Управление деловой карьерой зайцев – Зайцев_Управление деловой карьерой – Тесты для самооценки и профессионального самоопределения работников. Для студентов высших учебных заведений
- Комментариев к записи Управление деловой карьерой зайцев – Зайцев_Управление деловой карьерой – Тесты для самооценки и профессионального самоопределения работников. Для студентов высших учебных заведений нет
- Советы абитуриенту
Предисловие
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Г.Г. ЗАЙЦЕВ, Г.В. ЧЕРКАССКАЯ
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ
Допущено
Советом Учебно-методического объединения
высших учебных заведений России по образованию в области менеджмента
Москва
Издательский центр «Академия»
2007
в качестве учебного пособия по специальности «Управление персоналом»УДК 338.24 (075.8) ББК 65.05я73
3-177
Рецензенты:
Московского государственного открытого университета, д-р экон. наук,
профессор Н. Л. Пирогов;
зав. кафедрой экономики предприятия и менеджмента
Северо-западного государственного заочного технического университета
(Санкт-Петербург), д-р экон. наук, профессор Е.Л. Кантор
Зайцев Г. Г.
3-177 Управление деловой карьерой : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.Г.Зайцев, Г.В.Черкасская. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 256 с. ISBN 978-5-7695-3178-1
Проанализированы и обобщены современные тенденции исследования карьеры и карьерных процессов, рассмотрены сущность и виды управления деловой карьерой и карьерными процессами на уровнях индивида, организации и общества. Особое внимание уделено планированию карьерного пути работника внутри организации и основным процедурам управления персоналом (привлечению, отбору, найму работников, развитию персонала, оценке работы и работников, должностным перемещениям). Предложены специальные тесты для самооценки и профессионального самоопределения работников.
Для студентов высших учебных заведений.
УДК 338.24 (075.8) ББК 65.05я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Зайцев Г. Г., Черкасская Г. В., 2007 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2007 ISBN 978-5-7695-3178-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2007
Каждый человек за свою трудовую жизнь работает, как правило, в одной или нескольких организациях, проходит в них через целый ряд различных должностей, т. е. тем или иным образом «делает карьеру». Карьерные процессы имеют ряд специфических особенностей, так как в них участвуют не только сами работники, но и организации, в которых они работают, и даже государство и общество. Современные научные теории определяют карьеру как объективный социально-организационный процесс, имеющий свои закономерности, «подводные камни», т. е. свою методику осуществления. От того правильно ли выбран и насколько адекватно реализован карьерный путь, зависит удовлетворенность работника своей трудовой судьбой и жизнью и, соответственно, его общественная и трудовая отдача, что прямо влияет и на эффективность деятельности организаций, и на экономическую стабильность государства. Такая взаимосвязь порождает необходимость эффективного управления карьерными процессами на всех уровнях, осуществлять которое просто невозможно без научного представления об основах данного явления.
Целью учебного пособия «Управление деловой карьерой» является обучение студентов управлению карьерой и карьерными процессами на уровне индивида, организации и общества с помощью формирования у них теоретических знаний о сущности, видах, субъектах и методах управления карьерой, методологического подхода к управлению карьерой и карьерными процессами на уровне различных субъектов, а также выработки практических навыков по индивидуальному управлению карьерой и карьерными процессами в организации. Для достижения этой цели в учебном пособии решаются следующие задачи:
определяется сущность, виды карьеры и возможности управления ею;
выявляется специфика карьерных процессов, закономерности их проявления, факторы, влияющие на их ход, рассматриваются современные тенденции исследования карьеры и карьерных процессов;
определяется сущность управленческого воздействия на ход этих процессов со стороны всех субъектов управления;
анализируется практическая деятельность организации по управлению персоналом с точки зрения необходимости управления карьерными процессами;
3
• формулируются рекомендации по планированию деловой карьеры и реализации карьерных целей, в том числе в конкретной организации.
Учебное пособие составлено таким образом, чтобы студенты поняли суть и логику изучаемого явления, а ни в коем случае не механически заучивали основные понятия. В конце книги приведен практикум, позволяющий читателю провести самооценку в целях индивидуального управления карьерой. Кроме того, в учебное пособие помещены тестовые задания по всему курсу, которые могут быть использованы как для самостоятельного, так и формального контроля.
По мнению авторов изучение курса «Управление деловой карьерой» является необходимой составляющей профессиональной подготовки любого современного специалиста, так как позволяет приобрести необходимые теоретические знания и практические навыки в области реализации права на труд в свободной экономике. Современные тенденции в области управления трудом направлены на выработку большей экономической самостоятельности людей, реализующейся в их способности самим создавать рабочие места или находить себе работу, не обращаясь за помощью к государству или крупным работодателям. Именно поэтому в последние годы в мировой практике подобный учебный курс включается в учебные планы высших учебных заведений по многим специальностям. К сожалению, в России в настоящее время курсы, связанные с управлением и планированием карьеры, читают в основном специалистам по управлению персоналом, государственному и муниципальному управлению, менеджменту организаций. Между тем, по мнению авторов, введение подобных курсов в учебные планы других специальностей коренным образом улучшило бы подготовку молодых специалистов в плане возможностей самореализации и трудоустройства после обучения.
studfiles.net
Зайцев Г.Г., Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой [RTF]
Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2002. – 163 с. Цель настоящего пособия карьера индивидуума внутри организации, планирование карьеры людей, осуществляющих профессиональную деятельность в компании. Понятие «карьера» в рамках организации Аксиомы управления человеческими ресурсами Теории мотивации Типы карьеры Жизненный…
- 2,54 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 695 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5 16-003671-7. В учебнике, подготовленном учеными кафедры управления персоналом ГУУ, рассматриваются вопросы, имеющие ключевое значение для специалистов по управлению персоналом и управленцев организаций в широком смысле слова: теория управления человеческими ресурсами,…
- 20,60 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Учеб. пособие /Под ред. д.э.н., проф. А.Я. Кибанова. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 365 с. Впервые в отечественной учебной литературе систематизирован обширный практический (прикладной) материал (деловые игры, практические ситуации, задачи) по всем разделам курса “Управление персоналом организации”: человеческие ресурсы трудовой деятельности, методология управления персоналом и…
- 2,78 МБ
- дата добавления неизвестна
- изменен
Учебное пособие. — Вологда. Легия. Филиал СЗАГС. 2010. — 332 с. ISBN 978-5-89781-345-2 В учебном пособии отражены вопросы, имеющие ключевое значение для управления карьерой и развития персонала в организациях. Планирование и развитие карьеры рассмотрены на индивидуальном и организационном уровнях. Особое внимание уделено вопросам развития карьерной среды и карьерного…
- 1,82 МБ
- добавлен
- изменен
Основы планирования профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Л.Г. Рыбалкина, С.С. Новикова, Е.Г. Сидорова, и др.; под ред. Г.В. Галевского; Сиб. гос. индустр. ун-т, Регион. учеб. консультац.-метод. Центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников «Карьера». – Новокузнецк: СибГИУ, 2002. – 143 с. Профессиональное и личностное самоопределение. Понятия…
- 288,16 КБ
- изменен
www.twirpx.com
Гл а в а 2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ»
Цели изучения:
рассмотрение существующих концепций управления карьерой персонала;
анализ управления карьерой с позиций системного подхода;
определение сущности понятия «управление карьерой», анализ объекта и субъектов управления и их функциональных возможностей;
рассмотрение содержания деятельности по управлению деловой карьерой.
2.1. Концепции развития и управления карьерой персонала
Изучение концепций развития карьеры персонала и работниками, и представителями работодателя имеет определенный практический интерес, так как помогает прояснить точку зрения работодателя на работников в конкретной организации (в качестве кого или чего последние выступают для первых: людей, вещей и т.п.) и, соответственно, более четко сформулировать политику организации в области управления персоналом и карьерными процессами.
Достаточно подробно эти концепции описываются (без ссылок на источники) в учебном пособии С. И.Сотниковой «Управление карьерой» [57]. Следует отметить, что перечисляемые концепции на взгляд авторов являются скорее концепциями взаимоотношений работодателей и работников (так как специальный термин «карьера» в науке появился не так давно) и в последовательном виде представляют собой эволюцию взглядов работодателя на работника как на специфическое и необходимое условие производства. Вкратце основная суть этих концепций сводится к следующему:
производственная — работодатель использует работника как любой другой предмет или средство труда, изменяет количество и качество персонала исключительно в зависимости от нужд производства, ориентируясь на многопрофильность и дешевизну рабочей силы;
продуктовая — в процессе использования рабочей силы работодатель ориентирован на повышение качества человеческого капитала (знаний, умений, навыков и т.д.) своих работников в целях сокращения издержек;
24
торговая — стимулирование использования возрастающего человеческого капитала;
традиционная маркетинговая — концепция эффективности удовлетворения желаний и предпочтений работодателя, ориентированная на прибыль (убытки) в результате соединения способности к труду с капиталом и природными ресурсами;
социальная — концепция социально-этического развития карьеры, направлена на разрешение противоречия между пожеланиями, запросами и материализуемыми социальными потребностями работника, работодателя и общества;
профориентационная — концепция поиска профессиональных талантов, согласно которой от правильности выбранной индивидом профессии выигрывают все: и сам индивид, и работодатель, и общество;
коммуникативная — основана на специфических средствах маркетинга (эффективного предложения) рабочей силы;
сервисная — предполагает ответственность работодателя за создание и развитие условий потребления рабочей силы с целью поддержания либо повышения уровня удовлетворенности конкурентоспособностью рабочей силы;
современная — предполагает подчинение всех аспектов деятельности в организации удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах наилучшим образом.
