Как написать тезис пример – помощь студентам: контрольные, курсовые, дипломные: Что такое тезисы и как их пишут? Как не допустить ошибку при написании тезисов?

Содержание

как написать хорошие тезисы — Анализ данных в социально-экономических системах

1. Тезисы – это краткий научный текст, в котором изложены основные результаты исследовательской работы (те результаты, о которых автор хочет сообщить научному сообществу, т. е. наиболее яркие, достоверные, существенные), а также методология (пути и способы) их получения.

Наука и исследования, фото с сайта www.lgdalliance.org

2. Автор сам (не забывая при этом посоветоваться с научным руководителем) решает, какие результаты описать, какие оставить за пределами текста. По одной работе (если она достаточно содержательна) можно написать несколько тезисов, представив в них различные части, стороны, аспекты исследования.

3. Тезисы предваряют и сопровождают ваше выступление на конференции. Они призваны помочь другим участникам конференции лучше понять содержание вашего исследования, оценить научность и достоверность полученных вами результатов.

4. Тезисы и выступление – это не одно и то же.

Выступление должно быть подготовлено в соответствии с особенностями восприятия устной речи (может помочь технология интеллект-карт), в то время как тезисы – это продукт письменной речи, основа, скелет вашего будущего доклада.

5. Объем тезисов определяет та организация, которая собирает их для их последующего опубликования. Он может варьировать от 1 до 5 страниц. Помните, что задается предельно допустимый объем. Это значит, что текст может быть и меньшим (но не превосходить заданную границу).

6. Внимательно читайте правила оформления тезисов и следуйте им. Учитывайте требования к размеру шрифта, величине полей, интервалу между строк, использованию различных видов выделения, ссылок и сносок, возможности включения схем, таблиц, рисунков. Если отступления от предложенных правил будут значительными, тезисы, вероятнее всего, отклонят.

7. Чаще всего указывают следующие требования: шрифт Times New Roman, кегль 14, все поля 2 см, интервал полуторный, схемы и рисунки просят не включать.

8. Прямое цитирование в тезисах нежелательно. Если этого не избежать, следует выделить слова цитируемого автора кавычками и обязательно указать в скобках его инициалы и фамилию, год издания работы и номер страницы, на которой имеется приводимое вами высказывание. Если вы пересказываете мысль автора, необходимо назвать его инициалы, фамилию и год издания упоминаемой работы. Каждая фамилия, приведенная в тезисах, должна сопровождаться (в скобках) указанием на годы издания тех работ, в которых изложена упоминаемая вами точка зрения данного автора. Недопустимо приведение фамилий без инициалов. Инициалы ставятся перед фамилией (за исключением списка литературы, если позволено его привести, что бывает для тезисов далеко не всегда).

9. Каждая из методик, упоминаемых в тезисах, обязательно должна сопровождаться ссылкой на то издание, из которого она взята (инициалы и фамилия автора методики, год ее опубликования).

10. Название тезисов должно соответствовать их содержанию. Оно может повторять заголовок курсовой (дипломной) работы, а может и отличаться от него (например, если в тезисах отражена часть проведенного исследования).

11. Тезисы должны включать в себя ответы на три вопроса:

  • что изучалось? (постановка проблемы исследования, краткое обоснование ее актуальности, новизны, теоретического и практического значения).
  • как изучалось? (описание методологии исследования: для эмпирических исследований — выборки, методов и методик организации работы, сбора и обработки данных, для литературных обзоров – способов поиска и критериев отбора литературы, на основе которой подготовлена работа).
  • какие результаты были получены? (основные выводы).

Логика текста, порядок следования ответов на приведенные вопросы определяются автором тезисов.

12. Не следует пытаться сконструировать тезисы из фрагментов уже написанной работы. Логические связи между фрагментами в этом случае могут быть утрачены, у читателя возникнут трудности в понимании вашего исследования. Лучше попытайтесь заново описать исследование в целом.

13. Не бойтесь, все когда-то делали это впервые. У вас получится!

14. Хорошие тезисы – это следствие хорошо выполненного исследования. Маловероятно написать хорошие тезисы по плохо (небрежно, некачественно) проведенной, не соответствующей установленным требованиям исследовательской работе. Но и обратное все же возможно. Над хорошими тезисами надо потрудиться, само собой не получится.

