. По результатам рассмотрения внесенных предложений порой получается искоренить существующие недостатки оборудования, усовершенствовать процесс производства, повысить качество выпускаемой продукции. Одновременно выстраивается модель перспективных путей развития организации.

В чем заинтересованность учебного заведения?

Цель производственной практики на предприятии — найти новые пути развития производства, на основании которых извлекается польза для научного мира. Учебные заведения стремятся занять высокие рейтинги в своей сфере обучения. Что может помочь этому лучше, чем качественное образование выпускаемых специалистов? Практическая деятельность студентов зачастую помогает развиваться всей отрасли за счет дипломных проектов, которые оказываются уникальными и своевременными по качеству внесенных предложений.

Существуют положительные примеры, когда студенты одновременно с дипломной аттестацией получали предложения о трудоустройстве, а реализованные изыскания приносили авторам материальную оплату затраченных трудов. На основании практического отчёта многие студенты принимались для дальнейшей учебы в магистратуру.

Можно ли использовать в дипломе проделанный отчёт?

Подготовиться к диплому — это цель производственной практики. Является ли проделанный отчёт частью его выполнения? Не обязательно. Студент может включить свои изыскания в дипломный проект, что уже составит 1/3 итоговой задачи по подготовке к выпуску. Но практический отчёт может быть завершён, а диплом выполняться на другую тему.

Не всегда получается совместить тему дипломной работы и практические занятия. Это осложняется тем, что количество мест на предприятии всегда ограничено. Рекомендуется выбирать интересующее направление. Так результаты будут более полноценными, а проделанная работа станет мотивированной и насыщенной.

Пути повышения эффективности проводимых занятий

Задачи производственной практики включают возможности для повышения качества итоговых работ. Рассмотрим пути улучшения проводимого обучения, благодаря которым студент получает максимальный результат за короткий срок обучения:

  • Деятельность подбирается по значимости работы в социальной жизни общества.
  • Условия проведения подготовки предусматривают установление ответственности практикантов за производимую продукцию. Эта мера помогает улучшить результат и повысить вовлеченность студента в процесс исследования производства.
  • Требуется заинтересовать практиканта в проявлении творческих и других способностей.
  • Занятия должны быть коллективными. Это позволяет оценить достигнутый результат методом сравнения опыта с коллегами.
  • Условия и режим прохождения практики должны соответствовать реальному графику работы.

Начало занятий

Цель прохождения производственной практики включает не только получение навыков изготовления конечного продукта, но и знакомство с процедурами оформления, проведения инструктажей, заполнением ежедневной документации. На этом этапе проводят знакомство с расположением производственных корпусов, представляют студентам непосредственных руководителей. Далее озвучивали существующие проблемы, возникающие при выпуске продукции и при работе с персоналом.

Студентам доводят информацию о методах премирования на производстве, показывают пути получения бонусов за предоставляемые предложения. Для ознакомления предоставляют сведения о том, как проводится системная мотивация работников, их периодическое переобучение. Определяют пути роста в компании и механизмы их осуществления.

Важным является довести до понимания практикантов путей возникновения ответственности за нарушения, – индивидуальной и коллективной. Первая является следствием личной халатности либо намеренного безответственного поведения. Вторая наступает в результате невнимательности к ошибкам коллег, когда предприятие в итоге терпит убытки из-за простоев или материального ущерба.

Непосредственное участие в работах

Здесь студенты сталкиваются с реальными проблемами в производстве продукции. Понимают как они могут повлиять на улучшение итоговых показателей, ищут пути решения, фиксируют собственные наблюдения на бумаге. Во время практики решают проблемы взаимоотношений между коллегами, что также сказывается на результатах коллективной работы.

Студентам предоставляют методические пособия, знакомят с инструкциями и правилами внутреннего распорядка. Непосредственно на рабочем месте студенты начинают деятельность сначала под наблюдением инструктора, а далее осуществляют самостоятельное выполнение обязанностей. С этого момента возникает ответственность за допущенный брак.

Завершение обучения

Полученные знания студенты стараются систематизировать и найти решения для существующих проблем. В отчёт вносится подробная информация обо всех этапах практической деятельности. Вырабатываются предложения – экономически обоснованные и влекущие за собой какую-либо выгоду для предприятия.

Если предложенный студентом материал действительно оказался ценным и помог организации извлечь выгоду, редко какой руководитель отказывается от поощрения таких практикантов. Полезно при поиске решений использовать коллективные изыскания. К таким относится метод мозгового штурма, или Т-групп. В итоговой работе стараются внести предложения по одной либо двум основным проблемам производства. Желательно, чтобы приводился подробный анализ ситуации с применением современных источников из интернета либо печатной литературы.

fb.ru