Еще более коротко можно сказать, что отношение работодателя к работнику и его рабочей силе эволюционировало от восприятия работника как товара (вещи), который нужно было покупать как можно дешевле и использовать до последней возможности, через понимание так называемого человеческого фактора (работник может работать значительно лучше и давать прибыли значительно больше, если относиться к нему как к человеку), осознание партнерства (при распространении акционерных форм собственности) к пониманию, что работник — необходимый, но специфический фактор производства, способный на все: от самоотверженного бесплатного труда до беспричинного террористического акта на собственном рабочем месте. В современной иностранной специальной литературе по управлению человеческими ресурсами знания, способности и умения работников организации представляют собой так называемый человеческий капитал, который совместно с социальным и организационным капиталами образует так называемый интеллектуальный капитал организации, учитываемый в финансовой отчетности западных организаций [3].
Исходя из особенностей развития экономики в XXI в. (сервиза-ция, глобализация и т.д.), следует расширить это понятие. Таким образом, под человеческим капиталом вообще следует понимать знания, способности, навыки, внешний вид и состояние здоро-
25
вья человека, которые могут приносить постоянную выгоду для него самого, его семьи, организации, государства. Особенности человеческого капитала объясняются спецификой его местонахождения — его неотделимостью от конкретной человеческой личности, безусловно юридически свободной в развитых странах. Поэтому, во-первых, собственники человеческого капитала всегда юридически свободны; во-вторых, права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу; в-третьих, накопление человеческого капитала связано с уменьшением свободного времени его собственника, в-четвертых, уровень накопления человеческого капитала в зависимости от инвестиций в него принципиально невозможно измерить с той же точностью, с какой измеряют физический (основной) капитал.
Измерение человеческого капитала для организации — это проблема, представляющая собой не только экономический, но и юридический интерес. Достаточно распространенное в экономически развитых странах отнесение человеческого капитала к элементам рыночной стоимости компании требует особых методик его расчета. Естественно, что их разрабатывают в первую очередь аудиторские компании (например, Arthur Andersen, Prisewaterhouse Coopers и др.). Между тем принадлежность именно человеческого, а не интеллектуального капитала конкретной фирме спорна, а фиксирование его стоимости в финансовых и бухгалтерских документах не совсем корректно. Ведь это скорее временная характеристика конкретной организации, так как носители человеческого капитала — это, в первую очередь, юридически свободные люди, вольные в своих действиях, мыслях, поступках и отношении к организации-работодателю. Таким образом, именно человеческий капитал из всех элементов интеллектуального капитала объективно наименее принадлежит организации, хотя и может являться при определенных условиях определяющим для ее рыночной стоимости фактором.
В российских компаниях такие методики расчета стоимости компании применяться в настоящий момент не могут (отсутствует законодательная основа), хотя в большинстве современных успешных российских компаний в промышленном, финансовом и торговом секторе основную ценность для бизнеса представляют именно люди со своими знаниями и умениями, т.е. человеческий капитал.
В принципе, нельзя однозначно сказать, что какая-то из перечисленных теоретических концепций неадекватна, несостоятельна или неправильна. Любая из них может быть успешно применена к одной группе работников, выделяемых по психическому, социальному, экономическому и иному признаку, и неуспешно — к другой. Ведь степень свободы современных людей и язык, на котором они говорят, объективно и субъективно различны. Именно
поэтому эффективное управление людьми всегда является искусством.
Сегодня в каждой организации существуют свои методы управления персоналом и его карьерой, которые обусловлены, по большей части, именно взглядами топ-менеджера (или собственника) на наемных работников вообще и своих подчиненных в частности. Позиция топ-менеджеров (собственников) в данном вопросе и определяет политику фирмы в области персонала и карьерных процессов. Насколько такая политика эффективна, показывают финансовые результаты работы и длительность существования организации.
2.2. Управление карьерой с позиций системного подхода
С точки зрения системы «объект—субъект управления» первоначально необходимо выделить, кто и чем управляет. Дальнейший анализ подразумевает определение конкретных действий субъектов управления, т. е. возможных способов управленческого воздействия на процесс формирования карьеры. Для этого необходимо определиться с понятиями управления, менеджмента и их функциями.
Если обобщить мнения российских специалистов на эту тему, то следует считать, что понятие «управление» (русский термин) несколько шире понятия «менеджмент» (английский термин). Такая точка зрения достаточно обоснована: действительно, в русском языке слово «управление» употребляется для характеристики специфической деятельности и человека и иных субъектов в живой и неживой природе, а также в социальной жизни, а термин «менеджмент» употребляется только в случаях описания специфической деятельности человека в социальной жизни.
С точки зрения системного подхода под управлением следует понимать непрерывное целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Воздействие осуществляется путем реализации функций управления через осуществление управленческих действий. Функции управления (менеджмента) — предмет исследования многих специалистов, количество их в различных теориях варьируется, названия видоизменяются, поэтому следует выделить самое важное.
Если управление — это специфическая деятельность, то разумно рассмотреть структуру деятельности с точки зрения человеческой психологии, которая будет представлять собой следующую последовательность:
Мотив -» Цель -> Задача -Ц Действия -» Контроль —> Результат —>
.-> Рефлексия
27
В обычной деятельности мотив для человека первичен, так как является для него внутренним побудителем к действию.
Психологическая структура управленческой деятельности выглядит иначе:
Цель -> Мотив —> Задача -4 Действия -> Контроль -» Результат -4
-> Рефлексия
Разница в том, что здесь цели деятельности заданы изначально (все организации создаются с определенной целью, а любое управление целенаправленно), а затем управляющий субъект тем или иным образом мотивирует управляемый объект на совершение определенных действий для решения поставленных задач [11].
Соответственно, можно выделить следующие основные (общие) функции, которые осуществляет любой субъект управления всегда и везде:
планирование — включает целеполагание, прогнозирование и постановку задач;
мотивация — субъекта и объекта управления как элементов внутренней и внешней среды, в том числе через маркетинг;
организация — в том числе регулирование и координация, т. е. непосредственные действия;
• контроль — сравнение желаемого и фактического результата.Рефлексия является свойством высокоорганизованных систем
и представляет собой анализ (самоанализ) субъектом управления не результата, а своих действий в ходе достижения цели.
К наиболее значимым составляющим карьеры как объекта управления относятся сам индивид (его личность и психофизиологические особенности), его карьерные цели и возможные пути их достижения, а также внешняя по отношению к индивиду среда, влияющая на него. Эта среда по степени приближенности/удаленности может позиционироваться как непосредственная (семья, организация, учебное заведение и т.д.) и опосредованная (социальный слой, этническая группа, общество, государство и т.д.).
Таким образом, карьера как объект управления представляет собой совокупность определенных качеств/характеристик индивида и объективно существующих возможностей их использования/ изменения для достижения поставленных им карьерных целей. Поэтому управляющее воздействие может быть одновременно направлено на индивида (его личность и его цели) и внешнюю среду (непосредственную и опосредованную). Субъектами управления соответственно могут выступать сам индивид, другие индивиды, организация(и), общество (социальные группы), государство.
Каждый из субъектов управления, естественно, имеет свое понимание значимости управления карьерой и карьерными процессами, которые могут рассматриваться:
28
индивидом — как основной способ формирования жизненных целей и процесс их реализации;
организацией — как способ формирования человеческого капитала оптимальным образом и оценка степени реализации потенциала отдельного работника в интересах организации;
обществом (государством) — как способ формирования устойчивого соотношения между удовлетворением встречных запросов индивидов (наемных работников), организаций и общества для обеспечения непрерывности и позитивности общественного развития, а также способ достижения вследствие этого социального согласия в обществе.
В табл. 2.1 представлены субъекты управления деловой карьерой и их функции, которые согласно современным теориям менеджмента разделены на основные (общие) и конкретные (специальные). Анализируя содержание управленческих действий субъектов управления карьерой, становится ясно, что основным субъектом управления деловой карьерой является сам работник, так как именно он сам более-менее свободно осуществляет выбор в каждой карьерной ситуации и контролирует свою карьеру. Другие субъекты управления участвуют только в создании этих ситуа-
Таблица 2.1
Субъекты управления карьерой и их функции
Субъект управления | Функция | |
общая | конкретная (управленческие действия) | |
Общество, в том числе социальная или референтная группа | Целеполагание Планирование Мотивация | Формирует образы карьерных и жизненных целей (жизненные ценности, стереотипы, верхний и нижний предел достижения для индивидов из разных социальных групп). Определяет этичность и неэтичность способов их достижения. Создает культурный фон. Вырабатывает систему оценки успешности карьеры |
Государство | Целеполагание Планирование Мотивация | Определяет легитимность карьерных и жизненных целей и способов их достижения. Формирует систему достижения карьерных целей (экономическая и социальная политика, рабочие места, система образования). Стимулирует/не стимулирует решение социальных вопросов работодателями |
29
Окончание табл. 2.1
Субъект управления | Функция | |
общая | конкретная (управленческие действия) | |
Организация | Целеполагание Планирование Мотивация Организация | Формирует карьерные пути — внутреннюю структуру профессий и должностей. Определяет внутриорганизационную систему перемещения кадров (виды, способы, критерии, ситуации). Определяет возможные способы и действия по достижению карьерных целей (организационная культура). Осуществляет реальную работу с персоналом (оценка работ, работников, кадровый потенциал, карьерные потоки, обучение, резерв и т.д.) |
Индивид | Целеполагание Планирование Мотивация Организация Регулирование Контроль | Определяет индивидуальные жизненные и карьерные цели. Определяет допустимые средства их достижения. Выбирает необходимые способы их’ достижения, в том числе виды обучения и образования. Выбирает сферу деятельности, профессию (как совокупность специальных знаний и умений) и уровень овладения ею (профессиональный, любительский). Предлагает себя на рынке труда. Выбирает конкретную организацию (место работы). Осуществляет контроль и необходимую коррекцию предпочтений (целей) и действий по их достижению |
ций, задании ограничений и формировании индивида как личности. Соответственно, в управлении деловой карьерой работника в рамках организации заинтересованы все стороны: работодатели, сами работники и государство (общество).