15. Внимательно формулируйте тему научно-исследовательской (курсовой, дипломной) работы. Используйте любую возможность для ее обсуждения на семинарах, лекциях. Записывайте возникающие у коллег вопросы, чтобы впоследствии поразмышлять над ними. Проверьте по периодическим изданиям, сборникам статей и тезисов, нет ли совпадения с тематикой уже проведенных другими исследований.

16. Тщательно продумывайте дизайн исследования. Не ставьте слишком много вопросов в одной работе, оставьте их для последующих этапов вашего исследования. Стремитесь к относительно простым, изящным схемам.

Автор: Е.В.Левченко, оригинал (.doc)

Небольшое видео о структуре научной статьи:

Видео о подготовке выступления на конференции:

Смотрите также другие статьи по теме:


pycode.ru

Как пишут тезисы? Что такое тезисы и как не ошибиться при их написании?

К сожалению, в отечественных школах не учат такому полезному делу, как написание тезисов. Единственным ораторским усилием, докладом, который мы зачитываем перед классом, является реферат – то есть обзор существующих в научном мире воззрений по данной тематике. Но вот мы взрослеем и становимся студентами. И тут научный руководитель озадачивает нас заданием: написать тезисы к курсовой работе. Или же для студенческой конференции. Но как пишут тезисы, руководитель не уточняет. Как будто мы должны знать об этом априори. Ну что ж, будем учиться. Тем более что эти две-три странички текста создают ваш портрет как научного исследователя и предопределяют успех вашей работы.

Неопытные студенты полагают, что это дайджест всей курсовой работы или большой научной статьи. Другие считают тезисы записанным докладом на конференции. Третьи – простым списком основных положений. Все эти студенты и правы, и ошибаются одновременно. Тезисы являются маленькой, но самодостаточной статьей. Она включает в себя основные положения ваших научных изысканий, При этом она написана простым и четким языком и является короткой выжимкой всей большой работы. Есть определенные требования, как писать тезисы к статье, на конференцию, к защите диссертации, но, в принципе, суть такого очерка одна: дать понять читателю, о чем работа, какова ее новизна и уникальность, какие постулаты вы отстаиваете и какова ваша доказательная база. При этом в работе должен четко прослеживаться ход ваших логических рассуждений.


Строение тезисов. Тема

Как мы уже упоминали, это 2-3 странички текста, написанных 12 тиглем в “Ворде”. Или 10 минут чтения не спеша. На доклад обычно дается минут 15, так что в нем можно упомянуть то, что не удалось вместить в тезисы. Эта небольшая статья должна иметь четкую структуру построения. Начинаем с темы. Ей следует быть максимально конкретной и действительно касаться сути статьи. К тому же, она должна соответствовать теме конференции. И желательно, чтобы она затрагивала новизну. Тема не должна быть слишком длинной – максимум полторы строчки. Существует два подхода к тому, как пишут тезисы. Первый заключается в том, что сначала выбирают тему, которую хотят раскрыть, а потом, не отступая от нее, создают небольшую статью. А второй метод – это написание тезисов, к которым придумывают название. Можно поступать, как вам удобнее. Студенты часто лишены выбора, поскольку тему им задает научный руководитель.

Вступление. Новизна

Небольшой объем статьи исключает все разливания мыслию по древу. Никаких лирических отступлений и ухода от темы вообще не допускается. Потому уже первое предложение должно нести в себе ценную информацию. Оно отвечает сразу на два вопроса: «О чем я буду писать?» и «Почему то, о чем я говорю здесь, важно?» Из этого слушатели или читатели понимают, есть ли в вашей работе научная новизна, или это – всего лишь школьный реферат с перечислением всем известных фактов. Вот как пишут тезисы опытные докладчики. Они начинают свой текст с таких слов: «В данной работе мы рассмотрим…» или «Наша статья посвящена проблеме…». И следующее предложение: «Несмотря на расхожее мнение, что…», «Я попытаюсь доказать…». Вступлению обычно посвящают один абзац.

Основной текст. Примеры и доказательная база

Начинающий докладчик разрывается между стремлением привести конкретные примеры, чтобы подтвердить свою правоту, и изложением глобальных выводов. Важно здесь придерживаться золотой середины. Простое изложение фактов утратит всякий смысл, а неподтвержденные выводы покажутся голословным утверждением. Составить хороший текст вам поможет структурированное мышление. Существует несколько методик того, как правильно писать тезисы. Самая распространенная – это анализ логики развития вашей мысли. Почему вы пришли именно к таким выводам, а не иным? От каких фактов вы отталкивались? Как вы их анализировали? При этом старайтесь избегать логических лакун. Не беда, если вы сначала структурируете свои мысли по пунктам: 1, 2, 3. Потом из этого черновика будет удобно создать презентацию или раздаточные материалы. Но сами пункты лучше всего рассказать живым, но четким языком. Примеров, подтверждающих вашу правоту, должно быть один-два для каждого положения.

Заключение

Эта часть тезисов суммирует все, выше сказанное. В ней повторяют вступление, только переформулированное в прошедшем времени. «Таким образом, мы обосновали…» – это наиболее распространенное начало фразы для заключений. Не мешало бы вновь напомнить аудитории о новизне и уникальности вашей работы. Но если во вступлении уместно задаться вопросом: «А действительно ли дело обстоит так, так я сейчас обосную?», то в выводах нужно быть полностью категоричным. Как пишут тезисы с библиографией? Приводить все источники, которые используете для диссертации, в тексте на три странички будет глупо. Достаточно упомянуть четыре-пять трудов, которые или являются авторитетными в данной области, или цитируются в тезисах.

Доклад на конференцию

На научных симпозиумах выступающим предлагают заранее написать тезисы. Иногда эти статьи публикуются в сборниках. Но независимо от того, пойдет ли этот ваш текст в печать, у него есть своя специфика. Как писать тезисы на конференцию? Такой текст может быть более сжат – ведь у вас будет время полнее раскрыть тему в докладе. Обычно тезисы для конференции ограничивают двумя страничками. Или даже одной. Это нужно для того, чтобы просветить потенциального слушателя, о чем вообще будет ваша статья. Иногда работа идет в секциях, и программка с тезисами выступлений позволит интересующимся данной тематикой найти докладчика. В таких статьях можно обойтись без таблиц, диаграмм и схем – все это можно подать в раздаточных материалах или красиво осветить в презентации. Также нужно подготовиться к тому, что после доклада вам могут задать вопросы. Заранее продумайте, где слабые места в доказательной базе, чтобы не попасть впросак. Доклад на конференции однозначно должен быть больше и обширнее тезисов. Иначе зачем вы вообще вышли на трибуну, если прочтете по бумажке то, что находится в руках у слушателей? Но и превышать регламент в научных кругах является признаком дурного тона. Составьте речь и потренируйтесь – ваша декламация должна уложиться в пятнадцать минут.

autogear.ru

пример для школьного сочинения :: SYL.ru

Сочинение в виде рассуждения должно убедить читателя в определенном вопросе, дать ему возможность разобраться в каких-то сложных моментах.

Особенности

Основа рассуждения – это правильно сформулированный тезис. Пример школьного итогового сочинения, удостоенного высокой оценки, предполагает определённую структуру. В образовательных заведениях сочинения в виде рассуждения являются достаточно частым видом домашнего задания. Преподаватели русского языка и литературы стараются готовить своих воспитанников к предстоящим итоговым испытаниям, рассматривают примеры тезиса в сочинении. Попробуем выяснить этапы построения сочинения-рассуждения.

Структура

Помимо демонстрации своего умения думать, рассуждать, важно убедить и пояснить приводимые аргументы. Структура сочинения должна быть четко соблюдена. Сначала выдвигается определенный тезис, пример подтверждает позицию автора. Затем следует четкий и понятный вывод, который завершает рассмотрение указанного тезиса. Необходимо составить план своего сочинения. Важно выделять в нем логические части. Для того чтобы не возникало повторений, существуют различные способы приведения определенных аргументов.

Пример написания

Как написать сочинение-рассуждение на любую тематику? Предлагаем поэтапный алгоритм действий.

Первым шагом будет четкая формулировка той мысли, которая будет подвергаться аргументации. Можно выбрать из литературного произведения любой тезис. Пример, предлагаемый в сборниках для старшеклассников, поможет сделать правильный выбор. Для того чтобы выявить результативность сделанного шага, нужно прочитать формулировку тезиса разным людям. В том случае, если у них не возникнет вопросов относительно вашей точки зрения, можно переходить к следующему этапу работы.

В полном сочинении-рассуждении подразумевается три части. Первая часть предполагает тезис (пример мысли, суждения, положения, которое будет доказываться в ходе самого сочинения). Вторая часть предполагает аргументы, которые должны быть наглядными, убедительными. В конце предполагается четкий и логичный вывод, который повторяет тезис в сочинении-рассуждении. Примеры подтверждаются рекомендациями, обобщениями. В качестве необязательной, но рекомендуемой части любого полноценного сочинения-рассуждения считается небольшое вступление, в котором читатель вовлекается в диалог. Именно в этой части указывается актуальность затрагиваемой проблемы, обозначается ее суть.