Для работодателя (организации) в этом случае создается возможность планируемого заполнения освобождающихся должностей в первую очередь своими, наиболее достойными и лояльными, работниками необходимой квалификации, досконально знающими все основные моменты, от которых зависит эффективность деятельности организации (проблемы, технологии работы в ней, коллектив и т.д.). Вопрос лояльности персонала в современ-
30
ных условиях следует выделить особо, он будет рассмотрен далее более подробно.
Для индивида эти процессы также имеют большое значение, в том числе для обеспечения определенной стабильности, предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. Кроме того, он может рассчитывать на получение работы или должностное перемещение в варианте, который ему наиболее подходит по квалификации, значимости, оплате, месту в организационной структуре. Словом, человек рассчитывает на наиболее полное удовлетворение своих социальных, экономических, административных и профессиональных интересов.
В успешном управлении деловой карьерой работников заинтересованы и государство, и общество в лице политических и общественных организаций, профессиональных союзов, ибо такой подход в первую очередь снимает многие виды социальной напряженности, четко демонстрируя перспективу и вознаграждение в конкретной организации, поощряя личностное и профессиональное развитие.
Для каждого из субъектов управления согласно системному подходу может быть построена своя модель минимакса. Для этого задаются целевая функция (что именно является наиболее важным для системы) и ограничители (те или иные ключевые показатели внешней и внутренней среды).
При построении подобной модели особое внимание следует уделить четкости формулировок при постановке целей, учитывающих гармоничное сочетание различных устремлений человека. При этом на первый план выступают одно или два целевых направления, остальные играют роль ограничителей. Например, можно в качестве основной цели поставить административное продвижение, а в качестве ограничителя рассматривать минимальный допустимый объем времени, затрачиваемого на внутрисемейные дела. В результате степень достижения поставленных целей будет характеризовать качество карьерного роста и процесса карьерного планирования, степень учета всех факторов, влияющих на карьерное развитие. Следует отметить, что для каждого человека существует свой индивидуальный набор целей и ограничителей. Один человек может стремиться в первую очередь к профессиональному мастерству, другой — к административному росту, третий — к общекультурному развитию, у одного за плечами может быть престижный университет, у другого — профессионально-техническое училище, а у третьего может вообще отсутствовать систематизированная профессиональная подготовка. Волею судеб все они окажутся вовлечены в мелкоторговый бизнес. Можно лишь на основании этих данных предсказать, кто достигнет больших успехов в этой деятельности? На взгляд авторов, исходной информации для такого прогноза крайне недостаточно.
31
2.3. Формирование карьеры и управление карьерой
Разные авторы описывают непосредственно саму карьеру как процесс различными терминами. Это и осуществление карьеры, и развитие карьеры, и формирование карьеры и т.д. Речь обычно идет о каком-то движении, должностном росте, достижении работником определенных статусно-должностных или профессиональных ступеней. Общее представление о механизме формирования карьеры заключается в том, что это устройство, благодаря которому происходит трансформация должностного и квалификационного положения. Оно непосредственно зависит от сферы деятельности, определяемой карьерными целями, средствами и действиями людей по достижению этих целей, а также объективными условиями окружающей среды [19].
Если же рассматривать карьеру как последовательность целей и процесс их достижения, то последний и будет то самое «осуществление», «развитие» или «формирование» карьеры, которое оценивается в первую очередь по уже достигнутым и структурно определенным целям (каким-либо статусам, должностям, выделенным уровням влияния и дохода и т.д.).
Таким образом, понятие «управление карьерой» несколько иное, чем «формирование карьеры» потому, что управление подразумевает целенаправленное и постоянное воздействие какого-то субъекта или субъектов управления на карьеру как объект управления. Формирование карьеры кроме целенаправленного воздействия неких субъектов подразумевает наличие неких иных факторов, не известных субъектам управления, но тем не менее оказывающих свое прямое или косвенное влияние на результат — индивидуальную карьеру конкретного индивида. Степень неопределенности окружающей среды в настоящее время настолько высока, что так называемая воля случая (т.е. неучтенные субъектами управления факторы) все более способствует тем или иным карьерным продвижениям. Соответственно, понятие «формирование карьеры» шире, чем «управление карьерой». Карьеру можно формировать, управляя ею, однако также правомерно говорить: «карьера формируется», указывая на отсутствие видимого непосредственного управления ею.
Идеальный случай совпадения понятий — когда индивид владеет любой ситуацией настолько, чтобы свести любую внешнюю неопределенность к нулю, что представляется маловероятным.
studfiles.net
РАЗДЕЛ III ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ Глава 12 КАРЬЕРНЫЕ ЦЕЛИ И ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ Цели изучения:
12.1. Теория человеческого капитала и индивидуальная карьера Под человеческим капиталом в современной экономике следует понимать знания, способности, умения, навыки, внешний вид и состояние здоровья человека, которые могут приносить постоянную выгоду ему самому, его семье, организациям, государству. Выгода от использования человеческого капитала является более широким понятием, чем собственно доход в денежном выражении. Выгода может определяться в виде социальных характеристик, таких как, например, рост авторитета, социального статуса, власти, которые в свою очередь могут как конвертироваться, так и не конвертироваться в деньги (материальный доход). Кроме того, человеческий капитал только тогда будет собственно капиталом (физическим), когда, обеспечивая своему обладателю некую постоянную выгоду (в том числе материальный доход), будет сохранять или повышать свою стоимость. Особенности человеческого капитала объясняются спецификой его местонахождения, неотделимостью от конкретной человеческой личности, поэтому в современных развитых демократических обществах: 1) собственники человеческого капитала (как свободные личности) всегда юридически свободны; 134
Для понимания механизмов создания, накопления и инвестирования человеческого капитала удобно выделить понятие «первоначальный человеческий капитал», который есть у каждого человека по праву рождения. Он обычно выступает в двух формах: природных способностей и анатомо-физиологических и психологических качеств человека (так называемый личностный потенциал) и в форме социального положения новорожденного человека, основанного на признанном социальном положении и состоянии его родителей, других членов семьи (так называемый социальный потенциал). В западном менеджменте обычно упоминают лишь первую форму, стыдливо обходя вторую. Это вполне естественно для стран, открыто опирающихся на идеологию индивидуализма и демократический принцип равенства возможностей. На деле при сложившейся системе социальных взаимоотношений в любом обществе, даже самом демократичном, вторая форма первоначального капитала может обеспечивать значительно большие преференции ее обладателю, чем его личные качества, и наоборот. Так, например, общеизвестен факт, что коренные москвичи, т. е. люди, обладающие, по мнению всей остальной России, преимущественным социальным потенциалом (по факту рождения в столичном городе с налаженной инфраструктурой, обилием учебных заведений и постоянным дефицитом квалифицированных кадров), реализуют его недостаточно активно и постоянно уступают свое жизненное пространство новым провинциальным мигрантам. Первоначальная величина человеческого капитала обычно оценивается не в стоимостном (в денежных единицах), а в ранговом выражении (описательно) в сравнении с другими значимыми для конкретного социума характеристиками, например ребенок из хорошей семьи, наследник фамильного состояния, сирота, дитя алкоголиков и т.п. Стоимостное выражение человеческий капитал приобретает только в процессе его реализации или эксплуатации. Первоначальный капитал в ходе жизни человека обычно уменьшается (личностный потенциал — в результате естественного старения, социальный — по разным причинам), но может остаться прежним или быть значительно увеличен благодаря целенаправленным действиям как владельца капитала, так и других субъек- 135 тов социального взаимодействия. Эти действия по сути являются как элементами карьерного развития конкретного человека, так и особыми инвестициями — вложениями в человеческий капитал. Впервые об этом достаточно специфическом виде инвестиций рассуждал еще А. Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства наций» (1776), говоря об этом в рамках именно личных доходов и расходов. Теоретики менеджмента в 1990-х гг., активно развивая теорию человеческого капитала, выделяли в составе вложений в человеческий капитал три составляющие: психологические (нервные усилия), социальные (потраченное время) и материальные затраты (прямые затраты и упущенная выгода) [3]. Выгода от таких вложений определяется человеком только как чистые прибавки к пожизненному доходу [3], организацией — как увеличение производительности труда, повышение показателей работы, способности к инновациям [3], государством — как повышение качества трудового потенциала общества. Получателей выгод в данном случае, как минимум, три. Они же могут быть и субъектами инвестиций, как прямо, так и опосредованно. Таким образом, инвестициями в человеческий капитал следует считать совершение (или предоставление носителю капитала возможности совершения) любого действия, повышающего такие специфические свойства и качества носителя, которые оказывают наибольшее влияние на получаемые им (и иными инвесторами) взамен своей (его) деятельности социальные блага (материальный доход и иное). К таким свойствам и качествам можно отнести социальную компетентность, уровень и широту образования, профессиональную квалификацию работника, показатели его здоровья или внешнего вида и т.д. Теоретически субъектами, осуществляющими инвестиции в человеческий капитал конкретного человека, могут являться: сам человек, другие люди, организации, государство. Каждый из этих субъектов осуществляет такие инвестиции в рамках своих возможностей, реализуя собственные интересы. Индивид как субъект инвестиций в свой человеческий капитал осуществляет все три вида затрат: психологические, социальные и материальные. В этом плане с точки зрения психологии теория человеческого капитала базируется в сознании людей на идеологии индивидуальной (личной) успешности, широко распространенной в странах так называемой Западной цивилизации (Северной Америке, Европе и т.