Образец сочинения-рассуждения

Допустим, что тема сочинения связана с первой любовью, в таком случае подбираем соответствующий тезис и аргументы. Примеры рассуждений на такую тематику приведем ниже.

Тезис: «Первая любовь является важным этапом в жизни каждого человека, она оказывает серьезное воздействие на последующие взаимоотношения полов, а также на саму личность». Он может сопровождаться таким вариантом вступления.

«Подростки первую любовь превращают в смысл своей жизни. У многих взрослых упоминание о первой любви вызывает улыбку. Психологи убеждены в том, что именно в первом чувстве к противоположному полу скрывается источник будущего полноценного счастья, взаимоотношений между женщинами и мужчинами».

Далее можно привести аргументы, которые подтвердят предложенную позицию. Эта часть составляет 2/3 всего содержания сочинения. Желательно рассмотреть не менее трех аргументов, если речь идет об экзаменационном сочинении. Идеальным вариантом будет указание в своем рассуждении известных исторических фактов, статистических данных, а также фрагментов из литературных произведений.

Для рассматриваемой нами темы можно подобрать массу примеров из произведений русских классиков, изучаемых в школьном курсе литературы. Так, Татьяна Ларина, пытаясь понять Евгения Онегина, читает те книги, которыми увлекался ее возлюбленный, где он делал какие-то пометки. Девушка не только осознает, какой интересный молодой человек оказался перед нею, но и сама повышает свой интеллектуальный и духовный уровень. Можно в качестве аргумента изложить и свой личный опыт, но он должен быть убедительным для читателя. В выводе можно отметить, что первая любовь в любом возрасте способна превратить безжалостного циника и реалиста в неисправимого романтика.

www.syl.ru

Как написать тезис

Как написать тезис

Тезис представляет собой изложение в краткой форме основных результатов, полученных в ходе исследовательской работы. Следует отметить, что для научных конференций труды принимаются в виде тезисов, но при этом соблюдаются очень строгие правила оформления.


Традиционный вид – это написанная страница, что позволяет научным руководителям определить сущность работы. При этом автор должен придерживаться принципа: одна статья – одна мысль. Однако здесь следует писать не о том, каких результатов удалось добиться в работе. Это некий вариант подведения итогов. Вольного воспроизведения здесь не допускается, только грамотный подход.

Тезис – это результат, полученный в ходе работы, он показывает уровень подготовленности автора и его научного руководителя. В тезисах необходимо писать только то, что удалось лично достигнуть или разработать. Если работа выполнена совместно, то обязательно нужно указать всех участников. В первую очередь тезисы проверяет руководитель, он вносит корректировки, если это необходимо.

Итак, работа с тезисами состоит из нескольких разделов.

  1. Введение. Обычно выполняется очень кратко. Здесь обосновываются причины выполнения работ. Например: «В данной работе исследуется влияние генномодифицированных продуктов на организм человека».
  2. Теоретическая часть. Содержит только основные теоретические аспекты вопроса, которые позволят иметь представление о предмете или объекте исследования. Здесь важно только сухое изложение материала, никаких лишних высказываний, только голые факты с обязательной ссылкой на источник информации, потому как все важные детали будут указаны в докладе. Тезис предполагают изложение только краткой сути работы.
  3. Основная часть содержит анализ исследования, но опять же представлять надо только краткую информацию.
  4. Выводы формулируются на основе полученного анализа.
  5. Библиография. Также является важным этапом написания тезисов. Очень часто наблюдается неправильное оформление. Требования, предъявляемые к написанию, необходимо уточнить у своего преподавателя.

Чтобы написание тезисов проходило легко, можно соблюдать основные правила, которых необходимо придерживать при выполнении работы:

В первую очередь следует определить, к какому тексту будут писаться тезисы. Если к научному докладу и он уже готов, то достаточно коротко изложить результаты исследования. Здесь важной задачей является не начать пересказывать доклад, иначе это будет в корне неправильный подход к заданию. Часто тезисы излагают относительно постановки проблемы, результатов исследования или новой методологии.

Далее следует внимательно прочитать доклад и определить его основные направления:

  • Определить актуальность, цель работы.
  • Сформулировать основную проблему, которой посвящена работа.
  • Описать свое мнение относительно проблемы, объяснить, почему она отличается от научной.
  • Предложить свою методику исследования, но прежде рассказать о применяемых методах и принципах.
  • Сделать вывод.

uznaikak.su

Как правильно сформулировать тезис – Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ

загрузка…

Любое сочинение нужно начинать с построения плана, но для этого необходимо научиться формулировать тезис.