д.). Это естественное, так сказать, экономическое продолжение идеологии индивидуализма, более позитивное, чем господствовавшая длительное время идиома о товарности рабочей силы. Ведь человек — не вещь, а его способность к труду — не товар. Соответственно, практическое мышление высокоразвитого свободного экономического субъекта подсказывает ему жизненную нсобхо- 136 димость сохранения и приращения этого, чаще всего единственного, источника средств к существованию, каким он безраздельно обладает: себя самого со всеми своими свойствами и качествами. В России теория человеческого капитала не получила на сегодняшний момент широкого распространения по причине, на взгляд специалистов, некоторой мировоззренческой запущенности населения, причем не только старшего и среднего возраста. Под мировоззренческой запущенностью следует понимать слабое представление индивида о себе самом именно как об экономически самостоятельном субъекте, обладающим не только юридическими правами и обязанностями, но и неким первоначальным капиталом — самим собой. Следствием этого является практическое неумение распоряжаться этим капиталом с целью его сохранения, приумножения и получения дохода, т. е. неумение заниматься предпринимательством в отношении самого себя. Например, отсутствует повсеместное распространение культуры, умения и желания профилактически заботиться о здоровье (физическом и психическом) и внешней красоте, слабо развиты потребность и навыки самообразования и повышения профессиональной квалификации, не связанного напрямую с изменением трудового или общественного статуса, отсутствуют навыки планирования жизни и карьеры в адекватных формулировках и сроках, существуют массовые устойчивые негативные установки по отношению к более успешным людям и т. д. Многие студенты-заочники не видят разницы между получением высшего образования и получением диплома о высшем образовании. Хотя в этом плане, как хочется думать, у россиян все еще впереди, ведь предпринимательские таланты распределяются в популяции по закону нормального распределения, а предпринимательские способности могут развиваться так же успешно, как и все остальные способности. В этом, кстати, и состоит одна из основных задач российской системы образования, особенно высшего профессионального: распространять позитивное экономическое мировоззрение и развивать предпринимательские навыки. Большое значение с точки зрения общества имеет участие не только организаций, но и других людей в создании человеческого капитала конкретного индивида. Ведь наращивание человеческого капитала может начинаться с момента рождения ребенка. Более того, многие важные для здоровья будущего работника вещи происходят именно в детстве. Невнимание, пренебрежение родителями и специалистами (врачами, воспитателями, учителями, преподавателями) многих моментов приводят к уменьшению личностного потенциала, преждевременной деградации индивида, его экономической несамостоятельности и нетрудоспособности во взрослой жизни. Недаром по данным Министерства здравоохра- 137 нения и социального развития Российской Федерации на протяжении более чем 5 лет выпускники российских школ в своей массе (до 90 %!) не являются практически здоровыми людьми, имеют хронические заболевания и не способны в достаточной мере эффективно трудиться. Государство как субъект управления общественными отношениями должно быть заинтересовано в повышении качества трудового потенциала общества. Государственные инвестиции в человеческий капитал приобретают совокупный, а не индивидуальный характер. Виды инвестиций в данном случае — это прямые социальные программы по повышению рождаемости, сохранению и укреплению здоровья (психического и физического), социальной реабилитации, пропаганда спорта, здорового образа жизни, повышения образовательного и профессионального уровня и т.д. Одновременно это могут быть и усилия по созданию эффективных систем здравоохранения, образования, безопасности труда, экологии и многое другое, в том числе то самое управление карьерными процессами, которое было рассмотрено в разд. I, В принципе, любые государственные расходы (прямые и косвенные) по поддержанию и развитию количественных и качественных характеристик населения следует относить именно к инвестициям в человеческий капитал страны. На сегодняшний момент Россия достигла не только понимания жизненной необходимости подобного инвестирования, но и, более того, имеет для этого необходимые ресурсы, доказательством чего является начало реализации национальных программ «Образование» и «Здравоохранение». Таким образом, индивидуальное управление карьерой на основе положений теории человеческого капитала является наиболее соответствующим экономическим реалиям и духовным устремлениям и отдельного человека, и общества в целом. 12.2. Проблемы постановки карьерных целей Рассмотрим более подробно вопрос постановки личных целей деловой карьеры. Согласно определению авторов карьерные цели — это цели в первую очередь личностного развития. Тогда должности и другие показатели деловой карьеры не должны являться целями сами по себе, они лишь олицетворяют в общественном понимании достигнутый уровень этого развития вне зависимости от того, соответствуют ли они ему в действительности или нет. Ведь, например, реально действующие плохие — некомпетентные или неэффективные — руководители (которых много) — это, по сути, работники, чей уровень личностного и профессионального развития не соответствует должностному. 138 Таким образом, цели деловой карьеры — это то, зачем человек хочет получить какую-то определенную профессию, работу, должность, место в организационной иерархии, и то, каким образом последние удовлетворяют его представлениям о деловой карьере. Обычно они структурированы в виде «дерева целей», включающего конечную и промежуточные цели. В качестве примера можно назвать некоторые распространенные цели деловой карьеры:
Каждая из этих целей может быть как конечной, так и промежуточной в зависимости от личных предпочтений индивида (какая карьера — деловая или иная — является для него наиболее важной). Промежуточные цели в терминах теории менеджмента можно называть задачами. Можно попытаться классифицировать цели (задачи), помогающие в деловом карьерном росте:
Естественно, что все эти цели неконкретны, поэтому их выражают в виде конкретных представлений: получить определенную профессиональную подготовку, найти лучшую работу, создать собственное дело, а рабочая ситуация затем проверяет степень достижения поставленных целей. Люди меняются, и цели тоже меняются. Чем старше становится человек, тем сильнее меняются цели. Выбор целей для карьеры и их достижение — процесс не мгновенный, а требующий продолжительного отрезка времени, как и большинство процессов, связанных с управлением. Можно сказать, что каждому этапу деловой карьеры соответствует свой набор целей. В качестве примера разберем классическую внутриорга-низационную карьеру длиною в жизнь (табл. 12.1). 139 Таблица 12.1 Стадии карьеры и запросы работников
На стадии проб (адаптационной) задача сводится к закреплению в профессии и на рабочем месте. Центральным моментом является стремление доказать свою компетентность и перенять опыт наставника. На стадии становления появляются задачи показать возможность умения работать самостоятельно и быть полезным фирме. Работник стремится доказать, что он более других сослуживцев заслуживает административного и квалификационного продвижения, что он продолжает работать над профессиональным совершенствованием. На стадии зрелости работник — это профессионал-исполнитель, заменить которого достаточно сложно. Хотя процесс профессионального совершенствования продолжается, осваиваются новые сферы деятельности, работник стремится занять менеджерскую должность и закрепиться на ней, начать обучать молодежь. В то же время большую роль в его жизни начинают играть дом, уют, внепроизводственные интересы и формы активности. На стадии поздней карьеры центр интересов перемещается на глобальные интересы фирмы или вообще за ее пределы, человек 140 стремится передать накопленный опыт, готовит себе замену. Однако важнейшая цель для него — подготовить себя к жизни на пенсии. Большим искусством является умение предусмотреть все или хотя бы большинство из этих целей в момент первичного планирования карьеры, чтобы не поставить перед собой задач, с которыми нельзя справиться. Разумеется, данные стадии отображают некий усредненный путь работника и выполняют функцию полезного ориентира в планировании карьеры и возможных кризисных этапов. Особо необходимо отметить кризис середины служебной карьеры. Он приходится на временной отрезок где-то между 35 — 40 годами (иногда чуть длиннее) и случается у так называемых клерков. Основная отличительная черта этого периода — осознание человеком расхождения между мечтами и намечавшимися жизненными целями, с одной стороны, и реальной ситуацией своего существования — с другой. По другим оценкам кризис приходится на стадию стабильной работы, т.е. в основном на возраст 45 — 60 лет. При определении возрастных границ следует учитывать разницу (если она есть) биологического и календарного возраста. Впрочем, на практике может случаться и так, и так. В это время нередко происходит переосмысление человеком своей жизненной концепции, он освобождается от иллюзий, осуществляя коррекцию жизненных планов в сторону более реалистической оценки желаемых результатов и возможностей их достижения. В 20 или в 30 лет человек может быть «подающим надежды» — люди говорят о нем: «Вот многообещающий молодой артист, руководитель, психолог или администратор». После 40 лет никто не скажет о надеждах — это время исполнения обещаний. Если человек к этому возрасту не достиг поставленных целей, он должен принять тот факт, что теперь только с минимальной статистической вероятностью может стать президентом компании, писателем, пользующимся шумным успехом, и даже больше того — вице-президентом компании или незначительным писателем. К этому добавляется и ряд важных проблем, беспокоящих человека, например проблема убывания физических сил, профессиональной привлекательности и др. Кризис середины карьеры, как и кризис среднего возраста, был неоднократно изображен в романах, фильмах, пьесах, психологических исследованиях. Несмотря на то что каждая индивидуальная история отлична от других, уникальна, их сценарии имеют много общих черт. Они показывают, что этот кризис является реальностью и оказывает психологическое, а часто и физиологическое влияние, которое может стать опасным, если не попытаться правильным образом это состояние нейтрализовать. В это время продвижение обычно идет довольно медленно по двум причинам. Во-первых, чем ближе к вершине организационной пира- 141 миды, тем меньше мест, и даже если работник может работать на новом уровне, то вакансии отсутствуют. Во-вторых, вакансия может иметься, но человек утратил либо возможность, либо желание ее занимать [19]. Для нейтрализации кризисной ситуации, связанной с кризисом середины карьеры, в практике управления персоналом используют специальные психологические консультации и технику предоставления альтернатив в продвижении по службе. Современное понимание смысла жизни устанавливает и новые скорости прохождения этапов. Человек (хотя и не каждый) в течение жизни может несколько раз начинать все с начала (в разных сферах деятельности) и последовательно добиваться успеха во всех своих начинаниях. Возможно все. 12.3. Индивидуальное планирование карьеры Индивидуальное планирование в деловой карьере — это процесс, в ходе которого работники вырабатывают свои собственные карьерные планы. Оно, как правило, включает ряд этапов:
Дополнительно по мере необходимости следует вырабатывать стратегии, планы и технологии поведения по решению конкретных проблем по мере их возникновения на отдельных этапах карьеры; периодически переоценивать цели, основываясь на контроле достижений и вновь появляющейся информации о себе и внутри-и внеорганизационных возможностях. Первоначальным для любого карьерного планирования является составление личного жизненного плана. Методика составления личного жизненного плана путем самодиалога была предложена финскими специалистами в 1993 г. и в неизменном виде часто встречается в специальной литературе. Авторы выделили несколько областей жизненного плана для индивидуального осмысления их значимости (рис. 12.1), а далее предложили последовательность вопросов, на которые следует ответить (табл. 12.2) [66]. Для постановки личных конечных целей следует определить несколько моментов. 142
Рис. 12.1. Области жизненного плана Сначала определяют жизненные цели и их важность, заполняя форму:
Далее дают ответы на вопросы. 1. Когда должна осуществиться моя жизненная цель? Таблица 12.2 Оценка жизненной ситуации
143 Продолжение табл. 12.2
144 Окончание табл. 12.2
На следующем этапе формулируют частные цели и планы деятельности, способствующие достижению жизненных целей. Вариант такой формулировки представлен в табл. 12.3. Отсутствие конкретных целей — это распространенная ошибка людей, проявление пассивного отношения к своей жизни и карьере. Но чтобы эффективно делать карьеру, надо научиться самому ставить конкретные цели и добиваться их достижения или хотя Таблица 12.3 План осуществления частных целей
145 бы использовать складывающиеся ситуации в своих интересах, хотя в настоящее время в процесс индивидуального планирования карьеры все более вовлекаются организации через предоставление информации своим работникам о вакантных должностях, должностных требованиях, о рейтинге должностей, о методике оценки деловых и личностных качеств и т.п. Кроме того, специалисты разработали специальные упражнения для осознания собственных ожиданий и надежд в любые моменты времени (не только в начале карьеры), которые рекомендуется делать только самостоятельно. Они представляют собой алгоритм, действуя по которому легко визуализировать и осмыслить собственные карьерные пути и перспективы.
146 то встает вопрос, был ли человек вполне реалистичным в своих ожиданиях относительно удовлетворения, которое могут принести будущие события в области карьеры? 7. Обсуждают результаты с людьми, которым доверяют, к мнению которых прислушиваются. Непосредственное планирование деловой карьеры и составление карьерных графиков состоит из следующих шагов:
8) стараются оказаться в нужное время в нужном месте. Современный человек имеет три сферы жизнедеятельности, на которые и тратит все свое время: работу (рабочие обязанности, дающие средства к существованию), семью (домашние и бытовые обязанности) и досуг (свободное от других обязательных занятий время, занятия для души, отдых и т.д.). Каждый индивид по-своему определяет соотношение времени между этими сферами, по разному расставляет приоритеты. Достаточно часто эти приоритеты зависят от возраста и жизненного этапа. Контрольные вопросы
|
topuch.ru
Гл а в а 2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОНЯТИЯ «УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ»
Цели изучения:
рассмотрение существующих концепций управления карьерой персонала;
анализ управления карьерой с позиций системного подхода;
определение сущности понятия «управление карьерой», анализ объекта и субъектов управления и их функциональных возможностей;
рассмотрение содержания деятельности по управлению деловой карьерой.
2.1. Концепции развития и управления карьерой персонала
Изучение концепций развития карьеры персонала и работниками, и представителями работодателя имеет определенный практический интерес, так как помогает прояснить точку зрения работодателя на работников в конкретной организации (в качестве кого или чего последние выступают для первых: людей, вещей и т.п.) и, соответственно, более четко сформулировать политику организации в области управления персоналом и карьерными процессами.
Достаточно подробно эти концепции описываются (без ссылок на источники) в учебном пособии С. И.Сотниковой «Управление карьерой» [57]. Следует отметить, что перечисляемые концепции на взгляд авторов являются скорее концепциями взаимоотношений работодателей и работников (так как специальный термин «карьера» в науке появился не так давно) и в последовательном виде представляют собой эволюцию взглядов работодателя на работника как на специфическое и необходимое условие производства. Вкратце основная суть этих концепций сводится к следующему:
производственная — работодатель использует работника как любой другой предмет или средство труда, изменяет количество и качество персонала исключительно в зависимости от нужд производства, ориентируясь на многопрофильность и дешевизну рабочей силы;
продуктовая — в процессе использования рабочей силы работодатель ориентирован на повышение качества человеческого капитала (знаний, умений, навыков и т.д.) своих работников в целях сокращения издержек;
24
торговая — стимулирование использования возрастающего человеческого капитала;
традиционная маркетинговая — концепция эффективности удовлетворения желаний и предпочтений работодателя, ориентированная на прибыль (убытки) в результате соединения способности к труду с капиталом и природными ресурсами;
социальная — концепция социально-этического развития карьеры, направлена на разрешение противоречия между пожеланиями, запросами и материализуемыми социальными потребностями работника, работодателя и общества;
профориентационная — концепция поиска профессиональных талантов, согласно которой от правильности выбранной индивидом профессии выигрывают все: и сам индивид, и работодатель, и общество;
коммуникативная — основана на специфических средствах маркетинга (эффективного предложения) рабочей силы;
сервисная — предполагает ответственность работодателя за создание и развитие условий потребления рабочей силы с целью поддержания либо повышения уровня удовлетворенности конкурентоспособностью рабочей силы;
современная — предполагает подчинение всех аспектов деятельности в организации удовлетворению рыночной потребности в товарах и услугах наилучшим образом.
Еще более коротко можно сказать, что отношение работодателя к работнику и его рабочей силе эволюционировало от восприятия работника как товара (вещи), который нужно было покупать как можно дешевле и использовать до последней возможности, через понимание так называемого человеческого фактора (работник может работать значительно лучше и давать прибыли значительно больше, если относиться к нему как к человеку), осознание партнерства (при распространении акционерных форм собственности) к пониманию, что работник — необходимый, но специфический фактор производства, способный на все: от самоотверженного бесплатного труда до беспричинного террористического акта на собственном рабочем месте. В современной иностранной специальной литературе по управлению человеческими ресурсами знания, способности и умения работников организации представляют собой так называемый человеческий капитал, который совместно с социальным и организационным капиталами образует так называемый интеллектуальный капитал организации, учитываемый в финансовой отчетности западных организаций [3].
Исходя из особенностей развития экономики в XXI в. (сервиза-ция, глобализация и т.д.), следует расширить это понятие. Таким образом, под человеческим капиталом вообще следует понимать знания, способности, навыки, внешний вид и состояние здоро-
25
вья человека, которые могут приносить постоянную выгоду для него самого, его семьи, организации, государства. Особенности человеческого капитала объясняются спецификой его местонахождения — его неотделимостью от конкретной человеческой личности, безусловно юридически свободной в развитых странах. Поэтому, во-первых, собственники человеческого капитала всегда юридически свободны; во-вторых, права собственности на человеческий капитал не могут быть переданы другому лицу; в-третьих, накопление человеческого капитала связано с уменьшением свободного времени его собственника, в-четвертых, уровень накопления человеческого капитала в зависимости от инвестиций в него принципиально невозможно измерить с той же точностью, с какой измеряют физический (основной) капитал.
Измерение человеческого капитала для организации — это проблема, представляющая собой не только экономический, но и юридический интерес. Достаточно распространенное в экономически развитых странах отнесение человеческого капитала к элементам рыночной стоимости компании требует особых методик его расчета. Естественно, что их разрабатывают в первую очередь аудиторские компании (например, Arthur Andersen, Prisewaterhouse Coopers и др.). Между тем принадлежность именно человеческого, а не интеллектуального капитала конкретной фирме спорна, а фиксирование его стоимости в финансовых и бухгалтерских документах не совсем корректно. Ведь это скорее временная характеристика конкретной организации, так как носители человеческого капитала — это, в первую очередь, юридически свободные люди, вольные в своих действиях, мыслях, поступках и отношении к организации-работодателю. Таким образом, именно человеческий капитал из всех элементов интеллектуального капитала объективно наименее принадлежит организации, хотя и может являться при определенных условиях определяющим для ее рыночной стоимости фактором.