Тезис – это не введение, не путайте. Тезис – это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части сочинения. Именно к тезису мы подбираем аргументы.

Все темы сочинения можно условно разделить на три группы:

  1. Номинативное предложение (ключевые слова)
  2. Вопрос
  3. Цитата

В зависимости от этого тему нужно раскрывать по-разному.

 

Начнем с ключевых слов. Такие темы служат почвой для размышлений, но не требуют конкретного итога, то есть вы можете двигаться в любом направлении и прийти к любому тезису, главное опираться на ключевики.

Пример:

Тема: Мамина любовь

Тезис: Я считаю, что мамина любовь – самое сильное чувство на свете.

Аргументы: «Дочь Бухары», «Матерь человеческая» (мама любит ребенка несмотря ни на что и готова ради него на все)

Можно прийти и к другому тезису: Мне кажется, что чрезмерная любовь к ребенку может навредить ему.

Аргумент: «Недоросль» Мать баловала любимого сыночка, не видела в нем недостатков, и он вырос невоспитанным и эгоистичным.

 

Тема: Вкус победы

Тезис: Мне кажется, что победа не всегда приносит радость, порой у нее горький вкус

Аргументы: «А зори здесь тихие», «Судьба человека» (Герои одержали победу над фашистами, но какой ценой? Радость победы смешалась со скорбью о близких), «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (Печорин и Онегин победили в дуэли, но это не принесло им радости)

 

Тема: Цена ошибки

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это высшей ценностью на земле – чьей-то жизнью.

Аргументы: «Сашка» (Из-за неопытности Володи погибла половина взвода), «Евгений Онегин» (Онегин, не подумав о последствиях, спровоцировал Ленского на конфликт, что привело к гибели друга)

Тезис: Я думаю, что, ошибаясь, люди рискуют заплатить за это собственным счастьем.

Аргументы: «Герой нашего времени», «Евгений Онегин» (герои поздно осознали любовь, о чем они сильно пожалели)

 

Теперь разберемся с темой-вопросом.  Вопросы могут быть открытыми (на него нельзя ответить да или нет. Например, когда ты приедешь? Который час? и т.д.) и закрытыми (можно ответить да или нет. Ты приедешь? Сделал ДЗ?)

 

Если в качестве темы вам достался открытый вопрос, то на него просто нужно ответить. Ответ и послужит тезисом.

Тема: Как выбрать в трудную минуту между честью и бесчестием?

Тезис: Я думаю, что выбор будет зависеть от того, насколько дорога человеку честь.

Тезис можно сформулировать иначе: Мне кажется, что, оказавшись в сложной ситуации, человек должен решить, сможет ли он спокойно жить, совершив бесчестный поступок.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев был готов умереть, а Швабрин предпочел стать предателем), «Сотников», «Судьба человека», «Сашка»

 

Если в качестве темы встретился закрытый вопрос, то свой ответ нужно пояснить (да, потому что…/нет, т.к….). Пояснение ответа обязательно, иначе тема не будет считаться раскрытой.

Тема: Всегда ли человек может контролировать свои действия?

Я думаю, находясь под влиянием эмоций/чувств человек теряет контроль над собой

Аргументы: «Леди Макбет», «Евгений Онегин» (Ленский в гневе, не подумав, вызвал Онегина на дуэль), «Моцарт и Сальери» (Зависть затмила разум Сальери, и он отравил друга), «Капитанская дочка» (Швабрин был одержим ненавистью и жаждой мести).

 

Самые сложные темы, на мой взгляд, – это цитаты. Для себя я поделила высказывания величайших людей на «понятные» и «непонятные».

В первом случае достаточно мысленно согласиться с автором и объяснить почему вы согласны.

ВАЖНО!!! ни в коем случае не пишите в сочинении фразу: «Я согласен с автором…», это итоговое сочинение, а не ЕГЭ. Такой вариант допустИм только в случае, если вам совсем нечего больше написать.

 

Тема: Юность – пора ошибок.

Цитата довольно простая: в юности человек совершает бОльшую часть ошибок. А почему? Ответ будет являться тезисом.

Тезис: Я думаю, что большую часть ошибок человек совершает именно в юности, потому что в этом возрасте мы вступаем во взрослую жизнь, но совершенно не имеем опыта.