В российских компаниях такие методики расчета стоимости компании применяться в настоящий момент не могут (отсутствует законодательная основа), хотя в большинстве современных успешных российских компаний в промышленном, финансовом и торговом секторе основную ценность для бизнеса представляют именно люди со своими знаниями и умениями, т.е. человеческий капитал.
В принципе, нельзя однозначно сказать, что какая-то из перечисленных теоретических концепций неадекватна, несостоятельна или неправильна. Любая из них может быть успешно применена к одной группе работников, выделяемых по психическому, социальному, экономическому и иному признаку, и неуспешно — к другой. Ведь степень свободы современных людей и язык, на котором они говорят, объективно и субъективно различны. Именно
поэтому эффективное управление людьми всегда является искусством.
Сегодня в каждой организации существуют свои методы управления персоналом и его карьерой, которые обусловлены, по большей части, именно взглядами топ-менеджера (или собственника) на наемных работников вообще и своих подчиненных в частности. Позиция топ-менеджеров (собственников) в данном вопросе и определяет политику фирмы в области персонала и карьерных процессов. Насколько такая политика эффективна, показывают финансовые результаты работы и длительность существования организации.
2.2. Управление карьерой с позиций системного подхода
С точки зрения системы «объект—субъект управления» первоначально необходимо выделить, кто и чем управляет. Дальнейший анализ подразумевает определение конкретных действий субъектов управления, т. е. возможных способов управленческого воздействия на процесс формирования карьеры. Для этого необходимо определиться с понятиями управления, менеджмента и их функциями.
Если обобщить мнения российских специалистов на эту тему, то следует считать, что понятие «управление» (русский термин) несколько шире понятия «менеджмент» (английский термин). Такая точка зрения достаточно обоснована: действительно, в русском языке слово «управление» употребляется для характеристики специфической деятельности и человека и иных субъектов в живой и неживой природе, а также в социальной жизни, а термин «менеджмент» употребляется только в случаях описания специфической деятельности человека в социальной жизни.
С точки зрения системного подхода под управлением следует понимать непрерывное целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Воздействие осуществляется путем реализации функций управления через осуществление управленческих действий. Функции управления (менеджмента) — предмет исследования многих специалистов, количество их в различных теориях варьируется, названия видоизменяются, поэтому следует выделить самое важное.
Если управление — это специфическая деятельность, то разумно рассмотреть структуру деятельности с точки зрения человеческой психологии, которая будет представлять собой следующую последовательность:
Мотив -» Цель -> Задача -Ц Действия -» Контроль —> Результат —>
.-> Рефлексия
27
В обычной деятельности мотив для человека первичен, так как является для него внутренним побудителем к действию.
Психологическая структура управленческой деятельности выглядит иначе:
Цель -> Мотив —> Задача -4 Действия -> Контроль -» Результат -4
-> Рефлексия
Разница в том, что здесь цели деятельности заданы изначально (все организации создаются с определенной целью, а любое управление целенаправленно), а затем управляющий субъект тем или иным образом мотивирует управляемый объект на совершение определенных действий для решения поставленных задач [11].
Соответственно, можно выделить следующие основные (общие) функции, которые осуществляет любой субъект управления всегда и везде:
планирование — включает целеполагание, прогнозирование и постановку задач;
мотивация — субъекта и объекта управления как элементов внутренней и внешней среды, в том числе через маркетинг;
организация — в том числе регулирование и координация, т. е. непосредственные действия;
• контроль — сравнение желаемого и фактического результата.Рефлексия является свойством высокоорганизованных систем
и представляет собой анализ (самоанализ) субъектом управления не результата, а своих действий в ходе достижения цели.
К наиболее значимым составляющим карьеры как объекта управления относятся сам индивид (его личность и психофизиологические особенности), его карьерные цели и возможные пути их достижения, а также внешняя по отношению к индивиду среда, влияющая на него. Эта среда по степени приближенности/удаленности может позиционироваться как непосредственная (семья, организация, учебное заведение и т.д.) и опосредованная (социальный слой, этническая группа, общество, государство и т.д.).
Таким образом, карьера как объект управления представляет собой совокупность определенных качеств/характеристик индивида и объективно существующих возможностей их использования/ изменения для достижения поставленных им карьерных целей. Поэтому управляющее воздействие может быть одновременно направлено на индивида (его личность и его цели) и внешнюю среду (непосредственную и опосредованную). Субъектами управления соответственно могут выступать сам индивид, другие индивиды, организация(и), общество (социальные группы), государство.
Каждый из субъектов управления, естественно, имеет свое понимание значимости управления карьерой и карьерными процессами, которые могут рассматриваться:
28
индивидом — как основной способ формирования жизненных целей и процесс их реализации;
организацией — как способ формирования человеческого капитала оптимальным образом и оценка степени реализации потенциала отдельного работника в интересах организации;
обществом (государством) — как способ формирования устойчивого соотношения между удовлетворением встречных запросов индивидов (наемных работников), организаций и общества для обеспечения непрерывности и позитивности общественного развития, а также способ достижения вследствие этого социального согласия в обществе.
В табл. 2.1 представлены субъекты управления деловой карьерой и их функции, которые согласно современным теориям менеджмента разделены на основные (общие) и конкретные (специальные). Анализируя содержание управленческих действий субъектов управления карьерой, становится ясно, что основным субъектом управления деловой карьерой является сам работник, так как именно он сам более-менее свободно осуществляет выбор в каждой карьерной ситуации и контролирует свою карьеру. Другие субъекты управления участвуют только в создании этих ситуа-
Таблица 2.1
Субъекты управления карьерой и их функции
Субъект управления | Функция | |
общая | конкретная (управленческие действия) | |
Общество, в том числе социальная или референтная группа | Целеполагание Планирование Мотивация | Формирует образы карьерных и жизненных целей (жизненные ценности, стереотипы, верхний и нижний предел достижения для индивидов из разных социальных групп). Определяет этичность и неэтичность способов их достижения. Создает культурный фон. Вырабатывает систему оценки успешности карьеры |
Государство | Целеполагание Планирование Мотивация | Определяет легитимность карьерных и жизненных целей и способов их достижения. Формирует систему достижения карьерных целей (экономическая и социальная политика, рабочие места, система образования). Стимулирует/не стимулирует решение социальных вопросов работодателями |
29
Окончание табл. 2.1
Субъект управления | Функция | |
общая | конкретная (управленческие действия) | |
Организация | Целеполагание Планирование Мотивация Организация | Формирует карьерные пути — внутреннюю структуру профессий и должностей. Определяет внутриорганизационную систему перемещения кадров (виды, способы, критерии, ситуации). Определяет возможные способы и действия по достижению карьерных целей (организационная культура). Осуществляет реальную работу с персоналом (оценка работ, работников, кадровый потенциал, карьерные потоки, обучение, резерв и т.д.) |
Индивид | Целеполагание Планирование Мотивация Организация Регулирование Контроль | Определяет индивидуальные жизненные и карьерные цели. Определяет допустимые средства их достижения. Выбирает необходимые способы их’ достижения, в том числе виды обучения и образования. Выбирает сферу деятельности, профессию (как совокупность специальных знаний и умений) и уровень овладения ею (профессиональный, любительский). Предлагает себя на рынке труда. Выбирает конкретную организацию (место работы). Осуществляет контроль и необходимую коррекцию предпочтений (целей) и действий по их достижению |
ций, задании ограничений и формировании индивида как личности. Соответственно, в управлении деловой карьерой работника в рамках организации заинтересованы все стороны: работодатели, сами работники и государство (общество).
Для работодателя (организации) в этом случае создается возможность планируемого заполнения освобождающихся должностей в первую очередь своими, наиболее достойными и лояльными, работниками необходимой квалификации, досконально знающими все основные моменты, от которых зависит эффективность деятельности организации (проблемы, технологии работы в ней, коллектив и т.д.). Вопрос лояльности персонала в современ-
30
ных условиях следует выделить особо, он будет рассмотрен далее более подробно.
Для индивида эти процессы также имеют большое значение, в том числе для обеспечения определенной стабильности, предсказуемости, уверенности в завтрашнем дне. Кроме того, он может рассчитывать на получение работы или должностное перемещение в варианте, который ему наиболее подходит по квалификации, значимости, оплате, месту в организационной структуре. Словом, человек рассчитывает на наиболее полное удовлетворение своих социальных, экономических, административных и профессиональных интересов.
В успешном управлении деловой карьерой работников заинтересованы и государство, и общество в лице политических и общественных организаций, профессиональных союзов, ибо такой подход в первую очередь снимает многие виды социальной напряженности, четко демонстрируя перспективу и вознаграждение в конкретной организации, поощряя личностное и профессиональное развитие.
Для каждого из субъектов управления согласно системному подходу может быть построена своя модель минимакса. Для этого задаются целевая функция (что именно является наиболее важным для системы) и ограничители (те или иные ключевые показатели внешней и внутренней среды).