Аргументы: «Капитанская дочка» (Гринев вырвавшись из-под надзора родителей, напился, проиграл деньги, обидел Савельича, но получил урок на всю жизнь). «Ионыч» (Юная Катя считала, что карьера важнее семьи, но она заблуждалась)

 

Но встречаются и сложные цитаты, смысл которых сложно понять, или тяжело подобрать аргумент. В данном случае высказывание нужно «расшифровать», перевести на доступный язык. Дальше 2 пути: либо «расшифровка служит тезисом, либо мы опираемся на фразу, которая у нас получилась, а тезис – это пояснение.

Тема: Любовь – волшебный цветок, но нужно быть очень смелым, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его.

Край пропасти – это риск

Сорвать цветок – значит влюбиться

А чем рискует влюбленный человек? Он рискует не получить взаимности и остаться с разбитым сердцем.

Так и запишем в тезисе: Я считаю, что влюбиться может только смелый человек, потом что он рискует остаться с разбитым сердцем.

Аргументы: «Гранатовый браслет», «Леди Макбет», «Солнечный удар». Можно написать про Печорина, может он закрывался от чувств, потому что боялся?

После того, как вы сформулировали тезис, можно приступать к следующему действию – составлению плана

supersoch.ru

Как написать тезисы на конференцию

Весна – традиционное время проведения студенческих конференций. Как правило, организаторы просят от выступающих прислать тезисы выступления, либо тезисы для публикации в сборники конференции, либо и то, и другое. Своими соображениями о том, как написать тезисы на конференцию поделился кандидат исторических наук, заместитель декана по научной работе историко-филологического факультета Челябинского государственного университета Иван Михайлович Нохрин.

Для начала надо сказать, что при написании тезисов на конференцию существуют 3 важных правила:

Правило 1. Пишите с чистого листа.

Хотя и существует большое искушение сделать тезисы из главы курсовой или дипломной работы, либо даже параграфа, путем сокращения текста до нужного объема, так поступать категорически не стоит. Таким “методом” вряд ли получится сохранить логику изложения материала и передать весь смысл доклада. В худшем случае получится набор разорванных мыслей, которые слушатели вряд ли смогут собрать в единую картину. Поэтому прежде, чем писать тезисы, сведите вместе свои идеи по теме доклада, чётко представьте, что хотите сказать слушателям, и пишите с чистого листа так, словно пишете статью в газету или заметку в журнал, но на полностью научном уровне. Почему? Смотрите следующее правило:

Правило 2. Тезисы должны быть самодостаточны и понятны.

После первых черновых набросков прочитайте тезисы и подумайте, будут ли они понятны вашим слушателям и читателям. Представьте, поняли бы их ваши одногруппники? Видна ли логика повествования от начала и до конца? Все ли утверждения аргументированны? Присутствуют ли связи между предложениями и абзацами? Имейте в виду, хорошее исследование всегда отличается научной новизной, а это значит, что никто не разбирается в вашей теме так же хорошо, как вы сами. Это ещё значит, что очевидные для вас вещи могут оказаться не столь понятны для других. Попробуйте взглянуть на своё черновик как бы чужими глазами, например, студента с другой кафедры вашего же факультета: понял бы он ваш рассказ? Правило самодостаточности означает, что читатели или слушатели ваших тезисов должны понять, в итоге, ровно то, что вы хотели сказать, а не вполовину или в десять раз меньше того. Как этого добиться? Смотрите следующее правило:

Правило 3. Пишите только самое важное.

При подготовке тезисов следует избегать цитат, длинных перечислений имен собственных, сложных предложений более, чем на 2 строчки, ухода в смежные темы, подробных пояснений и всего, что не относится напрямую к поставленной цели. Таким образом мы подходим к самой важной части.

1. Название.

Название соответствует цели работы, из него должно быть понятно, о чем вы хотите рассказать. Обычно название доклада и тезисов на конференцию совпадают.

2. Актуальность.

2-3 предложения о том, почему вы разрабатываете свою тему. Актуальность выводится с научной точки зрения, а не общественно-политической или повседневной. Иными словами, актуальность тезисов – это их востребованность на современном этапе развития науки. Подумайте, чем ваша работа помогает в развитии выбранной вами научной области? Что вы принесли нового? Почему это может быть интересно и полезно ученым?

3. Степень научной разработанности проблемы.

3-4 предложения о самых важных для изучения вашей темы научных работах. Следует написать, чем они оказались полезны для вас и развития интересующей вас научной проблематики.