При построении подобной модели особое внимание следует уделить четкости формулировок при постановке целей, учитывающих гармоничное сочетание различных устремлений человека. При этом на первый план выступают одно или два целевых направления, остальные играют роль ограничителей. Например, можно в качестве основной цели поставить административное продвижение, а в качестве ограничителя рассматривать минимальный допустимый объем времени, затрачиваемого на внутрисемейные дела. В результате степень достижения поставленных целей будет характеризовать качество карьерного роста и процесса карьерного планирования, степень учета всех факторов, влияющих на карьерное развитие. Следует отметить, что для каждого человека существует свой индивидуальный набор целей и ограничителей. Один человек может стремиться в первую очередь к профессиональному мастерству, другой — к административному росту, третий — к общекультурному развитию, у одного за плечами может быть престижный университет, у другого — профессионально-техническое училище, а у третьего может вообще отсутствовать систематизированная профессиональная подготовка. Волею судеб все они окажутся вовлечены в мелкоторговый бизнес. Можно лишь на основании этих данных предсказать, кто достигнет больших успехов в этой деятельности? На взгляд авторов, исходной информации для такого прогноза крайне недостаточно.
31
2.3. Формирование карьеры и управление карьерой
Разные авторы описывают непосредственно саму карьеру как процесс различными терминами. Это и осуществление карьеры, и развитие карьеры, и формирование карьеры и т.д. Речь обычно идет о каком-то движении, должностном росте, достижении работником определенных статусно-должностных или профессиональных ступеней. Общее представление о механизме формирования карьеры заключается в том, что это устройство, благодаря которому происходит трансформация должностного и квалификационного положения. Оно непосредственно зависит от сферы деятельности, определяемой карьерными целями, средствами и действиями людей по достижению этих целей, а также объективными условиями окружающей среды [19].
Если же рассматривать карьеру как последовательность целей и процесс их достижения, то последний и будет то самое «осуществление», «развитие» или «формирование» карьеры, которое оценивается в первую очередь по уже достигнутым и структурно определенным целям (каким-либо статусам, должностям, выделенным уровням влияния и дохода и т.д.).
Таким образом, понятие «управление карьерой» несколько иное, чем «формирование карьеры» потому, что управление подразумевает целенаправленное и постоянное воздействие какого-то субъекта или субъектов управления на карьеру как объект управления. Формирование карьеры кроме целенаправленного воздействия неких субъектов подразумевает наличие неких иных факторов, не известных субъектам управления, но тем не менее оказывающих свое прямое или косвенное влияние на результат — индивидуальную карьеру конкретного индивида. Степень неопределенности окружающей среды в настоящее время настолько высока, что так называемая воля случая (т.е. неучтенные субъектами управления факторы) все более способствует тем или иным карьерным продвижениям. Соответственно, понятие «формирование карьеры» шире, чем «управление карьерой». Карьеру можно формировать, управляя ею, однако также правомерно говорить: «карьера формируется», указывая на отсутствие видимого непосредственного управления ею.
Идеальный случай совпадения понятий — когда индивид владеет любой ситуацией настолько, чтобы свести любую внешнюю неопределенность к нулю, что представляется маловероятным.
studfiles.net
Глава 19 СПЕЦИФИКА КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИН Цели изучения: 19.1. Проблемы развития карьеры женщин-менеджеров На пути продвижения женщин в сфере управления во всем мире всегда имеется ряд сложностей. В первую очередь сюда следует отнести сложившиеся в развитых странах тендерные традиции. Имеется в виду библейское «мужчина в поте лица растить хлеб, а женщина в муках рожать детей…». Многовековая человеческая история традиционно объясняла род занятий женщин определенными свойствами женской натуры (мягкость, покорность, недалекость ума и т.д.), а род занятий мужчин — специфическими свойствами мужской натуры (сила, твердость, решительность, ум и т.д.). Поэтому считается, что ряд сфер деятельности, в том числе и управленческая, являются преимущественно мужскими. Соответственно, к женщинам, которые имеют желание заниматься традиционно «мужским» занятием, будет настороженное отношение — а женщина ли это вообще (мужик в юбке и т.д.). Тем не менее история и ранее знала не мало примеров женщин, занимавшихся мужским трудом: королев и императриц (Елизавета I, Екатерина II), полководцев (Жанна д’Арк), математиков (Софья Ковалевская) и т.д. На сегодняшний день 11 из 193 стран мира возглавляют женщины. Вопрос в том, насколько эти женщины оставались женщинами в полном смысле этого слова. Несмотря на все усилия феминисток, всеобщего равноправия достичь не удалось, и женщине в своей карьере всегда придется преодолевать чье-то подсознательное предубеждение, иногда даже свое. В России такое часто происходит, предубеждение мужчин против женщин, занимающих высокие должности, сформировано не только на основе библейских заповедей, но и господствовавшего длительное время в нашем обществе убежденного неуважения к женщине вообще и к ее труду в частности. Сути проблемы это не меняет. 192 На пути современных женщин часто встает так называемая команда «стариков», т.е. мужчин, давно занимающих управленческие должности в конкретной организации, и в силу своего возраста и воспитания имеющих определенный взгляд на роли мужчин и женщин. Эта команда формируется на неформальной основе, на базе межличностных контактов и, пользуясь своими связями, старается продвигать в первоочередном порядке своих протеже, естественно, мужского пола. Поэтому мужчины в первую очередь обеспечиваются новостями о вакантных должностях и возможностях продвижения. В принципе, высшие менеджеры многих фирм признают необходимость создания такой обстановки в сфере должностного продвижения, когда и мужчины и женщины имеют равные условия для административного роста. В ряде стран мира законодательно установлена доля управленческих должностей, которые должны занимать женщины. При организации подготовки управленцев необходимость создания равных возможностей продвижения всем группам работающих, в том числе и женщинам, является обязательной составляющей всех учебных программ. Однако сильны и традиции. До сих пор существуют убеждения, что женщина в силу черт своего характера не может быть хорошим управленцем, что она излишне эмоциональна, ее поведение не всегда логично, мышление не всегда последовательно и т. д. Подобные утверждения часто характерны для мужских команд «стариков». При этом у значительной части работников-мужчин складывается впечатление, что равные возможности в продвижении для всех снижают вероятность их собственного должностного роста. Но с течением времени положение начинает меняться. С приходом в управленческую элиту молодежи отношение к продвижению женщин становится более терпимым, а деловая карьера женщин — более естественной (опирающейся исключительно на деловые качества). Этому способствует также и работа женских организаций, отстаивающих свои права, и экономическое поведение молодых женщин, грамотных специалистов с хорошим образованием, вступающих в брак не девочками сразу после школьной скамьи, а женщинами в расцвете карьеры, с прочным материальным положением. 19.2. Организационные моменты карьеры женщин-менеджеров При организации подготовки женщин на управленческие должности необходимо учитывать специфику этого процесса. В частности, при формировании целей такой подготовки учитывают несколько моментов. 193
Специфика использования женщин на должностях менеджеров хорошо показана в табл. 19.1, составленной с определенной долей юмора. Можно сказать, что эти принципы: «Думай, как мужчина», «Действуй, как леди» и «Работай, как собака», как нельзя лучше 194 Таблица 19.1 Несколько рекомендаций для женщин-менеджеров [19]
описывают специфику женской карьеры. Таким образом, для успешной карьеры женщина должна делать работу очень хорошо (так же или лучше мужчин), мыслить так же, как коллеги мужчины (для рабочего взаимопонимания), но не забывать о своей женской сути (выглядеть как женщина и действовать женскими методами). 195 Контрольные вопросы
ПРАКТИКУМ ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ УПРАВЛЕНИЮ КАРЬЕРОЙ В практикуме представлены тесты для проведения самооценки и определения профессиональной ориентации и основных карьерных ценностей. Наилучшие результаты получаются при комплексных исследованиях. Если в нескольких однонаправленных специальных тестах результаты совпадают, то они вполне достоверны. Рекомендуем использовать дополнительную специальную литературу по тестированию. Самооценка Оценка темперамента Методика. Опросник Я. Стреляу (источник: Елисеев О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности / О. П. Елисеев. — Псков, 1994). Инструкция. На поставленные вопросы отвечают «да», «нет» или «не знаю».
197
198
!
198
199
200
120. Владеете ли вы своей мимикой (гримасы, иронические усмешки и т.п.)?