4. Цель.

Необходимо четко обозначить замысел исследования, т.е. обозначить, что вы хотели сделать. Цель не может заключаться в самой работе: изучить, рассмотреть, прочитать – это не цель, а процесс самой работы! Целью настоящего исследования может быть определение, выявление, раскрытие закономерностей чего-либо и т.п.

5. Источниковая (эмпирическая) база исследования.

2-3 предложения для характеристики источников, которыми вы пользовались. Источники (эмпирическая база) и исследовательская литература – это совершенно разные вещи!

6. Основная часть – тезисы.

Тезис – это краткое изложение мысли в одном предложении. От обычного текста тезисы отличаются меньшим количеством аргументации, пояснений, дополнений – всё это как бы остается за текстом. Иными словами, тезисы – это набор утверждений, каждое из которых было получено, доказано и проверено в ходе вашей исследовательской работы, но сам процесс исследования в тексте не отражается, остаются только результаты. Если кого-либо из слушателей заинтересуют подробности, он сможет задать вопросы после выступления автора. По этой же причине в тезисах обычно не используются сноску, только дается библиографический список в конце.

7. Заключение – ответ на поставленную цель.

Выводы – главная отличительная черта качественно сделанного исследования. Выводы должны быть содержательны (постарайтесь обойтись без вводных слов вроде “таким образом”, “можно сказать” и других малозначимых частей речи), соответствовать поставленной цели, подводить итог сказанному, но не повторять уже приведенный материал. Иными словами, заключение – это как бы тезисы из тезисов, несколько ваших мыслей, обобщающих все вышесказанное. Оно не должно быть большим – 5-7 строк, 1 абзац.

8. Список литературы.

Оформление списка литературы смотрите здесь.

  • Объем тезисов обычно небольшой: 1-2 страницы, поэтому не выбирайте слишком обширных и сложных тем. Лучше взять небольшую тему, но качественно и обстоятельно её раскрыть, чем пытаться в двух словах объяснить сложнейшие процессы или явления и так и не успеть сказать чего-то действительно нового.
  • Писать тезисы лучше по уже имеющемуся материалу, чем проводить исследование непосредственно в процессе написания. Тезисы – это итог вашей работы, они, хоть и небольшие по объему, но очень информативны по содержанию. Написать их будет не так-то просто, поэтому лучше отталкиваться от уже наработанной базы.
  • После завершения тезисов “проверьте” их на своих однокурсниках или других студентах с вашего факультета. Понятно ли им, о чём вы хотели сказать? Много ли у них возникло вопросов? Было ли им интересно?
  • Если тезисы получились слишком сложными для восприятия, попробуйте использовать нумерованые списки (по цифрам или знакам вроде точек и тире), выделение жирным или курсивом, либо подчёркивание, как сделано в этой статье. Но не злоупотребляйте техническими инструментами. Списка в тезисах может быть максимум 2, выделений – не более 3 на весь текст.
  • Не рекомендуется писать тезисы в последний день или, тем более, ночь перед отправкой. После завершения работы лучше дать материалу “олежаться” неделю или хотя бы 3-5 дней. Затем следует “свежим взглядом” проверить написанное, подумать, что еще можно добавить, а что следует убрать. Обычно в ходе работы взгляд исследователя “устаёт” и пропускает важные нюансы.

Прежде, чем отправить тезисы на конференцию, обязательно согласуйте окончательный вариант с научным руководителем.

доцент кафедры политических наук и международных отношений,

заместитель декана по научной работе

историко-филологического факультета ЧелГУ

Иван Михайлович Нохрин.

histfil.ru

Как написать научные тезисы | “Всё могу

Сегодня задача написать научные тезисы может коснуться не только ученого или аспиранта. Учиться, как писать научные тезисы при подготовке к конференции, приходится и простым студентам. Особенно это касается тех, кто оканчивает бакалавриат или учится в магистратуре. О том, что такое научные тезисы и как их писать читайте в этой статье.

Меня проблема написания научных тезисов коснулась, когда я училась в магистратуре ИжГТУ и писала магистерскую диссертацию. Мы только познакомились со своими научными руководителями, как нас оповестили «радостным» известием — через две недели состоится научно-практическая конференция и всем, без исключения, магистрантам нужно подготовить публикации, доклады и тезисы. Беда состояла в том, что мы, сарапульские студенты, отродясь не участвовали в конференциях и понятия не имели, как выглядит научный труд, потому что не читали сборников конференций и научных изданий. В этом была наша настоящая беда.

Но мне повезло с научным руководителем. Вячеслав Львович быстро подсказал тему статьи, дал установку и, конечно, поддержал морально. Так произошло мое вступление в мир науки.

Что же представляют собой научные тезисы?

Научная статья — достаточно объемный труд. Представьте себе, в поисках важной информации для дипломной работы вы натыкаетесь на публикацию в журнале вроде бы подходящую, но чтобы добраться до истины нужно прочитать всю статью и вникнуть, а она составляет  16 страниц формата А4 11 шрифтом. И таких «важных» подборок у вас скопилось 25 статей.

Так вот, чтобы не утруждать тебя перечитывать досконально весь учёный труд, придумали перед статьей писать краткие научные тезисы. Прочитал два абзаца — и понял, нужно оно тебе или нет.

Предназначение научных тезисов, конечно, гораздо шире. И хотя не всегда бывает, что из них сразу поймешь, о чем задумался учёный, но твоя задача — научиться писать тезисы и продемонстрировать всю суть выражения:

«Краткость — сестра таланта»

Три ключевых вопроса научных тезисов

Цель написания тезисов нам понятна. Цель же написания научной статьи — обнародование результатов исследования. Как и статья, тезисы должны быть написаны красиво, научным языком и по сути. Поэтому определите структуру миниатюрного варианты своей статьи, ответив на три ключевых вопроса:

1. Что я исследую?

2. Что получил в результате?

3. Что бы это значило?

Вот они — три заветных абзаца. Обсудим же, что в них.

1. Что я исследую?

Здесь важно описать актуальность исследования. При этом не забываем о краткости — буквально 1-2 предложения. Обратите внимание, если вы исследуете какое-то малоизвестное явление или процесс, что имеет специфическое название, сложный термин, тогда будьте добры дать вначале определение тому загадочному слову, а уж затем пишите об его актуальности

Прокрастинацией в психологии называется склонность к постоянному откладыванию важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.  Проблема прокрастинации распространена в бизнес-планировании и управлении кадрами…

Далее пишем проблему исследования. Не проблему в широком понимании, не значимость решения этой проблемы, а решение какой конкретной проблемы вы собираетесь найти своим исследованием:

В данной работе мы рассматриваем условия, способствующие и препятствующие возникновению прокрастинации в среде начинающих профессиональных программистов.

 После этого можно аргументировать свой выбор данной проблематики: почему заинтересовала именно эта выборка или какие-то методы или какой-то определенный период и т.п.

Следующий вопрос — вопрос методологии, особенно это касается эмпирических исследований. Опишите каким образом вы данный вопрос исследовали: поставили эксперимент, когда и где, на ком.

Экспериментальное исследование проходило в два этапа. Вся выборка обследуемых была разбита на контрольную и экспериментальную группы. На подготовительном этапе при помощи такой-то методики был проведен тест «ХХХ». Далее в экспериментальной группе провели то-то в течение стольких-то лет. Через два месяца при помощи такой-то методики был проведен тест. Результаты тестирования в контрольной и экспериментальной группах сравнили…»

2. Что получил в результате

Здесь мы плавно переходим к рассказу о результатах эксперимента, описанного на предыдущем шаге. Эта часть тезисов самая значительная по объему и составляет более половины всего текста научных тезисов.

В результате исследования мы выяснили, что прокрастинация в контрольной группе программистов проявлялась чаще, чем в экспериментальной после использования методики «ХХХ»

Вот так, по началу обобщенно, должны описываться результаты исследования. После этого переходим к частностям и цифрам, расставляя все по полочкам и спискам. Табличные данные в научных тезисах расписываются словами.

3. Что бы это значило?

Делаем выводы. Результаты своей работы теперь описываем уже не с позиции своей проблематики, а с точки зрения научной значимости:

Таким образом / следовательно, прокрастинации более подвержены начинающие профессиональные программисты, чьи условия труда содержат такие-то факторы… Для борьбы с прокрастинацией наиболее эффективными являются следующие мероприятия:…

Уделите внимание подбору ключевых слов своего завершения. Именно они повлекут понимание читателем «выводности» выводов проведенной работы.

В завершении работы над научными тезисами обязательно перечитайте их, устраните грамматические ошибки, вдумайтесь в смысл с позиции читателя. Только после этого краткие научные тезисы можно отдавать на публикацию.

http://vsemogu-vseznayu.ru

Читайте также на эту тему:

Присоединяйтесь к автору проекта

vsemogu-vseznayu.ru