201
134. Охотно ли вы выполняете общественную работу? |
topuch.ru
1.2. Суть категории «карьера» Необходимо сказать, что вопросы изучения карьеры в специальной литературе рассматриваются лишь в плане трудовой деятельности (по найму) в какой-либо организации, чаще всего коммерческой или государственной. Иная карьера — в семье, домашнем хозяйстве, в организациях социального регулирования (общественных, благотворительных), ее соизмеримость с традиционной карьерой в работе по найму — явление относительно новое как в науке, так и в жизни. Между тем такая постановка вопроса по мнению авторов имеет безусловное право на существование. Например, с давних пор эффективное ведение домашнего хозяйства требовало определенных специальных знаний. Ведь семья как социальный институт выполняет в обществе определенные функции (репродуктивную, воспитательную, экономическую, рекреативную и т.д.). При этом члены семьи осуществляют определенную общественно полезную деятельность, которую общество может оценить и признать, для чего они должны быть соответствующим образом подготовлены. Члены семьи имеют в ее рамках неограниченные возможности для совершенствования собственных знаний, умений и результатов труда, т. е. карьерного роста в общепринятом понимании. Рассмотрим сущность карьеры подробнее. Разные авторы имеют различные точки зрения на определение сущности карьеры. В толковом словаре СИ. Ожегова это слово трактуется следующим образом: род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения [49]. Д. М. Иванцевич и А. А. Лобанов в одной из первых публикаций по карьерным вопросам в России утверждают, что карьера — это индивидуально осознанная последовательность изменений во взглядах, позиции и поведении, связанных с опытом работы и деятельности в течение трудовой жизни [19]. Другие российские специалисты под карьерой понимают:
10 должностей, квалификации, статусов, вознаграждения и фиксируемый в определенной последовательности занимаемых на этих ступенях позиций, или развитие человека и освоение им социального (организационного) пространства [15]. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. Чаще употреблялись такие термины, как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная деятельность», «профессиональное самоопределение». В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности карьера рассматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведение, связанные с опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни [49]. Еще больший разнобой в категорийных определениях в этой сфере наблюдается в зарубежных публикациях. Первоначально термин «карьера» произошел от латинского слова «саггага», что означало «дорога» или «путь». Французское слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности [49]. Оксфордский словарь по социологии Г. Маршала определяет карьеру как роли, через которые проходит индивид за период трудовой жизни, приобретая возрастающий престиж и другие знаки уважения; хотя и не исключаются падения в должностной иерархии, связанные с социальной мобильностью [91]. Другие зарубежные специалисты понимают карьеру как последовательность должностей, через которые проходит работник у одного нанимателя [87]; цепочку должностей, характеризующих продвижение работника [93]; последовательность отдельных, но взаимосвязанных должностей, которые обеспечивают непрерывность, порядок и смысл индивидуальной жизни [90]. Как видим, определения сильно отличаются друг от друга. Такие разночтения возникли из-за того, что при анализе сути категории «карьера» недостаточно используются принципы системного подхода, не прослеживается суть этой категории и ее взаимосвязь с другими социально-экономическими процессами, проходящими в среде работников. Попробуем с этим разобраться. Говоря о сути категории «карьера» по мнению авторов следует обязательно учитывать несколько исходных моментов: а) полноценная карьера имеет внутреннюю (личностное раз б) социальное пространство многомерно и имеет несколько 11 деятельности: профессиональный, должностной, статусный, монетарный (экономический, финансовый), духовный и т.д.; в) применительно к любой сфере жизнедеятельности перед г) человек прилагает определенные усилия по достижению этих Таким образом, карьера — это индивидуально осознанная, обусловленная изменяемыми в течение жизни взглядами, позициями, поведением и опытом, последовательность целей личностного развития, структурированных в духовном, профессиональном, статусном или экономическом плане, и процесс достижения этих целей в результате трудовой деятельности. Совершенно необязательно, что человек сразу ставит перед собой все цели, которые он потом достигает в течение жизни. Обычно люди корректируют и уточняют свои устремления (цели) по мере изменения ситуаций, внешних условий,-опыта и т.д. Поэтому мы говорим именно об изменяемой (тем или иным образом) последовательности целей и процессе их достижения. Пространственная модель карьеры — это так называемый карьерный путь (карьерная линия, кривая и т.д.), т.е. выраженная в реальных достижениях (или предлагаемых к достижению) последовательность занимания человеком тех или иных конкретных позиций в социальном пространстве. Эти конкретные позиции (ступени) чаще всего и представляют собой наиболее распространенный вариант определения карьерных целей. Для этого в каждой системе координат (профессиональной, должностной, статусной, монетарной (экономической, финансовой), духовной и т.д.) следует выделить необходимые ступени, которые можно называть структурно-статусными. Чаще и лучше всего эти ступени определяются названиями должностей. Например, в рамках одной организации это ученик слесаря, слесарь, бригадир, мастер, начальник цеха, главный инженер, директор завода или налоговый инспектор, старший налоговый инспектор, руководитель отдела. В профессиональном плане можно выделить такие ступени, как ученик, подмастерье, мастер. В монетарном плане это, естественно, размер личного дохода или капитала, его структура или размер контролируемого бизнеса. Определенную сложность представляет необходимость структурировать в целях анализа ступени иных векторов карьерного развития. Можно сказать только то, что качество структурирования того или иного вектора и конкретность описания тех или иных ступеней зависят в первую очередь от предпочтений того лица, которое делает карьеру (т. е. ставит себе цели) или оценивает чью- 12 либо карьеру (т. е. сравнивает чьи-то реальные достижения со своей системой координат). Достаточно трудно одним словом определить того человека, который делает карьеру. К сожалению, слово «карьерист» еще долго будет носить определенный негативный оценочный оттенок — человек, ради карьеры готовый на все. В современном мире люди все более стараются планировать свою жизнь по мере возможностей. При этом они стремятся реализовать себя в той или иной деятельности. Люди стали более способны к радикальным изменениям в образе жизни, поэтому практически все стали в хорошем смысле карьеристами. В связи с этим удобно ввести термин «носитель карьеры» — человек, способный делать карьеру в любой сфере деятельности. 1.3. Виды карьеры Анализ литературы, затрагивающей вопросы карьеры, показывает, что достаточно часто в обиходе употребляются термины, описывающие совершенно конкретные виды карьеры, например политическая, научная карьера и т.д. Одновременно встречаются термины, описывающие ту или иную техническую характеристику карьерного процесса, — затухающая карьера, мимолетная карьера [57], успешная карьера и т.д. Приведенная в табл. 1.1 классификация включает практически все встречающиеся в специальной литературе и бытовом понимании виды карьеры, а также те ее виды, которые авторы считают необходимым выделить. Соответственно, одна и та же карьера одного индивида, например, может быть одновременно профессиональной, внутри- Таблица 1.1 Классификация карьеры
13 Продолжение табл. 1.1
14 Окончание табл. 1.1
организационной, успешной, горизонтальной, типичной и неэтичной. Иначе говоря, один человек может одновременно делать карьеру по восходящей в профессиональном (совершенствуясь как актер), общественном (имея определенный авторитет среди населения как популярный актер), образовательном или научном (получая ученую степень по искусствоведению), духовном (будучи учеником далай-ламы) плане и т.д. 1.4. Деловая карьера и ее виды В специальной литературе в силу узости вопросов, рассматриваемых авторами, карьера вообще рассматривается чаще всего именно как деловая, административная, профессиональная и внут-риорганизационная. Соответственно, каждый из авторов имеет в виду нечто свое, но тем не менее общая схожесть понятий присутствует. Все эти термины характеризуют те области деятельности и индивидуальные цели, в рамках которых формируется деловая карьера конкретного индивида. Смысл термина «деловая карьера» опирается на семантику слова «дело», означающего, прежде всего, некое занятие (трудовую деятельность), дающее конкретному человеку средства к существованию. Таким образом, деловая карьера представляет собой карьеру в любой сфере человеческой деятельности в случае использования человеком своего труда как источника необходимого дохода. Сформулируем это точнее. Деловая карьера — это индивидуально осознанная, обусловленная изменяемыми в течение жизни взглядами, позициями, поведением и опытом последовательность целей личностного развития, структурированных в должностном, профессиональном, статусном или монетарном плане, и процесс достижения этих целей в результате трудовой деятельности, используемой для получения дохода. 15 Типология деловой карьеры должна проводиться прежде всего по тем критериям, которые являются основными для анализа системы «работник—работодатель». Поэтому в силу различных функций работников управления и остальных работников, а также предпринимателей, как совмещающих обе эти ипостаси в одном лице, выделяют несколько классификаций деловой карьеры. 1. По месту в системе управленческих отношений:
Возможен переход из менеджерской в предпринимательскую карьеру и т.д. 2. По направленности вектора карьерного развития:
3. По видам карьерного развития:
4. По степени достижения целей:
5. По степени реализации:
6. По количеству организаций:
7. По техническим характеристикам процесса:
Рассмотрим более подробно основные виды деловой карьеры. Профессиональная карьера (не связанная с управлением другими работниками). Данный вид деловой карьеры характеризуется в первую очередь расширением набора специальных знаний и умений, ростом профессионализма, профессионального мастерства, достижения высот искусства в избранной профессии. Любой работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, освоение профессии на среднем уровне, профессиональный рост, мастерство, потеря профессиональных качеств. Понятно, что время на- 16 хождения на каждой стадии индивидуально. Каждая стадия характеризуется определенным уровнем сложности, ответственности, объема деятельности, статусного изменения, материального и морального вознаграждения. Эти стадии конкретный работник может последовательно пройти самостоятельно (при самозанятости) либо в одной или разных организациях. Можно сказать, что профессиональная карьера была и остается наиболее распространенным видом карьеры. Хотя и не все достигают высот искусства в избранной профессии, но последовательно проходят указанные стадии. Последняя стадия — потеря профессиональных качеств — не является обязательной, так как человек может умереть внезапно в расцвете сил и т.д. Более того, потеря профессиональных качеств может быть частичной: человек уже не может делать сам, но способен научить других, т. е. перейти на принципиально новую позицию в социальном пространстве, не изменяя свою профессию. Учитывая современные тенденции, основная проблема профессиональной карьеры — это противоречие между необходимостью работника по мере роста профессионализма все более углублять и, соответственно, сужать область своих специальных знаний и отсутствием гарантии того, что в силу непрерывности научно-технического прогресса в любой момент времени будет востребована именно эта, а не другая область профессиональных знаний. Таким образом, профессиональная карьера может иметь несколько объективно существующих ограничений:
Существует и несколько иная типология, когда выделяют только профессиональную и должностную карьеру. Имеется в виду карьерное развитие личности — это или рост работника как профессионала, или его исключительно должностной рост, который совершенно необязательно может сопровождаться профессиональным ростом. Иногда термин «должностная карьера» употребляют в смысле «служебная карьера», т.е. продвижение именно по службе. Службой традиционно считаются определенные виды управленческого и умственного труда («белые воротнички» — клерки, государственные служащие и т.д.). |
topuch.ru